№ 54-ЗЗК
ЗАКОН
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
О целевой программе Забайкальского края "Образование (2009-2011 годы)"
(с изменениями на 25 ноября 2011 года)
__________________________________________________________________________
Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:
Законом Забайкальского края от 16 декабря 2008 года № 83-ЗЗК ("Забайкальский рабочий", 20 декабря 2008 года, № 247) (вступил в силу с 01 января 2010 года);
Законом Забайкальского края от 01 декабря 2009 года № 283-ЗЗК ("Забайкальский рабочий", 8 декабря 2009 года, № 227) (вступил в силу с 01 января 2010 года);
Законом Забайкальского края от 29 марта 2010 года № 347-ЗЗК ("Забайкальский рабочий", 5 апреля 2010 года, № 56) (вступил в силу с 16 апреля 2010 года);
Законом Забайкальского края от 21 декабря 2010 года № 448-ЗЗК ("Забайкальский рабочий", 24 декабря 2010 года, № 249) (вступил в силу с 01 января 2011 года);
Законом Забайкальского края от 01 ноября 2011 года № 569-ЗЗК ("Забайкальский рабочий", 4 ноября 2011 года, № 219) (вступил в силу с 15 ноября 2011 года);
Законом Забайкальского края от 25 ноября 2011 года № 598-ЗЗК ("Забайкальский рабочий", 2 декабря 2011 года, № 241) (вступил в силу с 13 декабря 2011 года)
___________________________________________________________________________
Принят
Читинской областной Думой и
Агинской Бурятской окружной Думой
26 сентября 2008 года.
Статья 1.
Утвердить целевую программу Забайкальского края "Образование (2009-2011 годы)" (прилагается).
Статья 2.
1. Настоящий Закон края вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
2. С 1 января 2009 года признать утратившими силу:
1) Закон Агинского Бурятского автономного округа от 11 июля 2005 года № 546-ЗАО "Об утверждении окружной целевой Программы "Развитие образования Агинского Бурятского автономного округа на 2006-2010 годы" ("Вестник администрации Агинского Бурятского автономного округа и Агинской Бурятской окружной Думы" - приложение к газете "Агинская правда", от 19 июля 2005 года, №№ 175-177);
2) Закон Агинского Бурятского автономного округа от 19 декабря 2006 года № 714-ЗАО "О внесении изменений в Закон автономного округа "Об утверждении окружной целевой Программы "Развитие образования Агинского Бурятского автономного округа на 2006-2010 годы" ("Вестник администрации Агинского Бурятского автономного округа и Агинской Бурятской окружной Думы" - приложение к газете "Агинская правда", от 27 декабря 2006 года, №№ 340-342);
3) Закон Агинского Бурятского автономного округа от 21 мая 2007 года № 756-ЗАО "О внесении изменений в Закон автономного округа "Об утверждении окружной целевой Программы "Развитие образования Агинского Бурятского автономного округа на 2006-2010 годы" ("Вестник администрации Агинского Бурятского автономного округа и Агинской Бурятской окружной Думы" - приложение к газете "Агинская правда", от 24 мая 2007 года, №№ 378-380);
(Пункт 4 части 2 статьи 2 утратил силу с 16 апреля 2010 года на основании Закона Забайкальского края от 29 марта 2010 года № 347-ЗЗК )
4) статью 8 Закона Агинского Бурятского автономного округа от 25 июня 2007 года № 775-ЗАО "О внесении изменений в отдельные законы автономного округа ("Вестник администрации Агинского Бурятского автономного округа и Агинской Бурятской окружной Думы" - приложение к газете "Агинская правда", от 28 июня 2007 года, №№ 394-395);
5) Закон Агинского Бурятского автономного округа от 23 октября 2007 года № 793-ЗАО "О внесении изменений в Закон автономного округа "Об утверждении окружной целевой Программы "Развитие образования Агинского Бурятского автономного округа на 2006-2010 годы" ("Вестник администрации Агинского Бурятского автономного округа и Агинской Бурятской окружной Думы" - приложение к газете "Агинская правда", от 30 октября 2007 года, №№ 409-411).
