Недействующий

О проекте Программы государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области на 2003-2005 годы (утратил силу на основании постановления Правительства Саратовской области от 20.03.2008 N 103-П)


1. Введение


     1.1. Программа государственной поддержки страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области на 200|-2005 годы (далее - Программа) представляет собой взаимосвязанный по содержанию, ресурсам, срокам и исполнителям комплекс мероприятий правового, организационного и финансового характера, направленных на защиту экономических интересов сельхозтоваропроизводителей области. Программа учитывает специфику Саратовской области, современную стратегическую роль страхования, как наиболее реального средства стабилизации и источника инвестиционных ресурсов для аграрного сектора, занимающего 17,4 процента в структуре валового внутреннего продукта области.

Правовой и методологической основой для разработки Программы послужили нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, регулирующие вопросы страховой деятельности, Концепция развития страховой защиты населения и территории Саратовской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденная постановлением Правительства Саратовской области от 25 декабря 2001 года № 130-П, а также установленная и реально действующая система государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур за счет средств федерального бюджета. Программа ориентирована на внедрение рыночных механизмов поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, выстраивании системы взаимных интересов государства и сельскохозяйственного товаропроизводителя.

1.2. Состояние аграрного сектора экономик области


Аграрный сектор является системообразующим для 95 процентов территории Саратовской области. Он обеспечивает работой почти 30 процентов населения области. При наличии заметных позитивных сдвигов в растениеводческой отрасли области финансово-экономическое положение большинства сельхозтоваропроизводителей в 2002 году остается сложным и неопределенным. К традиционным факторам, отрицательно влияющим на состояние отрасли, добавилась неблагоприятная конъюнктура цен, сложившаяся на российском зерновом рынке.

Недостаток машинотракторного парка, ограниченность оборотных средств не позволяют сельскохозяйственным предприятиям выполнить весь комплекс агротехнических работ, предусмотренных технологией сельскохозяйственного производства, что ведет к замедлению сева, уборки и других важнейших операций, и, как следствие, влечет недобор урожая.

Таким образом, в условиях значительно усилившегося отрицательного воздействия ценового и технических факторов многократно возрастает роль инструментов страхования в сохранении устойчивости растениеводческой отрасли, особенно ее финансового состояния, и создании условий для ее развития.

1.3. Состояние регионального рынка страховых услуг


В 2001 году на территории Саратовской области действовало 34 страховых компании. Из них - 13 компаний, зарегистрированных в области, и 21 филиал страховых организаций, зарегистрированных в иных субъектах Российской Федерации. Объем страхового рынка (без учета обязательного медицинского страхования) составил около 800 млн рублей страховых взносов, что в 1,8 раза больше, чем в 2000 году. По темпам роста страховой рынок области занимает третье место в Поволжском регионе.

1.4. Состояние страхования посевов сельскохозяйственных культур


Вопросы обеспечения комплексной страховой защиты в сельском хозяйстве имеют особую актуальность в связи с тем, что в Саратовской области большая часть сельскохозяйственных товаропроизводителей находится в зоне рискованного земледелия.

Однако либерализация российской экономики, начавшаяся в 1992 году, практически привела к обрушению этого сегмента страхового рынка. После перевода страхования посевов сельскохозяйственных культур из обязательного вида в добровольный к нему полностью утратили интерес страховщики. Сельскохозяйственные предприятия, в свою очередь лишившиеся государственной поддержки и обнищавшие вследствие диспаритета цен, не имели реальной возможности проплачивать начисленный страховой взнос.

Так из начисленных в 1998 году 52 млн рублей страховых взносов хозяйствами было оплачено только 776 тыс. рублей (или 1,5 процента), а в 1999 году из 129 млн рублей - 1,4 млн рублей (1,08 процента). При этом по различным оценкам ущерб от недорода урожая в 1998 году составил 1,2 млрд рублей, а 1999 году - 1 млрд рублей.

Принимая во внимание сложившееся положение дел, Правительством Саратовской области было принято постановление от 20 июня 2001 года № 71-П, которым была утверждена Программа государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области на 2001 год. Учитывая положительный эффект от ее реализации, постановлением Правительства Саратовской области от 9 августа 2002 года № 72-П ее действие было продлено на 2002 год.

Реализация вышеуказанной Программы позволила достигнуть следующих результатов:

2001 г.

2002 г.

Сумма начисленных страховых взносов, млн рублей

92,6

196,2

Сумма проплаченных страховых взносов, млн рублей

.   81,8

^173,3

Процент оплаты

88,35

88,35

Объем привлеченных инвестиционных ресурсов, млн рублей

44,7

108,3


При наличии конкретных положительных результатов реализациям указанной Программы, она из-за своего срока действия входит в определенное противоречие с установленными федеральным законодательством нормами сельскохозяйственного страхования (в частности, генеральные договоры страхования предусматривают 5-летний срок действия) и препятствует осуществлению среднесрочного планирования развития АПК.