В национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 года N 761, особое внимание уделяется необходимости формирования действенных механизмов обеспечения прав и интересов социально уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении), преодоления их социальной исключенности, создания условий для реализации потенциала каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности. Особой социальной группой, которая выступает объектом постоянной и разнообразной заботы и поддержки со стороны государства, являются дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды. Обеспечение равных возможностей для названных групп детей базируется на принципе недискриминации.
В Забайкальском крае отмечается наличие в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. По данным Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Забайкальскому краю, на 01 ноября 2012 года в Забайкальском крае проживает 97 505 инвалидов, в том числе 4752 ребенка-инвалида, из них 928 - дети-инвалиды в возрасте от 0 до 7 лет, 2 549 - от 7 до 18 лет. По данным органов социальной защиты населения Забайкальского края, дети-инвалиды составляют более 2,3 % от общего числа детского населения края. За последние годы отмечена тенденция к увеличению числа детей-инвалидов. Причем наиболее многочисленную группу составляют дети с ограничениями способности двигаться (35,6 %), способности адекватно вести себя (33,8 %), общаться с окружающими (19,4 %), ухаживать за собой (5,6 %), действовать руками (2,6 %), владеть телом (3,1 %). Отмечено, что самый высокий процент инвалидности наблюдается среди мальчиков от 10 до 14 лет.
Социальная изоляция детей-инвалидов, невозможность их интеграции в общество во многом обусловлена наличием множества средовых барьеров, отсутствием доступной среды жизнедеятельности, вследствие чего инвалиды, в том числе и дети, лишены возможности реализовать свои права и принимать участие во всех аспектах жизни.
Таким образом, для Забайкальского края, как и для России в целом, проблема оказания государственной поддержки детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья принадлежит к числу наиболее актуальных не только в силу устойчивой тенденции к инвалидизации населения: в сложившейся демографической ситуации дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды составляют значительный резерв нашего общества.
Данная ситуация обусловила одно из основных направлений социальной политики Забайкальского края: создание равных возможностей для детей-инвалидов, способствующих более полной компенсации ограничений жизнедеятельности, социальной адаптации и их интеграции в общество.
Положение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, усугубляется отсутствием последовательного межведомственного взаимодействия, в том числе в вопросах формирования и ведения единой системы учета детей-инвалидов и их семей.
На всех этапах работы с детьми-инвалидами и их семьями взаимодействие зачастую носит недостаточный характер, что проявляется во время выявления ребенка с ограниченными возможностями здоровья, анализа и оценки нужд и потребностей семьи с ребенком-инвалидом, разработки плана реабилитации и его реализации. В то время как у специалистов разных ведомств нет данных о точном количестве, о потребностях и специфике конкретных семей, у родителей с детьми-инвалидами нет полной информации об услугах, предоставляемых по месту жительства на территории края. Поэтому единое информационное поле с актуальной информацией о точном количестве семей с детьми-инвалидами, об их потребностях и нуждах, а также об услугах, которые получают и могут получить дети-инвалиды и их семьи, является крайне востребованным.
Социальная изоляция семей с детьми-инвалидами обусловлена несовершенством системы социально-педагогических и социально-психологических услуг.
Более половины детей-инвалидов школьного возраста не имеют постоянной возможности общаться со сверстниками, дистанционное образование не способно в полной мере обеспечить им естественную социализацию. Большинство детских развивающих центров, как и ряд учебных заведений, не могут принять школьников из числа детей-инвалидов в образовательные или творческие группы: не позволяет оборудование помещений, квалификация педагогов, отсутствие программ интеграции и системы сопровождения в образовательном пространстве. События, вовлекающие детей-инвалидов в городскую социальную среду, происходят достаточно редко. Так, начиная с середины 90-х годов прошлого столетия, ежегодно в Забайкальском крае проводится Декада инвалидов, включающая мероприятия досугового, благотворительного и спортивного характера. Городские инициативы по предоставлению досуга "равных возможностей" носят ситуативный характер. В числе проектов, имеющих положительный эффект, следует отметить проведение совместно с краевыми общественными организациями инвалидов фестиваля для детей с ограниченными возможностями здоровья "Хрустальные ступени", ежегодного конно-спортивного праздника для инвалидов, спартакиады для инвалидов.
Для решения вопросов межведомственного взаимодействия в 2009 году распоряжением Губернатора Забайкальского края от 23 сентября 2009 года N 380-р создан Совет по делам инвалидов при Губернаторе Забайкальского края, в рамках реализации пилотного проекта "Служба сопровождения инвалидов в Забайкальском крае" в июле 2012 года создан межведомственный экспертный Совет по сопровождению инвалидов при Министерстве труда и социальной защиты Забайкальского края.
