Текущее состояние
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» закупки продукции за счет бюджетных средств на территории области осуществляются путем проведения конкурсов (торгов).
Областной Думой в феврале 1997 года был принят Закон Саратовской области «О поставках продукции и товаров для областных государственных нужд».
Постановление Губернатора области от 26 мая 1997 года № 415 «О мерах по выполнению Указа Президента РФ от 8 апреля 1997 года № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» обязало все министерства и ведомства, а также администрации муниципальных образований области осуществлять расходование бюджетных средств в соответствии с данным Указом Президента и Законом Саратовской области «О поставках продукции и товаров для областных государственных нужд».
В настоящее время во всех министерствах и в большинстве прямых получателей средств областного бюджета созданы конкурсные комиссии по закупке продукции для государственных нужд. Закупка продукции для государственных нужд осуществляется по следующим направлениям: продукция, закупаемая централизованно для учреждений бюджетной сферы, продукция, закупаемая отраслевыми специализированными конкурсными комиссиями и продукция, закупаемая конкурсными комиссиями, образованными государственными заказчиками.
Комиссия при Саратовской Губернской торгово-промышленной палате ежегодно (в январе - феврале) проводит конкурсы по закупке продукции для нужд областных министерств и ведомств по приобретению следующих групп товаров: мебель, мягкий инвентарь, обувь, строительные материалы, лесоматериалы, бумажная продукция, канцелярские товары, технологическое оборудование, металлоизделия, посуда, моющие и дезинфицирующие средства.
Комиссия ежегодно проводит только открытые конкурсы с обязательной процедурой, предусмотренной действующим законодательством. В 2002 году на конкурсы было представлено 329 лотов на сумму 205 млн. рублей. В конкурсах приняли участие свыше 170 поставщиков. По результатам проведенных конкурсов были определены поставщики продукции на сумму 119 млн. рублей. Условная экономия бюджетных средств от проведенных конкурсов составила 16,4 млн. рублей.
Ежеквартально межведомственной конкурсной комиссией при министерстве экономики области централизованно размещаются заказы на закупку продуктов питания для нужд учреждений и организаций, подведомственных министерствам здравоохранения, образования, труда и социального развития области.
К специализированным конкурсным комиссиям относятся комиссия при комитете по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог области, комиссия при министерстве здравоохранения области, комиссия при комитете по строительству и архитектуре области.
Комитет по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог области выступает генеральным заказчиком по строительству, ремонту и содержанию дорог, мостов, путепроводов и других дорожных сооружений на территории Саратовской области.
Конкурсная комиссия при министерстве здравоохранения области обеспечивает закупку для лечебно-профилактических учреждений области лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения.
Конкурсная комиссия при комитете по строительству и архитектуре области проводит конкурсы на проведение подрядных работ по строительству жилых домов, объектов социально-культурной сферы, коммунальных инженерных сетей, в том числе: газопроводов среднего и низкого давления, объектов соцкультбыта, транспорта, связи, спорта.
Конкурсные комиссии, образованные государственными заказчиками, которые обеспечивают собственные нужды по продукции, не закупленной вышеназванными комиссиями, закупают продукцию в основном простыми способами закупок (запросом ценовых котировок и закупкой продукции у единственного источника).
Определённую работу по организации закупок для нужд бюджетной сферы проводят администрации муниципальных образований. Здесь также сформированы комиссии, которые осуществляют закупки продукции для муниципальных нужд. Постоянно совершенствуется нормативная база, регламентирующая размещение муниципального заказа.
Стабильно, четвёртый год подряд размещение муниципального заказа осуществляется на конкурсной основе в областном центре. При отсутствии федерального закона о муниципальном заказе городская Дума утвердила Положение о муниципальном заказе города Саратова и Положение о размещении муниципального заказа на конкурсной основе.
В 2002 году (1 квартал) комиссиями муниципальных образований проведено 39 конкурсов. По результатам этих конкурсов заключено 399 контрактов на сумму 81,9 млн. рублей. Условная экономия бюджетных средств от проведённых конкурсов составила 11,5 млн. рублей.
Цели реформирования и их обоснование
Для развития системы государственных закупок необходимо:
совершенствование нормативной правовой базы государственных и муниципальных закупок;
создание благоприятных условий для усиления деловой активности товаропроизводителей в вопросах обеспечения государственных и муниципальных нужд;
дальнейшее совершенствование системы контроля, разработка и внедрение механизмов реального влияния на бюджетополучателей, неэффективно использующих полученные финансовые ресурсы;
усиление работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в области организации и проведения конкурсов.
2.3.2. Реформирование системы социальной защиты населения
Текущее состояние
Статьей 3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определено, что государственная социальная помощь оказывается в целях:
поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
адресного и рационального использования бюджетных средств.
Социальная поддержка населения в Саратовской области в основном осуществляется на основании федеральных нормативных правовых актов (федеральные мандаты) и нормативных правовых актов Саратовской области путем предоставления различного рода льгот и субсидий, а также дотирования жизнеобеспечивающих отраслей народного хозяйства.