Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 января 2001 года № 3-П


Об утверждении Концепции развития физической культуры и спорта в Саратовской области до 2005 года

___________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
 от 20.03.2008 N 102-П
___________________________________________


В целях формирования основных направлений развития физической культуры и спорта в Саратовской области Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития физической культуры  и спорта в Саратовской области до 2005 года.

2. Министерству молодежной политики, спорта и туризма области внести до 1 марта 2001 года проект программы развития физической культуры и спорта в Саратовской области на 2001-2005 годы и представить на рассмотрение в Правительство области.

3. Рекомендовать администрациям муниципальных образований области разработать до 1 февраля 2001 года программы развития физической культуры и спорта на 2001-2005 годы и представить их на согласование  в министерство молодежной политики, спорта и туризма области.

4. Контроль за реализацией Концепции развития физической культуры и спорта в Саратовской области до 2005 года возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Марона В.М.


Губернатор области
Д.Ф.Аяцков



Приложение
к постановлению
Правительства области
от 9 января 2001 года № 3-П


Концепция
развития физической культуры и спорта в Саратовской области до 2005 года


Под развитием физической культуры и спорта  понимается совокупность мер политического, социально-экономического, научного и организационно-управленческого характера, направленных на увеличение числа граждан, занимающихся физической культурой и спортом, сохранение и повышение физической подготовленности, физического воспитания и образования каждого человека, подготовку спортсменов высокого класса.

Осуществление этих мер будет способствовать:


· обеспечению конституционных гарантий и прав граждан на равный доступ к занятиям физической культурой  и спортом;


· укреплению здоровья и снижению заболеваемости населения области;


· проведению рационального досуга;


· эффективному использованию средств физической культуры и спорта по предупреждению наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений среди молодежи;


· поддержанию высокой работоспособности и творческого долголетия людей;


· подготовке молодежи к защите Родины;


· достойному выступлению саратовских спортсменов на международных соревнованиях и Олимпийских Играх.

1.     Характеристика состояния развития физической культуры и спорта в Саратовской области


В течение последних лет в области сформировались неблагоприятные тенденции снижения общих показателей состояния здоровья населения.

В условиях неустойчивого развития экономики, серьезную опасность для здоровья граждан представляют проблемы: наркомании, алкоголизма и табакокурения.

Наряду с этими причинами существенное негативное воздействие оказывает распространение вредных привычек, снижение уровня физической подготовленности различных групп населения, отсутствие потребностей и возможностей у большей части населения регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Общая ситуация с физической культурой и спортом характеризуется:


· низким процентом охвата, занимающихся физической культурой и спортом, в том числе среди женщин и социально незащищенных слоев населения;


· сокращением  числа спортивных сооружений по месту жительства и отдыха населения, а также использования имеющихся спортивных сооружений с низким эффектом;


· неудовлетворительным состоянием системы физической культуры на предприятиях и в учреждениях (производственная физическая культура), отсутствием специалистов по физической культуре и спорту, работающих в трудовых коллективах, особенно в сельской местности;


· необходимостью дальнейшего совершенствования правовой базы в сфере физической культуры и спорта;


· ослаблением внешкольных и внеурочных форм работы по физическому воспитанию и образованию в общеобразовательных учреждениях;


· отсутствием целенаправленной работы по физическому воспитанию и образованию в образовательных учреждениях, особенно в дошкольных и школьных учреждениях, в использовании внеурочных и внешкольных форм занятий физической культурой и спортом;


· недостаточной работой по пропаганде ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации;


· отсутствием устойчивой мотивации и материальной заинтересованности у специалистов высокой квалификации в области физической культуры и спорта работать со спортивным резервом и спортсменами высокого класса;


· отсутствием заинтересованности инвесторов вкладывать средства в спорт и развитие физической культуры;


· отсутствие интересов и потребностей у большинства людей заниматься физической культурой и спортом в свободное время, в том числе самостоятельно.

Законодательная и нормативная базы  в настоящее время не охватывают всех вопросов в области развития физической культуры и спорта.

Продолжается тенденция сокращения сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. В области отсутствуют современные технически оснащенные базы, на которых можно готовиться к важнейшим международным соревнованиям. и выступлениям на Олимпийских Играх

Количество занимающихся физической культурой и спортом в 1999 году составило 262 097 человек, что на 11.3 % меньше, чем в 1998 году. Увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

В сложившихся социально-экономических условиях произошли негативные изменения не только в постановке физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях, но в большей степени они затронули трудовые и производственные коллективы. В связи с этим большие трудности испытывают сегодня физкультурно-оздоровительные  и спортивные объединения в работе по развитию физической культуры и спорта среди трудящихся.

Распределение физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений по формам собственности (%)



Распределение физкультурно-оздоровительных
и спортивных сооружений по ведомственной принадлежности (%)



Многократное повышение стоимости физкультурно-оздоровительных услуг делает недоступными учреждения физической культуры и спорта, туризма и отдыха для трудящихся. Под предлогом экономической нецелесообразности предприятия и организации отказываются от содержания спортивных и оздоровительных объектов.

Зарубежный опыт показывает, что эффективность средств физической культуры и спорта в профилактической деятельности по охране  и укреплению здоровья, в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и правонарушениями, особенно среди молодежи, исключительно высока.

Настоящая Концепция является основой для разработки комплекса мероприятий по развитию физической культуры и спорта, предусматривающих объединение усилий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, физкультурно-спортивных общественных объединений и организаций, а также отдельных граждан.

2.     Цель и задачи развития физической культуры и спорта


Целью настоящей Концепции является урегулирование  общественных отношений в сфере физической культуры и спорта Саратовской области,  путем  усовершенствования действующих и принятия новых нормативно-правовых актов. Государственное регулирование общественных отношений в сфере физической культуры и спорта должно стимулировать: всестороннее развитие человека, утверждение здорового образа жизни, формирование потребности в физическом и нравственном совершенствовании. Эта цель может быть достигнута путем реализации первоочередных мер, направленных на изменение отношения людей к занятиям физической культурой и спортом, оказывающим положительное воздействие  на состояние здоровья населения Саратовской.  

Основными задачами развития физической культуры и спорта являются:


· профилактика и предупреждение правонарушений среди детей и молодежи;


· повышение уровня физической подготовки населения и спортсменов;


· военно-патриотическое воспитание молодежи.     

Для реализации поставленных целей и задач необходимы:


· разработка и реализация областных программ развития физической культуры, спорта и иных программ в этой области с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей;


· укрепление взаимодействия с государственными и муниципальными органами власти, федерациями по видам спорта, общественными объединениями, спортивными клубами и школами в сфере физической культуры и спорта;


· укрепление материально-технической базы физической культуры и спорта;


· обеспечение подготовки и повышения квалификации тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства;


· создание условий для проведения массового организованного досуга;


·  широкая пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

3.     Приоритеты развития физической культуры, спорта и спортсооружений

Необходимость реализации поставленных целей и задач по совершенствованию системы физической культуры и спорта в Саратовской области обусловили в качестве приоритетных следующие основные направления развития физической культуры, спорта и спортсооружений:

· совершенствование законодательной базы в области физической культуры и спорта;


·  научно-методическое и информационное обеспечение;


· качественное кадровое обеспечение;


· развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;


· повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы;


· развитие спорта высших достижений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»