Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2009 года N 469

Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Дорога в жизнь" (2010-2012 годы)

г. Чита

{Утратило силу:

по истечении срока действия}

{Изменение и дополнение:

Постановление Правительства Забайкальского края от 01.02.2011 года N 15 НГР: ru92000201100024

Постановление Правительства Забайкальского края от 04.07.2011 года N 244 НГР: ru92000201100558

Постановление Правительства Забайкальского края от 21.10.2011 года N 380 НГР: ru92000201100929}

В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, в целях максимального развития потенциала детей-инвалидов, воспитывающихся в детском доме-интернате для умственно отсталых детей, в целях их подготовки к самостоятельной жизни по достижении 18 лет Правительство Забайкальского края постановляет:

утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу "Дорога в жизнь" (2010-2012 годы).

И. о. Губернатора Забайкальского края
А.А. Холмогоров

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Забайкальского края

от 22 декабря 2009 г. N 469

КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Дорога в жизнь" (2010-2012 годы)

ПАСПОРТ краевой долгосрочной целевой программы "Дорога в жизнь" (2010-2012 годы)


Основание для разработки программы (для программ, планируемых к реализации)

Распоряжение Правительства Забайкальского края  от 22 декабря 2009 года N 823-р "О целесообразности разработки краевой долгосрочной целевой программы "Дорога в жизнь" (2010-2012 годы).

Решение об утверждении программы

Постановление Правительства Забайкальского края от 22 декабря 2009 года N 469 "Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Дорога в жизнь" (2010-2012 годы).

Орган управления
 программой

Министерство социальной защиты населения Забайкальского края.

Основные разработчики
 и исполнители
 программы

Министерство социальной защиты населения Забайкальского края;

 Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края;

 Министерство здравоохранения Забайкальского края;

 Министерство культуры Забайкальского края;

 Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края;

 Государственная служба занятости населения Забайкальского края;

 ГОУ ВПО "Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского" (далее - ЗабГГПУ);

 Забайкальское региональное отделение Всероссийского общества инвалидов;

 Читинская областная общественная организация  "Ассоциация работников социальных служб";

 Ассоциация  государственных учреждений социального обслуживания и социального обеспечения Читинской области "Содружество".

Срок реализации программы

2010-2012 годы.

Цель
 программы

Максимальное развитие потенциала детей-инвалидов, воспитывающихся в детском доме-интернате для умственно отсталых детей, в целях их подготовки к самостоятельной жизни по достижении 18 лет.

Задачи
 программы

Обучение детей-инвалидов, проживающих в детском доме-интернате для умственно отсталых детей, навыкам, необходимым для самостоятельного проживания;

 формирование у  детей-инвалидов, проживающих в детском доме-интернате для умственно отсталых детей, индивидуально-личностных качеств, необходимых для самостоятельного проживания;

 предоставление жилья выпускникам детского  дома-интерната для умственно отсталых детей;

 трудоустройство  выпускников дома-интерната для умственно отсталых детей.

Целевая группа, на которую направлена деятельность по программе
 (количественные и качественные показатели)

1. Дети-инвалиды, воспитывающиеся в доме-интернате для умственно отсталых детей системы социальной защиты населения, - 250 человек.
 Увеличение числа детей-инвалидов, воспитывающихся в доме-интернате для умственно отсталых детей системы социальной защиты населения, овладевших навыками и умениями, необходимыми для их самостоятельного проживания в открытой социальной среде, до 30 чел., в том числе:
 овладевших трудовыми навыками - до 30 чел.;

 овладевших социально-бытовыми навыками - до 30 чел.;

 овладевших коммуникационными навыками - до 30 чел.
 2. Выпускники детского дома-интерната для умственно отсталых детей системы социальной защиты населения, проживающие самостоятельно (в течение первого года после достижения ими 18-летнего возраста), - 30 человек.
 Увеличение численности детей-инвалидов дома-интерната для умственно отсталых детей системы социальной защиты населения, имеющих индивидуально-личностные качества, обеспечивающие их эффективную социальную адаптацию, до 30 чел., в том числе:
 по социально-правовой компетенции - до 30 чел.;

 по морально-нравственным качествам - до 30 чел.;

 по профессиональным интересам - до 30 чел.
 Увеличение численности самостоятельно проживающих выпускников дома-интерната для умственно отсталых детей системы социальной защиты населения до 30 чел., в том числе:
 трудоустроенных - до 30 чел.;

 обеспеченных жилыми помещениями - до 30 чел.

