(с изменениями на 29 декабря 2012 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.04.14 на основании постановления Администрации области
от 27.03.2014 N 111, Псковская правда от 01.04.14 N 35
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
постановлением Администрации области от 31.07.2012 N 395 -распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2012 г., Псковская правда от 03.08.12 N 174-175;
постановлением Администрации области от 29.12.2012 N 686 -распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2012 г., Псковская правда от 15.01.13 N 6.
__________________________________________________________________
На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ" Администрация области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную долгосрочную целевую программу "Охрана лесов от пожаров на территории Псковской области в 2011-2015 годах".
2. Государственному финансовому управлению Псковской области обеспечить внесение соответствующих изменений в Закон области от 24 декабря 2010 г. N 1035-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" по финансированию областной долгосрочной целевой программы "Охрана лесов от пожаров на территории Псковской области в 2011-2015 годах".
3. Объемы финансирования областной долгосрочной целевой программы "Охрана лесов от пожаров на территории Псковской области в 2011-2015 годах" определять ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления поселений области разработать и принять на основе областной долгосрочной целевой программы "Охрана лесов от пожаров на территории Псковской области в 2011-2015 годах" соответствующие муниципальные долгосрочные целевые программы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Безлобенко Г.А.
И.п. Губернатора области М.К. Жаворонков
ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Охрана лесов от пожаров на территории Псковской области в 2011-2015 годах"
Паспорт | |
Наименование программы | Областная долгосрочная целевая программа "Охрана лесов от пожаров на территории Псковской области в 2011-2015 годах" (далее - программа) |
Основание для разработки программы | |
Разработчики программы | Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды; |
Исполнитель-координатор программы | Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды |
Исполнители программы | Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды; |
Цели и задачи программы | Цель программы - повышение эффективности противопожарной охраны территории лесного фонда Псковской области. |
Основные целевые индикаторы | Снижение количества лесных пожаров; |
Сроки реализации программы | 2011-2015 годы |
Объемы и источники финансирования программы | Общий объем финансирования составляет 665 432,3 тыс. рублей, в том числе: |
(Раздел в редакции, введенной в действие с 15.01.13 постановлением Администрации области от 29.12.2012 N 686) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Снижение количества лесных пожаров на 25%; |
Одной из задач Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года является развитие лесопромышленного комплекса, сырьевой базой которого являются лесные ресурсы.
Леса представляют собой ценнейший возобновляемый природный ресурс, играющий важную роль в экономике государства и оказывающий огромное влияние на создание благоприятной среды для проживания людей. Социальная ценность лесов заключается в наличии редких видов растений и животных, мест для отдыха людей, продуктов леса, заготавливаемых местным населением.
Леса удовлетворяют множественные потребности индустрии, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. Организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование - стратегически важная задача.
Развитие экономики Псковской области предусматривает сохранение среды обитания, в том числе за счет сохранения средообразующих функций леса.
Общая площадь лесного фонда Псковской области составляет 2 359 625 га.
В состав лесного фонда Псковской области входят земли, занятые верховыми, переходными и низинными болотами, общая площадь которых составляет 229,2 тыс. га, из них 149,0 тыс. га пройдено малой лесной мелиорацией. В засушливые годы болота, расположенные в лесном фонде, пересыхают, что способствует возникновению на них лесоторфяных пожаров, тушение которых сопряжено с большими трудностями.
Территория лесного фонда Псковской области имеет средний класс природной пожарной опасности - 3,4 единицы при пятибалльной шкале, что определяет возможность возникновения лесных пожаров в течение всего пожароопасного сезона, средняя продолжительность которого в области составляет шесть месяцев.
С 2006 года по настоящее время произошел 1971 случай лесных пожаров, общая площадь земель лесного фонда, пройденная лесными пожарами, составила 6983 га, сумма причиненного ущерба - 225 758,2 тыс. рублей при общей сумме затрат на тушение 7800,1 тыс. рублей, средняя площадь одного пожара - 3,5 га, удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от пожаров за пятилетний период, составила 1888 га.
В настоящее время в лесном хозяйстве накопились проблемы, от решения которых зависит сохранение глобальной экологической значимости леса.
