Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июня 2011 года N 197

Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Образование (2012 - 2015 годы)"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 N 85.
____________________________________________________________________

г. Чита

{Изменения и дополнения:

Постановление Правительства Забайкальского края от 02.09.2011 г. N 318 НГР: ru92000201100741

Постановление Правительства Забайкальского края от 24.10.2012 года N 468 НГР: ru92000201201402

Постановление Правительства Забайкальского края от 30.12.2013 года N 587 НГР: ru92000201302069}

В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года N 148 (с изменением, внесенным постановлением Правительства Забайкальского края от 25 мая 2010 года N 205), Правительство Забайкальского края постановляет:

утвердить краевую долгосрочную целевую программу "Образование (2012-2015 годы)" (прилагается).

И.о. председателя Правительства
Забайкальского края
Е.В.Вишняков

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Забайкальского края

14 июня 2011 года N 197

КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Образование (2012-2015 годы)"


ПАСПОРТ

краевой долгосрочной целевой программы

"Образование (2012-2015 годы)"


Наименование программы

Краевая долгосрочная целевая программа "Образование (2012-2015 годы)" (далее – программа).

Дата принятия решения о разработке программы

Распоряжение Правительства Забайкальского края от 15 марта 2011 года N 104-р "О целесообразности разработки краевой долгосрочной целевой программы "Образование (2012-2015 годы)".

Дата утверждения программы

Постановление Правительства Забайкальского края "Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Образование (2012-2015 годы)" от 14 июня 2011 года N 197.

Государственный заказчик программы

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.

Основной разработчик программы

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.

Цель и задачи программы

Цель программы - развитие системы образования Забайкальского края, обеспечивающей доступность качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.
 {абзац 1 изложен в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 24.10.2012 года N 468 }
 Задачи:
 создание современной образовательной инфраструктуры (капитальный ремонт зданий и сооружений образовательных учреждений, оснащение современным учебным и компьютерным оборудованием, организация безопасного подвоза обучающихся к месту учебы, приобретение оборудования, мебели, инвентаря для пришкольных интернатов и общежитий, обеспечение безопасных условий осуществления образовательного процесса, использования спортивной инфраструктуры коллективами спортивных школ и учреждениями общего и профессионального образования для проведения занятий с детьми, подростками и молодёжью, развитие здоровьесберегающей среды, развитие сети ресурсных центров, организация конкурсов среди образовательных учреждений по внедрению обучающих, развивающих и спортивных программ для детей младшего возраста, созданию современной инфраструктуры и здоровьесберегающего пространства;

 {абзац 3 в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 02.09.2011 г. N 318 }
 развитие кадрового потенциала (поддержка инновационной деятельности работников образования и образовательных учреждений;
разработка и апробация моделей повышения квалификации педагогов;
мероприятия по поддержке молодых специалистов;
формирование кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования;
распространение моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования;
создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях системы управления качеством образования,  обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам;
повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
 внедрение модели организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации;
создание условий для распространения моделей государственно-общественного управления образованием;
обучение и повышение квалификации педагогических и управленческих работников системы образования по государственно-общественному управлению образованием);

 {абзац 4 изложен в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 24.10.2012 года N 468 }
 развитие системы поддержки детей с особыми образовательными потребностями (организация дистанционного образования детей-инвалидов, выявление и развитие талантливых детей, проведение массовых мероприятий с детьми, развитие системы комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся);

 {абзац 5 в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 24.10.2012 года N 468 }
 развитие краевой системы оценки качества образования (укрепление учебно-материальной базы центров оценки качества образования, проведение мониторинговых исследований по комплексной оценке эффективности системы образования Забайкальского края);

 модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;

 создание условий для комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в целях успешной социализации детей, содействие их личностному развитию и саморазвитию;

 развитие системы комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся.
 {позиция "Цель и задачи программы" дополнена абзацами в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 24.10.2012 года N 468 }

Важнейшие целевые индикаторы программы

Уменьшение доли числа зданий образовательных учреждений, требующих капитального ремонта, на 9 %;

 увеличение доли числа образовательных учреждений, отвечающих современным требованиям, на 33 %;

 рост удельного веса числа зданий образовательных учреждений, в которых обеспечена безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья, от общего числа зданий образовательных учреждений на 41 %;

 повышение оснащенности образовательного процесса учебным и компьютерным оборудованием на 32 %;

 увеличение доли числа лицензированных медицинских кабинетов в образовательных учреждениях в общем числе имеющихся медицинских кабинетов в образовательных учреждениях на 25 %;

