(с изменениями на 28 сентября 2006 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:
постановлением областного Собрания депутатов от 28.04.05 N 1064;
постановлением областного Собрания депутатов от 28.09.06 N 1535.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 5 Закона Псковской области от 06.03.2000 N 72-ОЗ "Об областных целевых программах Псковской области", постановлением Правительства РФ от 22.01.2002 N 33 "О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, в целях ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в Псковской области, а также улучшения социально-бытовых условий населения, областное Собрание депутатов постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Псковской области на 2004-2010 годы".
2. Администрации области изыскать средства для реализации областной целевой программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Псковской области на 2004-2010 годы" в 2004 году и обеспечить ее финансирование.
3. Объемы финансирования Программы на 2005-2010 годы определять при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления:
4.1. Разработать и утвердить соответствующие программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2004-2010 годы.
4.2. Предусмотреть в разрабатываемых муниципальных программах по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2004-2010 годы мероприятия по охране окружающей среды.
Председатель областного
Собрания депутатов Ю.А. Шматов
Областная целевая программа
"Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного
фонда в Псковской области на 2004-2010 годы"
Наименование Программы | Областная целевая программа "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Псковской области на 2004-2010 годы" |
Наименование, номер и дата принятия решения о разработке Программы | Распоряжение Администрации области N 186-р от 01.04.2003 |
Областной заказчик Программы | Главное управление строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Псковской области |
Основные разработчики Программы | Главное управление строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области Государственная жилищная инспекция Псковской области Комитет по социальной политике Администрации Псковской области Главное финансовое управление Псковской области |
Цели и задачи Программы | Основными целями Программы являются: обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания; ликвидация до 2010 года включительно существующего в настоящее время аварийного жилищного фонда, признанного таковым на 01.01.2003 Основными задачами Программы являются: подготовка условий и разработка механизма переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания; реализация обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда; оптимизация развития территорий, занятых в настоящее время жилищным фондом, непригодным для проживания |
Сроки и этапы реализации Программы | 2004- 2010 годы 1-й этап - 2004 - 2005 годы 2-й этап- 2006-2010 годы |
Перечень основных мероприятий | Формирование законодательной и нормативной базы для предоставления жилья гражданам; установление очередности сноса жилищного фонда, непригодного для проживания, и этапов переселения граждан Привлечение и аккумулирование бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов для реализации Программы Поэтапное переселение жильцов и снос жилищного фонда, непригодного для проживания Оптимизация развития освободившихся земельных участков |
Исполнители Программы | Главное управление строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области Государственная жилищная инспекция Псковской области Главное финансовое управление Псковской области Органы местного самоуправления, предприятия и организации, определяемые на конкурсной основе Некоммерческая организация "Фонд развития жилищного строительства Псковской области" |
Объем и источники финансирования | Общий объем финансирования - 1454,5 млн.рублей, из них 30% составляют средства федерального бюджета, 20% -областного бюджета, 40% -местного бюджета и 10% - внебюджетные средства |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Переселение до 2010 года из аварийного жилищного фонда около 9 тыс. граждан; разработка механизмов привлечения внебюджетных ресурсов для решения сложных социальных проблем; выполнение государственных обязательств по переселению граждан из жилых помещений, непригодных для постоянного проживания |
Система организации контроля за исполнением Программы | Заказчик осуществляет общее руководство реализацией Программы, организует формирование нормативной базы Органы местного самоуправления представляют ежеквартально заказчику отчеты о ходе реализации Программы Обобщая указанные отчеты, заказчик информирует Госстрой России по итогам года с внесением предложений по совершенствованию реализации Программы |
Контроль за реализацией Программы | Контроль за исполнением Программы осуществляют Псковское областное собрание депутатов, Администрация Псковской области |
Проблема ветхого и аварийного жилищного фонда возникла из-за отсутствия должной системы эксплуатации и реновации жилищного фонда, многолетнего недофинансирования капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры.
Около 9 тысяч человек в настоящее время проживают в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания.
Общая площадь жилых домов, отнесенных к ветхому и аварийному жилищному фонду на территории Псковской области определена на основании данных, представленных администрациями районов и городов Пскова и Великие Луки.
По состоянию на 01.01.2003 насчитывается 190,4 тыс.м2 ветхого и аварийного жилищного фонда, что составляет 2,6 % от общей площади жилищного фонда (без частного), в котором проживают 3929 семей численностью 8751 человек, что составляет 1,2% от общего количества жителей, проживающих в Псковской области.
Основной удельный вес в структуре ветхого и аварийного жилья занимает ветхий жилищный фонд - 92,2%, аварийный - 7,8%. Аварийный жилищный фонд области составляет 14,8 тыс.кв.м. Ветхое жилье имеется во всех районах области, аварийное - в 20 районах из 26 районов и городов. Значительную часть ветхого и аварийного жилья занимает ветхий и аварийный жилищный фонд Великолукского, Себежского, Бежаницкого, Дедовичского, Новоржевского, Гдовского, Островского районов (таблицы 1,2).