С принятием Лесного кодекса Российской Федерации произошли существенные изменения в лесном законодательстве. Вследствие передачи основных полномочий по охране лесов, в том числе и тушению лесных пожаров, субъектам Российской Федерации произошло рассредоточение сил и средств пожаротушения, нарушились единые подходы к профилактике и обнаружению лесных пожаров. В связи с чем возникли проблемы с привлечением дополнительных ресурсов в условиях чрезвычайной лесопожарной обстановки.
Недостаточное финансирование охраны лесов от пожаров и отсутствие эффективной системы государственного пожарного надзора в лесах привело к многочисленным нарушениям правил пожарной безопасности, снижению до критического состояния технологического уровня профилактики и тушения лесных пожаров, истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесной противопожарной службы.
Отсутствие средств не позволяет производить своевременную подготовку сил и средств пожаротушения к борьбе с лесными пожарами. Из-за недостаточного финансирования не в достаточном количестве приобретаются лесопожарная техника и противопожарное оборудование.
Проблема охраны лесов приобрела характер общегосударственной задачи.
Учитывая данные по лесным пожарам с 2006 года, необходимо отметить, что объемы ущерба от лесных пожаров существенно выше, нежели затраты, направленные на предотвращение их возникновения, профилактику и своевременно организованное тушение. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что пожар легче предупредить, чем потушить. Основой для предупреждения возникновения лесных пожаров являются профилактические противопожарные мероприятия в лесном фонде. Выполнение противопожарных мероприятий обеспечивается всеми владельцами лесного фонда, а предприятия, учреждения и организации, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, а также лесопользователи обязаны проводить мероприятия, направленные на охрану лесов.
Анализ лесопожарной обстановки в Псковской области на протяжении ряда лет показывает, что основной причиной возникновения пожаров является антропогенный фактор (около 97 % всех лесных пожаров возникли по вине человека). Наличие значительного количества населенных пунктов, расположенных непосредственно вблизи границ земель лесного фонда, расширяющееся дачное и загородное строительство, значительная плотность населения создают рекреационную нагрузку на леса, повышают опасность возникновения в них пожаров. Поэтому широкое проведение противопожарной разъяснительной работы; регулирование посещаемости лесов населением, лесная рекреация, контроль за соблюдением правил пожарной безопасности - условия, обеспечивающие предупреждение лесных пожаров и предотвращение возникновения пожаров.
В связи с этим на лесной территории должны проводиться работы по ограничению распространения возникших пожаров на большие площади, по облегчению возможностей ликвидации огня. Обеспечение отвечающего современным экологическим и социально-экономическим требованиям уровня охраны лесов от пожаров на территории Псковской области возможно достичь путем повышения оперативности обнаружения лесных пожаров и их тушения в начальной стадии через развитие сети наземных пожарно-химических станций со средствами пожаротушения, укомплектованными новой лесопожарной техникой и оборудованием.
Учитывая комплексность факторов возникновения и развития лесных пожаров, существует необходимость в разработке комплекса мер, учитывающих максимально возможное количество факторов риска и мероприятий по их снижению.
Такие мероприятия должны быть системными, осуществляться на основе межведомственного взаимодействия и с максимальной эффективностью в силу высокого разрушительного потенциала лесных пожаров и возможности нанесения весьма значительного ущерба в экономике и социальной сфере. Работу по выполнению противопожарных мероприятий необходимо корректировать в соответствие с динамикой погодных условий. Наибольший эффект от профилактических мероприятий может быть достигнут, если они проводятся по определенной системе, комплексно, целенаправленно и последовательно.
Предотвращение, мониторинг и ликвидация лесных пожаров требуют вовлечения в организацию и исполнение соответствующих мероприятий значительного количества лиц, включающих представителей органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия в области управления лесами, Главного управления МЧС России по Псковской области, органов местного самоуправления, арендаторов лесного фонда и иных хозяйствующих субъектов, а также населения.
Для решения рассматриваемых проблем требуется высокая эффективность технических, организационных мероприятий. Существуют следующие возможные варианты решения проблемы.
