(с изменениями на 5 декабря 2013 года)
_________________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
постановлением Администрации области от 14.04.2011 N 140;
постановлением Администрации области от 05.07.2011 N 253;
постановлением Администрации области от 01.09.2011 N 331;
постановлением Администрации области от 22.12.2011 N 524;
постановлением Администрации области от 02.05.2012 N 216;
постановлением Администрации области от 17.08.2012 N 429;
постановлением Администрации области от 30.11.2012 N 615;
постановлением Администрации области от 04.04.2013 N 152;
постановлением Администрации области от 14.08.2013 N 372;
постановлением Администрации области от 05.12.2013 N 572.
__________________________________________________________________
На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ" Администрация области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную долгосрочную целевую программу "Старшее поколение Псковской области на 2011-2013 годы".
2. Государственному финансовому управлению Псковской области предусмотреть объемы финансирования областной долгосрочной целевой программы "Старшее поколение Псковской области на 2011-2013 годы" в Законе области от 24 декабря 2010 г. N 1035-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
3. Объем финансирования областной долгосрочной целевой программы "Старшее поколение Псковской области на 2011-2013 годы" определять ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Емельянову В.В.
Губернатор области А.А. Турчак
Областная долгосрочная целевая программа
"Старшее поколение Псковской области на 2011-2013 годы"
Паспорт | |
Наименование программы | "Старшее поколение Псковской области на 2011-2013 годы" (далее - программа) |
Основание для разработки программы | |
Разработчик программы | Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области |
Исполнитель-координатор программы | Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области |
Исполнители программы | Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области; |
(Раздел в редакции постановления Администрации области от 04.04.2013 N 152) | |
Цели и задачи программы | Цель программы: |
Основные целевые индикаторы | Доля разработанных нормативных правовых актов для реализации программы за отчетный период в общем количестве запланированных; |
Сроки реализации программы | 2011-2013 годы |
Объемы и источники финансирования программы | .Общий объем средств, направленных на реализацию программных мероприятий в 2011-2013 годах, составляет 407063,5 тыс. руб., из них: |
(Раздел в редакции постановления Администрации области от 05.12.2013 N 572) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Создание нормативной правовой базы, предусматривающей укрепление социальной защищенности пожилых граждан; |
Программа разработана во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N Пр-3464ГС и Правительства Российской Федерации от 06 декабря 2010 г. N АЖ-П12-8307 и направлена на повышение социальной защищенности и качества жизни пожилых людей.
В Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года одним из приоритетных направлений в среднесрочной и краткосрочной перспективе является повышение качества жизни граждан Псковской области, в том числе и граждан пожилого возраста.
Одной из особенностей современной демографической ситуации в области является высокая численность лиц пожилого возраста, которая в настоящее время превышает общероссийский показатель и составляет более 25% от общей численности населения области. Свыше 208 тысяч жителей области, достигнув установленного пенсионного возраста, принадлежат к старшему поколению. По прогнозам, высокая доля лиц пожилого возраста в структуре населения области в долгосрочной перспективе сохранится. Наибольшее количество граждан пожилого возраста по удельному весу в половозрастной структуре приходится на жителей сельской местности, обостряется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами.
В силу возрастных особенностей многие пожилые люди с трудом адаптируются в изменяющихся социально-экономических условиях, чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность.
Отмечается снижение ответственности семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей пожилых людей.
Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых граждан области. Уровень и качество их жизни значительно ниже, чем у трудоспособной части населения, также у них ограничены возможности для полноценного участия в общественной жизни, в связи с чем пожилым гражданам требуется помощь, учитывающая значительную дифференциацию, многообразие потребностей и запросов граждан данной категории.
С этой целью в области функционируют государственные учреждения социального обслуживания стационарного и нестационарного типа.
Сеть стационарных учреждений, в которых проживают, находясь на полном социальном обслуживании, более 2,5 тысяч пожилых граждан, представлена 28 домами-интернатами общего типа, 2 специальными интернатами для одиноких престарелых, 9 психоневрологическими интернатами, 3 учреждениями для лиц без определенного места жительства.
