Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
Калининградской области

О внесении изменений и дополнений в Закон Калининградской области
"Об охране труда в Калининградской области"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Калининградской области от 01.03.2016 N 516, вступающего в силу со дня его официального опубликования.
____________________________________________________________________

(Принят областной Думой второго созыва 7 сентября 2000 года)

Статья 1.

Внести в Закон Калининградской области "Об охране труда в Калининградской области" следующие изменения и дополнения:

1. В преамбуле, в статье 1 слова "Основ законодательства Российской Федерации об охране труда" заменить словами "Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

2.  В преамбуле, подпункте 5 части второй статьи 2, части третьей статьи 3, частях первой и десятой статьи 4, частях второй, четвертой и пятой статьи 6, части третьей статьи 8, части четвертой статьи 10, части второй статьи 11 слова "орган по труду администрации области" в соответствующем падеже заменить словами "орган исполнительной власти области в области охраны труда" в соответствующем падеже.

3. Статью 1 изложить в следующей редакции:

"Статья 1. Законодательство Калининградской области об охране труда

Законодательство Калининградской области об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об основах охраны труда в Российской Федерации", других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Калининградской области".

4. Подпункт 4 части 2 статьи 2 изложить в следующей редакции:

"4) содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда".

5. В подпункте девятом части второй статьи 2, наименовании, частях первой и второй статьи 12 слова "и льготы" в соответствующем числе в соответствующем падеже исключить

6. В статье 3:

- наименование статьи дополнить следующим предложением:

"Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области охраны труда";

- часть первую изложить в следующей редакции:

"Государственное управление охраны труда на территории области осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Калининградской области в области охраны труда в пределах их полномочий";

- часть вторую исключить;

- часть третью считать частью второй, в данной части статьи:

- подпункт 9 изложить в следующей редакции:

"9) принимает решение о направлении в суд требования о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда в порядке, установленном действующим законодательством";

- подпункт 11 изложить в следующей редакции:

"11) организует экспертизу  условий труда работников, сертификацию работ по охране труда в организациях";

- подпункт 12 изложить в следующей редакции:

"12) обеспечивает взаимодействие по вопросам охраны труда на подведомственной территории органов исполнительной власти области, объединений  профессиональных союзов, работодателей, территориальных органов надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов местного самоуправления";

- дополнить данную часть статьи подпунктами 14 и 15 следующего содержания:

"14) осуществляет в случае необходимости передачу органам местного самоуправления отдельных полномочий на государственное управление охраной труда на территориях муниципальных образований";

"15) исполняет другие полномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда":

- дополнить статью частью третьей следующего содержания:

"Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти области в установленном порядке".

В статье  4:

- часть первую изложить в следующей редакции:

"В целях обеспечения соблюдения требовании охраны труда, контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области";

- часть вторую изложить в следующей редакции:

"Структура службы охраны труда в организации, численность работников службы охраны труда, а также организация, оказывающая услуги в области охраны труда на договорных условиях, определяются работодателем с учетом рекомендаций областного органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда";

- часть третью изложить в следующей редакции:

"В организациях с численностью 100 и менее работников, осуществляющих производственную деятельность, вопрос о создании службы охраны или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности организации и обеспечения прав каждого работника на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда. При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистом, имеющим диплом о присвоении квалификации инженера по охране труда или с организацией, оказывающей профессионально услуги в области охраны труда, или возлагает приказом исполнение обязанностей специалиста по охране труда на должностное лицо организации, имеющего высшее образование и необходимую подготовку".

8. Статью 5. Изложить в следующей редакции:

"Статья 5. Обязанности работодателя  по обеспечению  охраны труда в организации

Ответственность за обеспечение охраны труда в организации возлагается на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

1) безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также эффективную  эксплуатацию  средств коллективной и индивидуальной защиты.

2) соответствующие требованиям законов и иных нормативных правовых актов по охране труда условия труда на каждом рабочем месте;

3) эффективный контроль за уровнем воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на здоровье работников;

4) организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников,

5) режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством;

6) выдачу бесплатно специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной зашиты, сертифицированных в установленном порядке, смывающих и обезвреживающих средств, в соответствии с установленными нормами, работникам, занятым на производствах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением;

7) должное содержание (хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию, обезвреживание и др.) средств индивидуальной защиты за счет организации;

8) возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей в порядке, установленном законодательством, коллективным договором или трудовым договором (контрактом), договором подряда;

