На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ":
1. Утвердить прилагаемую концепцию областной долгосрочной целевой программы "Развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности в Псковской области на 2013-2015 годы".
2. Принять предложение Государственного комитета Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию о разработке областной долгосрочной целевой программы "Развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности в Псковской области на 2013-2015 годы".
3. Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной целевой программы "Развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности в Псковской области на 2013-2015 годы" Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию.
4. Государственному комитету Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию разработать проект областной долгосрочной целевой программы "Развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности в Псковской области на 2013-2015 годы" и внести его на утверждение в установленном порядке в срок до 15 ноября 2012 г.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Губернатора области Перникова С.Г.
И.п. Губернатора области С.Г. Перников
КОНЦЕПЦИЯ
областной долгосрочной целевой программы "Развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности в Псковской области на 2013-2015 годы"
1. Характеристика проблемы и обоснование ее соответствия и соответствия целей программы целям и задачам социально-экономического развития области
Стратегией социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Администрации области от 16 июля 2010 г. N 193-р, повышение инвестиционной активности определено как одно из важнейших приоритетных направлений экономического развития области.
Работа в данном направлении в Псковской области была начата с 2010 года в рамках областной долгосрочной целевой программы "Создание благоприятного инвестиционного климата в Псковской области (2010-2012 годы)" (далее также - Программа (2010-2012)).
Необходимость реализации Программы (2010-2012) была обусловлена снижением объемов инвестиций в Псковской области в связи с кризисными явлениями в экономике Российской Федерации в 2008-2009 годах.
Так, по итогам 2009 года было зафиксировано значительное падение инвестиционной активности в области: индекс физического объема инвестиций в основной капитал за 2009 год составил 75 % по отношению к предыдущему году (12,9 млрд. рублей).
В ходе реализации Программы (2010-2012) была начата реализация следующих мер, положительно зарекомендовавших себя:
совершенствование механизмов предоставления государственной поддержки по инвестиционным проектам со стороны Администрации области;
формирование инфраструктурно подготовленных инвестиционных площадок для инвесторов на территории области,
проведение специальных презентационных мероприятий по созданию инвестиционно привлекательного имиджа Псковской области.
В соответствии с Программой (2010-2012) осуществлялось совершенствование механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории области:
в Закон области от 12 октября 2005 г. N 473-ОЗ "О налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области" с целью развития приоритетных секторов экономики Псковской области и привлечения в регион новых сфер экономической деятельности внесены изменения, предусматривающие создание на территории Псковской области зон интенсивного экономического развития, а также изменения, увеличивающие сроки действия льгот до 7 лет для стратегических инвестиционных проектов, реализуемых в высокотехнологичных отраслях, и расширяющие действие льгот для проектов создания транспортно-логистических терминалов, туристской инфраструктуры и проектов, реализуемых в обрабатывающей промышленности;
с целью сокращения сроков выдачи разрешений, необходимых для реализации инвесторами инвестиционных проектов, и осуществления иных мер по формированию благоприятной административной среды принято постановление Администрации области от 29 июня 2010 г. N 249 "Об утверждении Порядка сопровождения стратегических инвестиционных проектов";
разработан и начал действовать Закон области от 09 декабря 2011 г. N 1119-ОЗ "Об участии Псковской области в государственно-частном партнерстве", который устанавливает основы правового регулирования участия Псковской области в указанном направлении, определены основные направления государственно-частного партнерства: строительство и модернизация объектов водоснабжения, водоотведения, переработки отходов, объектов социальной и инженерной инфраструктуры при комплексной застройке жилой и промышленной территории;
В результате активизации мер государственной поддержки инвесторов за 2012 год налоговыми льготами в виде льготных ставок по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций воспользовались организации области по 29 инвестиционным проектам с объемами инвестиций около 7,2 млрд. рублей.
Инвесторы начали активно пользоваться введенной с середины 2010 года формой государственной поддержки в виде сопровождения инвестиционных проектов, признанных стратегическими, при заключении с Администрацией области инвестиционных соглашений для содействия в своевременном получении согласований и разрешений в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также для получения информации о предварительных технических условиях подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и информации о плате за подключение объектов к сетям.
С 2010 года признаны стратегическими 24 инвестиционных проекта. С инвесторами заключено 15 инвестиционных соглашений с целью реализации инвестиционных проектов с объемами инвестиций 9,79 млрд. рублей в сфере животноводства, торфо- и лесопереработки, создания туристической и таможенной инфраструктуры и других отраслях.
