Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 декабря 2012 года N 520

Об утверждении краевой целевой программы "Дорога в жизнь" (2013-2015 годы)

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Забайкальского края от 04.12.2014 N 668.
____________________________________________________________________

г. Чита

{Изменения и дополнения:

Постановление Правительства Забайкальского края от 26.11.2013 года N 498 НГР: ru92000201301700}

В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, в рамках реализации программы Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, "Смогу жить самостоятельно", в целях максимального развития потенциала детей-инвалидов, воспитывающихся в детском доме-интернате для умственно отсталых детей, для их подготовки к самостоятельной жизни по достижении 18 лет Правительство Забайкальского края постановляет:

утвердить прилагаемую краевую целевую программу "Дорога в жизнь" (2013-2015 годы).

Губернатор Забайкальского края
Р.Ф.Гениатулин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Забайкальского края

11 декабря 2012 года N 520

КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Дорога в жизнь" (2013-2015 годы)


ПАСПОРТ

краевой целевой программы

"Дорога в жизнь" (2013-2015 годы)


Основание для разработки
 программы (для программ,
 планируемых к реализации)

Распоряжение Правительства Забайкальского края от 11 декабря 2012 года N 595-р "О целесообразности разработки краевой целевой программы "Дорога в жизнь" (2013-2015 годы) (далее - программа)

Решение об утверждении  программы

Постановление Правительства Забайкальского края от 11 декабря 2012 года N 520 "Об утверждении краевой целевой программы  "Дорога в жизнь" (2013- 2015 годы)

Орган управления
 программой

Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края

{позиция "Орган управления программой" в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 26.11.2013 года N 498 }

Основные
 разработчики
 и исполнители
 программы

Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края;

 Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края;

 Министерство здравоохранения Забайкальского края;

 Министерство культуры Забайкальского края;

 Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края;

 Государственная служба занятости населения Забайкальского края;

 Забайкальское региональное отделение Всероссийского общества инвалидов;

 Ассоциация государственных учреждений социального обслуживания Забайкальского края "Содружество"

{позиция " Основные разработчики и исполнители программы " в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 26.11.2013 года N 498 }

Сро к реализации  программы

2013-2015 годы

Цель
 программы

Максимальное развитие потенциала детей-инвалидов, воспитывающихся в детском доме-интернате для умственно отсталых детей, для их подготовки к самостоятельной жизни по достижении 18 лет

Задачи
 программы

1. Развитие системы реабилитации детей-инвалидов в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания Забайкальского края.
 2. Создание специальных рабочих мест для выпускников дома-интерната для умственно отсталых детей, адаптированных к пребыванию в социуме, и формирование служб сопровождения выпускников по месту работы и проживания.
 3. Социальное сопровождение самостоятельно проживающих выпускников детского дома-интерната для умственно отсталых детей.
 4. Формирование единого информационно-методического поля по социальной поддержке детей-инвалидов с ментальными нарушениями и имеющими достаточный реабилитационный потенциал для самостоятельного проживания по достижении возраста 18 лет.

Целевая группа, на которую
 направлена
 деятельность по программе
 (количественные и качественные
 показатели)

1. Дети-инвалиды, воспитывающиеся в доме-интернате для умственно отсталых детей системы социальной защиты населения, - 250 человек.
 Увеличение числа детей-инвалидов, воспитывающихся в доме-интернате для умственно отсталых детей системы социальной защиты населения, овладевших навыками и умениями, необходимыми для их самостоятельного проживания в открытой социальной среде, до 30 чел., в том числе:
 овладевших трудовыми навыками - до 30;

 овладевших социально-бытовыми навыками - до 30;

 овладевших коммуникационными навыками - до 30.
 2. Выпускники детского дома-интерната для умственно отсталых детей системы социальной защиты населения, проживающие самостоятельно, - 30 человек.
 Увеличение численности выпускников дома-интерната для умственно отсталых детей системы социальной защиты населения, имеющих индивидуально-личностные качества, обеспечивающие их эффективную социальную адаптацию, до 30 чел., в том числе:
 по социально-правовой компетенции - до 30;