 увеличение удельного веса числа образовательных учреждений, в которых обеспечена возможность пользоваться современными столовыми, на 34 %;

 увеличение доли численности обучающихся, охваченных школьным питанием, на 1,5 %;

 увеличение доли численности учителей, имеющих высшее профессиональное образование, на 12,8 %;

 увеличение удельного веса численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей на 7 %;

 рост удельного веса численности обучающихся, которым созданы современные условия для занятий творчеством (современно оборудованные студии, актовые залы), на 15 %;

 рост удельного веса численности обучающихся, которым созданы современные условия для занятий спортом (современно оборудованные спортзалы и спортплощадки), на 15 %;

 уменьшение удельного веса подростковой преступности на 1,5 %;

 увеличение числа участников заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам на 6 человек;

 рост доли численности детей-инвалидов, охваченных дистанционным образованием, в общем числе детей-инвалидов, которым показано дистанционное образование, на 49,6 %;

 увеличение удельного веса численности учащихся 10-11 классов образовательных учреждений, обучающихся в классах с профильным и/или углубленным изучением отдельных предметов, на 29,2 %;

 увеличение доли численности выпускников, сдавших ЕГЭ по русскому языку не ниже установленного порога, на 1 %, по математике на 1,7 %;

 повышение уровня удовлетворенности населения качеством общего образования на 12 %, дополнительного - на 7 %;

 увеличение доли образовательных учреждений общего образования, функционирующих в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", в общем количестве образовательных учреждений общего образования до 100 %;

 увеличение доли обучающихся общеобразовательных учреждений, которым оказана психолого-педагогическая и медико-социальная помощь с применением современного оборудования, от общей численности обучающихся общеобразовательных учреждений, получивших психолого-педагогическую и медико-социальную помощь, до 90 %.

{позиция в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 30.12.2013 года N 587 }

Сроки и этапы реализации программы

2012-2015 годы.
 Программа реализуется в один этап.

Потребность в финансировании программы

Потребность в финансировании программы на 2012-2015 годы за счет средств бюджетов муниципальных районов и городских округов составит 608731, 7 тыс. рублей, за счет средств краевого бюджета - 430717, 0 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета - 59 774,0 тыс. рублей.
 Общая потребность - 1099222,7 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2012 год - 214242,0 тыс. рублей;

 2013 год - 315542,1 тыс. рублей;

 2014 год - 284647,0 тыс. рублей;

 2015 год - 284791,6 тыс. рублей.

{позиция в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 30.12.2013 года N 587 }

Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы

Реализация программы обеспечит развитие системы образования Забайкальского края, повысит доступность и качество общего, дополнительного образования, начального и среднего профессионального образования.
 Реализация мероприятий программы позволит:
 создать в образовательных учреждениях современную инфраструктуру, предусматривающую приведение зданий и помещений образовательных учреждений, их оснащения учебным и компьютерным оборудованием в соответствие современным требованиям к условиям организации образовательного процесса, совершенствование организации школьного питания и медицинского обслуживания обучающихся и, в конечном счете, повышения качества жизни детей;

 {абзац 3 в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 02.09.2011 г. N 318 }
 обеспечить развитие кадрового потенциала образовательных учреждений через поддержку молодых специалистов, повышение уровня квалификации учителей, организацию их инновационной и конкурсной деятельности;

 обеспечить развитие системы поддержки детей с особыми образовательными потребностями через создание современных условий для организации дистанционного образования детей-инвалидов, занятий творчеством и спортом талантливых детей;

 обеспечить развитие системы оценки качества образования, осуществляющей государственный контроль качества образования (в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников) в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Забайкальского края, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


В 2011 году завершается реализация целевой программы Забайкальского края "Образование (2009-2011 годы)". Программа утверждена Законом Забайкальского края от 26 сентября 2008 года N 54-ЗЗК с общим объемом финансирования 105300 тыс. рублей. На выделенные в 2009-2010 годах средства (17800 тыс. рублей) по соответствующим статьям удалось приобрести и поставить в образовательные учреждения 5 школьных автобусов, оборудование для 4 медицинских кабинетов и 11 школьных столовых. В 2011 году выделено к финансированию 4062 тыс. рублей на приобретение школьного транспорта (3000 тыс. рублей), на приобретение технологического оборудования для школьных столовых и оборудование медицинских кабинетов (1062 тыс. рублей). В целом за три года выделено 21862 тыс. рублей, что составило 20,7 % от планируемой суммы, что крайне недостаточно.