При использовании мер государственной поддержки реализованы такие крупные инвестиционные проекты, как проект строительства ООО "Танн Невский" завода по обработке бумаги для фильтров сигарет в г. Пскове с объемами инвестиций 900,0 млн. рублей, проекты обустройства таможенно-логистических терминалов в районе международных автомобильных пунктов пропуска - МАПП "Убылинка" ЗАО "ТЕКО-Терминал" (объем инвестиций 1 этапа проекта - 357,0 млн. рублей) и МАПП "Бурачки" ООО "Терминал "Себеж" (объем инвестиций - 300,0 млн. рублей).
В настоящее время при поддержке Администрации области реализуются такие крупные проекты, как проект строительства свиноводческого комплекса замкнутого цикла на 480 тыс. голов в Невельском районе ООО "Великолукский свиноводческий комплекс" (объем инвестиций 14,3 млрд. рублей); проект строительства свиноводческого комплекса в Островском районе на 100 тыс. голов ООО "Идаванг" (объем инвестиций 1,6 млрд. рублей); приоритетный проект в области освоения лесов по созданию лесоперерабатывающего комплекса ООО "Росбиопром" (объем инвестиций в приоритетный проект в области освоения лесов - около 500 млн. рублей, общие объемы инвестиций - более 2,0 млрд. рублей); проекты строительства гостиниц в г. Пскове в рамках туристско-рекреационного кластера "Псковский", включенного в федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)":
ресторанно-гостиничный комплекс "Двор Подзноевых" ОАО "Северо-Западная инвестиционная компания" (объем инвестиций 900 млн. рублей);
гостиничный комплекс по адресу: ул. Гоголя, д. 52 и 50, 54 ООО "Декабрь-М" (объем инвестиций 550 млн. рублей);
многофункциональный комплекс по адресу: Л.Поземского, д. 24 ЗАО "Стройкомплект" (объем инвестиций 480 млн. рублей);
реконструкция гостиничного комплекса "Old Estate Hotel & SPA" ООО "ОЛЭКСИС" (объем инвестиций 142,49 млн. рублей);
спортивно-торгово-развлекательный комплекс по адресу: Иркутский переулок, д. 2 ООО "Псковская недвижимость" (объем инвестиций 706 млн. рублей);
торгово-развлекательный комплекс "На четырех углах" ООО "Торговый дом Карат" (объем инвестиций 750 млн. рублей);
реконструкция делового центра по адресу: ул. Советская, д. 31 ООО "КВЦ "Мода и Стиль" (объем инвестиций 100,97 млн. рублей) и другие крупные проекты.
В целях сокращения сроков получения инвесторами разрешений и согласований, а также для организации системной работы с инвесторами Администрацией области создано ОАО "Агентство развития Псковской области", которое оказывает содействие инвесторам в реализации инвестиционных проектов от поиска земельного участка до запуска производства.
В ходе реализации Программы (2010-2012) в рамках создания благоприятного инвестиционного климата в Псковской области были сделаны первые шаги по формированию комплексной инженерной инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов:
определены земельные участки и начата разработка документации по созданию инженерной инфраструктуры индустриальных парков "Моглино" и "Ступниково";
для индустриального парка "Моглино" спроектированы подстанция и газопровод, проводится государственная экспертиза проектно-сметной документации по газопроводу-отводу, в 2012 году запланировано проведение аукционов на строительство данных объектов;
проведена работа по подготовке и подаче в Минэкономразвития России заявки на создание на территории индустриального парка "Моглино" особой экономической зоны промышленно-производственного типа;
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2012 г. N 729 "О создании на территории Псковского района Псковской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа" на территории Псковского района создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Моглино" (далее - ОЭЗ "Моглино").
В рамках Программы (2010-2012) были проведены крупные презентационные мероприятия по созданию инвестиционно привлекательного имиджа Псковской области и презентации ОЭЗ "Моглино" и индустриального парка "Ступниково" в Германии, Китае, Сингапуре, Дании и других странах.
Работа, проводимая в рамках Программы (2010-2012) позволила осуществить создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа, а также привлечь в Псковскую область крупных инвесторов, что сказалось на росте инвестиционной активности.
Улучшение инвестиционной ситуации в регионе за период реализации Программы (2010-2012) отражают статистические данные: по итогам 2010 года индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил 102,6 % (16,7 млрд. рублей), по итогам 2011 года - 122,4 % (23,9 млрд. рублей).
Вместе с тем в ходе работы по созданию благоприятного инвестиционного климата в рамках Программы (2010-2012) выявилось, что основной проблемой для реализации крупных инвестиционных проектов явилось отсутствие в Псковской области инвестиционных площадок с развитой инфраструктурой, а также институциональных механизмов комплексного решения вопросов, возникающих при реализации инвестиционных проектов в сфере туризма, природопользования и других сферах.