 по морально-нравственным качествам - до 3 0;

 по профессиональным интересам - до 30.
 Увеличение численности самостоятельно проживающих выпускников дома-интерната для умственно отсталых детей системы социальной защиты населения до 30 чел., в том числе:
 трудоустроенных - до 30;

 обеспеченных жилыми помещениями - до 30.
 3. Выпускники детского дома-интерната для умственно отсталых детей системы социальной защиты населения, живущие самостоятельно и получающие социальное сопровождение в течение первого года после достижения ими 18-летнего возраста, - 30 человек.
 Увеличение численности выпускников детского дома-интерната для умственно отсталых детей системы социальной защиты населения, живущих самостоятельно и получающих социальное сопровождение в течение первого года после достижения ими 18-летнего возраста, - до 30 чел.

Перечень
 основных
 мероприятий
 программы

1. Выявление детей-инвалидов, проживающих в доме-интернате для умственно отсталых детей, имеющих потенциал для дальнейшего самостоятельного проживания.
 2. Разработка и реализация индивидуальных программ подготовки детей-инвалидов старше 14 лет, воспитывающихся в доме-интернате для умственно отсталых детей, к самост оятельной жизни вне интернатного учреждения.
 3. Развитие системы реабилитации в детском доме-интернате для умственно отсталых детей.
 4. Обеспечение участия детей-инвалидов, проживающих в доме-интернате для умственно отсталых детей, а также выпускников, проходящих курс адаптации перед самостоятельным проживанием, и самостоятельно проживающих выпускников дома-интерната, в массовых культурных, благотворительных, спортивных и других мероприятиях.
 5. Проведение предварительной адаптации выпускников дома-интерната для умственно отсталых детей к самостоятельному проживанию.
 6. Развитие форм жизнеустройства воспитанников детского дома-интерната для умственно отсталых детей.
 7. Предоставление жилых помещений выпускникам детского дома-интерната для умственно отсталых детей, предназначенных для их самостоятельного проживания.
 8. Улучшение условий проживания в жилых помещениях, выделяемых для самостоятельного проживания выпускников дома-интерната для умственно отсталых детей, для формирования навыков самостоятельной жизни.
 9. Социальное сопровождение самостоятельно проживающих выпускников детского дома-интерната для умственно отсталых детей.
 10. Проведение мониторинга качества жизни выпускников дома-интерната для умственно отсталых детей в течение первого года их самостоятельного проживания.
 11. Формирование информационно-методического поля по социальной поддержке детей-инвалидов с умственной отсталостью, имеющих достаточный реабилитационный потенциал для самостоятельного проживания по достижении возраста 18 лет.

Объем и источники финансирования программы
 (в текущих ценах года разработки, по годам реализаци и и источникам
 финансирования программы)

Всего по программе - 57 413,93 тыс. руб.,
 в том числе:
 средства бюджета Забайкальского края (субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания) - 40 250,90 тыс. руб.;

 средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), - 17 163,03 тыс. руб.
 Из них по годам:
 2013 год - 27 724,86 тыс. руб.:
 средства бюджета Забайкальского края (субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания) - 18 916,10 тыс. руб.;

 средства Фонда - 8 808,76 тыс. руб.;

 2014 год - 16 729,67 тыс. руб.:
 средства бюджета Забайкальского края (субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания) - 12 014,05 тыс. руб.;

 средства Фонда - 4 715,62 тыс. руб.;

 2015 год - 12 959,40 тыс. руб.:
 средства бюджета Забайкальского края (субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания) - 9 320,75 тыс. руб.;

 средства Фонда - 3 638,65 тыс. руб.

Ожидаемые
 конечные
 результаты
 реализации
 программы

1. Увеличение доли детей-инвалидов, получивших поддержку в формировании социальных навыков и интеграции в общество, с 38 % до 84 %.
 2. Увеличение доли выпускников детского дома-интерната для умственно отсталых детей, адаптированных к самостоятельной жизни по достижении 18 лет, с 36 % до 73 %.
 3. Обеспечение трудовой занятости выпускников дома-интерната для умственно отсталых детей, адаптированных к самостоятельной жизни, с 36 % до 86 %.