И.о. Председателя Читинской областной Думы А.Ф. Эпов | Председатель Агинской Бурятской окружной Думы Д.Ц. Дугаров | ||||
ГубернаторЗабайкальского края Р.Ф. Гениатулин "_16_" __октября__ 2008 года . |
26 сентября 2008 года
№ 54-ЗЗК
г. Чита
ПАСПОРТ
целевой программы Забайкальского края "Образование (2009-2011 годы)"
Наименование | Целевая программа Забайкальского края "Образование (2009-2011 годы)" (далее - программа). | |
Дата принятия решения | Распоряжение Губернатора Забайкальского края от 24 июня 2008 года № 349-р "О разработке проекта Закона Забайкальского края "О краевой целевой программе "Образование (2009-2011 годы)". | |
Дата утверждения | Закон Забайкальского края от 26 сентября 2008 года № 54-ЗЗК "О целевой программе Забайкальского края "Об образовании (2009-2011 годы)". | |
Государственный | Исполнительный орган государственной власти Забайкальского края в сфере образования, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края (далее - уполномоченный орган). | |
Основной разработчик | Уполномоченный орган. |
Цель и задачи программы | Цель: развитие системы образования Забайкальского края, обеспечивающей доступность качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. Задачи: модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития; продолжение процесса реформирования образовательной системы края, обеспечивающей: общедоступное качественное дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее обязательное образование в средней школе; общедоступное дополнительное образование детей дошкольного и школьного возраста; общедоступное на конкурсной основе начальное, среднее, высшее профессиональное образование; безопасные условия осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, создание в учреждениях образования здоровьесберегающей среды; сокращение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных учреждениях, увеличение числа детей, переданных на патронатное воспитание, и усыновленных детей.; |
Важнейшие целевые | Повышение уровня обеспеченности местами в дошкольных учреждениях до 70 мест на 100 детей; повышение результатов единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по русскому языку и математике до 95 процентов и 93 процентов соответственно; повышение результатов ЕГЭ по выбору до 85 процентов; повышение уровня обеспеченности учащихся бесплатным горячим питанием до 70 процентов от общего количества учащихся; повышение обеспеченности образовательных учреждений учебно-наглядным оборудованием, учебной литературой, компьютерной техникой до среднестатистических показателей России; сокращение числа детей, находящихся в детских домах, увеличение числа детей, переданных на патронатное воспитание, и усыновленных детей; создание безопасных условий реализации образовательного процесса в образовательных учреждениях. доля образовательных учреждений общего образования, функционирующих в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", в общем количестве образовательных учреждений общего образования - 41 процент. (Раздел "Важнейшие целевые индикаторы... " с дополнением абзаца на основании Закона Забайкальского края от 25 ноября 2011 года № 598-ЗЗК ) | |
Сроки и этапы | 2009-2011 годы. Программа реализуется в один этап. | |
Исполнители основных | Организации, отобранные на конкурсной основе. |
Объемы и источники финансирования (Раздел "Объемы и источники финансирования..." в редакции | Объем финансирования программы составляет 105 300 тыс. рублей из бюджета Забайкальского края, в том числе по годам: 2009 год - 35 950 тыс. рублей; 2010 год - 33 950 тыс. рублей; 2011 год - 35 400 тыс. рублей. Объем финансирования программы в 2011 году из федерального бюджета составляет 9 729,0 тыс. рублей."; |
Ожидаемые конечные | Создать условия, обеспечивающие общедоступное качественное бесплатное дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее обязательное образование в средней школе, дополнительное образование детей дошкольного и школьного возраста; создать условия, обеспечивающие общедоступное профессиональное образование в учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования. |
Развитие образовательной системы Забайкальского края происходит в непростой ситуации. Уменьшение с 2000 года числа учащихся на 42 тысячи явилось главной причиной реструктуризации образовательных учреждений, которая определила в качестве приоритетных проблемы подвоза учащихся, содержания и развития пришкольных интернатов, укрепления учебно-материальной базы районных и базовых школ, реализации мер по обеспечению комплексной безопасности образовательных учреждений.
В процессе реструктуризации возникла необходимость в увеличении числа школьных автобусных маршрутов. В настоящее время к школам подвозится 7414 учащихся (13,4 процента от общей численности), из них 6035 человек - ежедневно. Подвоз учащихся осуществляют 247 автобусов, но имеется потребность еще в 130. С целью обеспечения общедоступности образования в сельской местности края действует 61 пришкольный интернат для 1465 учащихся, ежедневный подвоз которых определяет необходимость пополнения и обновления парка школьных автобусов.
Реструктуризация сети образовательных учреждений требует системной работы по подготовке и переподготовке педагогических кадров, повышению квалификации в области современных педагогических технологий, методик и информационных технологий, в том числе с привлечением квалифицированных специалистов из научных центров России. Наряду с этим в крае, особенно в сельской местности, существует проблема обеспечения образовательных учреждений молодыми квалифицированными специалистами.