Анализ состояния имеющейся на сегодняшний день материально-технической базы государственных учреждений стационарного социального обслуживания Псковской области на предмет их удаленности от районных центров, соответствия нормам пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим и эпидемиологическим требованиям, а также наличие свободных мест в домах-интернатах общего типа говорит о необходимости реорганизации и оптимизации действующей сети государственных учреждений социального обслуживания Псковской области.
С целью оптимизации сети государственных стационарных учреждений социального обслуживания области, защиты прав граждан, нуждающихся в стационарной социальной помощи, улучшения условий их проживания, рационального использования денежных средств, а также приведения правового положения государственных учреждений социального обслуживания в соответствии с требованиями Федерального закона от 08 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в период до 2020 года планируется ликвидация малокомплектных домов-интернатов для престарелых и инвалидов и создание новых домов-интернатов общего типа, которые будут соответствовать нормам пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим и эпидемиологическим требованиям и расположены в непосредственной близости к пожарным частям районов области.
Вместе с тем, остается острой проблема технического состояния зданий стационарных учреждений социального обслуживания, необходимость укрепления материально-технической базы данных учреждений. Значительную поддержку в данном направлении в рамках реализации своих социальных программ оказывает Пенсионный фонд Российской Федерации. В 2010 году за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации был проведен капитальный ремонт в Опочецком доме-интернате для инвалидов и престарелых и Первомайском психоневрологическом интернате на сумму 3616 тыс. руб., финансирование из областного бюджета составило 7600 тыс. руб.
За период реализации программы за счет средств областного бюджета и средств Пенсионного фонда Российской Федерации планируется провести капитальный ремонт в 21 стационарном учреждении интернатного типа, что позволит повысить качество проживания пожилых граждан в данных учреждениях.
С целью создания новой модели учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов повышенной комфортности планируется строительство в Псковской области государственного автономного учреждения "Социальный городок", являющегося альтернативой существующим домам-интернатам для граждан пожилого возраста и инвалидов, что создаст условия для развития государственно-частного партнерства в социальной сфере, новых условий финансирования деятельности учреждения. Создание данной модели учреждения обеспечит максимальный комфорт и улучшение качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, квалифицированный уход за ними, повышение социального статуса личности, позволит приблизить стационарные социальные услуги к нуждающимся в них гражданам пожилого возраста и не отрывать их от привычной домашней обстановки.
Предоставление социальных услуг в нестационарных условиях осуществляют 26 государственных учреждений - центров социального обслуживания, расположенных в каждом муниципальном образовании. Одиноким и одиноко проживающим гражданам пожилого возраста, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, центрами оказывается социально-бытовая помощь на дому, такую повседневную помощь в настоящее время получают около 7 тысяч граждан пожилого возраста.
В связи с недоступностью основных социально-значимых объектов для жителей удаленных волостей и деревень особенно остро стоит проблема оказания помощи пожилым людям в сельской местности. В связи с этим для улучшения качества социального обслуживания населения области, повышения доступности социальных услуг гражданам, проживающим в сельских населенных пунктах, а также для оказания помощи экстренного характера гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на базе центров социального обслуживания с 2009 года поэтапно введена служба участковых социальных работников, осуществляющих прием граждан непосредственно по месту жительства.
Участковым социальным работником проводится консультирование граждан по вопросам предоставления мер социальной поддержки, осуществляется прием документов, а также возложена функция социального патронажа семей и граждан, нуждающихся в помощи.
В настоящее время активно развиваются и внедряются в практику работы нестационарных учреждений социального обслуживания наиболее эффективные технологии и методы работы в надомных условиях с гражданами пожилого возраста, в том числе создание службы сиделок, патронажная служба, специализированная система оказания услуг экстренной социально-медицинской помощи гражданам "тревожная кнопка", формирование мобильных социально-медицинских бригад.
Помимо социально-экономических трудностей, испытываемых многими пожилыми гражданами в современном обществе, они испытывают также проблемы психологического характера, типичные для старшего поколения в целом. В целях поддержания заинтересованности пожилых людей в социально-экономическом и культурном развитии области требуется дальнейшее решение проблем их социальной адаптации и творческой реализации.
