Недействующий

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 17.07.2002 г. № 70-2946


Об областной целевой программе
«Физическое воспитание и оздоровление учащейся и студенческой молодежи Саратовской области (2002-2006 годы)»

_____________________________________________
Утратил силу с 01.01.2005 на основании
постановления Саратовской областной Думы
 от 06.10.2004 г. № 27-1132

_____________________________________________



В целях обеспечения условий для физического развития и формирования здорового образа жизни среди учащейся и студенческой молодежи Саратовской области Саратовская областная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить областную целевую программу «Физическое воспитание и оздоровление учащейся и студенческой молодежи Саратовской области (2002-2006 годы)» (прилагается).

Председатель
 Саратовской областной Думы
 В.М.Чуриков


Секретарь
 Саратовской областной Думы
 В.В.Мальцев


     Приложение
 к постановлению
     Саратовской областной Думы
     от 17.07.2002 г. № 70-2946


Областная целевая программа
«Физическое воспитание и оздоровление учащейся и студенческой молодежи
в Саратовской области
(2002-2006 годы)»



Саратов, 2002


Паспорт Программы

Наименование Программы


- областная целевая программа «Физическое воспитание и оздоровление учащейся и студенческой молодежи в Саратовской области (2002-2006 годы)» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- Закон Саратовской области «О физической культуре и спорте»

Государственный заказчик Программы

- Правительство Саратовской области

Основные разработчики Программы

- министерство молодежной политики, спорта и туризма области, министерство образования области, министерство здравоохранения области, министерство труда и социального развития области, министерство финансов области, министерство экономики области, министерство информации и печати области, Саратовское областное государственное учреждение «Дирекция спортивных школ»

Цель и задачи Программы

- создание комплексной системы физического воспитания подрастающего поколения, направленной на формирование здорового образа жизни, на решение вопросов спортивного, физического и духовного развития учащейся и студенческой молодежи.

Процесс реализации поставленной цели включает решение следующих задач:

формирование у детей, подростков и молодежи потребности в физическом совершенствовании, привлекательности здорового образа жизни;

вовлечение наибольшего числа учащейся и студенческой молодежи области в активные занятия физической культурой и спортом, улучшение состояния здоровья данной категории населения области;

совершенствование инфраструктуры организаций и учреждений, решающих вопросы физического воспитания учащейся и студенческой молодежи;

разработка и внедрение новых современных технологий управления системой физического воспитания, в том числе детско-юношеским спортом, спортом инвалидов;

совершенствование организационного и кадрового обеспечения системы физического воспитания, в том числе управления детско-юношеским спортом, спортом инвалидов;

строительство, реконструкция и модернизация физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, на базе которых решаются вопросы физического воспитания и оздоровления учащейся и студенческой молодежи, в том числе вопросы развития детско-юношеского спорта;

создание системы информационного и научно-методического обеспечения физического воспитания и развития детско-юношеского спорта

Сроки реализации Программы

- 2002-2006 годы

Объемы и источники финансирования Программы

- затраты на реализацию Программы в 2002-2006 годах из областного бюджета составят 575086600 рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

- увеличение доли учащейся молодежи, занимающейся физической культурой и спортом, до 30 процентов, студенческой молодежи, занимающейся физической культурой и спортом, - до 30 процентов, в том числе увеличение доли учащейся и студенческой молодежи, привлеченной к участию в физкультурно-оздоровительных программах, до 70 процентов;

- повышение уровня физической подготовленности и состояния здоровья учащейся и студенческой молодежи;

- повышение уровня обеспеченности учащейся и студенческой молодежи спортивным инвентарем и оборудованием, физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями для оздоровления и совершенствования физического воспитания

Исполнители основных мероприятий Программы

- министерство молодежной политики, спорта и туризма области, министерство образования области, министерство здравоохранения области, министерство труда и социального развития области, министерство информации и печати области, министерство промышленности области, комитет по строительству и архитектуре при Правительстве области, администрации муниципальных образований области, Саратовская Федерация профсоюзных организаций области, Союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области, Саратовская областная ассоциация развития футбола, Саратовское областное государственное учреждение «Дирекция спортивных школ», государственное учреждение дополнительного образования «Комплексная детско-юношеская спортивная школа «Урожай», государственное учреждение здравоохранения «Областной врачебно-физкультурный диспансер», образовательные учреждения области

