АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 апреля 2009 года N 111


Об утверждении областной долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования в Псковской области на 2009-2011 годы"

(с изменениями на 30 декабюря 2011 года)

____________________________________________________________________
     Текст документа с изменениями, внесенными:
      постановлением Администрации области от 27.05.2009 N 183;
      постановлением Администрации области от 29.07.2009 N 283;
      постановлением Администрации области от 02.10.2009 N 377;
      постановлением Администрации области от 23.10.2009 N 412;
      постановлением Администрации области от 30.11.2009 N 481;
      постановлением Администрации области от 09.03.2010 N 76;
      постановлением Администрации области от 27.05.2010 N 189;
      постановлением Администрации области от 05.07.2010 N 257;
      постановлением Администрации области от 30.12.2010 N 549;
      постановлением Администрации области от 19.04.2011 N 144;     
      постановлением Администрации области от 17.06.2011 N 224;  
      постановлением Администрации области от 14.09.2011 N 349;
      постановлением Администрации области от 12.10.2011 N 398;
      постановлением Администрации области от 30.12.2011 N 556.
____________________________________________________________________

На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона области от 6 апреля 2009 г. N 843-ОЗ "О признании утратившими силу отдельных законов Псковской области", постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Псковской области" Администрация области постановляет:

     

1. Утвердить прилагаемую областную долгосрочную целевую программу "Развитие системы образования в Псковской области на 2009 - 2011 годы".

2. Объемы финансирования областной долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования в Псковской области на 2009 - 2011 годы" определять ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.

3. Главному государственному финансовому управлению Псковской области предусмотреть объемы финансирования областной долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования в Псковской области на 2009-2011 годы" в Законе области от 29 декабря 2008 г. N 822-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".

4. Прекратить досрочно реализацию областной целевой программы "Развитие системы образования в Псковской области на 2007-2010 годы", утвержденную постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 28 декабря 2006 г. N 1628.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.


Губернатор области                                                             А.А. Турчак

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации области
 от 08.04.2009 N 111


Областная долгосрочная целевая программа
"Развитие системы образования в Псковской области на 2009-2011 годы"

Паспорт

областной долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования в Псковской области на 2009-2011 годы"

Наименование программы

"Развитие системы образования в Псковской области на 2009-2011 годы" (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

Распоряжение Администрации области от 8 апреля 2009 г. N 73-р "О разработке областной долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования в Псковской области на 2009-2011 годы"

(Раздел исключен постановлением Администрации области от 19.04.2011 N 144)

Разработчик Программы

Государственное управление образования Псковской области

Исполнитель-координатор Программы

Государственное управление образования Псковской области

Исполнители Программы

Государственное управление образования Псковской области;

Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора (строка включена постановлением Администрации области от 12.10.2011 N 398);

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Псковский областной институт повышения квалификации работников образования";

государственные образовательные учреждения;

иные государственные учреждения;

местные администрации муниципальных районов;

Межрегиональная благотворительная общественная организация Российский Комитет "Детские деревни-SOS" (строка включена постановлением Администрации области от 23.10.2009 N 412)

Цели и задачи программы
 (раздел в редакции постановления
Администрации области от 19.04.2011 N 144
)

Целью программы является создание условий и механизмом для модернизации образования в Псковской области в направлениях расширения его доступности, повышения качества и роста эффективности.
Задачами программы являются:
а) обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами на основе обновленных стандартов содержания профессионального образования и прогрессивных технологий подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
б) совершенствование на территории области структуры управления системой образования, способной обеспечить ее функционирование и развитие;
в) создание условий для повышения качества образования за счет внедрения на территории области современных технологий обучения и вариативности образования;
г) материально-техническая и научно-методическая поддержка муниципальных и государственных учреждений образования;
д) создание современных условий для обучающихся и педагогических работников в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" и национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";
е) обеспечение благоприятных условий для создания единой региональной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях деятельности;
ж) создание на территории области вариативной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
з) социальная поддержка и оздоровление педагогических работников

Основные целевые индикаторы программы (раздел в редакции постановления
Администрации области от 19.04.2011 N 144
)