Важное направление деятельности системы образования - профессиональное образование, задача которого - осуществлять подготовку квалифицированных специалистов, требования к качеству профессиональной подготовки которых постоянно повышаются. Но материально-техническая база учреждений профессионального образования отстает от современных требований: высока степень изношенности имеющегося оборудования, низок уровень обеспеченности учебного процесса учебно-наглядными пособиями, учебной литературой по современным направлениям профессиональной подготовки.
В неудовлетворительном состоянии находится учебно-материальная база учреждений дополнительного образования и учреждений, обеспечивающих досуг детей. Сокращается число учреждений, где подростки могут заниматься научно-техническим творчеством, спортом. Также требуется расширить деятельность очно-заочных профильных круглогодичных школ, направленную на развитие интеллектуальных способностей детей.
Изношено, морально устарело оборудование столовых дошкольных учреждений и школ, не осуществляется повышение квалификации работников столовых, что негативным образом отражается на качестве детского питания: отсутствует системная работа столовых по развитию диетического питания, витаминизации, школьное меню однообразно, не сбалансировано по калорийности. Сохраняется невысокий уровень состояния физического здоровья учащихся, поздно выявляются отклонения в здоровье вследствие недостаточного оснащения медицинских кабинетов образовательных учреждений необходимым оборудованием.
Остается актуальной проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, которые в современных условиях должны стать реабилитационными учреждениями, обеспечивающими лечение, оздоровление, вывод детей из критического социально-психологического состояния и подготовку к передаче в семью. С целью формирования устойчивых положительных социальных установок дети из реабилитационно-образовательных учреждений должны в оптимальные сроки передаваться на патронатное воспитание и усыновление.
Решение обозначенных проблем требует комплексного подхода в их реализации и государственной поддержки, чем и обусловлена необходимость применения программного метода и разработки программы Забайкальского края. Как приоритетные эти вопросы определены в программе социально-экономического развития Забайкальского края в рамках федеральных целевых программ на перспективу до 2011 года.
(Раздел 2 в редакции Закона Забайкальского края от 25 ноября 2011 года № 598-ЗЗК )
Основная цель программы - развитие системы образования Забайкальского края, обеспечивающей доступность качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
- модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
- продолжение процесса реформирования образовательной системы края, обеспечивающей:
общедоступное бесплатное качественное дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее обязательное образование в средней школе;
общедоступное дополнительное образование детей дошкольного и школьного возраста;
общедоступное на конкурсной основе начальное, среднее, высшее профессиональное образование;
- создание безопасных условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, создание в учреждениях образования здоровьесберегающей среды;
- снижение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных учреждениях, увеличение числа детей, переданных на патронатное воспитание, и усыновленных детей.
Для контроля за ходом реализации программных мероприятий определены целевые индикаторы и показатели, характеризующие эффективность реализации программы.
Целевые индикаторы | Показатели по годам | ||
2009 | 2010 | 2011 | |
Обеспеченность местами в дошкольных учреждениях (число мест на 100 детей) | 48 | 52 | 70 |
Повышение до российских показателей качества результатов обязательных ЕГЭ (процент от числа выпускников, сдавших экзамен успешно, к общему числу сдававших экзамен) по русскому языку по математике |
|
|
|
Повышение уровня обеспеченности учащихся бесплатным горячим питанием (процент от общего количества учащихся) | 52 | 60 | 70 |
Обеспеченность компьютерной техникой (число учащихся на один компьютер) | 42 | 38 | 24 |
Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных учреждениях (процентов) | 40 | 30 | 20 |
Доля образовательных учреждений общего образования, функционирующих в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", в общем количестве образовательных учреждений общего образования (процентов) | - | - | 41 |
Мероприятия программы предусматривают поддержку муниципальных систем образования, учреждений начального профессионального образования, учреждений дополнительного образования Забайкальского края.
Реализацию мероприятий программы планируется осуществить по следующим направлениям:
реструктуризация сети муниципальных общеобразовательных учреждений;
развитие информационно-образовательной среды;
укрепление учебно-материальной базы;
развитие воспитательного процесса и организация работы с одаренными детьми;
подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров;
обеспечение комплексной безопасности образовательного процесса;
развитие профессионального образования;
охрана здоровья и организация горячего питания учащихся;