1. Содержание проблемы недостаточной подготовленности детей-инвалидов к самообслуживанию в быту и посильной профессионально-трудовой деятельности и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


В декабре 2012 года завершается реализация краевой долгосрочной целевой программы "Дорога в жизнь" (2010-2012 годы), утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 22 декабря 2009 года N 469, основной целью которой являлось максимальное развитие потенциала детей-инвалидов, воспитывающихся в Государственном стационарном учреждении социального обслуживания "Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" Забайкальского края, для их подготовки к самостоятельной жизни по достижении 18 лет.

По итогам инспекционной проверки Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), в 2011 году экспертами признаны успешными результаты реализации названной программы:

28 детей-инвалидов из 90 воспитанников дома-интерната старше 14 лет, имеющих потенциал для дальнейшего самостоятельного проживания, успешно овладели необходимыми для самостоятельного проживания умениями и навыками;

30 воспитанников дома-интерната в рамках профессионально-трудового обучения успешно прошли обучение по специальностям: свиноводство - 6 чел., грузчик - 2 чел., штукатур-маляр - 3 чел., швея - 4 чел., вязальщица трикотажных изделий - 2 чел., уборщик помещений - 3 чел., дворник - 2 чел., пчеловод - 2 чел., овощевод - 6 чел.;

создано 18 рабочих мест для выпускников дома-интерната, находящихся на адаптации к самостоятельному проживанию в учреждениях социального обслуживания. Следует отметить, что в 2011 году при финансовой поддержке Фонда на базе дома-интерната создано отделение социально-трудовой реабилитации детей-инвалидов. В отделении открыта хлебопекарня для производства хлебобулочных и кондитерских изделий, кафетерий, которые за счет средств Фонда оснащены оборудованием, бытовой техникой, столовой посудой и мебелью. Полученная продукция покрывает нужды дома-интерната, других учреждений социального обслуживания, расположенных на территории Петровск-Забайкальского района, а также доступна для продажи населению. На созданных рабочих местах в отделении трудоустроены воспитанники дома-интерната, готовящиеся к самостоятельному проживанию;

130 человек из числа воспитанников и самостоятельно проживающих выпускников детского дома-интерната в целях улучшения интеграции в жизнь современного общества приняли участие в массовых культурных и спортивных мероприятиях. Для их транспортировки на указанные мероприятия использовался приобретенный в 2010 году на средства Фонда автобус ПАЗ. Для занятий спортом и участия в спортивных соревнованиях на средства Фонда приобретены 20 комплектов спортивной формы (по сезону);

12 выпускников дома-интерната (из 30) успешно адаптировались к самостоятельному проживанию и проживают самостоятельно. Это позволило увеличить показатели самостоятельно организовавших свою жизнь выпускников Петровск-Забайкальского детского дома-интерната до 3,2% от общего количества выпускников дома-интерната. Однако в целом эти показатели остаются очень низкими.

Несмотря на успешно проведенную работу по развитию потенциала детей-инвалидов, воспитывающихся в Государственном стационарном учреждении социального обслуживания "Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" Забайкальского края, в целях их подготовки к самостоятельной жизни по достижении 18 лет, большинство выпускников дома-интерната для умственно отсталых детей, имеющих потенциал для дальнейшего самостоятельного проживания, не имеют возможности жить и участвовать в трудовой деятельности самостоятельно в связи с тем, что ряд проблем не утратил своей актуальности. К основным проблемам относятся:

1) проблема трудоустройства. Работодатели по-прежнему не заинтересованы в приеме на работу инвалидов, тем более инвалидов с умственной отсталостью. Недостаточное количество рабочих мест, созданных для инвалидов в учреждениях социальной защиты населения, объясняется дефицитом бюджетных средств, выделяемых на развитие производственной инфраструктуры этих учреждений;