{абзац 10 раздела 1 в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 26.11.2013 года N 498}
Вместе с тем существует актуальная необходимость совершенствования деятельности по социальной реабилитации детей-инвалидов и членов их семей.
В этой связи необходимо:
объединить имеющиеся разрозненные сведения о детях-инвалидах и их семьях в единую информационную базу, доступную для всех участников реабилитационного процесса;
расширить возможности получения профессиональных знаний для специалистов, занимающихся реабилитацией и абилитацией детей с ограниченными возможностями здоровья;
продолжить развитие деятельности по патронажному обслуживанию семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;
внедрить инновационные технологии взаимодействия и комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В декабре 2012 года завершена реализация краевой долгосрочной целевой программы "Дорога в жизнь" (2010-2012 годы), утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 22 декабря 2009 года N 469, основной целью которой являлось максимальное развитие потенциала детей-инвалидов, воспитывающихся в ГСУСО "Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" Забайкальского края, их подготовка к самостоятельной жизни по достижении 18 лет.
Названная программа была разработана в соответствии с программой Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), "Смогу жить самостоятельно" по приоритетному направлению деятельности Фонда: социальная поддержка семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество. Краевая долгосрочная целевая программа "Дорога в жизнь" (2010-2012 годы) в течение 2010-2012 годов получала финансовую поддержку Фонда.
По итогам реализации мероприятий программы "Дорога в жизнь" (2010-2012 годы) следует отметить успешные результаты:
28 детей-инвалидов (из 90 воспитанников дома-интерната старше 14 лет, имеющих потенциал для дальнейшего самостоятельного проживания) успешно овладели необходимыми для самостоятельного проживания умениями и навыками;
30 воспитанников дома-интерната в рамках профессионально-трудового обучения прошли обучение по специальностям: свиноводство - 6 чел., грузчик - 2 чел., штукатур-маляр - 3 чел., швея - 4 чел., вязальщица трикотажных изделий - 2 чел., уборщик помещений - 3 чел., дворник - 2 чел., пчеловод - 2 чел., овощевод - 6 чел.;
создано 18 рабочих мест для выпускников дома-интерната, находящихся на адаптации к самостоятельному проживанию в учреждениях социального обслуживания. В 2011 году при финансовой поддержке Фонда на базе дома-интерната создано отделение социально-трудовой реабилитации детей-инвалидов. В отделении открыта хлебопекарня для производства хлебобулочных и кондитерских изделий, кафетерий, которые за счет средств Фонда оснащены оборудованием, бытовой техникой, столовой посудой и мебелью. Полученная продукция покрывает нужды дома-интерната, других учреждений социального обслуживания, расположенных на территории Петровск-Забайкальского района, а также доступна для продажи населению. На созданных рабочих местах в отделении трудоустроены 5 воспитанников дома-интерната, готовящихся к самостоятельному проживанию;
130 человек из числа воспитанников и самостоятельно проживающих выпускников детского дома-интерната в целях улучшения интеграции в жизнь современного общества приняли участие в массовых культурных и спортивных мероприятиях. Для их транспортировки на указанные мероприятия использовался приобретенный в 2010 году на средства Фонда автобус. Для занятий спортом и участия в спортивных соревнованиях на средства Фонда приобретены 20 комплектов спортивной формы (по сезону);
12 выпускников дома-интерната из 30 успешно адаптировались к самостоятельному проживанию.
Работу по подготовке воспитанников дома-интерната к самостоятельной жизни необходимо продолжить. Непрерывность и преемственность обусловили разработку и утверждение нового проекта краевой долгосрочной целевой программы "Дорога в жизнь" (2013-2015 годы) (постановление Правительства Забайкальского края от 11 декабря 2012 года N 520).
Настоящая краевая целевая программа "Право быть равным" на 2013-2015 годы (далее - программа) разработана в соответствии с программой "Право быть равным" Фонда, в рамках того же приоритетного направления деятельности Фонда, что и программа Фонда "Смогу жить самостоятельно": социальная поддержка семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.
В основу разработки программы положен программно-целевой метод, позволяющий реализовать комплексное решение проблем детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, их семей, координировать деятельность заинтересованных ведомств и учреждений, развивать взаимодействие с общественными организациями в сфере реабилитации детей-инвалидов.