Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июля 1996 года N 472

Об утверждении областной целевой программы неотложных мер по совершенствованию психиатрической помощи жителям Калининградской области на 1996-2000 годы


(Не действует: п.1 ст. 32 Закона Калининградской области от 10.11.97 г. N 38 "О правовых актах органов государственной власти Калининградской области")

В целях реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. N 383 "О федеральной целевой программе "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995-1997 годы)"

постановляю :

1. Утвердить областную целевую программу "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1996-2000 годы)" согласно приложению.

2. Функции государственного заказчика программы возложить на комитет по здравоохранению администрации области.

3. Главам администраций городов, городских округов, органов местного самоуправления и районов области, финансовому управлению администрации области (Сергееву) предусмотреть средства для реализации областной целевой программы "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1996-2000 годы)" при формировании областного и местных бюджетов на 1997-2000 годы.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы администрации области Кузнецову И.С.

5. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Глава администрации области Ю. Маточкин

Приложение
к постановлению
Главы администрации области от 23 июля 1996 г. N 472

Программа "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1996-2000 годы)"


I. Обоснование разработки программы

Принятие Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", введенного в действие с 1 января 1993 года, явилось выражением существенных изменений государственной политики в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами. Среди предоставленных государством этой категории граждан России прав выделяются права на получение всех видов психиатрической помощи и на социальную защиту. Законом установлено, что финансирование деятельности учреждений, оказывающих психиатрическую помощь должно осуществляться в размерах, обеспечивающих ее гарантированный уровень и высокое качество.

Указанные требования нашли отражение в постановлении Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. N 522 "О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами" (собрание законодательства Российской Федерации 1994 г., N 6, ст. 606), которым утверждены новые положения: об учреждениях, оказывающих вневрачебную и стационарную психиатрическую помощь; о лечебно-производственных государственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. N 383 утверждена федеральная целевая программа "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995-1997 годы)" с целью принятия экстренных мер для обеспечения прав лиц, страдающих психическими расстройствами, и для уменьшения отрицательных для государства и общества последствий психических заболеваний, таких как инвалидность и нетрудоспособность, преступность среди лиц, страдающих психическими расстройствами, непригодность к военной службе и другие.

За последние 10 лет число инвалидов вследствие психических расстройств возросло в Калининградской области на 30 процентов и достигло 3109 человек в 1994 году. При этом более 80 процентов составляют инвалиды I-II групп. Рост инвалидности во многом обусловлен возникновением серьезных препятствий при трудоустройстве и трудовой реабилитации лиц с психическими расстройствами на обычных предприятиях. Увеличивается число больных, не имеющих средств к существованию, утративших жилье и социальные связи.

Дети с аномалиями психического развития составляют около 4,5 процентов от всех учащихся средних школ. Не снижается число лиц, признанных негодными к несению воинской службы вследствие наличия у них психических расстройств.

По данным военно-врачебной комиссии Московского военного округа, из числа всех подростков и юношей, признанных негодными к службе в мирное время, 42,8 процента составляют лица с психическими расстройствами. Из числа солдат, уволенных в течение действительной службы по состоянию здоровья, 35,1 процента уволены по причине психических расстройств, а среди военных строителей их число составляет 62,2 процента.

Серьезные усилия нужно приложить к укреплению материально-технической базы и кадров психиатрической службы, состояние которой не соответствует предъявляемым к ней требованиям. Большинство зданий и помещений психиатрических учреждений Калининградской области и их оснащение не позволяют оказывать психиатрическую помощь в достойных человека условиях. Имеются учреждения, не имеющие необходимой системы водоснабжения, канализации. Эпизодический текущий ремонт за счет скудных ассигнований, которые получает психиатрическая служба, малоэффективны. Психиатрические учреждения не соответствуют принципам организации психиатрической помощи, предусмотренных Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Напряженное положение складывается с кадрами психиатрических учреждений. Врачей-психиатров и других специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи, недостаточно. По этой причине не созданы психиатрические кабинеты в городах Зеленоградске и Полесске. По расчетам, в ближайшие годы в области потребуется 20 врачей-психиатров, 25 медицинских психологов, 30 психотерапевтов, 5 юрисконсультов, обеспечивающих юридическую помощь психически больным, 40 социальных работников.

Калининградская область лидирует в стране по количеству самоубийств, предупреждение которых должно проводиться комплексно. Несмотря на рост неврозов и реактивных состояний в области нет отделения неврозов, психотерапевтическая помощь населению сельских районов недоступна.

Число лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших преступления, увеличилось в Российской Федерации за последние 5 лет на 60 процентов, что требует разработки комплексных мер предупреждения общественно опасных действий среди этой группы лиц.

