Недействующий

    

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 23.05.2001 г. № 54-2408


Об областной целевой программе
«Развитие физической культуры и спорта на 2001-2005 годы»

(с изменениями на 19 декабря 2001 года)

_____________________________________________
Утратил силу с 01.01.2005 на основании
постановления Саратовской областной Думы
 от 06.10.2004 г. № 27-1132

_____________________________________________

_________________________________________________________________

В тексте документа учтены изменения, внесенные:

постановлением Саратовской областной Думы от 17.11.2001 № 59-2575,

постановлением Саратовской областной Думы от 19.12.2001 № 62-2618.

_________________________________________________________________


Саратовская областная Дума


ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить областную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта на 2001-2005 годы» (прилагается).   

    Председатель
 Саратовской  областной Думы
 А.П.Харитонов


Приложение
 к постановлению
Саратовской областной Думы
от 23.05.2001 г. № 54-2408

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА 2001-2005 ГОДЫ»

Саратов, 2001

Паспорт
областной целевой программы
«Развитие физической культуры и спорта на 2001-2005 годы»

Наименование Программы

- областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта на 2001-2005 годы» (далее - Программа)

Государственный заказчик  Программы

- министерство молодежной политики, спорта и туризма области

Основные разработчики Программы

- министерство молодежной политики, спорта и туризма области, министерство образования области, министерство труда и социального развития области, министерство финансов области, министерство экономики области, министерство жилищно-коммуна-льного хозяйства области, министерство промышленности области, комитет по строительству и архитектуре при Правительстве области, комитет по управлению имуществом области, факультет физического воспитания педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, Государственное учреждение здравоохранения «Областной врачебно-физкультур-ный диспансер», Государственное учреждение дополнительного образования «Саратовская областная школа высшего спортивного мастерства», Саратовское областное государственное учреждение «Дирек-ция спортивных школ»

Цели и задачи Программы

Стратегическая цель Программы - создание условий для реализации конституционного права граждан на занятия физической культурой и спортом, вовлечение населения в активные занятия физической культурой и спортом, стабилизация показателей физической подготовленности и улучшения состояния здоровья населения области, повышение уровня подготовленности  спортсменов высокого класса, позволяющего им достойно выступать на всероссийских и международных соревнованиях, Олимпийских и Параолимпийских играх.

Процесс реализации поставленной цели включает решение следующих задач:

создание необходимых условий для оздоровления, физического и духовно-нравственного развития личности в процессе занятий физической культурой и спортом;

создание целостной нормативно-правовой базы управления физической культурой и спортом в области;

проведение на территории области единой государственной политики в сфере физкультурно-массовой и спортивной  работы;

совершенствование учебно-методического, информационного и кадрового обеспечения деятельности органов управления физической культурой и спортом;

координация деятельности органов управления физической культурой и спортом муниципальных образований области, а также спортивных и общественных организаций в сфере развития физической культуры и массового спорта;

расширение оздоровительной и профилактической работы с детьми, подростками и молодежью;

внедрение физической культуры и спорта в режим учебы, труда и отдыха различных социально-демографических групп населения;

внедрение новых форм  организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, в том числе смотров-конкурсов;

создание сети спортивных сооружений, предназначенных для обеспечения учебно-тренировочного процесса и выступлений сборных команд области, команд-мастеров по игровым видам спорта, а также для проведения физкультурно-массовых мероприятий;

повышение квалификации работников физической культуры и спорта;

создание финансового механизма привлечения  внебюджетных средств;

поддержка отечественных товаропроизводителей спортивного инвентаря

Сроки и этапы реализации Программы

- 2001-2005 годы

Подготовительный этап: 2001 год

Основной этап: 2002-2004 годы

Заключительный этап: 2005 год

Исполнители основных мероприятий Программы

- министерство молодежной политики, спорта и туризма области, Государственное учреждение дополнительного образования «Саратовская областная школа высшего спортивного мастерства», Саратовское областное государственное учреждение «Дирекция спортивных школ», областные федерации по видам спорта

Объем  и источники финансирования Программы

- затраты на реализацию Программы из областного бюджета  на 2001-2005 годы составят 1 545,968 миллионов рублей  

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- реализация мероприятий Программы в течение 2001-2005 годов позволит обеспечить:

улучшение состояния физического здоровья населения, снижение заболеваемости за счет привлечения его к спортивной деятельности и формирование здорового образа жизни;