Основными целевыми индикаторами программы являются:
доля педагогических работников, использующих в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии;
доля общеобразовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием, использующих автоматизированную систему управления образованием;
доля образовательных дисциплин, по которым разработаны и внедрены новые стандарты образования;
доля обучающихся, охваченных обучением с использованием информационно-коммуникационных технологий;
коэффициент выпуска по программам с инновационным содержанием в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования;
доля государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы двухуровневого образования;
степень обновления курсов в учебной программе профессиональной подготовки в системе начального и среднего профессионального образования;
доля учащихся первых классов, обеспеченных бесплатными учебниками и письменными принадлежностями;
доля обучающихся, изучающих курс "Основы православной культуры";
доля государственных и муниципальных образовательных учреждений, финансируемых по нормативам;
доля государственных и муниципальных образовательных учреждений, переведенных на новую систему оплаты труда;
доля государственных и муниципальных образовательных учреждений, перешедших на новые механизмы финансирования (автономные учреждения);
доля педагогических работников, получивших денежное поощрение в соответствии с порядком, установленным Администрацией области;
охват дошкольным образованием детей в возрасте от 1 года до 6 лет;
охват детей школьного возраста дополнительными образовательными услугами в системе внутришкольного и дополнительного образования;
доля детей-инвалидов, не посещающих учебные заведения, охваченных дистанционной формой обучения;
доля детей, обучающихся в условиях, отвечающих современным требованиям;
доля детей, включенных в областную систему выявления, развития, адресной поддержки одаренных детей, в общей численности детского населения школьного возраста;
доля детей школьного возраста, охваченная обучением в областных центрах по работе с одаренными детьми;
доля удовлетворенных обращений граждан по вопросу оказания помощи к педагогам, работающим с одаренными детьми;
доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в том числе патронатные, от числа детей-сирот государственных интернатных учреждений;
доля выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступивших в учреждения среднего и высшего профессионального образования;
доля воспитанников государственных школ-интернатов и детских домов, охваченных оздоровлением в лагерях отдыха и детских санаториях;
доля педагогических работников, прошедших льготное санаторно-курортное лечение в санаториях Псковской области

Сроки реализации Программы

2009 - 2011 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем средств, направляемых на реализацию программных мероприятий, составляет 430,572381 млн. рублей за счет средств областного бюджета, в том числе по годам (в редакции постановления Администрации области от 30.12.2011 N 556):

2009 - 64,9284 млн. рублей (в редакции   постановления Администрации области от 30.11.2009 N 481);

2010 - 251,379328 млн. рублей (в редакции постановления Администрации области от 30.12.2010 N 549);

2011 - 114,264653 млн. рублей (в редакции постановления Администрации области от 30.12.2011 N 556).

Для реализации мероприятий Программы могут привлекаться средства федерального бюджета, местных бюджетов и других источников в соответствии с заключенными соглашениями

Ожидаемые конечные результаты реализации программы (раздел в редакции постановления
Администрации области от 19.04.2011 N 144
)

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
улучшение качественного состава педагогических и руководящих кадров (по уровню образования);
рост творческого потенциала педагогических работников;
создание автоматизированной системы управления образованием;
увеличение доли обучающихся, поступивших в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования по результатам единого государственного экзамена, до 90 процентов;
переход на отраслевые системы оплаты труда;
повышение качества учебно-материального обеспечения системы образования;
увеличение доли детей, обучающихся в условиях, отвечающих современным требованиям, на 15 процентов;
увеличение охвата детей дошкольным образованием до 70 процентов;
увеличение охвата детей школьного возраста дополнительными образовательными услугами в системе внутришкольного и дополнительного образования до 70 процентов;
создание системы стимулирования и поддержки детской одарённости на каждом этапе ее выявления;
обеспечение полноценной жизнедеятельности и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
социальная поддержка и оздоровление не менее 1000 педагогических работников ежегодно


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Программно-целевой подход в системе образования позволяет эффективно планировать развитие образовательных учреждений, создание новых или внедрение имеющихся инновационных социально-педагогических механизмов, координировать деятельность субъектов образовательного пространства области, создавая тем самым основы для его единства, что в свою очередь увеличивает результативность проводимых мероприятий. Данный подход особенно актуален в период осуществления широкомасштабных мероприятий, направленных на модернизацию отечественного образования.

Программа является основным механизмом реализации государственной политики в сфере образования и формирования системы образования Псковской области как единого образовательного комплекса. Она определяет стратегию и основные направления развития системы образования на 2009-2011 годы.

Программа является фактическим продолжением областной целевой программы "Развитие системы образования в Псковской области на 2007-2010 годы".

Несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в ходе реализации указанной программы в 2007-2008 годах, пока еще нельзя говорить о том, что процесс модернизации образования удовлетворяет общество.

Необходимо реализовать следующие мероприятия по развитию образования в течение 2009-2011 годов:

повышение качества и доступности образования, создание условий для реализации инновационных и индивидуальных образовательных программ (дошкольного, общего, специального и дополнительного образования);

развитие профессионального образования (начального, среднего и высшего);

рост уровня воспитательного потенциала образования;

повышение эффективности обеспечения педагогическими кадрами, создание условий для непрерывного образования;

создание стабильно работающей системы повышения квалификации, переподготовки кадров и переобучения работающих в системе образования, высвобождающихся в результате модернизации и оптимизации этой системы;

развитие государственно-общественного характера управления образованием;

создание эффективной системы оценки качества общего и профессионального образования;

обновление финансовых механизмов управления образованием;

повышение качества ресурсного обеспечения системы образования области:

а) внедрение современных информационных технологий;

б) апробация учебно-методических комплектов;

в) создание условий для комплексной безопасности обучающихся и воспитанников.