Перечень
 основных мероприятий
 программы

1. Выявление детей-инвалидов, проживающих в доме-интернате для умственно отсталых детей, имеющих потенциал для дальнейшего самостоятельного проживания.
 2. Разработка и реализация индивидуальных программ подготовки детей-инвалидов старше 14 лет, воспитывающихся в доме-интернате для умственно отсталых детей, к самостоятельной жизни вне интернатного учреждения.
 3. Ознакомление детей-инвалидов ста рше 14 лет, проживающих в доме-интернате для умственно отсталых детей, с их правами и обязанностями в социально-трудовой сфере и в части содержания жилого помещения, формирование у них навыков правильного коммуникативного и поло-ролевого поведения, необходимых для самостоятельного проживания.
 4. Обеспечение участия детей-инвалидов, проживающих в доме-интернате для умственно отсталых детей, а также выпускников, проходящих курс адаптации перед самостоятельным проживанием, и самостоятельно проживающих выпускников дома-интерната в массовых культурных, благотворительных, спортивных и других мероприятиях.
 5. Реализация программ профессионально-трудовой подготовки воспитанников дома-интерната для умственно отсталых детей.
 6. Проведение предварительной адаптации выпускников дома-интерната для умственно отсталых детей к самостоятельному проживанию в сельском поселении.
 7. Создание рабочих мест и производственной инфраструктуры, а также обеспечение совместно с центрами занятости и работодателями подбора рабочих мест для выпускников дома-интерната для умственно отсталых детей.
 8. Приобретение и капитальный ремонт в сельской местности жилых домов, приспособленных для самостоятельного проживания выпускников дома-интерната для умственно отсталых детей.
 {пункт 8 в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 04.07.2011 года N 244 }
 9. Оснащение жилых помещений, выделяемых для самостоятельного проживания выпускников дома-интерната для умственно отсталых детей, необходимой бытовой техникой, предметами повседневного обихода.
 10. Создание в сельской местности центра, поддерживающего проживание выпускников детского дома-интерната для умственно отсталых детей, с целью организации поселения выпускников дома-интерната и обеспечения ведения ими крестьянско-фермерского хозяйства.
 {пункт 10 изложен в новой редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 01.02.2011 года N 15 }
 11. Проведение мониторинга качества жизни выпускников дома-интерната для умственно отсталых детей в течение первого года их самостоятельного проживания.
 12. Организация системы медико-социального сопровождения выпускников дома-интерната для умственно отсталых детей после их поселения на самостоятельное проживание.
 13. Внедрение принципов проектного управления в процесс индивидуальных программ подготовки детей-инвалидов старше 14 лет, воспитывающихся в доме-интернате для умственно отсталых детей, к самостоятельной жизни вне интернатного учреждения и их последующего медико-социального сопровождения.
 14. Повышение профессиональной компетенции и эффективности работы специалистов, участвующих в реализации программы.
 15. Освещение реализации программы.
 16. Поддержка общественных инициатив, направленных на улучшение положения выпускников дома-интерната для умственно отсталых детей.

Объем и источники финансирования программы
  (в текущих ценах года разработки, по годам реализации и источникам финансирования программы)

Всего по программе - 89305,50 тыс. руб.,
 в том числе:
 собственные средства - 59447,62 тыс. руб.;

 средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), – 29857,88 тыс. руб.
 Из них по годам:
 2010 год - 28567,16 тыс. руб.:
 собственные с редства - 18570,31 тыс. руб.;

 средства Фонда - 9996,85 тыс. руб.;

 2011 год - 29400,78 тыс. руб.:
 собственные средства - 19498,83 тыс. руб.;

 средства Фонда - 9901,95 тыс. руб.;

 2012 год - 31337,56 тыс. руб.:
 собственные средства - 21378,48 тыс. руб.;

 средства Фонда - 9959,08 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

1. Социализация выпускников дома-интерната для умственно отсталых детей в условиях самостоятельного компактного проживания.
 2. Овладение детьми-инвалидами, проживающими в доме-интернате для умственно отсталых детей, умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного проживания.
 3. Максимальное развитие у  детей-инвалидов, проживающих в доме-интернате для умственно отсталых детей, индивидуально-личностных качеств, необходимых для самостоятельного проживания.
 4. Обеспечение выпускников дома-интерната для умственно отсталых детей жилыми помещениями.
 5. Обеспечение трудовой занятости  выпускников дома-интерната для умственно отсталых детей.

