РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
Саратовской области
О предоставлении жилья в Саратовской области
(с изменениями на 22 декабря 2004 года)
______________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Саратовской области от 28.04.2005 N 39-ЗСО
______________________________________________
принят Саратовской областной Думой
19 февраля 1997 года
____________________________________________________________________
В тексте Закона учтены изменения и дополнения, внесенные:
Законом Саратовской области от 30.11.1998 № 59-ЗСО,
Законом Саратовской области от 31.01.2000 № 15-ЗСО,
Законом Саратовской области от 23.07.2003 № 49-ЗСО,
Законом Саратовской области от 23.07.2003 № 50-ЗСО,
Законом Саратовской области от 19.12.2003 № 83-ЗСО,
Законом Саратовской области от 27.04.2004 N 20-ЗСО,
Законом Саратовской области от 22.12.2004 N 74-ЗСО.
____________________________________________________________________
Социальная норма площади жилья - это размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсации (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг. Эта норма эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, уменьшать которую запрещается.
Нуждающимися в получении жилья являются граждане, не имеющие в пользовании жилища, а также имеющие жилое помещение, но нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Фондораспорядитель - это соответствующий орган, наделенный правами принимать решения о постановке граждан на учет и предоставлении им жилья: в домах муниципального жилищного фонда орган местного самоуправления; в домах государственного и общественного жилищных фондов - совместное решение органа юридического лица (руководитель предприятия, учреждения, организации, а в общественном фонде - правление) и профсоюзного комитета или иного органа общественной самодеятельности трудового коллектива.
Наймодатель - это жилищно-эксплуатационная организация, предоставляющая жилое помещение владельцу ордера и заключающая с ним договор на условиях найма. При отсутствии на предприятии жилищно-эксплуатационной организации наймодателем выступает само предприятие.
Наниматель - это гражданин, на имя которого выдан ордер и с кем наймодатель заключает договор.
Статья 2. Действие настоящего Закона в пространстве и по кругу лиц
Настоящий Закон устанавливает единые по Саратовской области порядок учета нуждающихся в получении жилья и условия предоставления жилья в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов на условиях найма и аренды, обязательные для исполнения всеми органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями, расположенными на территории области.
Статья 3. Обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления в жилищной сфере
Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления обеспечивают:
- порядок учета жилья в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов;
- условия и порядок принятия граждан на учет, распределения и предоставления им жилых помещений по договорам найма или купли-продажи;
- доступность для населения условий найма жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья и осуществимость получения конкретных коммунальных услуг, а также возможность кредитной поддержки граждан и предоставления налоговых льгот при строительстве, приобретении жилья;
- жилищное строительство за счет государственных и местных бюджетов для предоставления жилья гражданам на условиях найма, купли-продажи, в том числе с учетом льгот, предусмотренных жилищным законодательством для отдельных категорий граждан;
- предоставление, продажу в установленном земельным законодательством порядке земельных участков застройщикам для жилищного строительства на территориях, определенных градостроительной документацией;
- содержание и развитие объектов инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, обслуживающих жилищную сферу;
- возможность получения налоговых и финансово-кредитных льгот предприятиями, учреждениями, организациями, предпринимателями, осуществляющими строительство, содержание, ремонт жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства;
- поддержку банкам, предоставляющим льготные кредиты для жилищного строительства;
- правовое регулирование деятельности субъектов в жилищной сфере (нанимателей и наймодателей, арендаторов и арендодателей, собственников недвижимости в жилищной сфере);
- контроль за исполнением жилищного законодательства;
- право граждан, юридических лиц в домах всех форм собственности участвовать в управлении жилищным фондом по месту жительства с целью защиты своих прав в выборе эксплуатационных и ремонтных организаций.
Представительные органы местного самоуправления, исходя из соотношения на территории муниципального образования количества граждан, включенных в отдельные списки, и количества граждан, стоящих в общем списке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяют количество жилой площади, выделяемой для предоставления помимо общей очереди для категорий нуждающихся, перечисленных в статьях 36 и 37 настоящего Закона, и пользующихся правом внеочередного и первоочередного получения жилых помещений.