Контроль за ходом реализации Программы

контроль за реализацией Программы осуществляет в установленном порядке министерство молодежной политики, спорта и туризма области совместно с другими органами исполнительной власти области


Введение


Программа «Физическое воспитание и оздоровление учащейся и студенческой молодежи в Саратовской области (2002-2006 годы)» является развитием и логическим продолжением программных мероприятий подпрограммы «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2001-2005 годы)», областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта на 2001-2005 годы». Настоящая Программа направлена на создание правовых, организационных, кадровых и финансово-экономических условий для развития системы физического воспитания учащейся и студенческой молодежи и массового детско-юношеского спорта в Саратовской области.

Основным объектом Программы является учащаяся и студенческая молодежь области, представляющая собой наиболее уязвимую в отношении влияния различных асоциальных явлений социально-демографическую группу населения. В положении этой группы особенно ярко проявляются такие признаки, как ухудшение состояния здоровья, нарастание влияния негативных социальных тенденций (по данным Главного управления внутренних дел Саратовской области общая численность преступлений в 2001 году остается по-прежнему высокой - 15206; по данным министерства здравоохранения области на конец 2001 года только официально зарегистрировано 1020 детей и подростков, потребляющих наркотические средства).

В данных условиях со стороны органов государственной власти области должна вестись активная наступательная пропаганда здорового образа жизни, особенно в отношении подрастающего поколения. Обеспечение здоровья детей, подростков и молодежи путем лечения и медикаментозной профилактики заболеваний является пассивным методом, не всегда и не в полной мере отвечающим современным представлениям о повышении и сохранении высокого уровня здоровья.

Основой стратегии оздоровления подрастающего поколения может стать использование ценностей физической культуры и спорта как эффективных стимулов организации жизнедеятельности человека, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья юношей и девушек, высокий уровень эффективности их учебной и трудовой деятельности. Также следует учитывать, что проблема формирования здорового образа жизни неразрывно связана с вопросами духовно-нравственного и патриотического воспитания молодого поколения жителей области. В рамках выполнения областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта на 2001-2005 годы», утвержденной постановлением Саратовской областной Думы от 23 мая 2001 года № 54-2408, в 2001 году органами управления физической культурой и спортом государственной и муниципальной власти при основном финансовом обеспечении за счет средств областного и местного бюджетов были заложены организационные и нормативно-правовые основы совершенствования системы физического воспитания и развития системы физической культуры и массового спорта среди подростков и молодежи.

В Саратовской области можно выделить следующие основные направления физического воспитания и привлечения учащейся и студенческой молодежи к занятиям спортом.

Первое направление - привлечение учащейся и студенческой молодежи, а также студентов-инвалидов к регулярным занятиям физической культурой, к секционным занятиям физической культурой, к различным формам массовой физкультурно-спортивной деятельности, проведение разъяснительной работы среди молодежи - реализуется педагогическими коллективами образовательных учреждений в системе министерства образования области.

Второе направление - развитие массового спорта, начальная спортивная подготовка, в том числе на этапах многолетней спортивной подготовки - осуществляется в системе детско-юношеских спортивных школ (далее - ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (далее - СДЮШОР) тренерско-преподавательским составом данных учреждений, имеющих различную ведомственную подчиненность.

Третье направление - подготовка спортсменов высокой квалификации для спорта высших достижений - развивается на базе учреждений дополнительного образования в СДЮШОР и их отделениях, школе высшего спортивного мастерства (далее - ШВСМ), подведомственных органам управления в сферах физической культуры и спорта, образования. Подготовка спортсменов-инвалидов осуществляется на базе детско-юношеской спортивно-оздоровительной школы инвалидов (далее - ДЮСОШИ).