В 2012 году завершится реализация краевой долгосрочной целевой программы "Обеспечение комплексной безопасности общеобразовательных учреждений Забайкальского края (2010-2012 годы)". Общий объем финансирования предусмотрен в сумме 110286,8 тыс. рублей, в 2010 году финансирование произведено в полном объеме в сумме 35286,8 тыс. рублей, средства направлены на модернизацию и установку охранно-противопожарного оборудования и видеонаблюдения, на ремонтные работы в государственных и муниципальных образовательных учреждениях края. Количество общеобразовательных учреждений, здания которых требуют капитального ремонта, снизилось со 179 в 2009 году до 152 в 2010 году.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", одобренная Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 года, требуют целенаправленной работы в соответствии с планом действий по модернизации системы образования Забайкальского края, утвержденным распоряжением Правительства Забайкальского края от 16 июля 2010 года N 397-р.

Для достижения заданной национальной образовательной инициативой "Наша новая школа" стратегической цели по обеспечению доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития, должны быть решены стратегические задачи:

модернизация общего образования как института социального развития;

развитие системы оценки качества образования.

Основным мероприятием национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" является введение новых федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), в которых сформулированы требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, учебно-методических).

Большая часть школьных зданий в Забайкальском крае (75 %) не соответствует требованиям рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации Перечня показателей современных требований к условиям осуществления образовательного процесса, как по состоянию зданий школ, так и по уровню их оснащенности. В капитальном ремонте нуждается 152 образовательных учреждения (23 % от общего числа школ). Кроме того, необходимо создание в каждом образовательном учреждении безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (пандусы, лифты, подъемники, теплые туалеты, коридоры достаточного размера).

Несмотря на принимаемые Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края меры по привлечению федеральных средств, темпы работ и объемы финансирования противоаварийных работ, капитального ремонта школьных зданий и обеспечения их комплексной безопасности недостаточны, так как общая потребность на 2012-2015 годы составляет не менее 2,5 млрд. рублей.

Переход на ФГОС невозможен без надлежащего оснащения образовательных учреждений. Мониторинг оснащенности, проведенный в соответствии с Перечнем учебного и компьютерного оборудования, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации, показал, что уровень соответствия в целом по краю составляет около 30 %. Оснащение школ в соответствии с современными требованиями в сроки, отведенные на реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", потребует около 2,4 млрд. рублей.

Объем средств субвенций, выделяемых на учебные расходы в течение 2006-2011 годов, представлен в таблице.

Таблица

Учебные расходы в сумме субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края в сфере общего образования


Годы

Сумма, млн. рублей

Доля в фонде оплаты труда, %

2006

173,1

5,8

2007

137,5

4,0

2008

175,3

4,5

2009

103,2

2,6

2010

114,5

2,8

2011

136,1

3,0

Итого

839,7

Существующая потребность

2400,0

Учитывая, что оснащение образовательных учреждений учебным и компьютерным оборудованием является полномочием и расходным обязательством регионального уровня, восполнить дефицит средств субвенций на учебные расходы необходимо через программные мероприятия по укреплению учебно-материальной базы как муниципальных, так и государственных образовательных учреждений. В рамках соглашений между Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и администрациями муниципальных районов и городских округов данная задача решается также и за счет средств муниципальных бюджетов.


Национальной образовательной инициативой "Наша новая школа" поставлена задача по созданию в ближайшее пятилетие современной школьной инфраструктуры, укреплению здоровья школьников, что предполагает, прежде всего, организацию безопасного подвоза школьников, их полноценного питания и медицинского обслуживания и, в конечном счете, повышения качества жизни детей.

{абзац 13 раздела 1 в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 02.09.2011 г. N 318}

По информации органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих управление в сфере образования, потребность в школьных автобусах остается высокой: необходимо закупить 109 единиц транспортной техники для подвоза школьников, причем в соответствии с современными требованиями каждое транспортное средство для подвоза школьников должно быть оснащено системой спутниковой навигации.

В условиях укрупнения средних общеобразовательных школ и создания образовательных учреждений краевого уровня для одаренных детей возрастает потребность в пришкольных интернатах и общежитиях, которые нуждаются в современном оснащении и создании необходимых условий для проживания. Материальная база имеющихся пришкольных интернатов устарела, требует обновления.

Изношено, устарело оборудование пищеблоков образовательных учреждений (износ составляет 80 %), не осуществляется повышение квалификации работников столовых, что негативным образом отражается на качестве детского питания: отсутствует системная работа столовых по развитию диетического питания, витаминизации, разнообразию меню, сбалансированности по калорийности. Сохраняется невысокий уровень состояния физического здоровья учащихся и воспитанников, поздно выявляются отклонения в здоровье вследствие недостаточного оснащения медицинских кабинетов образовательных учреждений необходимым оборудованием.