Количество жилой площади, выделяемой для этих целей, не может превышать 40 процентов от общего количества распределяемой жилой площади.
Статья 4. Способы удовлетворения жилищных потребностей граждан
На условиях найма предоставляются жилые помещения в жилищном фонде социального использования в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в соответствии с размером общей площади жилья, установленной статьей 44 настоящего Закона. По договорам купли продажи гражданам передаются жилища в домах названных жилищных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Саратовской области (статья с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 19.12.2003 № 83-ЗСО, см. предыдущую редакцию).
Статья 5. Права членов ЖСК (ЖК) и граждан-собственников жилых помещений на улучшение жилищных условий
Нуждающиеся в предоставлении жилья члены жилищных и жилищно-строительных кооперативов, граждане, имеющие жилые дома (жилые помещения) на праве собственности, и члены их семей, проживающие в этих жилых помещениях, обеспечиваются жильем на общих основаниях в соответствии с настоящим Законом.
Статья 6. Общественный контроль за учетом и предоставлением жилья
Учет граждан, нуждающихся в жилье, установление очередности на его получение, а также предоставление жилого помещения на условиях найма осуществляется под общественным контролем и с соблюдением гласности.
Статья 7. Комиссии по жилищным вопросам при органах местного самоуправления
При органах местного самоуправления создаются общественные комиссии по жилищным вопросам в составе: заместителя Главы администрации муниципального образования (председатель комиссии), представителя совета профессиональных союзов (заместитель председателя комиссии), депутатов представительных органов местного самоуправления, представителей трудовых коллективов, общественных объединений, работников жилищных организаций, обслуживающих жилищный фонд.
Положение о комиссии, ее состав и порядок работы утверждаются Главой органа местного самоуправления.
Статья 8. Жилищно-бытовые комиссии на предприятиях, в учреждениях, организациях
На государственных, муниципальных предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях вопросы принятия граждан на учет, определения очередности предоставления им жилых помещений подготавливаются жилищно-бытовыми комиссиями.
Положение о комиссии, ее состав и порядок работы определяются и утверждаются органом юридического лица и профсоюзным комитетом или иным органом общественной самодеятельности трудового коллектива.
Статья 9. Ответственность должностных лиц за нарушение настоящего Закона
Должностные лица, виновные в нарушении порядка постановки на учет граждан, нуждающихся в жилье, снятия с учета, предоставления жилых помещений, в отказе выдачи ордера, а также несоблюдении установленных сроков заселения жилых домов и жилых помещений, несут предусмотренную законодательством ответственность.
Статья 10. Основания признания граждан нуждающимися в получении жилья и в улучшении жилищных условий
(наименование статьи с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 23.07.2003 № 50-ЗСО, см. предыдущую редакцию)
Нуждающимися в получении жилья на условиях найма признаются граждане:
1) лишившиеся жилья вследствие стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, вынужденные переселенцы;
2) имеющие обеспеченность общей площадью на одного члена семьи 10 и менее квадратных метров;
3) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным, техническим и экологическим требованиям, признанном решением органа местного самоуправления непригодным для проживания и подтвержденным соответствующим специализированным учреждением (жилищно-коммунального хозяйства, санэпидстанцией, бюро технической инвентаризации) или актом межведомственной комиссии, назначенной Главой органа местного самоуправления;
4) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, совместное проживание с которыми (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно;
5) проживающие в одной или смежных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений (независимо от размера площади жилья);
6) проживающие не менее трех лет на условиях поднайма жилого помещения в домах государственного, муниципального или общественного жилищных фондов, либо найма в домах жилищных или жилищно-строительных кооперативов или в домах (квартирах), принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющие другой жилой площади;
7) проживающие не менее трех лет в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в общежитии в связи с обучением;
8) проживающие в служебных жилых помещениях по специальному ордеру временно в связи с особыми условиями их трудовых отношений по месту работы.
