ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2004 года № 54-П
О проекте областной целевой программы
«Строительство жилья на 2004-2010 годы и на период до 2015 года»
___________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
от 27.09.2004 N 214-П.
___________________________
В целях увеличения темпов жилищного строительства в Саратовской области Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемый проект областной целевой программы «Строительство жилья на 2004-2010 годы и на период до 2015 года» и внести его в установленном порядке на рассмотрение Саратовской областной Думы.
2. Предложить Саратовской областной Думе рассмотреть вопрос об отнесении областной целевой программы «Строительство жилья для работников бюджетной сферы» на 2002-2005 годы, утвержденной постановлением Саратовской областной Думы от 20 февраля 2002 года № 64-2676, областной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Саратовской областной Думы от 13 ноября 2002 года № 3-73, областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2003-2010 годы, утвержденной постановлением Саратовской областной Думы от 27 декабря 2002 года № 5-164, к подпрограммам вышеуказанной программы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства, председателя комитета промышленности, науки и технологий области Лисовского С.М.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
Д.Ф.Аяцков
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 4 марта 2004 года № 54-П
Наименование программы | Областная целевая программа «Строительство жилья на 2004-2010 годы и на период до 2015 года» (далее - программа) |
Основание к разработке программы | Решение собрания актива Саратовской области «Итоги социально-экономического развития Саратовской области за 2003 год и задачи на 2004 год» от 3 1 января 2004 года |
Государственный заказчик | Комитет по строительству и стройиндустрии области |
Основные разработчики программы | Комитет по строительству и стройиндустрии области, министерство экономики и инвестиций области, министерство финансов области |
Цели и задачи программы, важнейшие оценочные показатели | Основная цель программы - комплексное решение проблем жилищной политики в Саратовской области, позволяющее повысить уровень доступности жилья для жителей области. Основными задачами являются: |
Сроки и этапы реализации программы | 1-й этап - 2004-2010 годы; |
Исполнители основных мероприятий | Комитет по строительству и стройиндустрии области, органы местного самоуправления области (по согласованию) |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий | Областная целевая программа «Строительство жилья для работников бюджетной сферы» на 2002-2005 годы, утвержденная постановлением Саратовской областной думы от 20 февраля 2002 года № 64-2676; |
Объемы и источники финансирования | В ходе реализации программы планируется построить 14 млн кв.м общей площади жилья. Общий объем финансирования программы составляет 229,6 млрд. рублей, из них бюджетные средства - 25,2 млрд. рублей (11 процентов), в том числе: средства областного бюджета - 9,9 млрд. руб.; прогнозно: |
Финансирование | Областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей» на 2003-2010 годы - 6141 млн. руб.; |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Реализация программы должна обеспечить: |
Система организации контроля за исполнением программы | Координирует и контролирует исполнение программы министерство экономики и инвестиций области |
Программа разработана с учетом требований государственной жилищной политики, закрепленной в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675.
Сокращающиеся за период реформ в 1990-2001 годах бюджетные ассигнования на строительство привели к значительному снижению бесплатно предоставляемого очередникам жилья, в связи с чем в жилищной сфере обозначились существенные проблемы.
Низкие показатели доступности жилья являются следствием недостаточности государственной поддержки. Время ожидания в очереди на получение жилья в Саратовской области составляет более 20 лет.
Уровень доходов граждан при существующих ценах на рынке недвижимости не позволяет им приобрести жилье исключительно за счет собственных средств. Эти обстоятельства предопределяют другую грань жилищной проблемы: недостаточная платежеспособность населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления создают условия для жилищного строительства, а средства местных бюджетов направляются на обеспечение жильем малоимущих граждан. Но большинство муниципальных образований области являются дотационными, в связи с чем они не имеют возможности самостоятельно решить проблему обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. И это финансовая составляющая жилищной проблемы: необеспеченность и недостаточность средств местных бюджетов для финансирования жилищных программ.
В Саратовской области наблюдается ухудшение демографической ситуации, характеризуемое сокращением численности и старением населения вследствие его естественной убыли. По прогнозу, естественные потери, обусловленные низким уровнем рождаемости и высокой смертностью, составят 128,6 тыс. человек за 2004-2010 годы и к 2015 году численность населения составит 2,5 млн. человек. По результатам пилотного исследования репродуктивных установок населения, проведенного министерством труда и социального развития области в 2003 году, установлена связь между качеством жилья и планированием рождения второго ребенка.
Некоторые категории граждан, в их числе малообеспеченные слои населения, многодетные семьи, неполные семьи, инвалиды труда, детства, незаконно репрессированные лица и другие категории граждан, имеющие льготы на первоочередное предоставление жилья, не обеспечены правами участников действующих жилищных программ.
Эти проблемы носят межотраслевой и межведомственный характер. Комплексное решение этих проблем окажет положительное влияние на социальное благополучие в обществе, общее экономическое развитие области в целом и рост производства стройиндустрии в частности.
За период 2002-2003 годов в Саратовской области были приняты областные целевые программы и нормативные акты по вопросу обеспечения жильем работников бюджетной сферы, молодых семей, детей-сирот, работников сельской местности и граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде. Необходимость объединения жилищных целевых программ, комплексного подхода к совершенствованию жилищного законодательства, решения проблем стройиндустрии области создало предпосылки создания данной программы.
Основной целью программы является комплексное решение проблемы обеспечения доступности жилья для граждан, комфортные условия проживания в нем.
