ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 июля 2009 года № 287
О внесении изменений в краевую долгосрочную целевую программу
«Развитие мясного скотоводства в Забайкальском крае (2009-2012 годы)»
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, в связи со сложившейся необходимостью Правительства Забайкальского края
постановляет:
внести в краевую долгосрочную целевую программу «Развитие мясного скотоводства в Забайкальском крае (2009-2012 годы)», утвержденную постановлением правительства Забайкальского края от 26 февраля 2009 года № 58, изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).
Губернатор Забайкальского края
Р.Ф.Гениатулин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 26 февраля 2009 года № 58
(в редакции постановления
Правительства Забайкальского края
15 июля 2009 года № 287)
КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие мясного скотоводства в Забайкальском крае (2009-2012 годы)»
ПАСПОРТ
краевой долгосрочной целевой программы «Развитие мясного скотоводства в Забайкальском крае (2009-2012 годы)»
Наименование программы | Развитие мясного скотоводства в Забайкальском крае (2009-2012 годы). |
Дата принятия решения о разработке программы | Распоряжение Правительства Забайкальского края от 17 февраля 2009 года № 64-р «О целесообразности разработки краевой долгосрочной целевой программы «Развитие мясного скотоводства в Забайкальском крае (2009-2012 годы)». |
Дата утверждения программы | Постановление Правительства Забайкальского края «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Развитие мясного скотоводства в Забайкальском крае (2009- 2012 годы)» от 26 февраля 2009 года № 58 (в редакции постановления Правительства Забайкальского края от 15 июля 2009 года № 287). |
Государственный заказчик программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края. |
Основной разработчик программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края. |
Цель и задачи программы | Цель: создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли специализированного мясного скотоводства, увеличение объемов производства и реализации высококачественной говядины. Задачи: 1) развитие племенной базы мясного скотоводства; 2) развитие скотоводства специализированных мясных пород; 3) модернизация производственной базы; 4) развитие кормовой базы; 5) создание общих условий развития мясного скотоводства. |
Важнейшие целевые индикаторы программы | Увеличение поголовья скота специализированных мясных пород в сельскохозяйственных организациях с 12,6 тыс. голов (2007 год) до 66,4 тыс. голов (2012 год), из них коров - с 5,2 до 24,3 тыс. голов; |
Сроки и этапы реализации программы | 2009-2012 годы. |
Потребность в финансировании программы | Объем финансирования из средств бюджета Забайкальского края на реализацию программы на период 2009-2012 годов (в ценах 2008 года) составляет 223,296 млн. рублей, в том числе по годам: 2009 год - 60,606 млн. рублей; |
Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы | Увеличение племенной базы мясного скота |
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
В агропродовольственной политике России 2006-2008 годов сделан акцент на производство мяса и молока - наиболее ценных видов продовольствия, потребление которых за годы реформ сократилось в полтора раза.
В 2003-2007 годах сельское хозяйство Забайкальского края обеспечивало внутреннее потребление мяса на 54,3-56%. В расчете на душу населения за этот период потребление мяса увеличилось с 59,1 до 65,0 кг, из них за счет собственного производства - с 32,7 до 36,5 кг. Однако обеспеченность данным видом продовольствия в крае по отношению к рациональной норме потребления в 2007 году составляла 86,7%, за счет собственного производства 48,7%. Иными словами, Забайкальский край находится в зависимости от ввоза мясного сырья для снабжения населения.
В современной обстановке развитие собственного агропроизводства и углубление специализации на производстве продовольствия не только экономически оправдано, но и имеет большое политическое значение, так как в значительной степени силу государства и его независимость формирует способность производить продовольственные товары.
В общем объеме производимого в Забайкальском крае мяса удельный вес мяса говядины составляет более 60%, и увеличение его производства определяет рациональность выбора в качестве приоритета развитие специализированного мясного скотоводства. Более того, ускоренное развитие мясного скотоводства не имеет альтернативы, и его следует рассматривать как проблему государственного значения.
Тем более, что для устойчивого развития отрасли специализированного мясного скотоводства и увеличения объемов производства высококачественной говядины в Забайкальском крае имеются следующие потенциальные ресурсы:
наличие естественных кормовых угодий (4,8 млн. га);
апробированная малозатратная интенсивно-пастбищная технология мясного скотоводства;
наличие племенной базы.