В целях обеспечения устойчивого инновационного развития системы образования, ориентированного на достижение результатов, соответствующих мировым стандартам и интересам области, необходимо продолжить участие в федеральных экспериментах, российских проектах, условиями которых предусмотрено долевое финансирование.

Наиболее актуальным для системы образования области является организация сопровождения и материальная поддержка реализации Приоритетного национального проекта "Образование" в части:

поощрения лучших учителей;

стимулирования общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;

оснащения общеобразовательных учреждений учебным и спортивным оборудованием;

поддержки инициативной, способной, талантливой молодежи;

капитального ремонта муниципальных образовательных учреждений.

Затрат потребует модернизация дошкольного, общего, специального и дополнительного образования, апробация и внедрение новых учебных планов и программ, дистанционного обучения детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать учебные заведения.

В числе важнейших задач - совершенствование профессионального образования. В ходе реструктуризации сети учреждений начального профессионального образования необходимо создание ресурсных центров, внедрение новых технологий, совершенствование станочного оборудования.

Учитывая важность повышения уровня воспитательного потенциала образования, предусматривается ряд инновационных мер, направленных на повышение уровня социальных, гражданских и правовых компетенций обучающихся.

Необходимо обновление системы повышения квалификации и переподготовки кадров, переход на блочно-модульные принципы обучения, внедрение дистанционных форм обучения педагогических и руководящих кадров, поддержка молодых специалистов, ветеранов педагогического труда как наиболее незащищенных категорий педагогической среды.

Особо актуальным является создание системы оценки качества образования, что потребует модернизации сбора, хранения, адресного обеспечения статистической и мониторинговой информации, разработки контрольно-измерительных материалов, создания методик и критериев оценки эффективности функционирования образовательных учреждений, органов управления образованием.

Большое значение придается обновлению финансовых механизмов в системе образования: разработка и апробация документов по расчету нормативов бюджетного финансирования дошкольного образования, специального образования, интернатных учреждений и детских домов, дополнительного образования детей, начального профессионального образования, отраслевой системы оплаты труда.

В современных условиях проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем детства. Главная задача данного направления Программы - активное внедрение семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сокращение их количества в интернатных учреждениях. Другая важная проблема, на решение которой направлена Программа - социальная адаптация детей-сирот в окружающую жизнь через участие их в различных мероприятиях на областном, российском и международном уровнях.

В настоящее время возрастает значение проблемы обеспечения интеллектуальной, социальной, художественной и иной творческой самореализации и профессионального самоопределения детей в новых социально-экономических условиях. Задача руководителей и педагогов - всячески содействовать выявлению и развитию природных задатков детей на всех ступенях их воспитания и образования. Программа предусматривает систему мер, направленных на реализацию государственной политики в области образования, направленной на раннее выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

2 . Цель и задачи программы


Цель программы:

создание условий и механизмом для модернизации образования в Псковской области в направлениях расширения его доступности, повышения качества и роста эффективности.

Задачами программы являются:

а) обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами на основе обновленных стандартов содержания профессионального образования и прогрессивных технологий подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

б) совершенствование на территории области структуры управления системой образования, способной обеспечить ее функционирование и развитие;

в) создание условий для повышения качества образования за счет внедрения на территории области современных технологий обучения и вариативности образования;

г) материально-техническая и научно-методическая поддержка муниципальных и государственных учреждений образования;

д) создание современных условий для обучающихся и педагогических работников в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" и национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";

е) обеспечение благоприятных условий для создания единой региональной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях деятельности;

ж) создание на территории области вариативной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

з) социальная поддержка и оздоровление педагогических работников.

     (Раздел 2 в редакции постановления Администрации области от 19.04.2011 N 144).

3. Сроки реализации Программы


Сроки реализации Программы - 2009-2011 годы.

Первый этап реализации Программы (2009-2010 годы) - завершение начатой в 2007-2008 годах подготовки нормативной, организационной и научно-методической базы для последующего развития системы образования области.

Второй этап (2011 год) - переход к планомерному и устойчивому развитию системы образования области на основе реализации целей и задач Программы.

4. Ресурсное обеспечение Программы


Финансирование мероприятий Программы обеспечивается за счет средств областного бюджета. Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета в 2009-2011 годах составит 430,572381 млн. рублей, в том числе по годам: 2009 - 64,9284 млн. рублей, 2010 - 251,379328 млн. рублей, 2011 - 114,264653 млн. рублей (абзац в редакции постановления Администрации области от 30.11.2009 N 481;  постановления Администрации области от 30.12.2010 N 549 и постановления Администрации области от 30.12.2011 N 556).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»