увеличение числа занимающихся физической культурой и спортом;

увеличение числа молодежи, способной к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах России;

снижение уровня криминализации в молодежной среде, профилактику наркомании, внедрение спортивного стиля  жизни среди молодежи;

разработку  и внедрение новых современных оздоровительных технологий;

повышение уровня обеспеченности физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями, прежде всего, по месту жительства;

создание устойчивой, современной научно-практи-ческой и методической базы для подготовки спортивного резерва сборных команд области и достойного выступления на всероссийских и международных соревнованиях, Олимпийских и Параолимпийских играх

Контроль за ходом реализации Программы

- осуществляет Правительство области, министерство молодежной политики, спорта и туризма области


Введение

Особенность нынешнего периода развития общества состоит в том, что резко снизился объем и интенсивность двигательной активности людей, возросли психологические, информационные перегрузки, усилилось давление антикультурных факторов.

Негативным обстоятельством оказалось несоответствие качества физического воспитания детей и молодежи современным требованиям к уровню физической культуры.

Следствием этого является низкий уровень охвата занятиями физической культурой и спортом населения области: в 2000 году количество занимающихся физической культурой и спортом составило 227626 человек - это 8,4 процента от общего числа населения. Увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

В сложившихся социально-экономических условиях произошли негативные изменения в постановке физкультурно-оздоровительной работы как в образовательных учреждениях, так и в трудовых коллективах. Большие трудности сегодня испытывают физкультурно-оздоровительные и спортивные объединения в работе по развитию физической культуры и спорта среди населения области.

Таким образом, сегодня необходимы коренные преобразования во всех компонентах физкультурно-массового движения и спорта высших достижений - структуре финансирования, материально-техническом и кадровом обеспечении, создании целостной нормативно-правовой базы.

Областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта на 2001-2005 годы»  охватывает весь жизненный цикл человека. В ней предусматривается необходимая информационно-пропагандистская работа по формированию привлекательного имиджа спорта. Занятия физической культурой и спортом должны стать реальной альтернативой миру наркотиков, алкоголизма и насилия. В конечном счете успех социально-экономического развития области сможет обеспечить только здоровая молодежь.       

Раздел I. Цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы

          

Стратегическая цель Программы - создание условий для реализации конституционного права граждан на занятия физической культурой и спортом, вовлечение населения в активные занятия физической культурой и спортом, стабилизация показателей физической подготовленности и улучшения состояния здоровья населения области, повышение уровня подготовленности  спортсменов высокого класса, позволяющего им достойно выступать на всероссийских и международных соревнованиях, Олимпийских и Параолимпийских играх.

Цели Программы:

улучшение здоровья населения за счет привлечения его к систематическим занятиям физической культурой и спортом, формирование устойчивой потребности в здоровом образе жизни;

формирование нравственных, духовных основ и ориентации подрастающего поколения на освоение позитивных ценностей физической культуры и спорта;

увеличение числа здоровых юношей и девушек, способных к  эффективному производительному труду в различных отраслях народного хозяйства и готовых для службы в Вооруженных Силах России и правоохранительных органах;

снижение криминализации в молодежной среде и формирование спортивного стиля жизни;

совершенствование системы, направленной на повышение эффективности в  подготовке спортивного резерва сборных команд области и достижение высоких результатов на всероссийских и международных соревнованиях, Олимпийских и Параолимпийских играх.

Задачи Программы:

создание целостной нормативно-правовой базы в области физической культуры и спорта на основе Закона Саратовской области «О физической культуре и спорте», Концепции развития физической культуры и спорта в Саратовской области до 2005 года, одобренной постановлением Правительства Саратовской области от 9 января 2001 года № 3-П, и иных нормативных актов;

осуществление на территории области единой государственной политики в развитии физической культуры и спорта, опирающейся на целостную правовую и нормативную базу;

совершенствование учебно-методического и информационно-образовательного обеспечения населения по вопросам физической культуры и спорта на основе создания региональных информационных систем и новых пропагандистских технологий;

поддержка деятельности органов управления физической культурой и спортом муниципальных образований области (приложение 4) и спортивных общественных организаций на основе совершенствования технологий управления;

обеспечение органов управления физической культурой и спортом высокопрофессиональными кадрами и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта;

создание областной системы мониторинга физической подготовленности учащейся молодежи и населения, осуществление оздоровительной и профилактической работы на основе целевых спортивно-оздоровительных программ;

внедрение физической культуры и спорта в режим учебы, труда и отдыха различных социально-демографических групп населения, формирование у населения потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом;

совершенствование форм организации физкультурно-оздоро-вительной и спортивно-массовой работы среди различных категорий и групп населения;

подготовка качественного спортивного резерва и развитие спорта высших достижений, поддержка команд по игровым видам спорта;

создание физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, доступных для различных социально-демографических групп населения, а также позволяющих обеспечить учебно-тренировочный процесс на высоком уровне команд мастеров и сборных команд области по видам спорта.

