(Раздел 1 в редакции постановления Правительства Забайкальского края от 19 сентября 2013 года № 400, первоначальную редакцию документа см. ярлык "Редакции")
Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения, а также минимизация потерь от землетрясений на территории Забайкальского края являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития региона и обеспечения его национальной безопасности.
В соответствии с современными картами общего сейсмического районирования территории Российской Федерации (ОСР-97) изменилась оценка сейсмической опасности территории Забайкальского края. По требованиям СНиП II-7-81* «Строительство в сейсмических районах» значительная территория Забайкальского края при определенных условиях может быть отнесена к сейсмичности 7 баллов, а некоторые районы (в зависимости от геологических, гидрогеологических, инженерно-геокриологических изысканий) - к сейсмичности 8 и более баллов (по шкале MSK-64).
До 2000 года в Забайкальском крае строительство объектов велось без учета антисейсмических мероприятий. Такие объекты имеют дефицит сейсмостойкости, их разрушение в результате землетрясений может привести к огромным человеческим и материальным потерям. Возможность развития опасных геологических процессов природного и природно-техногенного характера усугубляет возможные разрушительные последствия землетрясений.
Индекс сейсмического риска для территории Забайкальского края составляет 1,25; регион находится на 18-ом месте среди 27 наиболее сейсмически опасных субъектов Российской Федерации, имеющих индекс сейсмического риска 0,1 и более. Индекс сейсмического риска характеризует необходимый объем антисейсмических усилений, учитывает сейсмическую опасность, сейсмический риск и численность населения в крупных населенных пунктах.
Учитывая изменения к существовавшим картам сейсмического районирования, возникает необходимость принятия комплекса мер, направленных на снижение негативных воздействий в случае возникновения сейсмических явлений.
К зонам повышенной сейсмической опасности на территории Забайкальского края относятся Каларский, Петровск-Забайкальский, Могочинский, Хилокский и Красночикойский районы.
В Забайкальском крае осуществляются меры по сейсмоусилению существующих объектов и (или) строительству новых сейсмостойких объектов взамен тех объектов, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны, реализуются неотложные мероприятия по обеспечению сейсмической безопасности. Однако при проведении таких мер отсутствует системный комплексный подход. Кроме того, в связи с использованием принципиально нового подхода к оценке сейсмической опасности, повлекшего за собой существенное увеличение зон повышенной сейсмической опасности по сравнению с прежними представлениями, возникает необходимость в проведении дополнительных работ по снижению сейсмического риска.
Необходимый уровень сейсмической безопасности не может быть обеспечен только в рамках основной деятельности исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, органов местного самоуправления и собственников объектов. Характер проблемы требует наличия стратегии, единой системы мероприятий, адаптированной к конкретным условиям сейсмоопасных территорий, и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия.
Мероприятия по сейсмоусилению объектов требуют скоординированных действий, максимальная результативность которых может быть обеспечена только с применением программно-целевого метода.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2009 года № 365 утверждена федеральная целевая программа «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2013 годы».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2012 года № 683 утверждены изменения в федеральную целевую программу «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2013 годы» в части продления сроков ее реализации до 2018 года и увеличения объемов финансирования данной программы.
Механизмом реализации федеральной целевой программы предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на сейсмоусиление существующих объектов и строительство новых сейсмостойких объектов.
Обязательным условием предоставления субсидии является наличие региональной целевой программы по сейсмоусилению объектов, финансируемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Данный факт также подтверждает необходимость применения программно-целевого метода в решении вопросов сейсмоусиления зданий и сооружений на территории Забайкальского края.
Реализация мероприятий программы позволит обеспечить необходимый уровень сейсмобезопасности в Забайкальском крае, что является значимым фактором его устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности и соответствует приоритетам социально-экономического развития Забайкальского края.