1. Содержание проблемы недостаточной подготовленности детей-инвалидов к самообслуживанию в быту и посильной профессионально-трудовой деятельности и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом

Процесс социализации подрастающего поколения в современных социально-экономических условиях, сложившихся в России, представляет собой серьезную проблему. Особенно актуальна эта проблема в отношении воспитывающихся в интернатных учреждениях детей-инвалидов, имеющих хронические психические расстройства, в частности, умственную отсталость. Основными факторами, препятствующими эффективной социализации воспитанников интернатных учреждений, являются недостаточная подготовленность детей-инвалидов к самообслуживанию в быту и посильной профессионально-трудовой деятельности, ограниченность или полное отсутствие социальных связей вне интернатного учреждения, трудность подбора рабочих мест и необеспеченность жилыми помещениями, приспособленными для самостоятельного проживания.

Вместе с тем часть детей-инвалидов (по оценкам специалистов - до 40 %) сохраняет значительный реабилитационный потенциал, они могут осваивать доступные профессионально-трудовые навыки, адаптироваться к самостоятельной жизни в социуме.

В связи с этим необходимы формирование и внедрение моделей социально-реабилитационной работы, обеспечивающих подготовку детей-инвалидов к самостоятельному проживанию, посильной трудовой деятельности и их последующее социальное сопровождение по достижении 18-летнего возраста для закрепления полученных навыков.

На территории Забайкальского края единственным учреждением для детей с хроническими психическими расстройствами является Государственное стационарное учреждение социального обслуживания "Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" Забайкальского края (далее - Петровск-Забайкальский детский дом-интернат), предназначенное для постоянного проживания детей-инвалидов в возрасте 4–18 лет.

В данном учреждении по состоянию на 01 октября 2009 года проживало 244 ребенка-инвалида, из них: 63 % - мальчики, 37 % – девочки; 15 % - дети-сироты, 70 % - дети, оставшиеся без попечения родителей. От общего числа проживающих около 8 % составляют дети-инвалиды с наиболее сохранным интеллектом.

В условиях дома-интерната осуществляется комплексная реабилитация, направленная на восстановление или сохранение медико-биологического и социального статуса ребенка-инвалида. Реабилитационная программа строится по индивидуальному принципу, планируется и контролируется группой специалистов, организационной формой работы которых является медико-психолого-педагогический консилиум.

Одним из основных направлений работы Петровск-Забайкальского детского дома-интерната является трудовая деятельность как приоритетное направление подготовки воспитанников к самостоятельной жизни. Созданы специальные мастерские - швейно-трикотажная, столярная, оснащенные необходимым оборудованием. Ведется подготовка воспитанников по следующим специальностям: штукатур-маляр, швея, вязальщица трикотажных изделий, грузчик, дворник, подсобный рабочий сельскохозяйственного труда. Дети, работающие в трудовых бригадах, овладевают профессиональными умениями, навыками и могут самостоятельно выполнять работу по своей специальности.

Для обеспечения трудового обучения на территории с. Кандобаево Петровск-Забайкальского района создано и развивается подсобное хозяйство, построено 3 жилых дома. В настоящий момент на этой базе проживает 6 детей-инвалидов, которые под руководством инструктора по труду и воспитателя работают на свинарнике, птичнике, скотном дворе, огороде.

По достижении 18-летнего возраста выпускники детского дома-интерната для умственно отсталых детей с наиболее сохранным интеллектом, имеющие потенциал для дальнейшего самостоятельного проживания, но еще не готовые к нему, будут направляться на предварительную адаптацию в с. Кандобаево Петровск-Забайкальского района либо в отделение трудовой реабилитации молодых инвалидов "Танха" Государственного автономного учреждения социального обслуживания "Атамановский дом-интернат для престарелых и инвалидов" Забайкальского края. Им будут предоставляться комнаты для проживания, рассчитанные на 3-4 человека, оборудованные необходимой мебелью и бытовой техникой. Молодые инвалиды будут заниматься работой на подсобном хозяйстве; все они будут трудоустроены на рабочие места в созданных на базах учреждений производственных комплексах. За свой труд молодые инвалиды будут получать заработную плату.

{абзац 9 раздела 1 изложен в новой редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 01.02.2011 года N 15}

Вместе с тем за последние пять лет смогли самостоятельно организовать свою жизнь не более 1,5-2 % от общего количества выпускников Петровск-Забайкальского детского дома-интерната. Эти показатели являются очень низкими.

