ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 января 2010 года N 4
О внесении изменения в краевую долгосрочную целевую программу "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае на 2010-2012 годы"
г. Чита
{Утратило силу:
по истечении срока действия}
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, в связи с возникшей необходимостью Правительство Забайкальского края постановляет:
внести изменение в краевую долгосрочную целевую программу "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае на 2010-2012 годы", утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 23 июня 2009 года N 242, изложив ее в новой редакции (прилагается).
Губернатор Забайкальского края
Р.Ф. Гениатулин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Забайкальского края
12 января 2010 года N 4
КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае на 2010-2012 годы"
ПАСПОРТ краевой долгосрочной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае на 2010-2012 годы"
Наименование | Краевая долгосрочная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае на 2010- 2012 годы" (далее – программа). |
Дата принятия решения о разработке программы | Распоряжение Правительства Забайкальского края от 17 марта 2009 года N 108-р "О разработке краевой долгосрочной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае на 2010-2012 годы". |
Дата утверждения | |
Государственный заказчик программы | Министерство экономического развития Забайкальского края. |
Основной разработчик программы | Министерство экономического развития Забайкальского края. |
Цель и задачи | Цель: обеспечение условий интенсивного роста малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае. |
Важнейшие целевые индикаторы | Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта составит к 2012 году 7,5%; |
Сроки и этапы реализации программы | 2010-2012 годы. |
Потребность в финансировании программы | Объем финансирования программы составляет 370 000,0 тыс. рублей из средств бюджета Забайкальского края, в том числе по годам: |
Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы | Увеличение числа малых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, занимающихся разработкой новых видов продукции и услуг, использующих новые технологии; |
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В реализуемых программах социально-экономического развития Забайкальского края развитие малого и среднего предпринимательства остается одним из приоритетных направлений, что обусловлено высокой значимостью малого и среднего бизнеса в решении социальных и экономических задач.
Программно-целевой метод и системный подход к решению проблем поддержки малого предпринимательства на краевом уровне позволил на протяжении последних 12 лет осуществлять последовательную и планомерную работу, направленную на создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности на территории края, осуществлять мониторинг влияния программных мероприятий на динамику показателей деятельности субъектов малого предпринимательства, контролировать исполнение намеченных результатов. В Забайкальском крае сложилась достаточно эффективная система государственный поддержки малого предпринимательства. Созданы правовая база, специализированная инфраструктура содействия малому бизнесу, разработаны и осуществляются различные виды государственной поддержки: финансовая, имущественная, информационная и другие. На реализацию мероприятий областных целевых программ израсходовано 273,3 млн. рублей, в том числе 55,0 млн. рублей за счет средств областного бюджета. В результате создано около 4,5 тыс. рабочих мест, пополнение бюджетов всех уровней составило 310,0 млн. рублей. На реализацию окружных целевых программ по поддержке малого предпринимательства из бюджета Агинского Бурятского автономного округа было направлено 204,94 млн. рублей, в результате чего в малом предпринимательстве было занято более четверти трудоспособного населения округа, создавалось около 15% валового регионального продукта округа.
Кроме того, по итогам конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках государственной поддержки малого предпринимательства, за 2006-2008 годы из федерального бюджета были получены субсидии в размере 164,6 млн. рублей, в том числе бюджет Агинского Бурятского автономного округа пополнился на 140,3 млн. рублей, бюджет Читинской области – на 24,3 млн. рублей.
В результате осуществления государственной поддержки малого предпринимательства в 2008 году общее количество малых предприятий составило 3,35 тыс. единиц, в т. ч. микропредприятий - 2,33 тыс. единиц. С начала 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 209-ФЗ), которым были введены новые критерии отнесения предприятий к числу малых, что сделало невозможным сопоставлять показатели 2008 года с предшествующим периодом.
Малый бизнес представлен почти во всех видах экономической деятельности. Основную долю занимают малые предприятия оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; строительства; осуществляющие операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг; сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства; обрабатывающих производств; транспорта и связи.
Среднесписочная численность работников малых предприятий составила в 2008 году 41,93 тыс. человек. Среднегодовой темп прироста данного показателя за последние 5 лет составил 27,2%. Постепенно увеличивается доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, данный показатель вырос в 2008 году до 12,5%. За 5 лет прирост составил 7,3 процентного пункта.
Оборот малых предприятий в 2004-2008 годах неуклонно рос. В 2008 году он составил 40 440,70 млн. рублей, или 120,4% в сопоставимых ценах к 2007 году. Среднегодовой темп прироста данного показателя составил 47,0%.
Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта за 5 лет выросла, по оценке, на 1,8 процентного пункта и составила в 2008 году 7,0%.
Динамика количества зарегистрированных индивидуальных предпринимателей также имеет положительную тенденцию. За 5 лет их количество увеличилось на 73,9% и на 01 января 2009 года составило 26563 человека. Среднегодовой темп прироста данного показателя составил 14,8%.
Показатели, характеризующие вклад малого бизнеса в развитие экономики и социальной сферы, в последние годы имели положительную тенденцию развития. Проведение планомерной государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства улучшает потенциал этого сектора экономики, положительно влияет на социально-экономическое положение края.
Однако существуют проблемы, которые сдерживают развитие малого предпринимательства:
территориальные диспропорции в уровне развития муниципальных образований края;
недостаточное развитие инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
ограниченный доступ субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам;
высокий износ основных средств в сфере малого предпринимательства;
дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки;
низкая активность органов местного самоуправления по развитию малого и среднего предпринимательства.
Имеющиеся проблемы снижают потенциал количественного и качественного роста малого предпринимательства. Кроме того, существует возможная угроза для развития малого предпринимательства со стороны мирового финансового кризиса, поэтому необходимо принимать своевременные и эффективные меры путем совершенствования системы поддержки малого и среднего предпринимательства через программный метод, реализуя краевую долгосрочную целевую программу по поддержке малого и среднего предпринимательства.
Тем не менее потенциал для существенного увеличения количественных и качественных показателей деятельности малого и среднего предпринимательства в крае имеется.
Федеральным законом N 209-ФЗ впервые установлено понятие субъекта среднего предпринимательства. Поэтому данные о состоянии и уровне развития среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе в Забайкальском крае, в настоящее время отсутствуют. Однако проблемы, сдерживающие рост субъектов среднего предпринимательства, и тенденции развития этого сектора экономики по большей части такие же, как и у малого предпринимательства.
Реализация программы обусловлена необходимостью решения в долгосрочной перспективе проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства.
Реализация государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства, основанной на программно-целевом подходе, при котором мероприятия взаимно увязаны по срокам, ресурсам и исполнителям, в сочетании с действенной системой управления и контроля создаст предпосылки для дальнейшего более динамичного развития этого сектора экономики.
Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы
Целью программы является обеспечение условий интенсивного роста малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
повышение эффективности существующей инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и ее дальнейшее развитие;
развитие системы кредитования, повышение уровня доступности заемных средств для субъектов малого и среднего предпринимательства, снижение их затрат, возникающих в связи с привлечением финансовых ресурсов;
обеспечение деятельности целостной системы информационно-консультационных услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства; методическая поддержка органов местного самоуправления и субъектов малого и среднего предпринимательства;
создание системы стимулов для органов местного самоуправления в целях реализации мероприятий поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Срок реализации программы: 2010-2012 годы. Программа реализуется в один этап.
Приоритетными видами предпринимательской деятельности для осуществления поддержки в рамках реализации мероприятий программы являются:
инновационная деятельность;
разработка и производство новых видов продукции и услуг, в том числе выпуск пищевой продукции, обогащенной микронутриентами;
внедрение новых технологий;
ремесленная деятельность;
производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
производство продовольственных и промышленных товаров, продукции материально-технического назначения;
оказание услуг: жилищно-коммунальных, бытовых, физкультуры и спорта, общественного питания;
предпринимательские инициативы граждан, отнесенных к коренным малочисленным народам Севера, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Характеристика мероприятий программы
Система программных мероприятий включает следующие направления:
информационно-аналитическая и организационная поддержка;
финансовая поддержка.
Информационно-аналитическая и организационная поддержка
Направление предусматривает реализацию следующих мероприятий:
проведение аналитических исследований по различным аспектам состояния и развития малого и среднего предпринимательства для разработки мер по их поддержке, выявления проблем, сдерживающих их развитие, и выработки научно обоснованных рекомендаций;
информационно-методическое обеспечение органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, общественных организаций и субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства путем проведения работ по подготовке и изданию информационно-справочных пособий, сборников и брошюр, освещающих различные аспекты предпринимательской деятельности;
размещение публикаций, видеосюжетов, рекламно-информационных материалов в средствах массовой информации с целью формирования благоприятного общественного мнения о предпринимательской деятельности;
проведение конкурсов, семинаров, семинаров-выставок, тренингов, круглых столов и иных мероприятий с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.
Финансовая поддержка
Направление предусматривает реализацию следующих мероприятий, ориентированных на обеспечение эффективного функционирования системы финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства по приоритетным видам предпринимательской деятельности, предусмотренным программой:
предоставление субсидий на развитие гарантийного фонда позволит обеспечить равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам;
предоставление субсидий на создание и развитие микрофинансовых организаций позволит использовать новые финансовые механизмы для начинающих предпринимателей и содействовать вовлечению социально незащищенных слоев населения в предпринимательскую деятельность;
предоставление субсидий на уплату процентов (комиссии лизингодателю) по кредитам (займам, договорам лизинга), привлекаемым субъектами малого и среднего предпринимательства на реализацию инвестиционных проектов, а также кредитам (займам, договорам лизинга), привлекаемым организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, позволит удешевить заемные средства из внебюджетных источников;
предоставление субсидий в виде грантов начинающим субъектам малого предпринимательства (производителям товаров, работ, услуг) на создание собственного бизнеса (финансирование целевых расходов по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности);
предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках реализации муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, позволит увеличить количество субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих в муниципальных образованиях, тем самым достичь более равномерного развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях Забайкальского края.
Для контроля выполнения мероприятий программы определены целевые индикаторы и показатели, характеризующие эффективность выполнения программных мероприятий.
Целевые индикаторы | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2012 год |
Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта, % | 7,2 | 7,4 | 7,5 | |
Количество малых предприятий, в % к предыдущему году | 104,0 | 104,1 | 104,5 | 113,1 |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, % | 12,8 | 13,1 | 13,4 | |
Оборот малых предприятий, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 108,3 | 108,8 | 109,3 | 128,8 |