Данные проблемы могут быть решены при условии продолжения работы по развитию инфраструктуры инвестиционной деятельности, формирование которой выбрано Стратегией социально-экономического развития Псковской области до 2020 года в числе краткосрочных и среднесрочных мер для осуществления активной инвестиционной политики.
Под инфраструктурой инвестиционной деятельности в целях реализации областной долгосрочной целевой программы "Развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности в Псковской области на 2013-2015 годы" (далее - Программа) понимается комплекс структур, обеспечивающих реализацию инвестиционных процессов.
Развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности включает в себя:
создание инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов;
совершенствование институциональной инфраструктуры, в том числе выработка и реализация государственной инвестиционной политики, включающей меры по стимулированию инвестиционной деятельности, оказание методологической и консультационной помощи субъектам инвестиционной деятельности, обеспечение подготовки кадров для осуществления инвестиционной деятельности;
развитие информационной инфраструктуры инвестиционной деятельности, в том числе создание информационных ресурсов, обеспечивающих субъектов инвестиционной деятельности достоверной информацией и информационное сопровождение инвестиционных процессов.
В этом направлении необходимо решение программным методом следующих существующих проблем:
недостаточное количество инфраструктурно подготовленных инвестиционных площадок для реализации инвестиционных проектов;
несовершенство механизмов поддержки секторов экономики, обеспечивающих создание наибольшего потенциала экономического роста, человеческого потенциала и внедрение новых технологий;
недостаточность использования объектов культурного наследия как фактора развития туристического потенциала области;
неразвитость инвестиционных институтов инвестиционной деятельности, в том числе создаваемых в рамках государственно-частного партнерства;
слабая информированность деловых кругов об инвестиционном климате Псковской области.
В результате реализации Программы планируется закрепить достигнутые в рамках областной долгосрочной целевой программы "Создание благоприятного инвестиционного климата в Псковской области (2010-2012 годы)" результаты по активизации инвестиционного процесса в области, обеспечив ускорение темпов роста инвестиций на 25% к 2015 году по сравнению с ситуацией без использования программно-целевого метода.
Такой результат будет обеспечен за счет создания в рамках мероприятий Программы развитой инвестиционной инфраструктуры, которая станет эффективным инструментом аккумулирования инвестиционных ресурсов для обеспечения ускоренного экономического роста на основе диверсификации экономики.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Отсутствие в Псковской области развитой инфраструктуры инвестиционной деятельности является сдерживающим фактором для дальнейшей активизации инвестиционной деятельности и экономического роста.
Учитывая важность проблемы по повышению инвестиционной активности в области возникает необходимость продолжения ее решения с использованием программно-целевого метода.
Необходима разработка Программы, предусматривающей комплексное решение вопросов создания инфраструктуры инвестиционной деятельности, в ходе реализации которой будет созданы условия для эффективной реализации крупных инвестиционных проектов, способных обеспечить ускоренный экономический рост Псковской области.
Использование программного метода позволит сконцентрировать административные и финансовые ресурсы на данном направлении, обеспечит эффективное решение системных проблем за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.
Реализация Программы позволит обеспечить преемственность развития инвестиционной деятельности на территории Псковской области, поставить новые задачи и использовать механизмы реализации, более соответствующие современным требованиям перехода к ускоренному развитию экономики области.
В ходе реализации Программы будет продолжена работа, начатая в рамках областной долгосрочной целевой программы "Создание благоприятного инвестиционного климата в Псковской области (2010-2012 годы)" по координации деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления области и инфраструктурных организаций в решении вопросов, связанных с созданием инженерной инфраструктуры инвестиционной деятельности, выработкой эффективных механизмов поддержки инвестиций в части совершенствования правовых условий, реализации инвестиционных проектов в отдельных секторах.
Программа позволит осуществить мероприятия по комплексному улучшению ситуации в создании инфраструктуры инвестиционной деятельности в Псковской области, созданию условий для организации новых производств, обеспечивающих наибольший потенциал экономического роста, расширить источники и увеличить объемы финансирования инвестиций, организовать высокоэффективный инвестиционный процесс в Псковской области.
В рамках Программы определяются целевые индикаторы, которые позволяют ежегодно оценивать результаты реализации тех или иных мероприятий Программы.
3. Прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
В предыдущих разделах настоящей концепции отражены основные негативные тенденции и проблемы развития инфраструктуры инвестиционной деятельности в области. При сохранении сложившихся тенденций основными недостатками в данной сфере без использования программно-целевого метода являются: