ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 октября 2009 года № 387
Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Переселение
граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали
на территории Забайкальского края (2011- 2015 годы)»
___________________________________________________
Утратило силу с 01 января 2012 года на основании постановления
Правительства Забайкальского края от 29 декабря 2011 года № 520
_________________________________________________________
(с изменениями на 27 июля 2011 года)
__________________________________________________________________________________________
Документ с изменениями и дополнениями, внесенными
постановлением Правительства Забайкальского края от 27 июля 2011 года № 271 ("Азия-Экспресс", № 31, 4 августа 2011 года)
___________________________________________________________________________________________
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края и Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года № 148, в целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Забайкальского края в жилищном фонде, признанном непригодным для проживания, Правительство Забайкальского края
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Забайкальского края (2011-2015 годы)».
2. Рекомендовать администрации муниципального района «Каларский район» разработать аналогичную муниципальную целевую программу.
И.о. Губернатора Забайкальского края
Г.П.Чупин
КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне
Байкало-Амурской магистрали на территории Забайкальского края
(2011-2015 годы)»
ПАСПОРТ
краевой долгосрочной целевой программы «Переселение граждан
из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали
на территории Забайкальского края (2011-2015 годы)»
Наименование программы | Краевая долгосрочная целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Забайкальского края (2011-2015 годы)» (далее - программа). |
Дата принятия решения | Распоряжение Правительства Забайкальского края от 12 мая 2009 года № 277-р «О целесообразности разработки краевой долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Забайкальского края (2011-2015 годы)». |
Дата утверждения программы | Постановление Правительства Забайкальского края «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Забайкальского края (2011-2015 годы)» от 13 октября 2009 года № 387. |
Государственный заказчик | Министерство территориального развития Забайкальского края. |
Основной разработчик | Министерство территориального развития Забайкальского края. |
Цель и задачи программы | Цель: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в зоне Байкало-Амурской магистрали (далее - БАМ) на территории Забайкальского края в жилищном фонде, признанном непригодным для проживания, с ликвидацией существующего ветхого и аварийного жилищного фонда после переселения граждан. |
Задачи: улучшение жилищных условий для граждан, проживающих в жилищном фонде, признанном ветхим или непригодным для проживания в соответствии с установленными стандартами; обеспечение жильем на условиях договора социального найма граждан с низким уровнем доходов, проживающих в государственном или муниципальном жилищном фонде, признанном непригодным для проживания; увеличение объемов жилищного строительства за счет использования освободившихся земельных участков под строительство нового жилья; исполнение полномочий исполнительных органов государственной власти Забайкальского края по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, признанных непригодными для проживания. | |
Важнейшие целевые | Площадь ликвидированного жилья - 61257,8 квадратных метров; количество переселенных семей/человек - 1062/2706; площадь жилья, предоставленного для переселения - 57303 квадратных метров. |
Сроки и этапы реализации | 2011-2015 годы. Программа реализуется в один этап. |
Потребность в финансировании | Потребность в финансировании мероприятий программы за счет средств краевого бюджета составляет 98626,17 тыс. рублей, в том числе по годам: 2011 год - 37220,0 тыс. рублей; 2012 год - 13234,78 тыс. рублей; 2013 год - 14598,60 тыс. рублей; 2014 год - 16026,97 тыс. рублей; 2015 год - 17545,82 тыс. рублей. |
Основные ожидаемые конечные | Обеспечение граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде в зоне БАМа на территории Забайкальского края, благоустроенными жилыми помещениями; полная ликвидация к 2015 году ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне БАМа на территории Забайкальского края и удовлетворение потребности в жилых помещениях 1062 семей (2706 человек), состоящих на учете в муниципальных образованиях. Реализация программы позволит: создать благоприятные условия для ежегодного наращивания объемов нового жилищного строительства на территории муниципальных образований края, что будет способствовать развитию строительной отрасли; увеличить объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. повысить комфортность и безопасность проживания в жилище для граждан, проживающих в жилищном фонде, признанном ветхим или непригодным для проживания, в соответствии с установленными стандартами; обеспечить жильем на условиях договора социального найма граждан с низким уровнем доходов, проживающих в государственном или муниципальном жилищном фонде, признанном непригодным для проживания; снизить социальную напряженность в обществе; создать дополнительные рабочие места; улучшить состояние здоровья населения. Реализация программы будет способствовать улучшению экологической обстановки в результате проведения мероприятий по рекультивации и благоустройству территорий, на которых будет осуществлен снос и ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда. |
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне БАМа является одной из острых проблем для Забайкальского края. Формирование существующего в настоящее время фонда ветхого и аварийного жилья обусловлено следующими причинами.
Во-первых, существовавшая в годы строительства БАМа жилищная проблема решалась путем возведения временных поселков контейнерного типа со сборно-щитовыми домами, утепленными минераловатными плитами, которые предназначались для строителей, работников геологоразведочных и изыскательских экспедиций, осуществлявших свою финансово-хозяйственную деятельность в зоне БАМа. Первые капитальные дома здесь начали появляться только с 1976 года, а временные поселки существуют до сих пор, хотя, согласно документации, рассчитаны они были всего на несколько лет - на период строительства БАМа. В последнее время продолжает возрастать доля жилья с износом более 70 %. Неотложному ремонту подлежит около 14,77 тыс. квадратных метров жилья. Пятиэтажные жилые здания первых массовых серий 1-335АС, 1-306С, эксплуатируемые в течение 25-40 лет, в настоящее время не соответствуют требованиям, предъявляемым к теплозащитным и сейсмобезопасным характеристикам зданий.
Прекращение финансирования строительства в зоне БАМа привело к тому, что объемы постоянного жилого фонда, построенного для обслуживания железной дороги и социальной инфраструктуры поселков, не позволили разместить строителей, оставшихся после остановки работ на магистрали. Поэтому они вынуждены проживать в жилых домах временного типа, срок амортизации которых давно истек. В таких домах сложно поддерживать нормальный температурный режим даже при температуре теплоносителя 95°С. Жильцы компенсируют теплопотери через стены установкой электрических нагревательных приборов, в результате чего подводящие электрические провода и кабели не выдерживают нагрузки. За три последних года в этой зоне уничтожен пожарами ветхий жилой фонд площадью 3385 квадратных метров. Основная причина возгорания - перегрузка электрической сети и неисправная электропроводка в жилых домах временного типа.
В Забайкальском крае БАМ проходит по территории муниципального района «Каларский район». Характеристика социально-экономического положения муниципального района «Каларский район» и входящих в него поселений приведена в приложении к настоящей программе.
Жилищный фонд района по состоянию на 01 января 2009 года составляет 221,6 тыс. квадратных метров. В настоящее время значительная часть жилищного фонда муниципального района «Каларский район» не удовлетворяет потребности населения не только по объему, но и по своим качественным характеристикам.
Согласно данным районной статистики, площадь аварийного и ветхого жилищного фонда составляет 42,224 тыс. квадратных метров, в том числе аварийного - 14,777 тыс. квадратных метров. Износ ветхого жилья составляет более 70 %. Вследствие аварийного состояния часть жилищного фонда была списана и разобрана. Граждане, переселенные из аварийного и сгоревшего жилья, проживают в приспособленных для жилья помещениях (здание бывшей поликлиники и другие, построенные также по титулу временных зданий и сооружений в период строительства БАМа). Во временном ветхом жилье проживает 1088 семей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий.
При этом согласно актам обследования помещений, проведенным межведомственными комиссиями района и поселений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» и другими действующими нормативными правовыми актами, суммарная площадь жилищного фонда муниципального района «Каларский район», техническое состояние которого не соответствует стандартам проживания, составляет 61,258 тыс. квадратных метров, или 27,6 % от всего жилищного фонда района. Данные обследования в целом по району и по поселениям приведены в таблице 1.
Таблица 1
Жилищный фонд муниципального района «Каларский район»,
отнесенный к категории ветхого и аварийного на основании
действующих нормативных правовых актов и актов обследования
межведомственных комиссий района и поселений
№ п/п | Наименование поселения | Площадь, | Количество человек | Количество семей | Количество домов |
1 | Городское поселение «Новочарское», в том числе: | 37094,4 | 1629 | 672 | 306 |
поселок Новая Чара | 31832,3 | 1436 | 560 | 211 | |
село Удокан | 5262,1 | 193 | 112 | 95 | |
2 | Сельское поселение «Куандинское», в том числе: | 9144 | 283 | 125 | 87 |
село Куанда | 7148 | 209 | 97 | 59 | |
село Неляты | 1996 | 74 | 28 | 28 | |
3 | Сельское поселение «Чарское», в том числе: | 8453,4 | 504 | 189 | 88 |
село Чара | 7400,4 | 436 | 166 | 68 | |
село Кюсть-Кемда | 1053 | 68 | 23 | 20 | |
4 | Сельское поселение «Икабьинское» | 2999 | 111 | 48 | 11 |
5 | Сельское поселение | 2510 | 173 | 54 | 54 |
6 | Село Средний Калар | 1057 | 84 | - | 24 |
ВСЕГО по муниципальному району | 61257,8 | 2784 | 1088 | 570 |
Разница между статистическими данными и фактическим объемом ветхого и аварийного жилищного фонда обусловлена тем, что из-за высокой дотационности бюджетов муниципального района и поселений отсутствует возможность создания резервного фонда для обеспечения жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, в соответствии с действующим законодательством. Поэтому часть актов о признании жилищного фонда ветхим и аварийным опротестовывается органами прокуратуры.
Ветхий и аварийный жилищный фонд населенных пунктов характеризуется наличием деревянных домов постройки 1930-1980 и 1980-1990 годов со 100-процентным износом, дальнейшее проживание в которых практически невозможно ни по санитарным, ни по социальным нормам. В таком фонде проживает около 2,8 тыс. человек (29 % населения муниципального района «Каларский район»). Процесс пополнения ветхого и аварийного жилищного фонда идет стремительно. Ежегодно в эту категорию переходит порядка 16,5 тыс. квадратных метров жилья. В целом в населенных пунктах района насчитывается 570 аварийных и ветхих жилых домов. Ликвидируются в настоящее время только дома, которые уничтожены пожарами.
Во-вторых, в городском поселении «Новочарское», сельском поселении «Куандинское» имеется большое число капитальных деревянных домов, эксплуатирующихся с первых дней строительства БАМа и находящихся в аварийном состоянии, что свидетельствует о том, что в вопросах проектирования, строительства и особенно эксплуатации этих строений были допущены серьезные просчеты. На это повлияли следующие факторы:
строительство жилищного фонда на территориях, подвергающихся сезонному затоплению мерзлотными и грунтовыми водами и паводковыми разливами реки Чара;
нарушение правил эксплуатации объектов, непринятие эксплуатационными службами оперативных мер по устранению многочисленных утечек в системах водоснабжения, канализации и теплоснабжения;
отсутствие системы ливневой канализации в населенных пунктах;
применение некачественных строительных материалов.
Совокупность указанных обстоятельств привела к тому, что грунты оснований фундаментов обводнены и затоплены, происходит неконтролируемое оттаивание вечной мерзлоты. Это, в конечном итоге, привело к неравномерным просадкам грунтов, вызывая появление недопустимых трещин, подтопление и гниение цоколей деревянных строений.
В-третьих, из отдельных населенных пунктов муниципального района «Каларский район» требуется полное переселение жителей. Так, село Средний Калар (межселенная территория) и село Неляты (сельское поселение «Куандинское») относятся к разряду неперспективных населенных пунктов из-за отсутствия основного производства и перспективы создания новых рабочих мест. Весь жилищный фонд этих населенных пунктов отнесен к категории ветхого и аварийного жилья.
Частично проблема переселения и обеспечения жильем населения северных территорий решается в рамках действующих подпрограмм «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в соответствии с которой на территории Забайкальского края разработаны региональные целевые программы. В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» часть граждан, проживающих в ветхом и аварийном фонде в зоне БАМа, имеет право на получение субсидии. Однако это не решает проблемы комплексного переселения граждан из зоны БАМа. Лимиты, выделяемые из средств федерального бюджета на данное направление, не могут в ближайшей перспективе обеспечить всех очередников социальными выплатами. Время ожидания граждан, включенных в сводные списки на получение государственных жилищных сертификатов, будет с каждым годом увеличиваться, и при существующей очередности реализация подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» закончится ориентировочно через 100 лет. Кроме того, согласно нормам федерального законодательства в первую очередь сертификатами обеспечиваются граждане из категории «инвалиды», затем - «пенсионеры», «безработные» и «работающие». В связи с этим сотни граждан, стоящих в очереди на получение сертификата, фактически не имеют возможности его получить.
Данные о количестве участников федеральных и региональных целевых программ по улучшению жилищных условий, а также граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с федеральным законодательством, по поселениям и в целом по муниципальному району приведены в таблице 2.
Таблица 2
Количество семей муниципального района «Каларский район»,
проживающих в ветхом и аварийном жилье и являющихся
участниками федеральных и региональных целевых программ
по улучшению жилищных условий
№ п/п | Наименование поселения | Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», | Реализация Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», |
1 | Городское поселение «Новочарское» | 17/51 | 167/549 |
2 | Сельское поселение «Чарское» | 2/5 | 46/125 |
3 | Сельское поселение «Икабьинское» | - | 12/47 |
4 | Сельское поселение «Чапо-Ологское» | - | - |
5 | Сельское поселение «Куандинское» | 2/7 | 22/70 |
Всего по муниципальному району | 21/63 | 247/791 | |
Всего по муниципальному району нуждающихся в переселении из ветхого и аварийного жилья | 1088/2784 |
Имеющийся в муниципальном районе «Каларский район» жилищный фонд, соответствующий всем требованиям, невелик, поэтому приобрести жилье на вторичном рынке не представляется возможным. Решение проблемы ветхого и аварийного жилищного фонда в населенных пунктах района осложняется еще и тем, что за последние двадцать лет резко сократились объемы строительства нового жилья и его капитального ремонта. С учетом сейсмики 9 баллов, крайне сложной схемы доставки строительных материалов, практически полного отсутствия строительных предприятий и баз стоимость строительства 1 квадратного метра жилья в районе составляет около 32,0 тысяч рублей.