(с изменениями на 22 июля 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2014 на основании постановления Администрации области
от 11.04.2014 N 125
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
постановлением Администрации области от 25.01.2012 N 23 -положения подпунктов 1.1.1 и 1.3.1 распространяются на правоотношения, возникшие с 12 сентября 2011 г., Псковская правда от 02.02.12 N 20;
постановлением Администрации области от 25.10.2012 N 559 -распространяется на правоотношения, возникшие с 07 июня 2012 г., Псковская правда от 30.10.12 N 239;
постановлением Администрации области от 22.07.2013 N 320.
__________________________________________________________________
На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ" Администрация области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную долгосрочную целевую программу "Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы".
2. Объемы финансирования областной долгосрочной целевой программы "Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы" определять ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Емельянову В.В.
Губернатор области А.А. Турчак
Областная долгосрочная целевая программа
"Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы"
Паспорт | |
Наименование программы | "Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | |
Разработчик Программы | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения |
Исполнитель-координатор Программы | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения |
Исполнители Программы | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения; |
(Раздел в редакции постановления Администрации области от 22.07.2013 N 320) | |
Цель и задачи Программы | Цель Программы - обеспечение конституционных прав и гарантий работников на здоровые и безопасные условия труда, в том числе за счет: |
Основные целевые индикаторы | Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам; |
Сроки реализации Программы | 2010 -2013 годы |
Объемы и источники финансирования Программы (раздел в редакции, введенной в действие с 02.02.12 постановлением Администрации области от 25.01.2012 N 23) | Объем финансирования Программы на весь период реализации составит 2 362 тыс. рублей за счет средств областного бюджета, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация Программы позволит: |
В Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года одним из приоритетных направлений развития является реализация мероприятий по снижению смертности, увеличению продолжительности жизни, охране здоровья населения, важными из которых являются:
развитие системы охраны труда и снижение производственного травматизма;
повышение культуры производства;
стимулирование внедрения современных систем управления человеческими ресурсами в организациях области;
обеспечение профилактики профессиональных заболеваний.
В Псковской области в последние годы закрепилась положительная тенденция снижения общего уровня производственного травматизма. В период с 2005 по 2008 год общий уровень производственного травматизма в области сократился в 1,3 раза - с 2,2 до 1,7 пострадавших на 1000 работающих. При этом показатели по уровню производственного травматизма в Псковской области ниже, чем в среднем по Северо-Западному федеральному округу и Российской Федерации.
Показатели производственного травматизма в 2006-2009 годах | ||||||||
Численность пострадавших с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих, человек | Численность пострадавших со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих, человек | |||||||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |
Российская Федерация | 3,1 | 2,9 | 2,7 | 2,5 | 0,124 | 0,119 | 0,124 | 0,109 |
Северо-Западный федеральный округ | 4,2 | 3,9 | 3,6 | 3,3 | 0,122 | 0,096 | 0,114 | 0,103 |
Псковская область | 2,2 | 2,0 | 1,7 | 1,7 | 0,14 | 0,095 | 0,128 | 0,122 |
Ежегодно снижается число впервые выявленных профессиональных больных: 2005 год - 36 человек, 2006 год - 43 человека, 2007 год - 40 человек, 2008 год - 33 человека, 2009 год - 12 человек.
Показатели профессиональной заболеваемости в Псковской области в 2007-2009 годах (на 10000 работающих) | |||
Годы | |||
2007 | 2008 | 2009 | |
Численность лиц с впервые установленным заболеванием - всего (по России) | 7501 | 7265 | нет данных |
На 10000 работающих, человек | 1,54 | 1,47 | нет данных |
Численность лиц с впервые установленным заболеванием всего (по Псковской области) | 40 | 33 | 12 |
На 10000 работающих, человек | 1,77 | 1,47 | 0,56 |
Несмотря на положительные результаты, достигнутые в области охраны труда, ситуация остается достаточно напряженной. Значительное число работников ежегодно получают травмы, заканчивающиеся смертельным исходом. Показатель численности пострадавших со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих в Псковской области выше, чем по России и Северо-Западному федеральному округу.
Среди причин производственного травматизма продолжают преобладать причины организационного характера, которые не зависят от экономического положения организаций, наличия финансовых и материальных ресурсов, а определяются отношением работодателей к профилактике производственного травматизма.
Сложившаяся в настоящее время система экономических и правовых отношений негативно влияет на состояние охраны труда, заставляет работодателей экономить на охране труда, а работника рисковать своей жизнью и здоровьем ради достижения элементарного жизненного уровня. Это выражается, прежде всего, в действующей сегодня системе установленных компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда.
