САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 23.05.2001 г. № 54-2408
Об областной целевой программе
«Развитие физической культуры и спорта на 2001-2005 годы»
(с изменениями на 19 декабря 2001 года)
_____________________________________________
Утратил силу с 01.01.2005 на основании
постановления Саратовской областной Думы
от 06.10.2004 г. № 27-1132
_____________________________________________
_________________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения, внесенные:
постановлением Саратовской областной Думы от 17.11.2001 № 59-2575,
постановлением Саратовской областной Думы от 19.12.2001 № 62-2618.
_________________________________________________________________
Саратовская областная Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить областную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта на 2001-2005 годы» (прилагается).
Председатель
Саратовской областной Думы
А.П.Харитонов
Приложение
к постановлению
Саратовской областной Думы
от 23.05.2001 г. № 54-2408
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА 2001-2005 ГОДЫ»
Саратов, 2001
Паспорт
областной целевой программы
«Развитие физической культуры и спорта на 2001-2005 годы»
Наименование Программы | - областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта на 2001-2005 годы» (далее - Программа) |
Государственный заказчик Программы | - министерство молодежной политики, спорта и туризма области |
Основные разработчики Программы | - министерство молодежной политики, спорта и туризма области, министерство образования области, министерство труда и социального развития области, министерство финансов области, министерство экономики области, министерство жилищно-коммуна-льного хозяйства области, министерство промышленности области, комитет по строительству и архитектуре при Правительстве области, комитет по управлению имуществом области, факультет физического воспитания педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, Государственное учреждение здравоохранения «Областной врачебно-физкультур-ный диспансер», Государственное учреждение дополнительного образования «Саратовская областная школа высшего спортивного мастерства», Саратовское областное государственное учреждение «Дирек-ция спортивных школ» |
Цели и задачи Программы | Стратегическая цель Программы - создание условий для реализации конституционного права граждан на занятия физической культурой и спортом, вовлечение населения в активные занятия физической культурой и спортом, стабилизация показателей физической подготовленности и улучшения состояния здоровья населения области, повышение уровня подготовленности спортсменов высокого класса, позволяющего им достойно выступать на всероссийских и международных соревнованиях, Олимпийских и Параолимпийских играх. Процесс реализации поставленной цели включает решение следующих задач: создание необходимых условий для оздоровления, физического и духовно-нравственного развития личности в процессе занятий физической культурой и спортом; создание целостной нормативно-правовой базы управления физической культурой и спортом в области; проведение на территории области единой государственной политики в сфере физкультурно-массовой и спортивной работы; совершенствование учебно-методического, информационного и кадрового обеспечения деятельности органов управления физической культурой и спортом; координация деятельности органов управления физической культурой и спортом муниципальных образований области, а также спортивных и общественных организаций в сфере развития физической культуры и массового спорта; расширение оздоровительной и профилактической работы с детьми, подростками и молодежью; внедрение физической культуры и спорта в режим учебы, труда и отдыха различных социально-демографических групп населения; внедрение новых форм организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, в том числе смотров-конкурсов; создание сети спортивных сооружений, предназначенных для обеспечения учебно-тренировочного процесса и выступлений сборных команд области, команд-мастеров по игровым видам спорта, а также для проведения физкультурно-массовых мероприятий; повышение квалификации работников физической культуры и спорта; создание финансового механизма привлечения внебюджетных средств; поддержка отечественных товаропроизводителей спортивного инвентаря |
Сроки и этапы реализации Программы | - 2001-2005 годы Подготовительный этап: 2001 год Основной этап: 2002-2004 годы Заключительный этап: 2005 год |
Исполнители основных мероприятий Программы | - министерство молодежной политики, спорта и туризма области, Государственное учреждение дополнительного образования «Саратовская областная школа высшего спортивного мастерства», Саратовское областное государственное учреждение «Дирекция спортивных школ», областные федерации по видам спорта |
Объем и источники финансирования Программы | - затраты на реализацию Программы из областного бюджета на 2001-2005 годы составят 1 545,968 миллионов рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - реализация мероприятий Программы в течение 2001-2005 годов позволит обеспечить: улучшение состояния физического здоровья населения, снижение заболеваемости за счет привлечения его к спортивной деятельности и формирование здорового образа жизни; увеличение числа занимающихся физической культурой и спортом; увеличение числа молодежи, способной к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах России; снижение уровня криминализации в молодежной среде, профилактику наркомании, внедрение спортивного стиля жизни среди молодежи; разработку и внедрение новых современных оздоровительных технологий; повышение уровня обеспеченности физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями, прежде всего, по месту жительства; создание устойчивой, современной научно-практи-ческой и методической базы для подготовки спортивного резерва сборных команд области и достойного выступления на всероссийских и международных соревнованиях, Олимпийских и Параолимпийских играх |
Контроль за ходом реализации Программы | - осуществляет Правительство области, министерство молодежной политики, спорта и туризма области |
Особенность нынешнего периода развития общества состоит в том, что резко снизился объем и интенсивность двигательной активности людей, возросли психологические, информационные перегрузки, усилилось давление антикультурных факторов.
Негативным обстоятельством оказалось несоответствие качества физического воспитания детей и молодежи современным требованиям к уровню физической культуры.
Следствием этого является низкий уровень охвата занятиями физической культурой и спортом населения области: в 2000 году количество занимающихся физической культурой и спортом составило 227626 человек - это 8,4 процента от общего числа населения. Увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
В сложившихся социально-экономических условиях произошли негативные изменения в постановке физкультурно-оздоровительной работы как в образовательных учреждениях, так и в трудовых коллективах. Большие трудности сегодня испытывают физкультурно-оздоровительные и спортивные объединения в работе по развитию физической культуры и спорта среди населения области.
Таким образом, сегодня необходимы коренные преобразования во всех компонентах физкультурно-массового движения и спорта высших достижений - структуре финансирования, материально-техническом и кадровом обеспечении, создании целостной нормативно-правовой базы.
Областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта на 2001-2005 годы» охватывает весь жизненный цикл человека. В ней предусматривается необходимая информационно-пропагандистская работа по формированию привлекательного имиджа спорта. Занятия физической культурой и спортом должны стать реальной альтернативой миру наркотиков, алкоголизма и насилия. В конечном счете успех социально-экономического развития области сможет обеспечить только здоровая молодежь.
Стратегическая цель Программы - создание условий для реализации конституционного права граждан на занятия физической культурой и спортом, вовлечение населения в активные занятия физической культурой и спортом, стабилизация показателей физической подготовленности и улучшения состояния здоровья населения области, повышение уровня подготовленности спортсменов высокого класса, позволяющего им достойно выступать на всероссийских и международных соревнованиях, Олимпийских и Параолимпийских играх.
Цели Программы:
улучшение здоровья населения за счет привлечения его к систематическим занятиям физической культурой и спортом, формирование устойчивой потребности в здоровом образе жизни;
формирование нравственных, духовных основ и ориентации подрастающего поколения на освоение позитивных ценностей физической культуры и спорта;
увеличение числа здоровых юношей и девушек, способных к эффективному производительному труду в различных отраслях народного хозяйства и готовых для службы в Вооруженных Силах России и правоохранительных органах;
снижение криминализации в молодежной среде и формирование спортивного стиля жизни;
совершенствование системы, направленной на повышение эффективности в подготовке спортивного резерва сборных команд области и достижение высоких результатов на всероссийских и международных соревнованиях, Олимпийских и Параолимпийских играх.
Задачи Программы:
создание целостной нормативно-правовой базы в области физической культуры и спорта на основе Закона Саратовской области «О физической культуре и спорте», Концепции развития физической культуры и спорта в Саратовской области до 2005 года, одобренной постановлением Правительства Саратовской области от 9 января 2001 года № 3-П, и иных нормативных актов;
осуществление на территории области единой государственной политики в развитии физической культуры и спорта, опирающейся на целостную правовую и нормативную базу;
совершенствование учебно-методического и информационно-образовательного обеспечения населения по вопросам физической культуры и спорта на основе создания региональных информационных систем и новых пропагандистских технологий;
поддержка деятельности органов управления физической культурой и спортом муниципальных образований области (приложение 4) и спортивных общественных организаций на основе совершенствования технологий управления;
обеспечение органов управления физической культурой и спортом высокопрофессиональными кадрами и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта;
создание областной системы мониторинга физической подготовленности учащейся молодежи и населения, осуществление оздоровительной и профилактической работы на основе целевых спортивно-оздоровительных программ;
внедрение физической культуры и спорта в режим учебы, труда и отдыха различных социально-демографических групп населения, формирование у населения потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом;
совершенствование форм организации физкультурно-оздоро-вительной и спортивно-массовой работы среди различных категорий и групп населения;
подготовка качественного спортивного резерва и развитие спорта высших достижений, поддержка команд по игровым видам спорта;
создание физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, доступных для различных социально-демографических групп населения, а также позволяющих обеспечить учебно-тренировочный процесс на высоком уровне команд мастеров и сборных команд области по видам спорта.
