Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 апреля 1995 года N 383


О федеральной целевой программе "Неотложные меры
по совершенствованию психиатрической помощи
(1995 - 1997 годы)"

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

В целях реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995-1997 годы)".

Функции государственного заказчика Программы возложить на Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

2. Министерству финансов Российской Федерации предусматривать средства для реализации федеральной целевой программы "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995-1997 годы)" при разработке проектов федеральных бюджетов на 1996-1997 годы.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать региональные целевые программы по совершенствованию психиатрической помощи на 1995-1997 годы и обеспечить их финансирование.

     Председатель Правительства
     Российской Федерации
 В.Черномырдин

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 апреля 1995 года N 383

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Неотложные меры по совершенствованию
психиатрической помощи
(1995-1997 годы)"

I. Обоснование разработки Программы

Принятие Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", введенного в действие 1 января 1993 г., явилось выражением существенных изменений государственной политики в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами. Среди предоставленных государством этой категории граждан России прав выделяются права на получение всех видов психиатрической помощи и на социальную защиту. Законом установлено, что финансирование деятельности учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, должно осуществляться в размерах, обеспечивающих ее гарантированный уровень и высокое качество.

Указанные требования нашли отражение в постановлении Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. N 522 "О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 6, ст. 606), которым утверждены новые положения: об учреждениях, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь; о лечебно-производственных государственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов; об общежитиях для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи.

Разработка федеральной целевой программы "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995-1997 годы)" (далее Программа) обусловлена необходимостью принятия экстренных мер для обеспечения прав лиц, страдающих психическими расстройствами, и для уменьшения отрицательных для государства и общества последствий психических заболеваний, таких как инвалидность и нетрудоспособность, преступность среди лиц, страдающих психическими расстройствами, непригодность к военной службе и другие.

За последние 10 лет число инвалидов вследствие психических расстройств возросло в Российской Федерации на 30,6 процента и достигло 669 тыс. человек. При этом более 80 процентов составляют инвалиды I-II групп. Рост инвалидности во многом обусловлен возникновением серьезных препятствий при трудоустройстве и трудовой реабилитации лиц с психическими расстройствами на обычных предприятиях. Увеличивается число больных, не имеющих средств к существованию, утративших жилье и социальные связи.

Дети с аномалиями психического развития составляют около 4,5 процента от всех учащихся средних школ. Не снижается число лиц, признанных негодными к несению воинской службы вследствие наличия у них психических расстройств.

По данным военно-врачебной комиссии Московского военного округа, из числа всех подростков и юношей, признанных непригодными к службе в мирное время, 42,8 процента составляют лица с психическими расстройствами. Из числа солдат, уволенных в течение действительной службы по состоянию здоровья, 35,1 процента уволены по причине психических расстройств, а среди военных строителей их число составляет 62,2 процента.

Серьезные усилия необходимо приложить к укреплению материально-технической базы и кадров психиатрической службы, состояние которой в настоящий момент не соответствует предъявляемым к ней требованиям. Большинство зданий и помещений психиатрических учреждений и их оснащение не позволяют оказывать психиатрическую помощь в достойных человека условиях. Дальнейшее пребывание психиатрических учреждений в старых зданиях монастырей, тюрем и других приспособленных помещениях является нетерпимым. Значительная часть учреждений не имеет необходимой системы водоснабжения, канализации и регулярного энергоснабжения. Эпизодический текущий ремонт за счет скудных ассигнований, которые получает психиатрическая служба, малоэффективен. Психиатрические учреждения не соответствуют принципам организации психиатрической помощи, предусмотренным Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Крайне напряженное положение складывается с кадрами психиатрических учреждений. Врачей-психиатров и других специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи, недостаточно. По расчетам, в ближайшие годы необходимо подготовить дополнительно 3500 врачей-психиатров, 3600 медицинских психологов, 3900 психотерапевтов, 400 юрисконсультов, обеспечивающих юридическую помощь психически больным, 9500 социальных работников. Для подготовки указанных специалистов необходимо пересмотреть систему их вузовской и последипломной подготовки. Следует определить перечень высших и средних учебных заведений в Российской Федерации, осуществляющих первичную подготовку и повышение квалификации специалистов для работы в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь.

Наряду с укреплением стационарной и диспансерной врачебной помощи лицам, страдающим психическими расстройствами, требуется расширение научно-практических разработок в области вторичной и третичной профилактики психических расстройств. Приоритетное развитие должно получить создание системы психиатрической, в том числе психотерапевтической, помощи с участием медицинских психологов и социальных работников.

По данным органов внутренних дел, число лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших преступления, за последние пять лет увеличилось на 60 процентов, что создает дополнительную нагрузку на судебно-психиатрические учреждения, часть которых расположена в помещениях следственных изоляторов и не соответствует требованиям, предъявляемым к медицинским учреждениям.

В неудовлетворительных условиях находятся психиатрические больницы со строгим наблюдением для больных, совершивших тяжкие правонарушения и направленных судом на принудительное лечение. Такие больницы расположены в бывших помещениях исправительных учреждений в европейской части России, а регионы Сибири и Дальнего Востока не имеют больниц соответствующего профиля.

II. Цели и задачи Программы

Целью настоящей Программы является создание условий для реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и обеспечение гарантированного государством современного уровня и качества психиатрической помощи, оказываемой лицам, страдающим психическими расстройствами.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:

повышение эффективности и доступности психиатрической помощи, оказываемой населению России;

совершенствование форм специализированной психиатрической помощи, в том числе оказываемой детям, подросткам и лицам пожилого и старческого возраста;

совершенствование подготовки психиатров, других специалистов и работников для работы в психиатрических учреждениях; организация подготовки психологов, социальных работников и юристов для работы в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь;

разработка новой концепции проектирования и строительства специализированных психиатрических учреждений с учетом разных контингентов психически больных;

достижение уровня материально-технической оснащенности психиатрических учреждений, обеспечивающего оказание современной психиатрической помощи;

развитие и реорганизация судебно-психиатрической службы с учетом проводимой судебно-правовой реформы.

III. Основные этапы и направления

Программа совершенствования психиатрической помощи рассчитана на 1995-1997 годы и будет реализована в три этапа (приложение N 1).

На первом этапе (1995 год) необходимо разработать:

информационную систему оценки и прогнозирования состояния психического здоровья населения;

предложения по изменению и дополнению законодательства Российской Федерации с целью усиления социальной защищенности лиц с психическими расстройствами;

мероприятия по внедрению научно обоснованных рекомендаций по организации работы специалистов в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь;

концепцию и организованные основы последипломной подготовки специалистов для учреждений, оказывающих психиатрическую помощь.

На втором этапе (1996 год) будут осуществлены:

клинико-эпидемиологический анализ психосоматических расстройств в детском и подростковом возрасте;

разработка комплекса учебных программ вузовской и последипломной подготовки специалистов для учреждений, оказывающих психиатрическую помощь.

На третьем этапе (1997 год) должны быть решены следующие задачи:

внедрение в практику методов медико-психологической коррекции девиантного поведения детей и подростков;

открытие специализированных геронтологических отделений;

внедрение автоматизированных рабочих мест в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь.

В течение всех трех этапов реализации Программы будет производится с равномерным распределением финансовых средств в течение 1995-1997 годов (приложение N 2):

улучшение материально-технической оснащенности учреждений, оказывающих психиатрическую помощь;

проектирование, строительство и реконструкция учреждений, оказывающих психиатрическую помощь;

совершенствование подготовки специалистов для учреждений, оказывающих психиатрическую помощь.

V. Ожидаемый результат реализации Программы

Настоящая Программа явится прежде всего инструментом реализации основных положений Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и началом материально-технического переоснащения психиатрической службы.

Выполнение Программы позволит в течение 1995-1997 годов решить неотложные вопросы улучшения психиатрической и медико-психологической помощи населению и создаст основу для разработки и реализации долгосрочной программы охраны психического здоровья населения Российской Федерации.

VI. Управление комплексом программных работ

Руководство реализацией Программы осуществляет Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации. На него возлагаются:

координация выполнения и анализ эффективности предусмотренных Программой работ;

поэтапная оценка состояния психиатрической помощи и коррекция проводимых мероприятий с учетом минимизации финансовых затрат и определение оптимальных сроков завершения работ.

Исполнители работ:

Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство строительства Российской Федерации, Министерство социальной защиты населения Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию.

Приложение N 1
                            к федеральной целевой программе
                            "Неотложные меры по совершенствованию
                            психиатрической помощи (1995-1997 годы)"

МЕРОПРИЯТИЯ
по реализации программы на 1995-1997 годы

 +-----------------------------------------------------------------+
 ¦                      ¦     ¦      Источники и объем    ¦        ¦
 ¦                      ¦     ¦        финансирования     ¦        ¦
 ¦                      ¦     ¦    (в ценах на 1 января   ¦        ¦
 ¦                      ¦     ¦           1994 г.)        ¦        ¦
 ¦                      ¦     +---------------------------¦ Испол- ¦
 ¦                      ¦Сроки¦ федера-¦бюджеты ¦бюджет-  ¦ нитель ¦
 ¦                      ¦ вы- ¦ льный  ¦субъек- ¦ные ас-  ¦        ¦
 ¦                      ¦ пол-¦ бюджет ¦ тов    ¦сигнова- ¦        ¦
 ¦                      ¦ не- ¦(млн.   ¦Россий- ¦ния Мин- ¦        ¦
 ¦                      ¦ ния ¦  руб.) ¦ской    ¦здавмед- ¦        ¦
 ¦                      ¦     ¦        ¦Федера- ¦прома    ¦        ¦
 ¦                      ¦     ¦        ¦ции     ¦России   ¦        ¦
 ¦                      ¦     ¦        ¦(млн.   ¦(млн.руб)¦        ¦
 ¦                      ¦     ¦        ¦   руб.)¦         ¦        ¦
 +-----------------------------------------------------------------+