В настоящее время в Российской Федерации действует статусный (списочный) подход предоставления компенсаций (сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенного размера оплаты труда) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при котором указанные компенсации предоставляются только тем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, чьи должности (профессии) поименованы в списках, утвержденных в установленном порядке.
При этом работники, чьи профессии не включены в данные списки, лишены права на получение указанных компенсаций, в то время как работникам, поименованным в списках, условия труда на рабочих местах которых по результатам аттестации рабочих мест не относятся к вредным или опасным, компенсации продолжают предоставляться.
Существующий подход носит дискриминационный характер.
При этом реальная картина может быть еще хуже, поскольку официальным статистическим наблюдением охвачено лишь около 45% работников. Более того, статистика не учитывает растянутые во времени факторы повреждений здоровья трудоспособного населения: производственно-обусловленную заболеваемость, снижение иммунитета, ускоренное старение и нарушение репродуктивных функций работников, т.е. так называемые "скрытые профессиональные риски", уровень которых превышает 70% всех рисков наступления случаев повреждений (утраты) здоровья работников под воздействием неблагоприятных производственных факторов. Более 29% ежегодно умирающих жителей Псковской области составляют граждане в трудоспособном возрасте (30 % - по России).
Число работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, с каждым годом увеличивается: 2005 год - 14%, 2007 год - 15,2%, 2008 год - 18,1%, 2009 год - 19,8%.
Действующая в стране модель социального страхования, когда компенсация предоставляется по факту трудового увечья, производственной травмы пострадавшему работнику, а не по причине наличия виновного, приводит к отсутствию экономической заинтересованности и у администрации в проведении профилактических мероприятий, направленных на улучшение условий труда, охрану здоровья и социальную защиту работников. Восполнение выбытия рабочей силы по причине производственного травматизма и заболеваемости обходится все дороже.
Общее число оплаченных дней по пособиям по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями за 2009 год в области составило 16703 дня на сумму 5933,5 тыс. рублей. Производственный травматизм и профессиональные заболевания оказывают негативное влияние на экономическое состояние предприятий, повышают уровень трудозатрат, а значит, снижают уровень их конкурентноспособности, вынуждают нести дополнительные расходы.
Действующая в настоящее время система управления охраной труда построена на принципах реагирования на страховые случаи, а не на принципах их профилактики. Основное внимание уделяется не предупреждению случаев повреждений здоровья работников, а компенсационным мероприятиям при наступлении несчастных случаев.
Отсутствие у работодателей мотивации в улучшении условий труда обусловлено и тем обстоятельством, что основное бремя возмещения вреда здоровью работников при наступлении страхового случая лежит на государстве, в то время как риски производственного травматизма, которым подвергаются работники, контролируются работодателями и находятся в сфере их прямой ответственности и экономической заинтересованности.
Указанные проблемы подрывают мотивацию не только работодателей к улучшению условий труда, но и самих работников к личному участию в повышении безопасности своего труда.
Только консолидированные усилия органов исполнительной власти, сторон социального партнерства позволят в полной мере реализовать комплекс мер по улучшению условий и охраны труда работников, защитить их жизнь и здоровье на производстве.
Использование программно-целевого метода в системе управления охраной труда предусмотрено в действующем законодательств, в том числе:
в статье 210 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является принятие и реализация территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
в статье 216 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
в статье 4 Закона области от 04 марта 2004 г. N 341-ОЗ "Об охране труда в Псковской области", утвержденного постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 26 февраля 2004 г. N 677, в соответствии с которой к полномочиям органа исполнительной власти области в области охраны труда относится разработка и исполнение областных целевых программ по улучшению условий и охраны труда.
Реализация Программы позволит обеспечить снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на основе непрерывного совершенствования системы управления охраной труда и эффективно расходовать средства областного бюджета, предусмотренные на реализацию Программы.
Цель Программы - обеспечение конституционных прав и гарантий работников на здоровые и безопасные условия труда, в том числе за счет:
снижения рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
повышения качества рабочих мест и условий труда;
снижения смертности от предотвратимых причин;
улучшения здоровья работающего населения.
Задачи Программы:
1. Совершенствование системы государственного, муниципального и корпоративного управления охраной труда.
2. Улучшение условий труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
3. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда.
4. Информационное обеспечение органов управления охраной труда и населения. Пропаганда культуры и здорового образа жизни при трудовой деятельности.
В обществе должно быть ясное понимание того, что улучшение условий труда непосредственно связано с изменениями совокупности факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.