Большинство выпускников дома-интерната для умственно отсталых детей, имеющих потенциал для дальнейшего самостоятельного проживания, не имеют возможности жить и участвовать в трудовой деятельности самостоятельно по следующим причинам.

1. Проблема трудоустройства. Работодатели не заинтересованы в приеме на работу инвалидов, тем более инвалидов с умственной отсталостью. В связи со значительным недостатком бюджетных средств, выделяемых на развитие производственной инфраструктуры учреждений социальной защиты населения, количества рабочих мест, созданных для инвалидов в этих учреждениях, крайне недостаточно.

2. Отсутствие жилья. Органы местного самоуправления не в состоянии обеспечить жильем нуждающихся выпускников детского дома-интерната. Те же из выпускников, за которыми жилье закреплено, попадая в родительскую семью, в подавляющем большинстве оказываются в крайне неблагоприятной социально-психологической ситуации - отвергаются родственниками, дезадаптируются, начинают бродяжничать, совершать преступления и попадают либо в дом-интернат психоневрологического профиля для взрослых инвалидов, либо осуждаются к лишению свободы и отбывают наказание в исправительных трудовых учреждениях.

3. С вышеуказанными проблемами тесно связано отсутствие единой системы медико-психолого-социального сопровождения выпускников дома-интерната для умственно отсталых детей. Прежде всего, это объясняется межведомственной разобщенностью учреждений социальной защиты населения, образования, здравоохранения, службы занятости, которые должны обеспечивать необходимой медико-социальной, образовательной помощью самостоятельно проживающих выпускников дома-интерната для умственно отсталых детей, оказывать им содействие в трудоустройстве.

Поставленные проблемы могут быть решены в рамках настоящей программы, которая предполагает реализацию комплексного подхода к подготовке воспитанников дома-интерната для умственно отсталых детей к самостоятельной жизни, включая их обучение, обеспечение жильем, трудоустройство.

Исполнителями мероприятий программы являются Министерство социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерство здравоохранения Забайкальского края, Министерство культуры Забайкальского края, Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края, Государственная служба занятости населения Забайкальского края, ЗабГГПУ, Забайкальское региональное отделение Всероссийского общества инвалидов, Читинская областная общественная организация "Ассоциация работников социальных служб", Ассоциация государственных учреждений социального обслуживания и социального обеспечения Читинской области "Содружество".

2. Цель, задачи, сроки реализации программы

Основной целью программы является максимальное развитие потенциала детей-инвалидов, воспитывающихся в доме-интернате для умственно отсталых детей, в целях их подготовки к самостоятельной жизни по достижении 18 лет.

В рамках реализации программы предусматривается решение следующих задач:

1) обучение детей-инвалидов, проживающих в доме-интернате для умственно отсталых детей, навыкам, необходимым для самостоятельного проживания;

2) формирование у детей-инвалидов, проживающих в доме-интернате для умственно отсталых детей, индивидуально-личностных качеств, необходимых для самостоятельного проживания;

3) предоставление жилья выпускникам дома-интерната для умственно отсталых детей;

4) трудоустройство выпускников дома-интерната для умственно отсталых детей.

Сроки реализации программы: январь 2010 года - декабрь 2012 года.

В случае отсутствия средств Фонда реализация намеченных мероприятий программы возможна в сокращенном объеме и в более длительные сроки.

3. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты

Программа будет осуществляться в три этапа и предусматривает реализацию следующих мероприятий:

I этап (диагностический) - включает в себя выявление детей-инвалидов, проживающих в доме-интернате для умственно отсталых детей, имеющих потенциал для дальнейшего самостоятельного проживания.

В рамках данного этапа специалистами Петровск-Забайкальского детского дома-интерната (педиатр, психотерапевт, невролог, психолог, специалист по социальной работе, дефектолог) будут проводиться углубленная патопсихологическая и психопатологическая диагностика, анализ соматического состояния детей-инвалидов, воспитывающихся в доме-интернате для умственно отсталых детей. По итогам диагностики медико-психолого-педагогическим консилиумом с учетом особенностей дефекта познавательной, интеллектуально-мнестической, эмоционально-волевой сферы ребенка, его личностных качеств и трудовых предпочтений определяется потенциал для самостоятельного проживания и ведения трудовой деятельности.

Результатом данного мероприятия является формирование 6 групп детей-инвалидов (по 5 человек в каждой), воспитывающихся в доме-интернате для умственно отсталых детей, для дальнейшей подготовки к самостоятельному проживанию и ведению трудовой деятельности.