На протяжении последних лет удельный вес мясного скота к общему поголовью крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах составил 20-24%. На 01 января 2008 года численность скота мясного направления в сельскохозяйственных организациях составила 12,6 тыс. голов, в том числе коров - 5,2 тыс. голов. За 2007 год рост численности крупного рогатого скота мясного направления составил 11,3%, в том числе коров - 7,4%; на 17,7% к уровню 2006 года увеличена численность племенного поголовья мясного скота, в том числе маточного - на 5,7%.
Рост производства мяса крупного рогатого скота осуществляется за счет увеличения численности поголовья мясного скота, широкого внедрения межпородного скрещивания в скотоводстве, совершенствования существующих пород мясного направления. Мясное скотоводство края базируется на разведении скота четырех пород: герефордская, казахская белоголовая, калмыцкая и галловейская.
Племенная база мясного скотоводства представлена 3 племенными заводами (по разведению герефордской, калмыцкой и казахской белоголовой пород) и 4 племенными репродукторами (герефордской, калмыцкой, казахской белоголовой и галловейской пород). На 01 января 2009 года в племенных хозяйствах края насчитывалось 6189 голов племенных животных, из них 2901 коров (таблица 1).
Таблица 1
Численность племенного поголовья крупного рогатого скота
мясных пород в племенных заводах и племенных репродукторах
Забайкальского края по состоянию на 01 октября 2008 года, тыс. голов
Порода | Поголовье | |
всего | в том числе коров | |
Герефордская | 1514 | 592 |
Казахская белоголовая | 2529 | 1326 |
Калмыцкая | 1682 | 769 |
Галловейская | 464 | 214 |
Всего | 6189 | 2901 |
Дополнительно разведением крупного рогатого скота специализированных мясных пород занимаются более двадцати сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в которых имеется чистопородное поголовье и осуществляется селекционно-племенная работа. В ближайшей перспективе за счет этих организаций будет расширена племенная база мясного скотоводства (таблица 2).
Таблица 2
Численность крупного рогатого скота специализированных мясных пород
в сельскохозяйственных организациях, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющих
селекционно-племенную работу, по состоянию на 01 января 2009 года, тыс. голов
Порода | Поголовье | |
всего | в том числе коров | |
Герефордская | 1540 | 615 |
Казахская белоголовая | 2565 | 1270 |
Калмыцкая | 389 | 173 |
Галловейская | 263 | 55 |
Всего | 4757 | 2113 |
Объективная необходимость участия государства в развитии мясного скотоводства обусловлена биологическими особенностями крупного рогатого скота:
цикл получения теленка и его откорма до высоких весовых кондиций составляет практически 3 года;
низкая оплата корма продукцией (10-12 кг кормовых единиц : 1 кг прироста живой массы).
Главными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала и устойчивого развития конкурентоспособного мясного скотоводства являются:
низкий уровень технического и технологического оснащения в фазе репродукции поголовья и откорма молодняка;
низкая продуктивность естественных кормовых угодий и слабая база производства основных кормов для откормочного контингента;
недостаточная племенная база для формирования широкомасштабного развития отрасли;
низкий уровень экономической мотивации сельскохозяйственных производителей в производстве говядины от скота мясных пород;
недостаточная государственная поддержка племенного скотоводства для товарных хозяйств;
реализация молодняка низких весовых кондиций;
отсутствие специализированных откормочных предприятий;
недостаток современных комплексных научных разработок, сдерживающих инновационный процесс развития мясного скотоводства на основных фазах его развития (репродукция, ремонт и откорм).
На решение обозначенных проблем направлены мероприятия краевой долгосрочной целевой программы «Развитие мясного скотоводства в Забайкальском крае (2009-2012 годы)».
Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы
Целью программы является создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли специализированного мясного скотоводства, увеличение объемов производства и реализации высококачественной говядины.
Достижение поставленной цели будет осуществляться за счет эффективного использования имеющегося потенциала, государственной поддержки за счет бюджетов всех уровней, привлечения внебюджетных источников и позволит создать основу для решения более значимой стратегической цели - обеспечение населения Забайкальского края мясом и мясопродуктами преимущественно за счет собственного производства.