II. Цели и задачи программы

Целью настоящей программы является создание условий для реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и обеспечение гарантированного государством современного уровня и качества психиатрической помощи, оказываемой лицам, страдающим психическими расстройствами.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- повышение эффективности и доступности психиатрической помощи, оказываемой населению Калининградской области;

- совершенствование форм специализированной психиатрической помощи, в том числе оказываемой детям, подросткам и лицам пожилого и старческого возраста;

- обеспечение психиатрических учреждений врачами-психиатрами, медицинскими психологами, социальными работниками и юристами;

- достижение уровня материально-технической оснащенности психиатрических учреждений, обеспечивающих оказание своевременной психиатрической помощи;

- развитие и реорганизация судебно-психиатрической службы с учетом проводимой судебно-правовой реформы.

III. Ожидаемый результат реализации программы

Настоящая Программа явится прежде всего инструментом реализации основных положений Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и началом материально-технического переоснащения психиатрической службы.

Выполнение Программы позволит в течение 1996-2000 годов решить неотложные вопросы улучшения психиатрической и медико-психологической помощи населению и создаст основу для разработки и реализации долгосрочной программы охраны психического здоровья населения Калининградской области.

IV. Управление комплексом программных работ

Руководство реализацией Программы осуществляет комитет по здравоохранению администрации Калининградской области.

На него возлагаются:

- координация выполнения и анализ эффективности предусмотренных Программой работ;

- поэтапная оценка состояния психиатрической помощи и коррекция проводимых мероприятий с учетом минимизации финансовых затрат и определение оптимальных сроков завершения работ.

Исполнители работ: финансовое управление администрации области, управление социальной защиты области, комитет по образованию и науке администрации Калининградской области.

          Мероприятия по реализации программ на 1996 - 2000 гг.

-------------------------------------------------------------------------

 |            |     | Источники и объем финансирования       |

 |            |     |(в ценах августа 1995 г.) млн.руб.      |

 |            |     |----------------------------------------|

N | Мероприятия|Сроки|Феде-  |Област-|Местные|Бюд- |Про- |Объ-| Исполни-

 |            |ис-  |ральный|ной    |бюджеты|жет  |чие  |ем  | тели

 |            |пол- |бюджет |бюджет |городов|коми-|ис-  |фи- |

 |            |нения|       |       |и рай- |тета |точ- |нан-|

 |            |     |       |       |онов   |по   |ники |си- |

 |            |     |       |       |области|здра-|фи-  |ро- |

 |            |     |       |       |       |воох-|нан- |ва- |

 |            |     |       |       |       |ране-|си-  |ния |

 |            |     |       |       |       |нию  |ро-  |в   |

 |            |     |       |       |       |адми-|ва-  |1996|

 |            |     |       |       |       |нис- |ния  |году|

 |            |     |       |       |       |тра- |     |    |

 |            |     |       |       |       |ции  |     |    |

 |            |     |       |       |       |обла-|     |    |

 |            |     |       |       |       |сти  |     |    |

 |            |     |       |       |       |     |     |    |

-|------------|----------------------------------------------|-----------

 |            |   I. Социальная поддержка психических больных|

 |            |     |       |       |       |     |     |    |

1|Укомплекто- |1996-|       |       |175,0  |210,0|     |55,0|Комитет по

 |вать психиа-|1997 |       |       |       |     |     |    |здравоохра-

 |тричекие уч-|     |       |       |       |     |     |    |нению адми-

 |реждения об-|     |       |       |       |     |     |    |нистрации

 |ласти кадра-|     |       |       |       |     |     |    |области

 |ми психоло- |     |       |       |       |     |     |    |Руководите-

 |гов, психо- |     |       |       |       |     |     |    |ли учрежде-

 |терапевтов, |     |       |       |       |     |     |    |ний здраво-

 |социальными |     |       |       |       |     |     |    |охранения

 |работниками |     |       |       |       |     |     |    |

 |            |     |       |       |       |     |     |    |

2|Открыть     |1996 |       |       |   50,0| 40,0|     |40,0|Управление

 |Центр меди- |     |       |       |       |     |     |    |здравоохра-

 |ко-психоло- |     |       |       |       |     |     |    |нения мэрии

 |гической и  |     |       |       |       |     |     |    |г. Калинин-

 |психотера-  |     |       |       |       |     |     |    |града

 |певтической |     |       |       |       |     |     |    |Комитет по

 |помощи, ка- |     |       |       |       |     |     |    |здравоохра-

 |бинет соци- |     |       |       |       |     |     |    |нению адми-

 |ально-психо-|     |       |       |       |     |     |    |нистрации

 |логической  |     |       |       |       |     |     |    |области

 |помощи и    |     |       |       |       |     |     |    |

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»