Выявление детей-инвалидов, воспитывающихся в доме-интернате для умственно отсталых детей, имеющих потенциал для дальнейшего самостоятельного проживания, будет осуществляться регулярно по прибытии в дом-интернат новых детей-инвалидов, а также регистрации положительной реабилитационной динамики у других детей-инвалидов.

II этап (подготовительный) - подготовка детей-инвалидов, воспитывающихся в доме-интернате для умственно отсталых детей, к самостоятельному проживанию, создание необходимых для этого материально-технических условий.

В рамках этого этапа реализуются следующие мероприятия.

1. Разработка и реализация индивидуальных программ подготовки детей-инвалидов старше 14 лет, проживающих в доме-интернате для умственно отсталых детей, к самостоятельной жизни вне интернатного учреждения.

Специалисты Петровск-Забайкальского детского дома-интерната (педиатр, психотерапевт, невролог, психолог, специалист по социальной работе, дефектолог) на медико-психолого-педагогическом консилиуме в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка и индивидуальными программами реабилитации, разработанными учреждениями медико-социальной экспертизы, разрабатывают индивидуальные программы подготовки к самостоятельной жизни вне интернатного учреждения и в дальнейшем постоянно контролируют их реализацию.

Реализация указанных индивидуальных программ осуществляется специалистами Петровск-Забайкальского детского дома-интерната, специалистами Центра занятости населения Петровск-Забайкальского района, Центра дистанционного образования, созданного на базе школы для глухих и слабослышащих детей при Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.

Данными программами предусматриваются формирование системы навыков и умений, обусловливающих успешную социализацию детей-инвалидов; формирование качеств личности ребенка-инвалида, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию: самостоятельности, жизненной перспективы, готовности к самообеспечению на основе труда, продуктивности социальных контактов.

Психологи организуют тренинги, беседы, ролевые игры, индивидуальные консультации с воспитанниками дома-интерната для умственно отсталых детей.

Профориентационная работа с детьми-инвалидами, воспитывающимися в доме-интернате для умственно отсталых детей, осуществляется специалистами данного учреждения совместно со специалистами Центра занятости населения Петровск-Забайкальского района и включает в себя профпросвещение, профконсультирование. Основная задача профориентационной работы - подготовка детей-инвалидов к обоснованному выбору профессии с учетом их индивидуальных особенностей.

Результатом этого мероприятия будет овладение 30 детьми-инвалидами, проживающими в детском доме-интернате для умственно отсталых детей, умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного проживания, а также максимальное развитие у них индивидуально-личностных качеств, необходимых для самостоятельного проживания.

2. Ознакомление детей-инвалидов старше 14 лет, воспитывающихся в доме-интернате для умственно отсталых детей, с их правами и обязанностями в социально-трудовой сфере и в части содержания жилого помещения, формирование у них навыков правильного коммуникативного и поло-ролевого поведения, необходимых для самостоятельного проживания.

В рамках реализации данного мероприятия специалистами Петровск-Забайкальского детского дома-интерната будет осуществляться формирование системы навыков и умений, обусловливающих успешную социализацию детей-инвалидов:

развитие системы коммуникативных навыков и умений, обеспечивающих адекватное межличностное общение;

формирование основ социального и репродуктивного поведения путем освоения, усвоения и присвоения общепринятых норм поведения;

расширение диапазона социальных ролей на основе систематического включения детей-инвалидов в жизнь местного сообщества и самого общества в жизнь детского дома-интерната;

расширение причастности к групповому методу и усиление чувства принадлежности (кружок "Умелые ручки", танцевальный коллектив "Снежинка", спортивный клуб и др.);

ознакомление с установленными действующим законодательством правами инвалидов;

формирование осознанного осмысления значимости включения в трудовую жизнь каждого подростка-инвалида.

Результатом этого мероприятия будет формирование у 30 детей-инвалидов, проживающих в доме-интернате для умственно отсталых детей, необходимого для самостоятельного проживания уровня социально-правовой компетенции и навыков правильного коммуникативного и поло-ролевого поведения.

3. Обеспечение участия детей-инвалидов, проживающих в доме-интернате для умственно отсталых детей, а также выпускников, проходящих курс адаптации перед самостоятельным проживанием, и самостоятельно проживающих выпускников дома-интерната для умственно отсталых детей в массовых культурных, благотворительных, спортивных и других мероприятиях.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»