Сроки и этапы реализации Программы.

Механизм реализации Программы предусматривает три этапа:

подготовительный (2001 год) - создание целостной нормативно-правовой базы и разработка научно-информационного обеспечения развития физической культуры и  спорта;

основной (2002-2004 годы) - выполнение комплекса мероприятий социально-экономического и организационно-управленческого характера, направленного на реализацию Программы, получение первых практических результатов;

заключительный (2005 год) - анализ процесса реализации Программы и  оценка ее эффективности.


Раздел II. Контроль за ходом реализации Программы

Общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство области, министерство молодежной политики, спорта и туризма области с участием администраций муниципальных образований области.

В качестве инструментов контроля за ходом реализации Программы будут использоваться:

соглашение между Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму и Правительством области о разграничении полномочий в сфере физической культуры и спорта;

мониторинг системы развития физической культуры и спорта на территории области;

подготовка министерством молодежной политики, спорта и туризма области ежегодной информации о ходе реализации Программы, поэтапный отчет перед Правительством области.

Раздел III. Эффективность реализации Программы

Важнейшим результатом реализации Программы станет увеличение числа людей, занимающихся физической культурой и спортом и ведущих здоровый образ жизни.

Совокупность программных мероприятий при ее полной реализации позволит существенным образом повысить интерес детей, подростков, молодежи к занятиям физической культурой и спортом, удовлетворить их потребность в физической нагрузке, разработать и внедрить новые технологии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

По экспертным  оценкам конкретные проекты внедрения новых форм организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, подростками и взрослым населением позволит увеличить число занимающихся.     Увеличение количества занимающихся позволит сэкономить средства, затрачиваемые сегодня на лечение заболеваний и содержание преступников.

Социально ориентированная физкультурно-спортивная работа среди учащихся и юных спортсменов, направленная на профилактику асоциального поведения, позволит предотвратить процессы вовлечения в преступную деятельность примерно 10-15 процентов молодежи.

Весьма эффективны физкультурно-оздоровительные технологии, применяемые в процессе физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов и лиц с отклонением в развитии. Разработка и применение этих технологий в программных мероприятиях позволит повысить эффективность процесса реабилитации инвалидов в среднем до 20 процентов.

Применение лечебно-оздоровительных технологий в рамках специальных программ позволит снизить в пределах охватываемого контингента количество простудных заболеваний на 10-15 процентов, предупредить заболевания или осложнения при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Социальный и экономический эффект от реализации Программы значительно превзойдет прямые затраты на реализацию настоящей Программы.

Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:

укрепление здоровья и снижение заболеваемости населения области;

создание условий для достижений саратовскими спортсменами высоких результатов на всероссийских и международных соревнованиях, Олимпийских и Параолимпийских играх;

формирование системы мониторинга уровня физической подготовленности и физического состояния здоровья различных категорий и групп населения;

создание эффективной системы профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди молодежи средствами физической культуры и спорта;

привлечение инвестиций в систему физической культуры и спорта на основе многоканального финансирования отрасли;

укрепление материально-технической базы физической культуры и спорта;

улучшение социально-экономического и экологического положения в области за счет снижения уровня заболеваемости и повышения работоспособности.

Эффективность реализации Программы в целом оценивается заказчиком на основе:

увеличения числа занимающихся физической культурой и спортом;

улучшения материально-технической базы с целью создания благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом;

достижения высоких результатов саратовскими спортсменами на всероссийских и международных  соревнованиях, Олимпийских  и Параолимпийских играх.
     


Раздел IV. Система мероприятий и их финансовое обеспечение


Мероприятия Программы предусматривают решение конкретных задач, скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям с учетом современных тенденций развития физической культуры и спорта, исходя из реальной социально-экономической ситуации в области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»