Первый вариант - решение проблемы программно-целевым методом. Это позволит решить поставленные задачи и достичь цели программы. В процессе проведения всех мероприятий, направленных на реализацию программы, в полном объеме возможен риск только внешнего, не поддающегося управлению в рамках программы, характера - катастрофического природного явления. Оценить последствия влияния на результаты программы и принять упреждающие меры по таким рискам не представляется возможным, но при полной реализации мероприятий программы борьба с такими стихийными явлениями будет наиболее эффективной. Учитывая значимость и сложность задач, стоящих перед лицами и организациями, задействованными в указанных мероприятиях, организовать их взаимодействие и обеспечение реализации соответствующих мероприятий без использования программно-целевого метода и дополнительных ресурсов крайне сложно.
Данный метод предусматривает выполнение комплекса мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям, срокам и результатам, что обеспечит эффективное использование ресурсов и минимизацию возможного ущерба.
Второй вариант - без принятия программы. В этом случае предполагается сконцентрировать выделяемые ресурсы на наиболее важных направлениях и мероприятиях. При частичном выполнении программных мероприятий присутствует риск внешнего характера, а также возрастает риск, связанный с недостаточностью существующих систем охраны и тушения лесных пожаров, что может повлечь за собой:
увеличение площадей горельников на территории области;
увеличение ущерба, причиняемого лесными пожарами;
снижение защитных функций лесов;
снижение ресурсного потенциала и качества лесного фонда Псковской области;
проявление массовых вспышек размножения вторичных вредителей леса;
возникновение чрезвычайных ситуаций, способных создать риск утраты здоровья и гибели населения, а также повреждения и уничтожения имущества граждан.
Таким образом, можно прогнозировать, что без принятия областной долгосрочной целевой программы "Охрана лесов от пожаров на территории Псковской области в 2011-2015 годах" ресурсы и усилия заинтересованных лиц будут по-прежнему использоваться недостаточно эффективно, а мероприятия по профилактике, мониторингу и тушению пожаров системно недофинансироваться.
По результатам анализа двух вариантов наиболее предпочтительным для решения обозначенных проблем является первый, так как риск, связанный со снижением оперативности обнаружения лесных пожаров и борьбы с ними, а также с ростом площадей горельников может быть преодолен только путем обеспечения функционирования эффективной системы охраны лесов от пожаров и восстановления лесов на гарях.
Мероприятия программы предусматривают проведение комплекса работ по охране лесов от пожаров. Программа позволит эффективно и целенаправленно использовать имеющийся потенциал области, а также средства субвенций из федерального бюджета в решении вопросов охраны лесов от пожаров.
Реализация намеченных программой мероприятий по охране лесов от пожаров обеспечит создание эффективной системы профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров на территории лесного фонда Псковской области, позволяющей свести к минимуму повреждение лесов, возникновение катастрофических верховых лесных пожаров, не допустить гибели людей и повреждения огнем населенных пунктов, объектов экономики.
Программный способ решения проблемы предполагает комплексный подход к реализации мероприятий по охране лесов от пожаров, ориентированных на достижение поставленных целей через решение конкретных задач.
Целью программы является повышение эффективности противопожарной охраны территории лесного фонда Псковской области.
За весь период реализации программы планируется сократить площадь земель, покрытых лесной растительностью, погибшей от пожаров.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
предупреждение возникновения и ограничение распространения лесных пожаров;
ликвидация лесных пожаров и их последствий;
создание нормативной базы, обеспечивающей формирование организационных и кадровых условий для деятельности системы, сил и средств, направленных на тушение лесных пожаров.
Период реализации программы пять лет - с 2011 по 2015 год.
Реализация комплекса мероприятий по охране лесов предусматривается на протяжении всего срока действия программы, поэтому отдельные этапы не выделяются.
Программа предполагает к концу 2015 года достижение основной цели в части повышения эффективности противопожарной охраны территории лесного фонда Псковской области.
Заявленный срок реализации программы является необходимым и достаточным для получения ощутимо значимых результатов реализации мероприятий программы путем решения задач по предупреждению возникновения, ограничению распространения, ликвидации лесных пожаров и их последствий.
Меньший срок реализации программы не позволит в полной мере оценить полученный результат от комплекса принятых мер по охране лесов от пожаров для создания эффективной системы профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров на территории лесного фонда Псковской области.