В настоящее время министерством молодежной политики, спорта и туризма области осуществляется новая стратегия развития физического воспитания, в том числе детско-юношеского спорта. Основное содержание данной стратегии заключается в переносе центра тяжести управления и развития физическим воспитанием со спортивных общественных объединений и организаций на государственные и муниципальные органы управления. С этой целью в 1998-2002 годах министерством молодежной политики, спорта и туризма области созданы в качестве подведомственных три государственных учреждения дополнительного образования. Это спортивные учреждения, деятельность которых направлена на разные возрастные и социальные категории учащейся и студенческой молодежи, имеющие разные спортивные задачи и приоритеты: «Дирекция спортивных школ» - подготовка спортивного резерва, «Комплексная детско-юношеская спортивная школа «Урожай» - развитие массового спорта в сельских районах области, «Школа высшего спортивного мастерства» - подготовка спортсменов высокой квалификации для спорта высших достижений. В настоящее время министерством молодежной политики, спорта и туризма области в соответствии с областной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта на 2002-2005 годы» разработан проект по созданию училища олимпийского резерва.

В 2000-2001 годах спортивные школы преобразованы в муниципальные учреждения дополнительного образования, подведомственные органам управления физической культурой и спортом администраций муниципальных образований области. Комплексное решение задач физического воспитания и спортивной подготовки становится непременным условием формирования здорового образа жизни, развития массового физкультурного и спортивного движения, прогресса в спорте высших достижений.

Основой реализации Программы являются детско-юношеские спортивные школы, имеющие определенную систему управления и инфраструктуру. В сеть детско-юношеских спортивных школ области по состоянию на 1 января 2002 года входят 83 спортивные школы, в том числе 8 СДЮШОР и 6 специализированных отделений, 3 детско-юношеских клуба физической подготовки (далее - ДЮКФП) и 30 филиалов.

По территориальному принципу можно выделить 5 основных центров размещения спортшкол: г.Саратов - 38 спортшкол (44,7 процента от общего числа спортшкол области); города Энгельс и Балаково - 5 спортшкол (соответственно 6 процентов); города Балашов и Вольск - 3 спортшколы (соответственно 3,5 процента). В остальных 36 муниципальных образованиях области действуют по одной, две спортивных школы.

По принципу ведомственной подчиненности спортивные школы подразделяются следующим образом. В ведении министерства молодежной политики, спорта и туризма области находятся три государственных учреждения: «Дирекция спортивных школ» (9 спортивных школ, в их числе 2 СДЮШОР и 1 специализированное отделение с общим числом занимающихся 6500 человек); «Комплексная детско-юношеская спортивная школа «Урожай» (38 филиалов в муниципальных образованиях области с общим числом занимающихся 4000 человек); «Школа высшего спортивного мастерства». В ведении министерства образования области действуют 44 ДЮСШ, 5 СДЮШОР и 3 специализированных отделения, 3 ДЮКФП. В ведении органов управления физической культурой и спортом администраций муниципальных образований области находятся 14 ДЮСШ (гг. Вольск, Балашов, Балаково, Саратов). В ведении министерства труда и социального развития области находится 1 ДЮСОШИ «Спартак».

В спортивных школах области по данным на 1 января 2002 года занимается 47066 человек. Из общего числа занимающихся около 89 процентов (42306 человек) составляют дети и подростки в возрасте 6-15 лет.

Проблемами развития физического воспитания учащейся и студенческой молодежи являются следующие аспекты.

Во-первых, несмотря на положительную динамику деятельности спортивных школ в 2001 году (увеличение числа отделений по видам спорта на 33; увеличение общего числа занимающихся в спортшколах области за период 2001 года на 1987 человек, в том числе увеличение числа занимающихся на этапе спортивно-оздоровительной подготовки на 440 человек, на этапе начальной подготовки - на 880 человек, числа занимающихся на учебно-тренировочном этапе - на 561 человека, числа занимающихся на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства - на 106 человек), количество занимающихся в спортшколах в процентном отношении к числу жителей области в возрасте 6-15 лет составляет 12 процентов, что ниже социальных нормативов в целом по Российской Федерации. Социальная норма охвата детей и подростков в возрасте 6-15 лет, занимающихся массовым спортом в учреждениях дополнительного образования (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ), по среднероссийским показателям должна составлять 20 процентов.