2) отсутствие жилья. Органы местного самоуправления не в состоянии обеспечить жильем нуждающихся выпускников детского дома-интерната. Те же из выпускников, за которыми жилье закреплено, попадая в родительскую семью, в подавляющем большинстве оказываются в крайне неблагоприятной социально-психологической ситуации - отвергаются родственниками, дезадаптируются, начинают бродяжничать, совершать преступления и попадают либо в дом-интернат психоневрологического профиля для взрослых инвалидов, либо осуждаются к лишению свободы и отбывают наказание в исправительных трудовых учреждениях;

3) с вышеуказанными проблемами тесно связано отсутствие единой системы медико-психолого-социального сопровождения выпускников дома-интерната для умственно отсталых детей. Прежде всего, это объясняется межведомственной разобщенностью учреждений социальной защиты населения, образования, здравоохранения, службы занятости, которые должны обеспечивать необходимой медико-социальной, образовательной помощью самостоятельно проживающих выпускников дома-интерната для умственно отсталых детей, оказывать им содействие в трудоустройстве.

Работу по подготовке воспитанников дома-интерната к самостоятельной жизни необходимо продолжить. Непрерывность и преемственность реабилитационного процесса предполагают разработку нового проекта краевой целевой программы.

В основу разработки настоящей программы положен программно-целевой метод, позволяющий реализовать комплексное решение проблем детей-инвалидов, воспитывающихся в детском доме-интернате, координировать деятельность заинтересованных ведомств и учреждений, развивать взаимодействие с общественными организациями в сфере реабилитации детей-инвалидов.

Также в рамках программы предполагается внедрить новые формы и технологии реабилитационной работы по подготовке умственно отсталых детей к самостоятельному проживанию.

Компенсация ограниченных возможностей здоровья ребенка может быть достигнута социальными службами через реализацию основных задач настоящей программы путем формирования целевых групп детей-инвалидов с ментальными нарушениями, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания. Задачи развития системы реабилитации в стационарных учреждениях социального обслуживания могут быть решены на базе стационарных учреждений социального обслуживания Забайкальского края: Государственного стационарного учреждения социального обслуживания "Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", государственных автономных учреждений социального обслуживания "Атамановский дом-интернат для престарелых и инвалидов" и "Первомайский психоневрологический дом-интернат".

Исполнителями мероприятий программы являются Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края, Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерство здравоохранения Забайкальского края, Министерство культуры Забайкальского края, Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края, Государственная служба занятости населения Забайкальского края, Забайкальское региональное отделение Всероссийского общества инвалидов, Ассоциация государственных учреждений социального обслуживания Забайкальского края "Содружество".

{абзац 16 раздела 1 в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 26.11.2013 года N 498}

2. Цель, задачи, сроки реализации программы


Основной целью программы является максимальное развитие потенциала детей-инвалидов, воспитывающихся в доме-интернате для умственно отсталых детей, для их подготовки к самостоятельной жизни по достижении 18 лет.

В рамках реализации программы предусматривается решение следующих задач:

1) развитие системы реабилитации детей-инвалидов в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания Забайкальского края;

2) создание специальных рабочих мест для выпускников дома-интерната для умственно отсталых детей, адаптированных к пребыванию в социуме, и формирование служб сопровождения выпускников по месту работы и проживания;

3) социальное сопровождение самостоятельно проживающих выпускников детского дома-интерната для умственно отсталых детей;

4) формирование единого информационно-методического поля по социальной поддержке детей-инвалидов с ментальными нарушениями и имеющими достаточный реабилитационный потенциал для самостоятельного проживания по достижении возраста 18 лет.

Сроки реализации программы: январь 2013 года - декабрь 2015 года.

В случае отсутствия средств Фонда реализация намеченных мероприятий программы возможна в сокращенном объеме и в более длительные сроки.

3. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты


Система программных мероприятий реализуется в соответствии с задачами программы и включает следующие мероприятия.

1. Выявление детей-инвалидов, проживающих в доме-интернате для умственно отсталых детей, имеющих потенциал для дальнейшего самостоятельного проживания.

