ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 января 2001 года № 3-П
Об утверждении Концепции развития физической культуры и спорта в Саратовской области до 2005 года
___________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
от 20.03.2008 N 102-П
___________________________________________
В целях формирования основных направлений развития физической культуры и спорта в Саратовской области Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития физической культуры и спорта в Саратовской области до 2005 года.
2. Министерству молодежной политики, спорта и туризма области внести до 1 марта 2001 года проект программы развития физической культуры и спорта в Саратовской области на 2001-2005 годы и представить на рассмотрение в Правительство области.
3. Рекомендовать администрациям муниципальных образований области разработать до 1 февраля 2001 года программы развития физической культуры и спорта на 2001-2005 годы и представить их на согласование в министерство молодежной политики, спорта и туризма области.
4. Контроль за реализацией Концепции развития физической культуры и спорта в Саратовской области до 2005 года возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Марона В.М.
Губернатор области
Д.Ф.Аяцков
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 9 января 2001 года № 3-П
Под развитием физической культуры и спорта понимается совокупность мер политического, социально-экономического, научного и организационно-управленческого характера, направленных на увеличение числа граждан, занимающихся физической культурой и спортом, сохранение и повышение физической подготовленности, физического воспитания и образования каждого человека, подготовку спортсменов высокого класса.
Осуществление этих мер будет способствовать:
· обеспечению конституционных гарантий и прав граждан на равный доступ к занятиям физической культурой и спортом;
· укреплению здоровья и снижению заболеваемости населения области;
· проведению рационального досуга;
· эффективному использованию средств физической культуры и спорта по предупреждению наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений среди молодежи;
· поддержанию высокой работоспособности и творческого долголетия людей;
· подготовке молодежи к защите Родины;
· достойному выступлению саратовских спортсменов на международных соревнованиях и Олимпийских Играх.
В течение последних лет в области сформировались неблагоприятные тенденции снижения общих показателей состояния здоровья населения.
В условиях неустойчивого развития экономики, серьезную опасность для здоровья граждан представляют проблемы: наркомании, алкоголизма и табакокурения.
Наряду с этими причинами существенное негативное воздействие оказывает распространение вредных привычек, снижение уровня физической подготовленности различных групп населения, отсутствие потребностей и возможностей у большей части населения регулярно заниматься физической культурой и спортом.
Общая ситуация с физической культурой и спортом характеризуется:
· низким процентом охвата, занимающихся физической культурой и спортом, в том числе среди женщин и социально незащищенных слоев населения;
· сокращением числа спортивных сооружений по месту жительства и отдыха населения, а также использования имеющихся спортивных сооружений с низким эффектом;
· неудовлетворительным состоянием системы физической культуры на предприятиях и в учреждениях (производственная физическая культура), отсутствием специалистов по физической культуре и спорту, работающих в трудовых коллективах, особенно в сельской местности;
· необходимостью дальнейшего совершенствования правовой базы в сфере физической культуры и спорта;
· ослаблением внешкольных и внеурочных форм работы по физическому воспитанию и образованию в общеобразовательных учреждениях;
· отсутствием целенаправленной работы по физическому воспитанию и образованию в образовательных учреждениях, особенно в дошкольных и школьных учреждениях, в использовании внеурочных и внешкольных форм занятий физической культурой и спортом;
· недостаточной работой по пропаганде ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации;
· отсутствием устойчивой мотивации и материальной заинтересованности у специалистов высокой квалификации в области физической культуры и спорта работать со спортивным резервом и спортсменами высокого класса;
· отсутствием заинтересованности инвесторов вкладывать средства в спорт и развитие физической культуры;
· отсутствие интересов и потребностей у большинства людей заниматься физической культурой и спортом в свободное время, в том числе самостоятельно.
Законодательная и нормативная базы в настоящее время не охватывают всех вопросов в области развития физической культуры и спорта.
Продолжается тенденция сокращения сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. В области отсутствуют современные технически оснащенные базы, на которых можно готовиться к важнейшим международным соревнованиям. и выступлениям на Олимпийских Играх
Количество занимающихся физической культурой и спортом в 1999 году составило 262 097 человек, что на 11.3 % меньше, чем в 1998 году. Увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
В сложившихся социально-экономических условиях произошли негативные изменения не только в постановке физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях, но в большей степени они затронули трудовые и производственные коллективы. В связи с этим большие трудности испытывают сегодня физкультурно-оздоровительные и спортивные объединения в работе по развитию физической культуры и спорта среди трудящихся.
Распределение физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений по формам собственности (%)
Распределение физкультурно-оздоровительных
и спортивных сооружений по ведомственной принадлежности (%)
Многократное повышение стоимости физкультурно-оздоровительных услуг делает недоступными учреждения физической культуры и спорта, туризма и отдыха для трудящихся. Под предлогом экономической нецелесообразности предприятия и организации отказываются от содержания спортивных и оздоровительных объектов.
Зарубежный опыт показывает, что эффективность средств физической культуры и спорта в профилактической деятельности по охране и укреплению здоровья, в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и правонарушениями, особенно среди молодежи, исключительно высока.
Настоящая Концепция является основой для разработки комплекса мероприятий по развитию физической культуры и спорта, предусматривающих объединение усилий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, физкультурно-спортивных общественных объединений и организаций, а также отдельных граждан.
Целью настоящей Концепции является урегулирование общественных отношений в сфере физической культуры и спорта Саратовской области, путем усовершенствования действующих и принятия новых нормативно-правовых актов. Государственное регулирование общественных отношений в сфере физической культуры и спорта должно стимулировать: всестороннее развитие человека, утверждение здорового образа жизни, формирование потребности в физическом и нравственном совершенствовании. Эта цель может быть достигнута путем реализации первоочередных мер, направленных на изменение отношения людей к занятиям физической культурой и спортом, оказывающим положительное воздействие на состояние здоровья населения Саратовской.
Основными задачами развития физической культуры и спорта являются:
· профилактика и предупреждение правонарушений среди детей и молодежи;
· повышение уровня физической подготовки населения и спортсменов;
· военно-патриотическое воспитание молодежи.
Для реализации поставленных целей и задач необходимы:
· разработка и реализация областных программ развития физической культуры, спорта и иных программ в этой области с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей;
· укрепление взаимодействия с государственными и муниципальными органами власти, федерациями по видам спорта, общественными объединениями, спортивными клубами и школами в сфере физической культуры и спорта;
· укрепление материально-технической базы физической культуры и спорта;
· обеспечение подготовки и повышения квалификации тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства;
· создание условий для проведения массового организованного досуга;
· широкая пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
Необходимость реализации поставленных целей и задач по совершенствованию системы физической культуры и спорта в Саратовской области обусловили в качестве приоритетных следующие основные направления развития физической культуры, спорта и спортсооружений:
· совершенствование законодательной базы в области физической культуры и спорта;
· научно-методическое и информационное обеспечение;
· качественное кадровое обеспечение;
· развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;
· повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы;
· развитие спорта высших достижений.