В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом области от 6 апреля 2009 г. N 843-ОЗ "О признании утратившими силу отдельных законов Псковской области" и постановлением Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Псковской области" Администрация области постановляет:
1. Считать областную целевую программу "Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2008-2012 годы", утвержденную постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 12 декабря 2007 г. N 243, областной долгосрочной целевой программой "Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2008-2012 годы".
2. Внести в областную долгосрочную целевую программу "Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2008-2012 годы" изменения, изложив ее в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
3. Главному государственному финансовому управлению Псковской области предусмотреть уменьшение объемов финансирования областной долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2008-2012 годы" в Законе области от 29 декабря 2008 г. N 822-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
Губернатор области А.А. Турчак
Приложение
к постановлению Администрации области
от 08.04.2009 N 102
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением
областного Собрания депутатов
от 12.12.2007 N 243
Паспорт областной долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2008-2012 годы" | |
Наименование программы | "Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2008-2012 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | |
Заказчик Программы | Администрация области |
Разработчик Программы | Главное государственное управление сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области |
Исполнитель-координатор Программы | Главное государственное управление сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области |
Исполнители Программы | Главное государственное управление сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области, |
Цели и задачи Программы | Цели Программы - устойчивое развитие сельских территорий, |
Основные целевые индикаторы Программы | Индекс производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств по отношению к предыдущему году |
Сроки реализации Программы | 2008 - 2012 годы |
Перечень подпрограмм | 1. Подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий" |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы - 2311622 тыс. руб., в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Ввод и приобретение жилья к 2012 году составит 3942 кв. м; |
Программа разработана в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446, и распоряжением Администрации области от 4 декабря 2007 г. N 309-р "О разработке областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2008-2012 годы".
Программа включает в себя четыре подпрограммы:
1. "Устойчивое развитие сельских территорий".
2. "Общие условия функционирования сельского хозяйства".
3. "Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства".
4. "Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства".
В последние годы наблюдается общее снижение показателей сельскохозяйственного производства и депрессивный характер развития большинства районов Псковской области, низкий уровень занятости и доходов сельского населения. В то же время предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности показывают наименьший спад производства. Вырабатываемая предприятиями области продукция обеспечивает насыщение областного продовольственного рынка, а также вывозится и за ее пределы. Однако структура сырья для перерабатывающей промышленности за последние годы изменилась в пользу импортной продукции.
Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села.
Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:
низкие темпы обновления основных производственных фондов;
неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития инфраструктуры;
дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.
Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом сокращения бедности и повышения продовольственной безопасности области, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития области в рассматриваемой перспективе.
Целями Программы на 2008-2012 годы является:
устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных направлений сельского хозяйства;
сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов.
Для достижения этих целей необходимо решение основных задач:
создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения к 2012 году жилищных условий в сельской местности;
улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия;
обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 13,3 процентов, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами в общей площади посева, до 15 процентов;
повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади.
В результате реализации Программы базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны улучшиться. Их динамика приведена в приложении N 1 к настоящей Программе.
Условия достижения прогнозных показателей развития сельского хозяйства в 2008 - 2012 годах и оценка негативных факторов и социально-экономических проблем характеризуются следующими тенденциями.
Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2006 году на 4,9 процента. В 2008 - 2010 годах прогнозируется ежегодное увеличение темпов роста производства продукции сельского хозяйства, а в 2011 - 2012 годах - их стабилизация.
Среднегодовой рост объема продукции сельского хозяйства за 5-летний период должен составить около 1 процента.
Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала и продуктивности животноводства, ускоренного создания соответствующей кормовой базы.
Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение инвестиций. Наибольший прирост инвестиций в сельское хозяйство, наблюдающийся в 2006-2007 годах, является результатом реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса". В 2008-2012 годах рост инвестиций в сельское хозяйство должен продолжиться.
В первые годы реализации Программы обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей некоторыми видами техники будет снижаться за счет опережающего выбытия устаревшей техники. В сельское хозяйство будет поступать более энергонасыщенная и ресурсосберегающая техника. Всего за период реализации Программы будет приобретено 470 тракторов и 64 зерноуборочных комбайна. Обновление парка с учетом списания этой техники составит в отношении тракторов 13,4 процента, зерноуборочных комбайнов - 14,9 процента, кормоуборочных - 36,8 процента (к уровню 2006 года).
Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и на период до 2012 года является:
развитие направлений, определенных приоритетным национальным проектом "Развитие агропромышленного комплекса", связанное с выделением средств на их реализацию, предусмотренных Программой;
развитие кормовой базы на основе производства культур, обеспечивающих кормопроизводство белком;
повышение производительности труда на основе ускоренного перехода к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий;
улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы;
повышение платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
создание условий сельскохозяйственным и другим товаропроизводителям агропромышленного комплекса для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства.
Вместе с тем наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и до 2012 года могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем.
К основным рискам относятся следующие:
природно-климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство области находится в зоне рискованного земледелия и погодные условия оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства, обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, которые могут существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность;
социальные риски, обусловленные возможностью усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создадут серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности;
законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности и сложности реализации оформления прав собственности на землю. При этом сложности юридического оформления права собственности на земельные участки ограничивают возможность сельскохозяйственным товаропроизводителям использовать землю в качестве предмета залога и не позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям привлекать финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях.
Предлагаемые сроки реализации Программы: 2008 - 2012 годы.
1. Подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий"
Одним из направлений устойчивого развития сельских территорий является повышение уровня и качества жизни сельского населения, которое включает в себя мероприятия по обеспечению жильем сельских семей, молодых семей и молодых специалистов.
Целью осуществления мероприятий подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий" (далее - подпрограмма) является:
создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности;
привлечение и закрепление для работы в сельской местности молодых семей и молодых специалистов.
Механизм реализации подпрограммы базируется на взаимодействии Главного государственного управления сельского хозяйства и государственного технического надзора области, местных администраций муниципальных районов, организаций агропромышленного комплекса и социальной сферы в сельской местности, сельских семей, молодых семей и молодых специалистов, а также на четком разграничении полномочий и ответственности всех участников подпрограммы.
В настоящей подпрограмме под организациями социальной сферы в сельской местности понимаются организации различных организационно-правовых форм или индивидуальные предприниматели, работающие в сельской местности и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
Под сельской местностью в настоящей подпрограмме понимаются поселок, село, деревня, хутор, местечко, станция и другие населенные пункты, расположенные в сельской местности в пределах муниципального района.