Сроки и этапы реализации Программы.
Механизм реализации Программы предусматривает три этапа:
подготовительный (2001 год) - создание целостной нормативно-правовой базы и разработка научно-информационного обеспечения развития физической культуры и спорта;
основной (2002-2004 годы) - выполнение комплекса мероприятий социально-экономического и организационно-управленческого характера, направленного на реализацию Программы, получение первых практических результатов;
заключительный (2005 год) - анализ процесса реализации Программы и оценка ее эффективности.
Общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство области, министерство молодежной политики, спорта и туризма области с участием администраций муниципальных образований области.
В качестве инструментов контроля за ходом реализации Программы будут использоваться:
соглашение между Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму и Правительством области о разграничении полномочий в сфере физической культуры и спорта;
мониторинг системы развития физической культуры и спорта на территории области;
подготовка министерством молодежной политики, спорта и туризма области ежегодной информации о ходе реализации Программы, поэтапный отчет перед Правительством области.
Важнейшим результатом реализации Программы станет увеличение числа людей, занимающихся физической культурой и спортом и ведущих здоровый образ жизни.
Совокупность программных мероприятий при ее полной реализации позволит существенным образом повысить интерес детей, подростков, молодежи к занятиям физической культурой и спортом, удовлетворить их потребность в физической нагрузке, разработать и внедрить новые технологии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
По экспертным оценкам конкретные проекты внедрения новых форм организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, подростками и взрослым населением позволит увеличить число занимающихся. Увеличение количества занимающихся позволит сэкономить средства, затрачиваемые сегодня на лечение заболеваний и содержание преступников.
Социально ориентированная физкультурно-спортивная работа среди учащихся и юных спортсменов, направленная на профилактику асоциального поведения, позволит предотвратить процессы вовлечения в преступную деятельность примерно 10-15 процентов молодежи.
Весьма эффективны физкультурно-оздоровительные технологии, применяемые в процессе физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов и лиц с отклонением в развитии. Разработка и применение этих технологий в программных мероприятиях позволит повысить эффективность процесса реабилитации инвалидов в среднем до 20 процентов.
Применение лечебно-оздоровительных технологий в рамках специальных программ позволит снизить в пределах охватываемого контингента количество простудных заболеваний на 10-15 процентов, предупредить заболевания или осложнения при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
Социальный и экономический эффект от реализации Программы значительно превзойдет прямые затраты на реализацию настоящей Программы.
Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:
укрепление здоровья и снижение заболеваемости населения области;
создание условий для достижений саратовскими спортсменами высоких результатов на всероссийских и международных соревнованиях, Олимпийских и Параолимпийских играх;
формирование системы мониторинга уровня физической подготовленности и физического состояния здоровья различных категорий и групп населения;
создание эффективной системы профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди молодежи средствами физической культуры и спорта;
привлечение инвестиций в систему физической культуры и спорта на основе многоканального финансирования отрасли;
укрепление материально-технической базы физической культуры и спорта;
улучшение социально-экономического и экологического положения в области за счет снижения уровня заболеваемости и повышения работоспособности.
Эффективность реализации Программы в целом оценивается заказчиком на основе:
увеличения числа занимающихся физической культурой и спортом;
улучшения материально-технической базы с целью создания благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом;
достижения высоких результатов саратовскими спортсменами на всероссийских и международных соревнованиях, Олимпийских и Параолимпийских играх.
Мероприятия Программы предусматривают решение конкретных задач, скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям с учетом современных тенденций развития физической культуры и спорта, исходя из реальной социально-экономической ситуации в области.