На основании данных, представленных в таблицах 3 и 3.1, и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья, устанавливаемой для расчета размеров безвозмездных субсидий и ссуд (утверждается ежеквартально постановлениями Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу), в размере 7490 рублей, необходим объем средств не менее 1454,5 млн.рублей (таблицы 4.1-4.7).
Большинство проживающих в ветхих и аварийных домах граждан не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества. Областная целевая программа (далее - Программа) предусматривает поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования (различных уровней) и привлечения внебюджетных ресурсов (таблица 4).
Практически значительная часть ветхого и аварийного жилищного фонда находится в муниципальной собственности. Ответственность за содержание и использование жилищного фонда, организацию и развитие объектов коммунального хозяйства, создание условий для жилищного строительства лежит на органах местного самоуправления. Конкретная деятельность по переселению граждан и ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда, по мобилизации финансовых и организационных ресурсов, развитию территорий, где располагается ветхий и аварийный жилищный фонд, должна осуществляться в рамках муниципальных программ, разработанных органами местного самоуправления. Однако органы местного самоуправления самостоятельно решить эту проблему не в состоянии по ряду причин:
необходимость формирования законодательной базы для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в рамках жилищного и земельного законодательства, которые являются предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ;
из-за недостатка финансовых средств местных бюджетов, что подразумевает финансовую поддержку в решении указанной проблемы со стороны областного и федерального бюджетов.
Учитывая сложность решения проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилья, значительного объема финансовых средств, необходимых для ее решения, возникла необходимость в разработке отдельной областной целевой программы по ликвидации аварийного жилищного фонда, реконструкции ветхого жилья и в обеспечении жильем граждан путем переселения из ветхого, аварийного жилищного фонда в жилье удовлетворительного качества.
Основными целями Программы являются:
обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, непригодном для проживания;
ликвидация до 2010 года существующего аварийного фонда и ветхого, признанного таковым на 01.01.2003.
Основные задачи Программы:
разработка правовых и методологических механизмов переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
оказание финансовой поддержки из федерального и областного бюджетов муниципальным образованиям, привлекающим к решению проблемы переселения граждан существенные ресурсы на местном уровне;
формирование обязательств собственников жилищного фонда относительно его состояния и восстановления в случае аварийного разрушения;
оптимизация развития территорий, занятых в настоящее время жилищным фондом, непригодным для проживания;
создание маневренного жилищного фонда;
создание условий и механизмов для привлечения внебюджетных источников для реализации мероприятий Программы;
завершение строительством объектов, не завершенных строительством, имеющих высокую степень готовности;
формирование муниципальных программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
использование вторичного рынка жилья.
Программа предусматривает комплекс мероприятий, которые предполагается выполнить в течение 2004-2010 годов. Аналогичные сроки устанавливаются и при разработке муниципальных программ, включающих план действий органов местного самоуправления по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. В муниципальных программах рекомендуется определить критерий выбора того или иного жилья, а также намерения органов местного самоуправления по использованию освободившихся земельных участков.
Реализацию Программы предполагается осуществить в 2 этапа.
На первом этапе - 2004-2005 годы - создаются методические, организационные и правовые условия для реализации основных задач Программы и поэтапное переселение граждан из аварийного жилищного фонда:
разработка порядка решений о необходимости сноса, реконструкции, капитального ремонта ветхого и аварийного жилищного фонда;
оценка размеров ветхого и аварийного жилищного фонда;
определение необходимых площадей жилищного фонда для расселения граждан;
формирование нормативно-правовой базы для решения вопросов при расселении граждан из домов, подлежащих сносу, и временного размещения при реконструкции ветхого жилищного фонда;
установление очередности сноса, ремонта и реконструкции жилищного фонда;
формирование маневренного жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих реконструкции;
страхование жилья для гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных техногенных и иных явлений;
формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу.
Решение проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда будет осуществляться посредством использования различных форм финансирования строительства и приобретения жилья, в том числе финансирования достройки жилья высокой степени готовности. При этом отбор подрядчиков для строительства, реконструкции, капитального ремонта жилищного фонда осуществляется путем проведения конкурсов в соответствии с установленным Администрацией области порядком на основании действующего законодательства.
На втором этапе - 2006-2010 годы:
формирование жилищного фонда для переселения граждан на период ремонта, реконструкции, строительства жилья;
подготовка освободившихся участков для новой застройки и их конкурсная продажа;
предоставление земельных участков под новое строительство объектов на территориях с ограничением режима хозяйственной деятельности (водоохранных зон и территории прибрежных защитных полос водных объектов, на территориях 1 пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, на особо охраняемых территориях) необходимо будет осуществлять в порядке, установленном законодательством в области охраны окружающей среды и земельным законодательством. При этом участки, находящиеся в прибрежных защитных полосах водных объектов на территориях пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, не подлежат новой застройке;
привлечение внебюджетных ресурсов для переселения граждан;
завершение переселения граждан из подлежащего ликвидации и реконструкции ветхого и аварийного жилищного фонда.
Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех этапах ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда. Программа предусматривает поэтапное решение проблемы по направлениям:
правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
финансовое обеспечение Программы и практическая деятельность по переселению граждан в благоустроенное жилье;
разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда.
При формировании нормативно-правовой базы, определяющей условия переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, необходимо предусмотреть в первую очередь следующие положения: