Программные мероприятия (приложение № 1) направлены на реализацию задач по каждому из направлений программы.
В сфере обеспечения доступности жилья:
мониторинг социально-экономических условий в сфере обеспечения жильем;
развитие и совершенствование системы ипотечного жилищного кредитования в области;
разработка и совершенствование финансовых механизмов предоставления субсидий населению на строительство (приобретение) жилья.
Ипотечное жилищное кредитование населения является главным направлением государственной поддержки населения в сфере жилищного строительства. Оно осуществляется в соответствии с существующим федеральным законодательством и Законом Саратовской области «Об ипотечном жилищном кредитовании».
В целях дальнейшего создания на всей территории области эффективно работающей системы ипотечного жилищного кредитования как системы улучшения жилищных условий населения за счет собственных средств граждан, целевых адресных субсидий и долгосрочных ипотечных займов (кредитов), на финансирование программы планируется выделение средств из областного бюджета, направляемых:
на создание регионального оператора системы ипотечного жилищного кредитования и формирование его уставного капитала;
на создание фондов жилья временного поселения в объеме не менее 0,5 процента от ежегодного объема рефинансирования кредитных ресурсов;
на субсидирование процентной ставки по выданным кредитам участникам областных целевых программ.
Право граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение субсидии для строительства (приобретения) жилья определено Законом Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области». Механизмы предоставления безвозмездной финансовой помощи установлены в Положении о порядке предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилья гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденном постановлением Правительства Саратовской области от 5 мая 2003 года № 45-П.
Для реализации механизмов предоставления субсидий за счет средств органов местного самоуправления области и предоставления займов (кредитов) за счет средств предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности необходима организационно-правовая работа, включающая в себя:
разработку и принятие представительными органами местного самоуправления муниципальных программ (положений) о порядке предоставления субсидий населению на строительство (приобретение) жилья;
разработку и принятие органами управления предприятий и организаций области программ (положений) о порядке предоставления займов (кредитов) работникам на строительство (приобретение) жилья;
сбор и анализ заявлений граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение субсидий и кредитов для строительства (приобретения) жилья.
Управление ресурсами для предоставления субсидий осуществляется экономическими рычагами - установлением на каждом этапе реализации предельно допустимых соотношений между размером субсидии и стоимостью жилья, определенной по социальным стандартам действующим порядком.
В сфере строительства жилья:
подготовка и организация строительства социально доступного жилья и объектов социальной и инженерной инфраструктуры;
ежегодное увеличение объемов жилищного строительства и доведение в 2010 году показателя ввода жилья не менее 0,35 кв.м на одного человека в год, а к 2015 году достижение показателя ввода жилья 1 кв.м на одного жителя области;
создание благоприятных условий для привлечения внебюджетных инвестиций и кредитных ресурсов в строительство;
выделение земельных участков под застройку в соответствии с генеральными планами развития территорий и проведения экологической экспертизы.
В сфере государственных обязательств перед отдельными категориями граждан:
систематизация государственных обязательств перед отдельными категориями граждан, имеющих льготы по обеспечению жильем в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Саратовской области;
создание финансовых механизмов предоставления жилья по договорам социального найма, а также субсидий на строительство (приобретение) жилья отдельным категориям граждан за счет бюджетных средств.
Возможность получения субсидии на строительство жилья и возможность получения ипотечного займа (кредита) оживляют покупательский спрос на рынке жилья и привлекают в строительство новые инвестиции, которые в свою очередь генерируют прибыль и дополнительные налоги. Поскольку эти налоговые поступления в бюджеты всех уровней являются дополнительными и причинно связаны с привлеченными средствами, то объем бюджетных ресурсов, направленный на выдачу субсидий и займов (кредитов), соизмерим с дополнительными налоговыми поступлениями. Такой подход к решению жилищной проблемы позволяет объединить на территории Саратовской области действующие федеральные целевые программы (подпрограммы), областные программы и нормативные акты по обеспечению жильем отдельных категорий граждан: военнослужащих, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, переселенцев из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вынужденных переселенцев, участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, детей-сирот, реабилитированных лиц, работников правоохранительных и судебных органов, участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и боевых действий, молодых семей и населения сельской местности.