ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 января 2004 года N 650

Об утверждении областной целевой программы "Переселение граждан из ветхого
и аварийного жилищного фонда в Псковской области на 2004-2010 годы"

(с изменениями на 28 сентября 2006 года)

____________________________________________________________________

Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:   

постановлением областного Собрания депутатов от 28.04.05 N 1064;    

      постановлением областного Собрания депутатов от 28.09.06 N 1535.        

____________________________________________________________________


В соответствии со статьей 5 Закона Псковской области от 06.03.2000 N 72-ОЗ "Об областных целевых программах Псковской области", постановлением Правительства РФ от 22.01.2002 N 33 "О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, в целях ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в Псковской области, а также улучшения социально-бытовых условий населения, областное Собрание депутатов постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Псковской области на 2004-2010 годы".

2. Администрации области изыскать средства для реализации областной целевой программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Псковской области на 2004-2010 годы" в 2004 году и обеспечить ее финансирование.

3. Объемы финансирования Программы на 2005-2010 годы определять при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления:

4.1. Разработать и утвердить соответствующие программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2004-2010 годы.

4.2. Предусмотреть в разрабатываемых муниципальных программах по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2004-2010 годы мероприятия по охране окружающей среды.


Председатель областного
Собрания депутатов                                                                 Ю.А. Шматов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением областного
Собрания депутатов
от 27 января 2004 года N 650



Областная целевая программа
"Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного
фонда в Псковской области на 2004-2010 годы"


Паспорт
областной целевой программы "Переселение граждан из ветхого и
аварийного жилищного фонда в Псковской области на 2004-2010 годы"

Наименование Программы

Областная целевая программа "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Псковской области на 2004-2010 годы"

Наименование, номер и дата принятия решения о разработке Программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.02 N 33 "О подпрограмме "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилфонда на 2002-2010 годы"

Распоряжение Администрации области N 186-р от 01.04.2003

Областной заказчик Программы

Главное управление строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Псковской области

Основные разработчики Программы

Главное управление строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области

Государственная жилищная инспекция Псковской области

Комитет по социальной политике Администрации Псковской области

Главное финансовое управление Псковской области

Цели и задачи Программы

Основными целями Программы являются:

обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания;

ликвидация до 2010 года включительно существующего в настоящее время аварийного жилищного фонда, признанного таковым на 01.01.2003

Основными задачами Программы являются:

подготовка условий и разработка механизма переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания;

реализация обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда;

оптимизация развития территорий, занятых в настоящее время жилищным фондом, непригодным для проживания

Сроки и этапы реализации Программы

2004- 2010 годы

1-й этап - 2004 - 2005 годы

2-й этап- 2006-2010 годы

Перечень основных мероприятий

Формирование законодательной и нормативной базы для предоставления жилья гражданам; установление очередности сноса жилищного фонда, непригодного для проживания, и этапов переселения граждан

Привлечение и аккумулирование бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов для реализации Программы

Поэтапное переселение жильцов и снос жилищного фонда, непригодного для проживания

Оптимизация развития освободившихся земельных участков

Исполнители Программы

Главное управление строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области

Государственная жилищная инспекция Псковской области

Главное финансовое управление Псковской области

Органы местного самоуправления, предприятия и организации, определяемые на конкурсной основе

Некоммерческая организация "Фонд развития жилищного строительства Псковской области"

Объем и источники финансирования

Общий объем финансирования - 1454,5 млн.рублей, из них 30% составляют средства федерального бюджета, 20% -областного бюджета, 40% -местного бюджета и 10% - внебюджетные средства

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Переселение до 2010 года из аварийного жилищного фонда около 9 тыс. граждан;

разработка механизмов привлечения внебюджетных ресурсов для решения сложных социальных проблем;

выполнение государственных обязательств по переселению граждан из жилых помещений, непригодных для постоянного проживания

Система организации контроля за исполнением Программы

Заказчик осуществляет общее руководство реализацией Программы, организует формирование нормативной базы

Органы местного самоуправления представляют ежеквартально заказчику отчеты о ходе реализации Программы

Обобщая указанные отчеты, заказчик информирует Госстрой России по итогам года с внесением предложений по совершенствованию реализации Программы

Контроль за реализацией Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляют Псковское областное собрание депутатов,

Администрация Псковской области


1. Технико-экономическое обоснование необходимости решения
проблемы программными методами


Проблема ветхого и аварийного жилищного фонда возникла из-за отсутствия должной системы эксплуатации и реновации жилищного фонда, многолетнего недофинансирования капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры.

Около 9 тысяч человек в настоящее время проживают в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания.

Общая площадь жилых домов, отнесенных к ветхому и аварийному жилищному фонду на территории Псковской области определена на основании данных, представленных администрациями районов и городов Пскова и Великие Луки.

По состоянию на 01.01.2003 насчитывается 190,4 тыс.м2 ветхого и аварийного жилищного фонда, что составляет 2,6 % от общей площади жилищного фонда (без частного), в котором проживают 3929 семей численностью 8751 человек, что составляет 1,2% от общего количества жителей, проживающих в Псковской области.

Основной удельный вес в структуре ветхого и аварийного жилья занимает ветхий жилищный фонд - 92,2%, аварийный - 7,8%. Аварийный жилищный фонд области составляет 14,8 тыс.кв.м. Ветхое жилье имеется во всех районах области, аварийное - в 20 районах из 26 районов и городов. Значительную часть ветхого и аварийного жилья занимает ветхий и аварийный жилищный фонд Великолукского, Себежского, Бежаницкого, Дедовичского, Новоржевского, Гдовского, Островского районов (таблицы 1,2).

На основании данных, представленных в таблицах 3 и 3.1, и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья, устанавливаемой для расчета размеров безвозмездных субсидий и ссуд (утверждается ежеквартально постановлениями Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу), в размере 7490 рублей, необходим объем средств не менее 1454,5 млн.рублей (таблицы 4.1-4.7).

Большинство проживающих в ветхих и аварийных домах граждан не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества. Областная целевая программа (далее - Программа) предусматривает поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования (различных уровней) и привлечения внебюджетных ресурсов (таблица 4).

Практически значительная часть ветхого и аварийного жилищного фонда находится в муниципальной собственности. Ответственность за содержание и использование жилищного фонда, организацию и развитие объектов коммунального хозяйства, создание условий для жилищного строительства лежит на органах местного самоуправления. Конкретная деятельность по переселению граждан и ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда, по мобилизации финансовых и организационных ресурсов, развитию территорий, где располагается ветхий и аварийный жилищный фонд, должна осуществляться в рамках муниципальных программ, разработанных органами местного самоуправления. Однако органы местного самоуправления самостоятельно решить эту проблему не в состоянии по ряду причин:

необходимость формирования законодательной базы для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в рамках жилищного и земельного законодательства, которые являются предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ;

из-за недостатка финансовых средств местных бюджетов, что подразумевает финансовую поддержку в решении указанной проблемы со стороны областного и федерального бюджетов.

Учитывая сложность решения проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилья, значительного объема финансовых средств, необходимых для ее решения, возникла необходимость в разработке отдельной областной целевой программы по ликвидации аварийного жилищного фонда, реконструкции ветхого жилья и в обеспечении жильем граждан путем переселения из ветхого, аварийного жилищного фонда в жилье удовлетворительного качества.

2. Основные цели и задачи Программы


Основными целями Программы являются:

обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, непригодном для проживания;

ликвидация до 2010 года существующего аварийного фонда и ветхого, признанного таковым на 01.01.2003.

Основные задачи Программы:

разработка правовых и методологических механизмов переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;

оказание финансовой поддержки из федерального и областного бюджетов муниципальным образованиям, привлекающим к решению проблемы переселения граждан существенные ресурсы на местном уровне;

формирование обязательств собственников жилищного фонда относительно его состояния и восстановления в случае аварийного разрушения;

оптимизация развития территорий, занятых в настоящее время жилищным фондом, непригодным для проживания;

создание маневренного жилищного фонда;

создание условий и механизмов для привлечения внебюджетных источников для реализации мероприятий Программы;

завершение строительством объектов, не завершенных строительством, имеющих высокую степень готовности;

формирование муниципальных программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;

использование вторичного рынка жилья.

3. Сроки и этапы реализации Программы


Программа предусматривает комплекс мероприятий, которые предполагается выполнить в течение 2004-2010 годов. Аналогичные сроки устанавливаются и при разработке муниципальных программ, включающих план действий органов местного самоуправления по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. В муниципальных программах рекомендуется определить критерий выбора того или иного жилья, а также намерения органов местного самоуправления по использованию освободившихся земельных участков.

Реализацию Программы предполагается осуществить в 2 этапа.

На первом этапе - 2004-2005 годы - создаются методические, организационные и правовые условия для реализации основных задач Программы и поэтапное переселение граждан из аварийного жилищного фонда:

разработка порядка решений о необходимости сноса, реконструкции, капитального ремонта ветхого и аварийного жилищного фонда;

оценка размеров ветхого и аварийного жилищного фонда;

определение необходимых площадей жилищного фонда для расселения граждан;

формирование нормативно-правовой базы для решения вопросов при расселении граждан из домов, подлежащих сносу, и временного размещения при реконструкции ветхого жилищного фонда;

установление очередности сноса, ремонта и реконструкции жилищного фонда;

формирование маневренного жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих реконструкции;

страхование жилья для гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных техногенных и иных явлений;

формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу.

Решение проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда будет осуществляться посредством использования различных форм финансирования строительства и приобретения жилья, в том числе финансирования достройки жилья высокой степени готовности. При этом отбор подрядчиков для строительства, реконструкции, капитального ремонта жилищного фонда осуществляется путем проведения конкурсов в соответствии с установленным Администрацией области порядком на основании действующего законодательства.

На втором этапе - 2006-2010 годы:

формирование жилищного фонда для переселения граждан на период ремонта, реконструкции, строительства жилья;

подготовка освободившихся участков для новой застройки и их конкурсная продажа;

предоставление земельных участков под новое строительство объектов на территориях с ограничением режима хозяйственной деятельности (водоохранных зон и территории прибрежных защитных полос водных объектов, на территориях 1 пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, на особо охраняемых территориях) необходимо будет осуществлять в порядке, установленном законодательством в области охраны окружающей среды и земельным законодательством. При этом участки, находящиеся в прибрежных защитных полосах водных объектов на территориях пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, не подлежат новой застройке;

привлечение внебюджетных ресурсов для переселения граждан;

завершение переселения граждан из подлежащего ликвидации и реконструкции ветхого и аварийного жилищного фонда.

4. Система программных мероприятий


Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех этапах ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда. Программа предусматривает поэтапное решение проблемы по направлениям:

правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;

финансовое обеспечение Программы и практическая деятельность по переселению граждан в благоустроенное жилье;

разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда.

При формировании нормативно-правовой базы, определяющей условия переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, необходимо предусмотреть в первую очередь следующие положения:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»