Во-вторых, необходимо упорядочение системы управления физическим воспитанием и детско-юношеским спортом органами государственной власти области и органами местного самоуправления, определение приоритетных задач для каждого ведомства, имеющего в своем ведении спортивные организации и учреждения. В настоящее время наибольшее число квалифицированных спортсменов (от кандидата в мастера до мастера спорта международного класса) подготовлено в спортшколах, подведомственных органам управления в сфере физической культуры и спорта:

учреждениями, подведомственными органам управления в сфере физической культуры и спорта, - 73,4 процента от общего числа;

министерству образования - соответственно 22,9 процента;

профсоюзным организациям - соответственно 1,1 процента;

другим организациям - соответственно 2,6 процента.

В связи с этим целесообразной и эффективной в рамках реализации настоящей Программы может стать новая система управления процессом физического воспитания учащейся и студенческой молодежи, в том числе в сфере детско-юношеского спорта. Эта система представляет собой отличную от действующей схему управления, когда детско-юношеские спортивные школы как учреждения, занимающиеся повышением физической подготовленности учащейся и студенческой молодежи, развитием массового спорта, начальной спортивной подготовкой и учебно-тренировочным процессом, становятся учреждениями, подведомственными органам управления физической культурой и спортом администраций муниципальных образований; специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва как учреждения, деятельность которых направлена на спортивное совершенствование учащихся и достижение высшего спортивного мастерства, переходят в ведомственное подчинение министерства молодежной политики, спорта и туризма области наравне с ШВСМ и создаваемым училищем олимпийского резерва. При этом за министерством образования области остаются функции развития образовательного и обучающего процессов в сфере физического воспитания и массового спорта, привлечения учащейся и студенческой молодежи к секционным занятиям физической культурой в рамках учреждений общего, начального, среднего и высшего профессионального образования, за министерством труда и социального развития области - физкультурно-оздоровительная работа для детей с ограниченными физическими возможностями. При совокупности необходимых нормативных, организационных, финансово-экономических условий перспективой развития этой работы может стать программа перехода спортивных школ физкультурно-спортивных обществ, находящихся сегодня на частичном содержании Фонда социального страхования Российской Федерации, в государственное ведение. Это позволит не только сохранить, но и развивать данные спортивные учреждения.

В-третьих, нового подхода требуют вопросы финансово-экономического обеспечения системы физического воспитания учащейся и студенческой молодежи. В настоящее время доля спортивных школ, которые содержатся за счет областного и местных бюджетов, составляет 80 процентов, за счет Фонда социального страхования Российской Федерации - 20 процентов (спортшколы ФСО «Россия», «Урожай», «Юность России», «Локомотив»). Руководителям органов управления в сфере физической культуры и спорта, образования в основном удалось сохранить большинство спортшкол, взяв их на бюджетное финансирование. Однако финансирование спортивных школ, находящихся в ведении физкультурно-спортивных обществ, является недостаточным, что не способствует выполнению задач физического воспитания подрастающего поколения.

В-четвертых, проблемой развития детско-юношеского спорта остается материально-техническое обеспечение их деятельности, наличие и состояние современного спортинвентаря, спортсооружений и физкультурно-оздоровительных комплексов.

Таким образом, решение главных проблем управления деятельностью спортшкол - стимулирование профессионального роста педагогического коллектива, увеличение числа занимающихся в спортивных школах, достижение спортивных результатов - напрямую связано с государственной поддержкой. С целью успешного решения важнейших организационных проблем детско-юношеского спорта, подготовки спортивных резервов необходимо не только принять действенные меры по сохранению и развитию спортивных школ, но и решить вопрос о целевом и паритетном их финансировании независимо от ведомственного подчинения.

Анализ территориального расположения спортивных сооружений общего пользования (дворцы спорта, стадионы, бассейны, физкультурно-оздоровительные комплексы) показал неравномерность их распределения по муниципальным образованиям области. Основное количество спортивных сооружений приходится на город Саратов, Балаковское, Вольское и Энгельсское муниципальные образования. В некоторых муниципальных образованиях области (Воскресенское, Перелюбское, Ровенское, Самойловское, Саратовское, Турковское) вообще нет отдельно стоящих спортивных сооружений.

Несмотря на то, что за период с 1998 по 2001 год в области введено в действие 14 спортивных сооружений (10 из них находятся в сельских районах области), сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений в системе физического воспитания учащейся и студенческой молодежи мало развита, кроме того, она недостаточно обеспечена техническими средствами, спортивным инвентарем и оборудованием для учебно-тренировочного процесса и соревнований. Только 56 процентов от общего числа физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений в полной мере отвечают требованиям строительных норм к подобным сооружениям.

На спортивных сооружениях области одновременно имеют возможность заниматься 109949 человек. Исходя из утвержденного Госкомспортом России норматива единовременной пропускной способности спортивных сооружений (1820 человек на 10000 человек населения), обеспеченность спортивными сооружениями в области составляет  22,4 процента. При этом обеспеченность крытыми спортивными сооружениями составляет 29,5 процента, плоскостными спортивными сооружениями - 27,3 процента, бассейнами - 4,1 процента.

Несомненно, для развития системы физического воспитания учащейся и студенческой молодежи необходимо решить целый комплекс вопросов, связанных с функционированием спортивных сооружений и обеспечением их необходимым спортивным оборудованием и инвентарем.

На 1 января 2002 года на одного занимающегося в системе детско-юношеского спорта области приходилось 1525 рублей, в общероссийской статистике этот показатель равен 2129 рублям. Одним из путей решения вопросов материально-технического оснащения системы физического воспитания и развития массового спорта среди подрастающего поколения, в том числе и детско-юношеского спорта, могут стать муниципальные программы развития сети малозатратных нестандартных спортивных сооружений по месту жительства.

В-пятых, серьезной проблемой развития системы физического воспитания учащейся и студенческой молодежи является проблема кадрового обеспечения отрасли. Уровень обеспеченности кадрами штатных работников физической культуры и спорта в нашей области на 1 января 2002 года составляет 64,5 процента от необходимого числа (4537 человек, в том числе в сельской местности 1024 человека). Наибольшие по составу группы составляют: учителя общеобразовательных школ (1694 человека), тренерско-преподавательский состав ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ (910 человек).

На сегодняшний день требующими срочного решения остаются вопросы:

профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, работающих в сфере физического воспитания и детско-юношеского спорта;

привлечения высококвалифицированных кадров, ориентированных на оказание профессиональных физкультурно-оздоровительных услуг подрастающему поколению;

привлечения студентов старших курсов учреждений высшего и среднего профессионального образования к организации физкультурно-массовой работы в учреждениях общего образования и по месту жительства.

В рамках Программы предполагается внедрение новых социальных технологий совершенствования физического воспитания учащейся и студенческой молодежи. Например, значительный шаг в развитии системы физического воспитания на территории области был сделан в 2001 году благодаря реализации программы «Президентские состязания», заменившей устаревшие программы ГТО и БГТО. В очной форме «Президентских состязаний» приняли участие 3700 учащихся общеобразовательных учреждений, в заочном тестировании по программе «Президентские состязания» приняли участие 249834 учащихся (60 процентов от общего числа учащихся общеобразовательных учреждений области).

Для решения задачи формирования привлекательности здорового образа жизни у детей, подростков и молодежи области необходима целенаправленная деятельность всех средств массовой информации по созданию позитивного образа молодого человека, занимающегося физической культурой и спортом, а также действенная социальная реклама всех информационных служб.

К важнейшим проблемам, на решении которых также должна быть сконцентрирована Программа, относятся: повышение качества физического воспитания в образовательных учреждениях; расширение внеучебных форм занятий физической культурой и спортом; увеличение числа физкультурно-массовых мероприятий и спортивных соревнований; развитие физической культуры и спорта среди детей-инвалидов; расширение форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства. Целенаправленная, социально-ориентированная физкультурно-спортивная работа среди учащейся и студенческой молодежи в конечном итоге позволит снизить уровень вовлечения ее в преступную и другую асоциальную деятельность. Увеличение числа детей, подростков и молодежи, занимающихся физической культурой и спортом, позволит многократно сэкономить средства, затрачиваемые на лечение различных заболеваний среди данной категории населения области, и на процесс перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей и преступников.

Раздел 1. Цель и задачи Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»