В данном направлении программно-целевым методом могут быть сформулированы государственные обязательства в отношении людей старшего поколения области по повышению уровня и качества их жизни путем развития социального партнерства в сотрудничестве органов исполнительной власти с различными организациями по предоставлению пожилым людям защиты, помощи и услуг.
Повышение уровня и качества жизни пожилых людей, являясь важным условием сохранения достойного образа жизни в пожилом возрасте, предусматривает реализацию мероприятий, в ходе которых должны поддерживаться физическое и духовное здоровье, достигаться удовлетворенность условиями жизни, обеспеченность необходимыми материальными, духовными, культурными и социальными благами, устанавливаться гармоничные отношения пожилых людей с социальным окружением.
В связи с этим важным направлением деятельности по формированию социальной активности пожилых граждан является осуществление мер, направленных на совершенствование коммуникационных связей и развитие интеллектуального потенциала пожилых людей.
В настоящее время все большее количество пожилых людей проявляет интерес к социальным процессам и культурной жизни, выражают готовность передавать свой жизненный опыт молодым. Учитывая данные тенденции, в рамках настоящей программы предусмотрены мероприятия, направленные на развитие наставничества в профессиональной сфере, создание возможности передавать накопленный опыт и навыки молодому трудовому поколению.
Кроме того, в рамках программы запланированы мероприятия по развитию социального туризма, обеспечивающего реализацию конституционных прав пожилых людей в лечении и оздоровлении, рекреации, благоприятной окружающей среде, в повышении культурного уровня, в посещении значимых историко-культурных и природных местностей.
На формирование активного жизненного потенциала и укрепление здоровья граждан старшего поколения направлены программные мероприятия по развитию коммуникативных связей пенсионеров, их участие в образовательных программах в рамках проекта "Университет третьего поколения", а также предусматривающие вовлечение пожилых граждан в оздоровительные физкультурно-массовые мероприятия.
Таким образом, острота проблем пожилых граждан, особенно на стыках различных отраслей социальной сферы, требует их решения с учетом всех сторон жизнедеятельности пожилых людей, целенаправленных действий на основе программно-целевого подхода.
Можно выделить следующие основные преимущества решения поставленной проблемы программно-целевым методом:
комплексный подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные направления реализации программы позволят учесть многие аспекты проблем пожилых людей;
межведомственный характер проблемы. С учетом содержания, перечня задач, требующих решения, потребуется консолидация и координация усилий органов исполнительной власти Псковской области, органов местного самоуправления, общественных объединений;
распределение полномочий и ответственности. Четкое распределение полномочий между органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления, а также возможность привлечения общественных организаций, коммерческих структур для выполнения программных мероприятий. Данный подход позволяет повысить эффективность выполнения программных мероприятий;
эффективное планирование и мониторинг результатов реализации программы. В рамках программы определяются показатели, которые позволяют ежегодно оценивать результаты реализации тех или иных мероприятий по этапам реализации программы;
длительность решения проблемы. Проблема может быть решена в течение ряда лет путем осуществления взаимосвязанных по целям работ и комплекса мероприятий, в отношении которых должен осуществляться мониторинг, контроль и оценка с позиций достижения целевых показателей, индикаторов, а также эффективности использования финансовых ресурсов.
С учетом изложенного использование программного метода представляется наиболее целесообразным для создания условий, способствующих повышения качества жизни граждан пожилого возраста.
Основными рисками, связанными с программно-целевым методом решения проблемы, являются финансовые риски - финансирование мероприятий не в полном объеме и рост инфляции выше прогнозного уровня.
Целью программы является формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей путем повышения степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
принятие организационно-правовых мер, направленных на улучшение положения и качества жизни пожилых людей, их социальной защищенности;
обеспечение комплекса социально-экономических мер, направленных на улучшение качества жизни пожилых людей, укрепление их социальной защищенности, повышение уровня социального обслуживания;
содействие активному участию пожилых граждан в жизни общества, развитию их творческого и культурного потенциала.
Срок реализации программы рассчитан на период с 2011 по 2013 год.
Финансирование программы осуществляется за счет средств областного бюджета, внебюджетных источников.