Вопросы управления имуществом, находящимся в собственности области, регулируются рядом нормативных актов, создающих необходимое правовое поле для управления:
Однако правовая база не регулирует вопросы оценки эффективности управления и использования имущества, находящегося в собственности области. Кроме того, в силу ограниченности финансовых ресурсов не все объекты имущества, находящегося в собственности области, в настоящее время зарегистрированы в установленном порядке.
Решение проблем повышения эффективности использования и совершенствования управления имуществом, находящимся в собственности области, является одним из приоритетов бюджетной политики Псковской области согласно основным направлениям бюджетной и налоговой политики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. Для реализации обозначенного направления предполагается интенсивное вовлечение объектов государственной и муниципальной собственности в экономические отношения, дальнейшее формирование земельного фонда области путем выкупа земельных участков, оформление в государственную собственность области невостребованных земельных долей, усиление контроля за своевременностью и полнотой внесения арендной платы за имущество и землю.
Принятие решений в отношении имущества, находящегося в собственности области, непосредственно связано со всеми аспектами деятельности Псковской области - организацией предоставления услуг и осуществления функций. Использующееся в настоящее время в Псковской области управление имуществом, находящимся в собственности области, по методу "от достигнутого", то есть путем внесения периодических корректировок, основанных на анализе изменений текущей социально-экономической ситуации (спроса на услуги, финансовых возможностей бюджета и др.) приводит к снижению эффективности использования активов. Причины неэффективности такого подхода связаны с тем, что при отсутствии учета долгосрочных приоритетов невозможно полностью учесть требования к особенностям и объему активов при предоставлении государственных услуг. Неизбежны также потери, связанные с отсутствием координации при предоставлении различных видов услуг.
Для предотвращения этих проблем управление имуществом, находящимся в собственности области, должно осуществляться на основе структурного подхода, при котором решения в отношении различных видов имущества принимаются в зависимости от типа имущества, выделенного по цели использования. Ключевыми принципами этого подхода являются связь структуры имущества, находящегося в собственности области, с требованиями к объему и качеству государственных услуг.
Структурный поход к управлению имуществом, находящимся в собственности области, предполагает выделение:
имущества, напрямую используемого для обеспечения деятельности органов государственной власти области, оказания услуг и выполнения функций;
объектов инфраструктуры;
имущества коммерческого характера.
Для каждого вида имущества необходимо разработать систему индикаторов оценки эффективности использования. Указанная система индикаторов в сочетании с совершенствованием процедур управления имуществом органами исполнительной власти Псковской области позволит существенно повысить эффективность использования имущества, находящегося в собственности области, и оптимизировать его структуру.
Мероприятия:
Разработка и утверждение системы показателей эффективности управления имуществом, находящимся в собственности области.
Проведение инвентаризации объектов государственной собственности, оформление права собственности на них в установленном порядке.
Анализ эффективности использования имущества, находящегося в собственности области, в целях обеспечения деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти Псковской области, а также организации оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам.
Формирование банка пространственных данных.