АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2011 года N 542
О внесении изменений в областную долгосрочную целевую программу "Развитие мясного скотоводства в Псковской области на 2010-2012 годы"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.14 на основании постановления Администрации области
от 06.05.2014 N 184
_____________________________________________________________________
На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ" Администрация области постановляет:
1. Внести в областную долгосрочную целевую программу "Развитие мясного скотоводства в Псковской области на 2010-2012 годы", утвержденную постановлением Администрации области от 23 сентября 2009 г. N 365, изложив ее в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Государственному финансовому управлению Псковской области обеспечить внесение соответствующих изменений в Закон области от 24 декабря 2010 г. N 1035-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2011 г.
Губернатор области А.А. Турчак
Приложение
к постановлению Администрации области
от 28.12.2011 N 542
ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие мясного скотоводства в Псковской области на 2010-2012 годы"
Паспорт | |
Наименование программы | "Развитие мясного скотоводства в Псковской области на 2010-2012 годы" (далее - программа) |
Основание для разработки программы | Распоряжение Администрации области от 14 сентября 2009 г. N 228-р "О разработке областных долгосрочных целевых программ "Развитие аквакультуры в Псковской области на 2010-2012 годы", "Развитие мясного скотоводства в Псковской области на 2010-2012 годы", "Развитие племенных хозяйств в Псковской области на 2010-2012 годы", "Развитие производства рапса (сурепицы) в Псковской области на 2010-2012 годы", "Развитие овощеводства защищенного грунта в Псковской области на 2010-2012 годы", "Развитие льноводства в Псковской области на 2010-2012 годы", "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Псковской области на 2010 - 2012 годы" |
Разработчик программы | Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области |
Исполнитель-координатор программы | Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области |
Исполнители программы | Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области; |
Цель и задачи программы | Цель программы: |
Основные целевые индикаторы программы | Численность поголовья специализированного мясного скота; |
Сроки реализации программы | 2010-2012 годы |
Объем и источники финансирования | Общий объем средств, направленных на реализацию программных мероприятий, составляет 196,58 млн. рублей, в том числе из областного бюджета - 45,08 млн. рублей, в том числе по годам: |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Увеличение численности поголовья специализированного мясного скота с 110 голов в 2009 году до 1853 голов в 2012 году; |
Областная долгосрочная целевая программа "Развитие мясного скотоводства в Псковской области на 2010-2012 годы" (далее - Программа) призвана стать инструментом для реализации стратегии устойчивого развития отрасли производства говядины в Псковской области и достижения независимости от импорта в снабжении населения этим видом мяса, что является частью достижения приоритетных целей развития агропромышленного комплекса как России в целом, так и в Псковской области.
Программа разработана в соответствии с отраслевой целевой программой "Развитие мясного скотоводства России на 2009-2012 годы", утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06 октября 2008 г. N 494.
Мясной подкомплекс Псковской области является одной составляющих агропромышленного комплекса по своему значению для обеспечения занятости населения и снабжения его мясом. Вместе с тем, в нем накопилось наибольшее количество нерешенных проблем. На протяжении всего периода реформирования агропромышленного комплекса численность поголовья сельскохозяйственных животных, объемы производства мяса неуклонно снижались.
Таблица 1 | |||||
Показатели | Единицы | Годы | 2008 г. в % к | ||
измерения | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2006 г. | |
1. Поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных предприятиях, всего | Тыс. голов | 95,2 | 92,7 | 91,2 | 95,7 |
2. Поголовье специализированного мясного скота в сельскохозяйственных предприятиях, всего | Голов | - | 34 | 46 | - |
3. Валовое производство говядины в живом весе в сельскохозяйственных предприятиях | Тыс. тонн | 7,9 | 8,7 | 7,6 | 96,2 |
4. Производство мяса на душу населения | Килограммов | 12,4 | 11,6 | 10,6 | 85,5 |
5. Приобретение молодняка интенсивных мясных пород | Голов | - | 32 | - | - |
6. Рентабельность производства мяса, без господдержки | % | -24 | -30 | -30 | 125 |
Для создания масштабной отрасли специализированного мясного скотоводства в Псковской области имеются потенциальные ресурсы: это наличие 405 тыс. га естественных кормовых угодий и около 100 тыс. га неиспользуемых кормовых угодий.