Для достижения этой цели в рамках программы должны быть решены следующие задачи:
в области обеспечения доступности жилья - развитие эффективного рынка и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также поддержка малоимущих граждан в улучшении жилищных условий за счет средств местных бюджетов в пределах установленных социальных стандартов;
в области жилищного строительства - обеспечение высоких темпов жилищного строительства и реконструкции жилья, позволяющих достичь ежегодного ввода жилья более 600 тыс. кв.м жилья с ежегодным приростом не менее пяти процентов и достижением в 2010 году показателя ввода жилья не менее 0,35 кв.м на 1 человека в год, а к 2015 году достигнуть показателя ввода жилья 1 кв.м на одного жителя области;
в части выполнения текущих обязательств государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан:
а) предоставление жилья на условиях договоров социального найма для малоимущих граждан;
б) для граждан с достаточной платежеспособностью, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление субсидий и долгосрочных займов (кредитов) на строительство (приобретение) жилья;
в) для граждан с достаточной платежеспособностью, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, содействие развитию рынка жилья и рыночных финансовых механизмов, формирующих условия доступности приобретения жилья на рынке, в том числе за счет предоставления долгосрочных займов (кредитов) на строительство (приобретение) жилья.
Мероприятия программы будут выполняться поэтапно:
на первом этапе (2004-2010 годы) будет осуществляться:
внедрение в практику финансовых механизмов программы;
реализация федеральных и областных программ и подпрограмм
в сфере строительства жилья, а также обеспечения жильем отдельных
категорий населения области;
совершенствование нормативно-правовой базы в строительной отрасли и жилищном законодательстве;
на втором этапе (2010-2015 годы) намечается широкомасштабное внедрение организационных, финансовых и экономических механизмов реализации программных мероприятий по всем направлениям.
Программные мероприятия (приложение № 1) направлены на реализацию задач по каждому из направлений программы.
В сфере обеспечения доступности жилья:
мониторинг социально-экономических условий в сфере обеспечения жильем;
развитие и совершенствование системы ипотечного жилищного кредитования в области;
разработка и совершенствование финансовых механизмов предоставления субсидий населению на строительство (приобретение) жилья.
Ипотечное жилищное кредитование населения является главным направлением государственной поддержки населения в сфере жилищного строительства. Оно осуществляется в соответствии с существующим федеральным законодательством и Законом Саратовской области «Об ипотечном жилищном кредитовании».
В целях дальнейшего создания на всей территории области эффективно работающей системы ипотечного жилищного кредитования как системы улучшения жилищных условий населения за счет собственных средств граждан, целевых адресных субсидий и долгосрочных ипотечных займов (кредитов), на финансирование программы планируется выделение средств из областного бюджета, направляемых:
на создание регионального оператора системы ипотечного жилищного кредитования и формирование его уставного капитала;
на создание фондов жилья временного поселения в объеме не менее 0,5 процента от ежегодного объема рефинансирования кредитных ресурсов;
на субсидирование процентной ставки по выданным кредитам участникам областных целевых программ.
Право граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение субсидии для строительства (приобретения) жилья определено Законом Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области». Механизмы предоставления безвозмездной финансовой помощи установлены в Положении о порядке предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилья гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденном постановлением Правительства Саратовской области от 5 мая 2003 года № 45-П.
Для реализации механизмов предоставления субсидий за счет средств органов местного самоуправления области и предоставления займов (кредитов) за счет средств предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности необходима организационно-правовая работа, включающая в себя:
разработку и принятие представительными органами местного самоуправления муниципальных программ (положений) о порядке предоставления субсидий населению на строительство (приобретение) жилья;
разработку и принятие органами управления предприятий и организаций области программ (положений) о порядке предоставления займов (кредитов) работникам на строительство (приобретение) жилья;
сбор и анализ заявлений граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение субсидий и кредитов для строительства (приобретения) жилья.
Управление ресурсами для предоставления субсидий осуществляется экономическими рычагами - установлением на каждом этапе реализации предельно допустимых соотношений между размером субсидии и стоимостью жилья, определенной по социальным стандартам действующим порядком.
В сфере строительства жилья:
подготовка и организация строительства социально доступного жилья и объектов социальной и инженерной инфраструктуры;
ежегодное увеличение объемов жилищного строительства и доведение в 2010 году показателя ввода жилья не менее 0,35 кв.м на одного человека в год, а к 2015 году достижение показателя ввода жилья 1 кв.м на одного жителя области;
создание благоприятных условий для привлечения внебюджетных инвестиций и кредитных ресурсов в строительство;
выделение земельных участков под застройку в соответствии с генеральными планами развития территорий и проведения экологической экспертизы.
В сфере государственных обязательств перед отдельными категориями граждан:
систематизация государственных обязательств перед отдельными категориями граждан, имеющих льготы по обеспечению жильем в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Саратовской области;
создание финансовых механизмов предоставления жилья по договорам социального найма, а также субсидий на строительство (приобретение) жилья отдельным категориям граждан за счет бюджетных средств.
Возможность получения субсидии на строительство жилья и возможность получения ипотечного займа (кредита) оживляют покупательский спрос на рынке жилья и привлекают в строительство новые инвестиции, которые в свою очередь генерируют прибыль и дополнительные налоги. Поскольку эти налоговые поступления в бюджеты всех уровней являются дополнительными и причинно связаны с привлеченными средствами, то объем бюджетных ресурсов, направленный на выдачу субсидий и займов (кредитов), соизмерим с дополнительными налоговыми поступлениями. Такой подход к решению жилищной проблемы позволяет объединить на территории Саратовской области действующие федеральные целевые программы (подпрограммы), областные программы и нормативные акты по обеспечению жильем отдельных категорий граждан: военнослужащих, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, переселенцев из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вынужденных переселенцев, участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, детей-сирот, реабилитированных лиц, работников правоохранительных и судебных органов, участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и боевых действий, молодых семей и населения сельской местности.