     

1. Социальная поддержка психически больных

 1. Разработка норматив-   1995    -       -       6,8    Минздрав-
 ных документов по орга-   год                            медпром
 низации    деятельности                                  России
 лечебно-производствен-                                   Минсоцза-
 ных     государственных                                  щиты Рос-
 предприятий для  прове-                                  сии
 дения трудовой терапии,
 обучения новым  профес-
 сиям и  трудоустройства
 лиц, страдающих  психи-
 ческими расстройствами,
 включая инвалидов

 2. Разработка  инструк-   1995-   -       -       8,6    Минздрав-
 ций и  методических ре-   1996                           медпром
 комендаций по организа-   годы                           России
 ции работы    общежитий
 для лиц с  психическими
 расстройствами,   утра-
 тивших социальные связи

 3. Подготовка предложе-   1995-   -       -      42,9    Минздрав-
 ний по  изменению и до-   1996                           медпром
 полнению  законодатель-   годы                           России
 ства Российской Федера-                                  Минсоцза-
 ции с  целью   усиления                                  щиты
 социальной защищенности                                  России
 лиц с      психическими                                  Минюст
 расстройствами и проек-                                  России
 тов     соответствующих
 нормативно-правовых до-
 кументов - всего

   в том числе:

   по гражданскому зако-           -       -      13,7
   нодательству

   брачно-семейному  за-           -       -       12
   конодательству

   по жилищному  законо-           -       -       8,6
   дательству

   по трудовому и пенси-           -       -       8,6
   онному  законодатель-
   ству

 4. Разработка норматив-   1995-   -       -      25,8    Минздрав-
 ных документов по  соз-   1996                           медпром
 данию  социально-право-   годы                           России
 вой службы в учреждени-                                  Минсоцза-
 ях, оказывающих  психи-                                  щиты
 атрическую помощь     -                                  России
 всего                                                    Минюст
                                                          России
   в том числе:

   положения о  юрискон-
   сульте,  обеспечиваю-
   щем юридическую   по-
   мощь психически боль-
   ным                             -       -       8,6

   положения о  социаль-
   ном работнике                   -       -       8,6

   методические рекомен-
   дации о  формах и ме-
   тодах работы социаль-
   ных работников                  -       -       8,6

 5. Разработка норматив-   1995-   -       -      10,3    Минздрав-
 но-правовых основ рабо-   1996                           медпром
 ты медицинских психоло-   годы                           России
 гов в учреждениях, ока-                                  Минсоцза-
 зывающих  психиатричес-                                  щиты
 кую помощь                                               России

 6. Разработка норматив-   1995-   -       -       8,6    Минздрав-
 но-правовых основ   для   1996                           медпром
 организации работы пси-   годы                           России
 хотерапевтов в учрежде-                                  Минсоцза-
 ниях, оказывающих  пси-                                  щиты
 хиатрическую помощь                                      России

 7. Разработка организа-   1995-   -       -       5,1    Минздрав-
 ционных основ  развития   1996                           медпром
 медико-психологической    годы                           России
 и  психотерапевтической
 помощи населению

 8. Разработка норматив-   1995-   -       -       12     Минздрав-
 но-правовой основы  для   1996                           медпром
 организации   отделений   годы                           России
 (кабинетов) медико-пси-                                  Минсоцза-
 хологической и психоте-                                  щиты
 рапевтической помощи  в                                  России
 многопрофильных стацио-
 нарах,    поликлиниках,
 других   лечебно-профи-
 лактических  учреждени-
 ях,  психоневрологичес-
 ких интернатах

 9. Изучение опыта рабо-   1995-   -       -      30,8    Минздрав-
 ты психиатрических  ка-   1996                           медпром
 бинетов и    подготовка   годы                           России
 предложений по   совер-
 шенствованию их    дея-
 тельности

 10. Разработка  системы   1995-   -       -      13,7    Минздрав-
 оказания  медико-психо-   1996                           медпром
 логической помощи насе-   годы                           России
 лению, проживающему   в
 условиях социально-эко-
 логического стресса,  и
 вынужденным мигрантам

 11. Выявление    социо-   1995-   -       -       17,1   Минздрав-
 культурных     факторов   1996                           медпром
 возникновения и динами-   годы                           России
 ки психических    расс-
 тройств с целью их про-
 филактики

 12. Разработка   диффе-   1995-   -       -       41     Минздрав-
 ренцированной    оценки   1997                           медпром
 уровня      социального   годы                           России
 функционирования и  ка-                                  Минсоцза-
 чества жизни психически                                  щиты
 больных                                                  России

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»