Право на бесплатное получение внаем жилых помещений социального использования имеют граждане, категории которых перечислены в статьях 36, 37 и 38 настоящего Закона, а также лица, имеющие в расчете на каждого члена семьи доходы ниже уровня, установленного Правительством Российской Федерации и Правительством Саратовской области.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий с правом получения субсидий за счет средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилья могут быть признаны граждане, обеспеченные общей площадью на одного члена семьи 13,5 и менее квадратных метров и желающие принять долевое участие за счет собственных средств (часть дополнительно включена Законом Саратовской области от 23.07.2003 № 50-ЗСО).
Порядок предоставления субсидий и долевого участия граждан устанавливается Правительством Саратовской области (часть дополнительно включена Законом Саратовской области от 23.07.2003 № 50-ЗСО).
Статья 11. Льготы отдельным категориям граждан
Для инвалидов и участников Великой Отечественной войны или боевых действий на территориях других государств, инвалидов локальных военных конфликтов, для лиц, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечень которых определяется федеральным законодательством, а также для лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и ставших инвалидами в связи с этим, основанием признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий является проживание в одной квартире, заселенной двумя или более семьями или в квартире без коммунальных удобств, независимо от размера занимаемой площади в соответствии с действующим законодательством.
Статья 12. Замена жилья с учетом состояния здоровья жильцов
В исключительных случаях для замены жилья могут быть приняты на учет граждане, проживающие на третьем этаже и выше в домах без лифта, состояние здоровья которых, согласно заключению учреждений, указанных в пункте 4 статьи 10 настоящего Закона, создает для них значительные трудности в пользовании имеющимся у них жильем (отсутствие или атрофирование нижних конечностей, тяжелая форма астматического заболевания и др.).
Статья 13. Права трудовых коллективов устанавливать дополнительные основания для получения жилья
По решению трудовых коллективов государственных, муниципальных и общественных предприятий, учреждений, организаций в коллективных договорах могут предусматриваться дополнительные льготные основания для принятия на учет и получения жилья.
Статья 14. Последствия преднамеренного ухудшения жилищных условий
Граждане, преднамеренно ухудшившие свои жилищные условия в результате его порчи или разрушения, обмена или раздела жилого помещения, вселения в помещение других лиц (кроме супруга, несовершеннолетних детей и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нуждающихся в уходе родителей), переселения в общежитие либо на жилую площадь на условиях найма, принадлежащую гражданину на праве собственности или члену кооператива, либо на условиях поднайма, а также вследствие отчуждения пригодного для проживания жилища, принадлежащего ему на праве собственности, принимаются на учет для предоставления жилья не ранее чем через пять лет со дня преднамеренного ухудшения жилищных условий. Преднамеренность ухудшения жилищных условий определяют комиссии, указанные в статьях 7 и 8 настоящего Закона.
На учет для получения жилых помещений внаем принимаются граждане, постоянно проживающие в данном населенном пункте и имеющие соответствующие основания для признания их нуждающимися в получении жилья, перечисленные в статьях 10 и 11 настоящего Закона.
Статья 16. Принятие на учет граждан не по месту их постоянного жительства
В случаях и в порядке, установленных жилищным законодательством, граждане могут быть приняты на учет не по месту их постоянного жительства. Так, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в получении жилья или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов.
В коллективном договоре могут предусматриваться случаи, когда в порядке исключения на учет по месту работы могут приниматься рабочие и служащие, добросовестно работающие на государственных, муниципальных и общественных предприятиях, проживающие в другом близлежащем населенном пункте, нуждающиеся в получении жилья.
Статья 17. Принятие на учет граждан по месту жительства
Учет граждан, нуждающихся в получении жилья, по месту жительства осуществляется в органах местного самоуправления отделами по учету и распределению жилой площади, а где их нет лицом, специально назначенным органом местного самоуправления .
Статья 18. Принятие на учет граждан по месту работы
Учет нуждающихся в предоставлении жилья граждан, работающих на государственных и муниципальных предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных организациях (объединениях), имеющих жилищный фонд и (или) ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы лицами, специально назначенными руководством предприятий по согласованию с профсоюзными комитетами или иными органами общественной самодеятельности трудового коллектива. Наравне с ними на учет принимаются граждане, оставившие работу в связи с уходом на пенсию, если об этом указано в коллективном договоре.