Исходя из цели программы определены следующие задачи:
развитие племенной базы мясного скотоводства;
развитие скотоводства специализированных мясных пород;
модернизация производственной базы;
развитие кормовой базы;
создание общих условий развития мясного скотоводства.
Срок реализации программы - 2009-2012 годы.
Программа реализуется в один этап.
В период реализации программы будет увеличена и улучшена племенная база специализированного мясного скотоводства как за счет привлечения лучших зарубежных и отечественных племенных ресурсов, так и за счет использования собственных.
При этом рассматривается не только повышение устойчивости и конкурентоспособности отрасли, но и развитие сельских территорий за счет более полного и сбалансированного использования имеющихся в крае ресурсов земли, скота, рабочей силы, кормовых и других ресурсов, технологического обновления отрасли.
Основные целевые индикаторы программы и их значения по годам приведены в приложениях № 1-3, прогнозы развития отрасли - в приложениях № 4-5.
Согласно расчетам, при развитии отрасли по инерционному варианту, то есть при незначительной государственной поддержке, значения целевых индикаторов будут иметь незначительный рост. Так, по увеличению численности специализированного мясного скота ежегодный рост составит 2,3-3%, увеличению реализации на племя молодняка мясных пород - 2,3-2,5%. Племенная база маточного поголовья за период реализации программы увеличится на 25-27%. При этом практически не будут решены задачи повышения генетического потенциала продуктивности (среднесуточные приросты живой массы молодняка практически останутся на уровне 2007-2008 годов - 350-380 г, не изменится и молочность коров - 176-182 кг).
Останутся нерешенными мероприятия освоения эффективной технологии откорма молодняка до высоких весовых кондиций, запланированное увеличение производства высококачественной говядины.
Развитие отрасли по интенсивному сценарию обеспечит достижение поставленной цели и решение определенных программой задач по всем целевым значениям индикаторов (приложение № 1). Так, в 2012 году в сравнении с 2007 годом поголовье скота специализированных мясных пород увеличится в 5,3 раза, численность племенных коров возрастет в 2,1 раза. В крае будет сформирована база специализированного мясного скота для интенсивного развития отрасли, а производство высококачественной говядины увеличится до 5,9 тыс. тонн, что будет способствовать снижению зависимости снабжения населения края говядиной от ввоза за счет собственного производства.
Кроме того, развитие отрасли по интенсивному сценарию позволит в 2009-2012 годах создать 340 дополнительных рабочих мест в сельскохозяйственных организациях, увеличить поступление налогов на 49,2 млн. рублей.
В результате программных мероприятий валовой продукт отрасли в 2012 году достигнет 1179 млн. рублей (увеличение по сравнению с 2008 годом на 516,4 млн. рублей, или в 4,7 раза), чистая прибыль составит 70,4 млн. рублей (таблица 3).
За период действия программы предусматриваются очень высокие, но вполне реальные среднегодовые темпы увеличения производства говядины в сравнении с 2007 годом. На увеличение производства окажет влияние и интенсификация использования откормочного контингента, то есть повышение привесов и съемной живой массы при сокращении продолжительности откорма до возраста не более 24 месяцев, и количественное увеличение убойного контингента.
Таблица 3
Расчет индикаторов экономической эффективности программы
Наименование показателей | Годы | Всего | |||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | ||
Основные индикаторы 1. Объем производства говядины от мясного и помесного скота, тонн | 2060 | 2669 | 3796 | 5900 | 14425 |
2. Поголовье скота, голов | |||||
а) мясного | 7719 | 9600 | 10900 | 12300 | |
б) помесного | 2350 | 4050 | 7070 | 9700 | |
Вспомогательные индикаторы 1. Валовой продукт отрасли, тыс. рублей | 144200 | 200175 | 303680 | 531000 | 1179055 |
2. Валовой доход отрасли, тыс. рублей | 41225 | 46512 | 61561 | 94243 | 243541 |
3. Чистая прибыль отрасли, тыс. рублей | 8653 | 12010 | 18220 | 31859 | 70742 |
4. Начисление налогов, тыс. рублей | 10515 | 14558 | 22046 | 38550 | 85669 |
5.Рабочие места | 430 | 530 | 595 | 700 | 2255 |