В рамках реализации указанного мероприятия планируется:

создание реабилитационно-диагностической лаборатории для определения уровня реабилитационного потенциала детей-инвалидов, воспитывающихся в детском доме-интернате;

формирование групп детей-инвалидов, имеющих достаточный потенциал для самостоятельного проживания в социуме;

создание системы оценки качества проведенных реабилитационных мероприятий.

Результатом создания лаборатории станет унифицированная база данных детей-инвалидов, проживающих в детском доме-интернате, имеющих достаточный реабилитационный потенциал для самостоятельного проживания в социуме.

Для реализации данного мероприятия необходимо:

создать рабочий кабинет для специалистов, оборудованный необходимой мебелью;

обеспечить специалистов методическим инструментарием (тест Векслера, методическая литература для проведения диагностических мероприятий и обработки данных, комплекс диагностических методик). Необходимость методического обеспечения связана с отсутствием профессиональной специальной литературы по данному вопросу, отсутствием на территории Забайкальского края научных заведений, проводящих работу по данному направлению деятельности. Кроме того, отдаленность Забайкальского края от федерального центра не позволяет широко использовать практику направления специалистов на обучение в центральные вузы и другие обучающие заведения. Методическая литература позволит охватить большее количество специалистов отрасли новыми знаниями в области современных реабилитационных технологий работы с детьми-инвалидами с умственной отсталостью.

Результатом данного мероприятия станет формирование 6 групп детей-инвалидов (по 5 человек в каждой), воспитывающихся в доме-интернате для умственно отсталых детей, для дальнейшей подготовки к самостоятельному проживанию и ведению трудовой деятельности. Выявление детей-инвалидов, воспитывающихся в доме-интернате для умственно отсталых детей, имеющих потенциал для дальнейшего самостоятельного проживания, будет осуществляться регулярно по прибытии в дом-интернат новых детей-инвалидов, а также регистрации положительной реабилитационной динамики у тех детей-инвалидов, которые уже проживают в доме-интернате.

2. Разработка и реализация индивидуальных программ подготовки детей-инвалидов старше 14 лет, проживающих в доме-интернате для умственно отсталых детей, к самостоятельной жизни вне интернатного учреждения.

Для детей, отобранных в результате проведения диагностических мероприятий, предусмотрены разработка и реализация внутриучрежденческих индивидуальных программ реабилитации. Данными программами предусматривается формирование системы навыков и умений, обуславливающих успешную социализацию детей-инвалидов; формирование качеств личности ребенка-инвалида, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию: самостоятельности, осознания жизненной перспективы, готовности к самообеспечению на основе труда, продуктивности социальных контактов.

Результатом этого мероприятия будет овладение 30 детьми-инвалидами, проживающими в детском доме-интернате для умственно отсталых детей, умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного проживания, а также максимальное развитие у них индивидуально-личностных качеств, необходимых для самостоятельного проживания.

3. Развитие системы реабилитации в детском доме-интернате для умственно отсталых детей.

Группа детей-инвалидов, сформированная в результате проведения диагностических мероприятий, становится контингентом реабилитационного подразделения детского дома-интерната для умственно отсталых детей, в отношении которого будут реализованы мероприятия программ социально-бытовой ориентации и социально-бытовой адаптации, психолого-педагогической помощи, профессиональной реабилитации. Координировать медицинские, педагогические, психологические, социально-правовые действия с целью подготовки детей-инвалидов к самостоятельной жизни по достижении ими 18 лет будут специалисты мультипрофессиональных бригад: дефектолог, психолог, логопед, специалист по социальной работе, социальный работник, инструктор ЛФК, инструктор по труду, воспитатель.

Внедрение программы "Социально-бытовая ориентация"


Цели программы "Социально-бытовая ориентация":

интеграция воспитанников детского дома-интерната для умственно отсталых детей в новые условия проживания после выхода из стационарного учреждения с использованием тренажерного жилья, приближенного к условиям современной квартиры;

формирование навыков самообслуживания, личной гигиены, ухода за одеждой и обувью, уборки помещений и прилегающей территории, интереса к приготовлению пищи, навыков работы с бытовой техникой, овладение основами этикета (сервировка стола, пользование столовыми приборами, встреча гостей и другое).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»