Псковская область считается традиционной зоной разведения крупного рогатого скота молочно-мясных пород. Говядину в области получают от убоя сверхремонтного молодняка и выбракованных коров молочных и комбинированных пород. В общей структуре валового производства мяса в области говядина занимает 37,6 процента.
Сбалансированное производство молока и говядины можно обеспечить только при оптимальном соотношении интенсивного молочного и мясного скотоводства. Удельный вес мясного скота в общей структуре пород крупного рогатого скота в нашей области практически отсутствует. Разведением мясного скота в области занимается одно хозяйство. В 2009 году поголовье мясного скота составило 46 голов, в том числе 18 коров и 1 бык.
Использование обширных и дешевых естественных пастбищ, выращивание мясных телят на подсосе позволяет получать экологически чистую, высокопитательную говядину, пользующуюся повышенным потребительским спросом.
Этому целесообразно придать устойчивый характер для достижения стратегической цели.
Главными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала устойчивого развития конкурентоспособного мясного скотоводства являются:
1. Отсутствие численности скота мясного направления продуктивности, в том числе племенного, в общем поголовье крупного рогатого скота и объемов производства говядины.
2. Отсутствие государственной поддержки на содержание маточного поголовья скота мясных пород и производство говядины.
3. Отсутствие государственной поддержки приобретения племенного молодняка высокого качества через систему лизинга и субсидий из областного бюджета на компенсацию части затрат на эти цели.
4. Неудовлетворительная организация откорма и реализации на мясо крупного рогатого скота с живой массой около 200 кг вместо 450 - 500 кг.
Такой низкий показатель интенсивности использования откормочного контингента в области означает, что на откорм до оптимальных весовых кондиций ставят не более 8 - 10 процентов сверхремонтных бычков, 90 - 92 процента бычков забивают в возрасте 1 - 8 месяцев. При этом скот снимается с откорма, не достигнув оптимальных весовых кондиций, реализация молодняка живой массой ниже 300 кг означает отрицательную рентабельность производства мяса.
Необходимо проводить стимулирование откорма молодняка до более высокой живой массы.
Государственная поддержка из бюджетов всех уровней откорма молодняка из мясных стад и полукровных помесей, полученных в молочных стадах, до живой массы свыше 400 кг обеспечит решение проблемы увеличения производства высококачественной говядины, предназначенной для розничной продажи в свежем виде и в некоторой степени будет стимулировать промышленное скрещивание, необходимое для откормочного контингента.
5. Отсутствие экономической мотивации является главным препятствием реализации имеющихся в Псковской области возможностей ускоренного развития мясного скотоводства.
Низкая экономическая эффективность отрасли в определенной степени обусловлена низкими зоотехническими показателями:
а) выход телят менее 80 процентов вместо 85 - 90 процентов, необходимых для рентабельного мясного скотоводства;
б) привесы молодняка на откорме ниже 400 г вместо желательных не менее 750 - 800 г. Сдерживающим фактором для решения проблемы рентабельности мясного скотоводства является неурегулированность экономических отношений в цепочке "сельскохозяйственный производитель - мясоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля".
Объективная необходимость участия государства в развитии мясного скотоводства и производства говядины обусловлена:
биологическими особенностями крупного рогатого скота по сравнению со скороспелыми отраслями (свиноводством и птицеводством), в силу которых производственный цикл получения теленка и его откорма до высоких весовых кондиций составляет почти три года;
необходимостью кредитования создания новых ферм и увеличения поголовья в существующих хозяйствах в течение не менее трех лет до поступления первой товарной (или племенной) продукции;
низкой конверсией корма в привес (6-7: 1) по сравнению с откормом свиней (3,6: 1) и бройлеров (1,8: 1) и потребностью не менее 5 - 6 кг концентрированных кормов для получения 1 кг говядины, из-за чего рентабельность откорма скота сильно зависит от цен на зерно.