9) комплектование службы охраны труда специалистами, имеющими диплом о присвоении квалификации инженера по охране труда, или лицами, имеющими высшее образование и, до исполнения ими должностных обязанностей, прошедшими обучение в высших профессиональных учебных заведениях на специальных факультетах по переподготовке кадров с присвоением квалификации - "инженер по охране труда". Обучение работников на факультетах по переподготовке кадров проводится за счет работодателя;

10) обучение, инструктаж и проверку знаний норм, правил и инструкций по охране труда работников, стажировку на рабочем месте, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний норм, правил и инструкций по охране труда, стажировку на рабочем месте;

11) информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средствах индивидуальной   защиты, компенсациях за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда;

12) допуск при предъявлении документа, удостоверяющего соответствующие полномочия, представителей органа исполнительной власти области в области охраны труда, государственных надзорных и контрольных органов, органов внутриведомственного и общественного надзора и контроля, органов, осуществляющих обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, их доступ к необходимой информации, для проведения проверок состояния условий и охраны труда в организации и соблюдения законодательства об охране труда, а также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

13) своевременную уплату взносов страховщику на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также штрафа, наложенного государственными надзорными и контрольными органами за нарушение законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;

14) необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, в том числе надлежащие меры по оказанию первой помощи пострадавшим;

15) предоставление органу исполнительной власти области в области охраны труда, государственным надзорным и контрольным органам, соответствующим профсоюзным органам информации о состоянии условий и охраны труда в организации, выполнении предписаний, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях и повреждениях здоровья работников на производстве;

16) обязательное социальное страхование работников в связи с временной нетрудоспособностью вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

17) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией производственных объектов организации на соответствие требованиям по охране труда;

18) организацию в случаях, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведения предварительных (при приеме на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников организации. Медицинские осмотры работников производятся за счет работодателя;

19) недопущение работника к выполнению им трудовых обязанностей при уклонении его от прохождения медицинских осмотров или невыполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследований;

20) наличие в трудовом договоре (контракте) достоверной характеристики условий труда, информации о компенсациях работникам за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда, о риске возникновения профессионального заболевания по прошествии определенного периода времени работы в таких условиях, о средствах индивидуальной защиты;

21) информирование работника о предстоящих или прошедших производственных и технологических изменениях, а также изменениях в условиях и охране труда, в размерах компенсаций, в том числе и предоставляемых работодателем дополнительно;

22) организацию пропаганды безопасных методов труда и сотрудничество с работниками в области охраны труда;

23) обязательное расследование, составление акта и учет каждого несчастного случая с работниками;

24) выделение средств на мероприятия по улучшению условий и охраны труда, оформляемые соглашением по охране труда;

25) предоставление государственной статистической отчетности об условиях труда, о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, о затратах на охрану труда;

26) наличие обязательных правил и другой необходимой нормативной документации по охране труда;

27) получение заключения государственной экспертизы условий труда Калининградской области при лицензировании отдельных видов деятельности".

9. Часть вторую статьи 6 изложить в следующей редакции:

"Для расследования несчастного случая на производстве работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее 3-х человек.

В комиссию включается специалист по охране труда (или лицо, назначенное приказом работодателя ответственным за организацию работы по охране труда), представители работодателя, профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа (уполномоченный по охране труда).

Состав комиссии утверждается приказом работодателя. Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченное им лицо. Для расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом в комиссию кроме указанных лиц включаются государственный инспектор по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области (является председателем комиссии), представители органа исполнительной власти области в области охраны труда или органа местного самоуправления (по согласованию)".

10. В статье 9:

- наименование статьи изложить в следующей редакции:

"Статья 9. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда";

- часть седьмую изложить в следующей редакции:

"Новые или реконструированные производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда";

- части восьмую и девятую статьи исключить.

11. Статью 11 изложить в следующей редакции:

"Статья 11. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых, областных, территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области, правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не мене 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0.7 процента суммы эксплуатационных расходов.

В Калининградской области, в городах и районах, расположенных на ее территории, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда".

12. Статью 13 изложить в следующей редакции:

"Статья 13. Государственные надзорные и контрольные органы

Государственный надзор и контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по условиям, охране, безопасности и гигиене труда осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы по направлениям деятельности, отнесенным к их компетенции, в соответствии с положениями об этих органах и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Государственная инспекция труда в Калининградской области решает следующие основные задачи в сфере охраны труда:

осуществление  государственного  надзора  и  контроля  за соблюдением законодательства Российской Федерации об охране труда, а также связанных с ним законодательных и нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника;

достижение безопасных условий труда работников, а также защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц и других ответственных работников организаций, ущемляющих эти права;

разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов об охране труда;

содействие овладению работодателями и работниками знаниями законодательства Российской Федерации и действующих норм и нормативов об охране труда.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»