На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации областных долгосрочных целевых программ" Администрация области постановляет:
Внести в областную долгосрочную целевую программу "Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2008-2012 годы", утвержденную постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 12 декабря 2007 г. N 243, изменение, изложив ее в следующей редакции:
Областная долгосрочная целевая программа
"Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2008-2012 годы"
Паспорт | |
Наименование программы | "Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2008-2012 годы" (далее - программа) |
Основание для разработки программы | |
Разработчик программы | Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области |
Исполнитель-координатор программы | Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области |
Исполнители программы | Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области, предприятия и организации агропромышленного комплекса области |
Цели и задачи программы | Цели программы: |
Основные целевые индикаторы программы | Индекс производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств по отношению по отношению к предыдущему году |
Сроки реализации программы | 2008-2012 годы |
Перечень подпрограмм | 1. Подпрограмма "Общие условия функционирования сельского хозяйства". |
Объемы и источники финансирования программы | Общий объем финансирования программы - 3090550,0 тыс. руб., в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Увеличение объема производства продукции сельского хозяйства на 4,9 процента по отношению сельского хозяйства на 4,9 процента по отношению к 2006 году; |
Программа разработана в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446, и распоряжением Администрации области от 04 декабря 2007 г. N 309-р "О разработке областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2008-2012 годы".
Программа включает в себя три подпрограммы:
1. "Общие условия функционирования сельского хозяйства".
2. "Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства".
3. "Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства".
В последние годы наблюдается общее снижение показателей сельскохозяйственного производства и депрессивный характер развития большинства районов Псковской области, низкий уровень занятости и доходов сельского населения. В то же время предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности показывают наименьший спад производства. Вырабатываемая предприятиями области продукция обеспечивает насыщение областного продовольственного рынка, а также вывозится и за ее пределы. Однако структура сырья для перерабатывающей промышленности за последние годы изменилась в пользу импортной продукции.
Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села.
Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:
низкие темпы обновления основных производственных фондов;
неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего, неудовлетворительный уровень развития инфраструктуры;
дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
В этих обстоятельствах создание условий для ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.
Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом сокращения бедности и повышения продовольственной безопасности области, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития области в рассматриваемой перспективе.
Целями программы на 2008 - 2012 годы является:
повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных направлений сельского хозяйства;
сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов.
Для достижения этих целей необходимо решение следующих основных задач:
улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия;
обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего, животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 13,3 процента, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посева, до 15 процентов;
повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади.
В результате реализации программы базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны улучшиться. Их динамика приведена в приложении к настоящей программе.
Условия достижения прогнозных показателей развития сельского хозяйства в 2008 - 2012 годах и оценка негативных факторов и социально-экономических проблем характеризуются следующими тенденциями.
Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2006 году на 4,9 процента. В 2008 - 2010 годах прогнозируется ежегодное увеличение темпов роста производства продукции сельского хозяйства, а в 2011 - 2012 годах - их стабилизация.
Среднегодовой рост объема продукции сельского хозяйства за 5-летний период должен составить около 1 процента.
Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала и продуктивности животноводства, ускоренного создания соответствующей кормовой базы.
Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение инвестиций. Наибольший прирост инвестиций в сельское хозяйство, наблюдающийся в 2006-2007 годах, является результатом реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса". В 2008 - 2012 годах рост инвестиций в сельское хозяйство должен продолжиться.
В первые годы реализации программы обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей некоторыми видами техники будет снижаться за счет опережающего выбытия устаревшей техники. В сельское хозяйство будет поступать более энергонасыщенная и ресурсосберегающая техника. Всего за период реализации программы будет приобретено 470 тракторов и 64 зерноуборочных комбайна. Обновление парка с учетом списания этой техники составит в отношении тракторов 13,4 процента, зерноуборочных комбайнов - 14,9 процента, кормоуборочных комбайнов - 36,8 процента к уровню 2006 года.
Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и на период до 2012 года является:
развитие направлений, определенных приоритетным национальным проектом "Развитие агропромышленного комплекса", связанное с выделением средств на их реализацию, предусмотренных программой;
развитие кормовой базы на основе производства культур, обеспечивающих кормопроизводство белком;
повышение производительности труда на основе ускоренного перехода к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий;
улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы;
повышение платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
создание условий сельскохозяйственным и другим товаропроизводителям агропромышленного комплекса для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства.
Вместе с тем, наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и до 2012 года могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем.
К основным рискам относятся следующие:
природно-климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство области находится в зоне рискованного земледелия и погодные условия оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства, обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, которые могут существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность;
социальные риски, обусловленные возможностью усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создадут серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности;
законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности и сложности реализации оформления прав собственности на землю. При этом сложности юридического оформления права собственности на земельные участки ограничивают возможность сельскохозяйственным товаропроизводителям использовать землю в качестве предмета залога и не позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям привлекать финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях.
Предлагаемые сроки реализации программы: 2008 - 2012 годы.
Финансирование программы осуществляется за счет средств:
областного бюджета,
федерального бюджета.
тыс. рублей | ||||||
Источники финансирования | Всего | В том числе по годам | ||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | ||
Всего | 3090550 | 364372,0 | 729800 | 854878 | 560900 | 580600 |
Средства федерального бюджета (в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" | 1736485 | 156457,0 | 508720 | 623408 | 214100,0 | 233800,0 |
Средства областного бюджета | 1354065 | 207915,0 | 221080 | 231470 | 346800 | 346800 |
Реализация программы осуществляется Главным государственным управлением сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области, предприятиями, учреждениями и организациями агропромышленного комплекса области.
Условия и порядок финансирования мероприятий по подпрограммам определяются Администрацией области.
Средства областного бюджета, предусмотренные на реализацию программы, могут быть перераспределены по мероприятиям внутри подпрограмм без изменения объема финансирования подпрограмм и программы в целом без внесения изменений в настоящую программу.
Подпрограмма "Общие условия функционирования сельского хозяйства" направлена на решение задачи по улучшению общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия.
Несмотря на неэквивалентность в товарообмене продукции сельского хозяйства и промышленности, сельское хозяйство остается интегрированным в экономику области и занимает значительное место по территории, трудовому и производственному ресурсам. Формируя значительный объем финансовых потоков, сельскохозяйственное производство играет важную роль в экономике области.