Накопившиеся проблемы целесообразно решать программно-целевым методом, поскольку для их решения необходим комплексный подход к решению задач правового, финансового, информационного и организационного характера, усиление взаимодействия между органами исполнительной власти области, местными администрациями муниципальных районов и сельхозтоваропроизводителями. Решение проблемы непрограммными методами в соответствии со сложившейся практикой не позволит достичь поставленных задач по развитию мясной отрасли, так как реализация отдельных мероприятий не предполагает системного анализа при решении проблемы и концентрации ресурсов. В связи с этим непрограммный метод в данном случае является нецелесообразным.
Решение проблемы посредством Программы имеет внутренние и внешние риски. Внешние риски - возникновение и распространение заразных болезней животных на территории области, неблагоприятная рыночная конъюнктура, затрудняющая реализацию дополнительных объемов мяса. Внутренние риски - технологические, инфекционные заболевания, кадровые проблемы. Для минимизации риска будет осуществляться мониторинг реализации Программы и в случае необходимости будут внесены изменения в Программу.
Программа разработана в соответствии с задачами социально-экономического развития области. Стратегией социально-экономического развития Псковской области до 2020 года предусмотрена поддержка приоритетных направлений экономического развития области, в том числе развития АПК области, важнейшей частью которой является мясное скотоводство.
Таким образом, реализация Программы соответствует Стратегии социально-экономического развития области.
Сохранение и развитие сельского хозяйства области требует комплексного и системного подхода. Программно-целевой метод решения перечисленных проблем позволит за 3 года (2010-2012 годы) реализовать конкретные меры по созданию новой отрасли мясного скотоводства области.
Целью Программы является создание условий для развития мясного скотоводства в Псковской области.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Задача 1. Увеличение племенного поголовья мясных пород.
Задача 2. Увеличение поголовья крупного рогатого скота мясных пород.
Решение поставленных задач путем реализации мероприятий, взаимосвязанных по ресурсам и срокам, будет способствовать наиболее эффективному и рациональному достижению основной цели Программы по созданию условий для развития мясного скотоводства на территории Псковской области.
Программа реализуется в период 2010 - 2012 годы.
Программа предполагает достижение к концу 2012 года основных целей, сформулированных в Программе.
Заявленный срок реализации Программы является необходимым и достаточным для получения ощутимых, общественно значимых результатов реализации мероприятий Программы путем решения задач по увеличению племенного поголовья мясных пород и увеличению поголовья крупного рогатого скота мясных пород.
Меньший срок реализации Программы не позволит в полной мере оценить полученный результат и эффективность мер государственной поддержки для развития мясного скотоводства в области.
Для вывода мясного скотоводства на рубежи, обеспечивающие полное импортное замещение мясной продукцией и отвечающие требованиям Доктрины продовольственной безопасности, обеспечения населения области мясом и мясопродуктами (в пересчете на мясо), увеличения производства мяса на душу населения требуется привлечение финансовых ресурсов, в том числе кредитов банков, средств внутренних и внешних инвесторов, а также концентрация средств на наиболее приоритетных направлениях, адресность выделения, увязка с конечными результатами, усиление контроля за целевым использованием средств.
Наращивание объемов производства мяса будет осуществляться как за счет строительства новых производственных объектов, так и за счет реконструкции и модернизации имеющихся мощностей на основе достижений научно-технического прогресса, включая развитие высокотехнологичных производств. Для этого необходимо привлечение кредитных средств, средств сельскохозяйственных предприятий и бюджетных источников (на компенсацию части затрат по инвестиционным кредитам и субсидирование мероприятий Программы).
Размер субсидий определяется на основании ставок, установленных согласно приложению N 3 к Программе. Правила предоставления субсидий по Программе устанавливаются Администрацией области.
Объемы финансовых ресурсов и источники финансирования программных мероприятий представлены в таблице 2 и подлежат уточнению при формировании областного бюджета на соответствующий год.