Одним из важнейших мероприятий национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" является создание системы поддержки талантливых детей. На краевом уровне планируется осуществить комплекс мер по данному направлению: поддержка краевых учреждений для одаренных детей, организация профильных смен, очно-заочных школ, дистанционного обучения, сотрудничество с учреждениями профессионального образования, проведение мероприятий, направленных на выявление талантливых детей.

Продолжение реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" по дистанционному образованию детей-инвалидов потребует выделения средств из местных бюджетов. Также необходимы дополнительные средства для создания специальных условий в общеобразовательных учреждениях для реализации специальных (коррекционных) программ, для медико-психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов в учреждениях специального образования.

Процессы модернизации образования невозможны без развития инновационного потенциала в крае. Проведение различных конкурсов, семинаров, конференций, участие в межрегиональных, федеральных мероприятиях, поддержка и поощрение инноваций также требует значительных финансовых средств.

Решение задач модернизации общего образования в значительной степени определяется качеством профессиональной деятельности учительского корпуса. Показатели социального и профессионального качества учительства в регионе снижаются, что может косвенно свидетельствовать о нарушении процесса воспроизводства этой социально-профессиональной группы.

За десять лет (2001-2010 годы):

доля учителей старшего возраста (со стажем работы свыше 20 лет) выросла с 34,7 % до 48,8 %,

среди работающих учителей 2020 человек - пенсионеры по возрасту (16,8 %),

2103 человек (17,5 %) находятся в возрасте 50-55 лет,

663 педагога (5,5 %) работают с учебной нагрузкой 30 часов и более, тогда как 859 учителей (7,1 %) работают с неполной нагрузкой.

В ряде образовательных учреждений существует скрытый дефицит кадров, который преодолевается за счет перегрузки учителей. Проблема дисбаланса учительских кадров связана с отсутствием на муниципальном уровне программ и мероприятий по привлечению и закреплению молодых специалистов, отсутствием доступного жилья (1085 педагогов не имеют жилья), низким уровнем социального обеспечения педагогов, в том числе низким уровнем заработной платы.

Влияет на качество образования и снижение квалификационного уровня педагогов. Доля учителей 5-11 классов с высшим образованием составляет в городской местности 84,4 %, в сельской местности 66,9 %, учителей 1–4 классов –54,0 % и 28,9 % соответственно. В 15 муниципальных районах Забайкальского края доля учителей с высшим образованием в сельских школах ниже среднекраевого показателя. В старших классах (5–11 классы) работают 818 выпускников педагогических колледжей. Если среди педагогических работников в городской местности доля педагогов с высшей квалификационной категорией составляет 19,7 %, с первой категорией – 34,5 %, со второй - 31,8 %, то в сельской местности соответственно 7,6 %, 24,4 % и 34,9 %, что также сказывается на качестве профильного обучения, результатах государственной итоговой аттестации выпускников школ. По данным социологических опросов, около 10,4 % учителей общеобразовательных школ не проходят своевременно курсы повышения квалификации.

С целью осуществления государственного контроля качества образования (в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников) в образовательных учреждениях, расположенных на территории Забайкальского края (за исключением учреждений федерального подчинения), в соответствии с ФГОС необходимо введение экспертной системы оценки результатов образования на региональном уровне с привлечением муниципальных общественных экспертов для проведения диагностических и оценочных процедур в конкретных образовательных учреждениях муниципальных образований.

Решение обозначенных задач требует комплексного подхода в их реализации и государственной поддержки, чем и обусловлена необходимость применения программного метода и разработки краевой долгосрочной целевой программы.

Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы


Основная цель программы - развитие системы образования Забайкальского края, обеспечивающей доступность качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

{абзац 1 раздела 2 в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 24.10.2012 года N 468}

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

создание современной образовательной инфраструктуры (капитальный ремонт зданий и сооружений образовательных учреждений, оснащение современным учебным и компьютерным оборудованием, организация безопасного подвоза обучающихся к месту учебы, приобретение оборудования, мебели, инвентаря для пришкольных интернатов и общежитий, обеспечение безопасных условий осуществления образовательного процесса, использования спортивной инфраструктуры коллективами спортивных школ и учреждениями общего и профессионального образования для проведения занятий с детьми, подростками и молодёжью, развитие здоровьесберегающей среды, развитие сети ресурсных центров, организация конкурсов среди образовательных учреждений по внедрению обучающих, развивающих и спортивных программ для детей младшего возраста, созданию современной инфраструктуры и здоровьесберегающего пространства;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»