ЗАКОН ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Об охране труда в Псковской области
(с изменениями на 7 октября 2013 года)
___________________________________________________________________
Утратил силу с 22.06.14 на основании Закона Псковской области
от 06.06.2014 N 1403-ОЗ, Псковская правда от 11.06.14 N 63-64
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
Законом Псковской области от 07.10.2013 N 1310-ОЗ, Псковская правда от 11.10.13 N 193.
__________________________________________________________________
Принят областным Собранием депутатов 26 февраля 2004 года
Настоящий Закон на основании статьи 72 Конституции Российской Федерации устанавливает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда на территории Псковской области между работодателями и работниками в организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и подчиненности (далее - организации) и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.
Для целей настоящего Закона используются следующие термины и понятия:
охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;
условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;
вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;
безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;
рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;
сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;
производственная деятельность - совокупность действий работников с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг;
работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры;
работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем;
несчастный случай на производстве - событие, в результате которого работник получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях как на территории работодателя, так и за ее пределами при исполнении служебных обязанностей либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном работодателем, либо на личном транспорте в случае использования указанного транспорта в производственных целях по распоряжению работодателя (его представителя) либо по соглашению сторон трудового договора, и которое повлекло необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть;
профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.
Настоящий Закон имеет прямое действие и распространяется на:
работодателей;
работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;
студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику;
военнослужащих, направленных на работу в организации;
граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях;
иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Орган исполнительной власти области в области охраны труда, органы местного самоуправления, объединения работодателей, профессиональные союзы проводят согласованную государственную политику по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в соответствии с федеральным и областным законодательством.
1. К полномочиям областного Собрания депутатов относится:
принятие законов области об охране труда;
утверждение областных целевых программ по улучшению условий и охраны труда;
иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством.
2. К полномочиям Администрации области относится:
организация государственного управления охраной труда на территории области в пределах своей компетенции;
реализация государственной политики в области охраны труда на территории области;
участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
принятие решений о разработке областных целевых программ по улучшению условий и охраны труда, контроль за их выполнением;
принятие нормативных правовых актов об охране труда в пределах своей компетенции;
создание органа исполнительной власти области в области охраны труда;
иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством.
3. К полномочиям органа исполнительной власти области в области охраны труда относятся:
государственное управление охраной труда на территории области в пределах своей компетенции;
разработка и исполнение областных целевых программ по улучшению условий и охраны труда;
организация обучения специалистов по охране труда, проверки знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда;
организация государственной экспертизы условий труда работников, сертификации работ по охране труда в организациях;
разработка предложений о необходимости передачи органам местного самоуправления отдельных полномочий по государственному управлению охраной труда на территориях муниципальных образований;
иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством.
1. Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий.
2. Органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством вправе:
координировать деятельность в области охраны труда на территории муниципального образования;
содействовать общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
защищать законные интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
организовывать подготовку и повышение квалификации специалистов по охране труда;
осуществлять иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством.
3. Для реализации полномочий в сфере охраны труда на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе создавать в соответствии с федеральным и областным законодательством службу управления охраной труда или назначать специалистов по охране труда, имеющих соответствующую подготовку и опыт работы в этой области.
Главной задачей организации (работодателя) является обеспечение условий труда, исключающих или сводящих к минимуму риск получения работниками травм или профессиональных заболеваний, что включает в себя:
создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области, в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 50 работников с целью обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением (абзац в редакции, введенной в действие с 22.10.13 Законом Псковской области от 07.10.2013 N 1310-ОЗ);
создание службы охраны труда или введения должности специалиста по охране труда по решению работодателя с учетом специфики деятельности данной организации в организациях с численностью 50 работников и менее (абзац в редакции, введенной в действие с 22.10.13 Законом Псковской области от 07.10.2013 N 1310-ОЗ);
осуществление функции службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда работодателем - индивидуальным предпринимателем (лично), руководителем организации, другим уполномоченным работодателем работником либо организацией или специалистом, оказывающим услуги в области охраны труда, привлекаемым работодателем по гражданско-правовому договору, при отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда (абзац в редакции, введенной в действие с 22.10.13 Законом Псковской области от 07.10.2013 N 1310-ОЗ);
определение, в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производства в соответствии с законодательством об охране труда, рекомендациями федеральных органов исполнительной власти структуры и численности службы охраны труда;
право служб охраны труда (специалистов по охране труда) выдавать руководителям структурных подразделений и иным должностным лицам организаций обязательные для выполнения предписания по устранению недостатков в сфере охраны труда, получать от них необходимые сведения и информацию по вопросам охраны труда, требовать отстранения от работы лиц, не прошедших обучение и инструктаж, медицинский осмотр, а также не имеющих допуска к соответствующей работе, не применяющих средства индивидуальной защиты;
осуществление организационно-технических мероприятий по улучшению условий и охраны труда, профилактике несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
создание комитетов (комиссий) по охране труда в организациях;
осуществление контроля в области охраны труда в пределах своей компетенции;
иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством.
1. Все работники организации, в том числе руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовывать проведение всех видов инструктажей по охране труда, стажировку на рабочем месте, обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ и оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.
3. Для лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда, где в соответствии с законодательством об охране труда требуется профессиональный отбор, работодатель обеспечивает обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
1. Обязательному предварительному медицинскому осмотру при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, которые в дальнейшем ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру до достижения ими восемнадцати лет.
2. Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).
3. Медицинские осмотры, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются за счет средств работодателя.