ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2005 года № 113-А/п
Об утверждении областной целевой программы
"Создание условий для развития жилищного
строительства в Читинской области в 2006-2008 годах"
_____________________________________________________________
Утратило силу с 01 января 2007 года на основании постановления
Администрации Читинской области от 26 декабря 2006 года № 316-А/п
______________________________________________________________
________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
постановлением Администрации Читинской области от 20 июня 2006 года № 170-А/п ;
постановлением Администрации Читинской области от 12 сентября 2006 года № 233-А/п
_______________________________________________________________________
В соответствии со статьей 64 Устава - Основного Закона Читинской области, статьей 10 Закона Читинской области от 28 февраля 2002 года № 349-ЗЧО "Об Администрации Читинской области", Положением о разработке и реализации областных целевых программ и программ социально-экономического развития области, утвержденным постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 21 марта 2002 года № 91 (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Читинской области от 15 октября 2002 года № 240-А/п), в целях повышения качества жизни и удовлетворения потребностей в жилье населения Читинской области Администрация Читинской области
постановляет:
1.Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Создание условий для развития жилищного строительства в Читинской области в 2006-2008 годах" (далее - программа).
2. Комитету транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Читинской области (А.Г.Серегин) и Комитету по финансам Читинской области (Б.В.Аюшиев) при формировании бюджета на 2006-2008 годы включать программу в перечень программ, подлежащих финансированию из средств областного бюджета в очередном финансовом году, с учетом его возможностей. (Пункт 2 с изменениями, внесенными постановлением Администрации Читинской области от 20 июня 2006 года № 170-А/п )
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов разработать местные программы по созданию условий для развития жилищного строительства.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Читинской области - председателя Комитета транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства и строительства А.Г.Серегина. (Пункт 4 с изменениями, внесенными постановлением Администрации Читинской области от 20 июня 2006 года № 170-А/п )
5. Настоящее постановление опубликовать в уполномоченных органах печати.
Глава Администрации (Губернатор)
Р.Ф.Гениатулин
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Создание условий для развития жилищного
строительства в Читинской области в 2006-2008 годах"
(С изменениями, внесенными
постановлением Администрации Читинской области от 20 июня 2006 года № 170-А/п )
областной целевой программы "Создание условий для развития
жилищного строительства в Читинской области в 2006-2008 годах"
Наименование | Областная целевая программа "Создание условий для развития жилищного строительства в Читинской области в 2006-2008 годах" (далее - программа) |
Дата принятия решения о разработке | Распоряжение Администрации Читинской области от 22 февраля 2005 года № 82-А/р "О разработке областной целевой программы "Создание условий для развития жилищного строительства в Читинской области в 2006-2008 годах" |
Дата утверждения | Постановление Администрации Читинской области от 20 апреля 2005 года № 113-А/п "Об утверждении областной целевой программы "Создание условий для развития жилищного строительства в Читинской области в 2006-2008 годах" |
Заказчик программы (Раздел паспорта программы с изменением, внесенным | Комитет транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Читинской области |
Основной разработчик | Комитет экономики Читинской области |
Цель и задачи | Целью программы является обеспечение роста темпов жилищного строительства, приведение его структуры и технических характеристик в соответствие со спросом и потребностями населения, повышение качества и эффективности жилищного строительства, развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, а также формирование рынка доступного жилья на территории Читинской области. |
Сроки реализации | 2006-2008 годы |
Перечень основных (С изменением, внесенным постановлением Администрации Читинской области от 12 сентября 2006 года № 233-А/п ) | 1. Нормативное правовое обеспечение развития жилищного строительства 6. Развитие унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов |
Исполнители основных мероприятий | Комитет жилищно-коммунального хозяйства и строительства Читинской области, Комитет по управлению государственным имуществом Читинской области, Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области, Комитет сельского хозяйства и продовольствия Читинской области, Государственный фонд ипотечного жилищного кредитования Читинской области (далее - Фонд), заказчики-застройщики объектов (на конкурсной основе), средства массовой информации (на конкурсной основе). |
Объем и источники финансирования | Потребность в финансировании мероприятий программы составляет: тыс. рублей в ценах 2005 года |
Ожидаемые результаты реализации программы | Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит: |
Система организации контроля за исполнением программы | Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляют Комитет транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Читинской области и заместитель Губернатора Читинской области - председатель Комитета транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства и строительства. |
Улучшение жилищных условий граждан и развитие жилищного сектора всегда входили в число приоритетных направлений социально-экономической политики как всей России в целом, так и отдельно взятых регионов. Новые условия постоянно развивающихся рыночных отношений требуют применения новых путей и методов решения жилищных проблем.
Жилищная проблема в Читинской области остается одной из наиболее острых. Хотя темпы жилищного строительства в последние годы несколько возросли, обеспеченность населения благоустроенным жильем находится еще на достаточно низком уровне и в целом не удовлетворяет существующий спрос.
Характерными чертами жилищной политики в Читинской области остаются низкая обеспеченность населения жильем; несоответствие стоимости жилья уровню доходов граждан; недостаточный для замены выбывающего жилищного фонда объем нового строительства; отсутствие эффективных финансовых инструментов, стимулирующих частных инвесторов вкладывать средства в жилищное строительство; отсутствие доступных кредитных источников, позволяющих населению приобретать жилье в кредит.
Падение объемов строительства жилья обусловлено резким сокращением участия государства в рынке жилищного строительства. В настоящее время состояние жилищного фонда характеризуется следующими показателями. По данным Читинского областного комитета государственной статистики, жилищный фонд области составил 20,8 млн. кв. метров площади жилищ; в среднем на 1 жителя приходится 18,2 кв. метра площади (по России - 20,2 кв. метра). Значительная часть жилищного фонда не соответствует потребностям населения по своим качественным характеристикам. Каждая третья квартира не оборудована централизованным водоснабжением, канализацией и центральным отоплением, каждая вторая - горячим водоснабжением.
Острой проблемой для населения остается получение жилья и улучшение жилищных условий. На начало 2004 года на учете для получения жилья и улучшения жилищных условий стояло 19604 семьи (5% от общего числа семей), из них 3703 - многодетные и 6342 молодые семьи. Значительное число семей, состоящих на учете для улучшения жилищных условий, проживает в общежитиях - 5164 семьи, ветхом и аварийном жилье - 3402, в коммунальных квартирах - 862 семьи. Достаточно много семей (4,3 тысячи) состоит на учете для получения жилья 10 лет и более. Вместе с тем, период ожидания в очереди увеличивается (доля семей, состоящих на учете 10 лет и более, составила 22% против 9% в 1995 году). При условии ежегодного выделения (на уровне последних трех лет) 1,1 - 1,4 тыс. квартир очередникам 2004 года, состоящим на учете для получения жилья, придется ждать квартиру не менее 20 лет.
В начальный период проведения экономических реформ неоднократно подчеркивались важность учета демографического аспекта региональной политики в развитии экономики страны и необходимость оказания помощи молодым гражданам в решении их жилищных проблем. Однако до настоящего времени не удалось создать и внедрить в практику приемлемые экономические механизмы поддержки молодых семей с целью обеспечения их жильем.
Читинская область - это регион, где наиболее остро проявляется сокращение численности населения. По оценке, численность постоянного населения на 01 декабря 2004 года составила 1136,5 тыс. человек и уменьшилась с начала года на 7,4 тыс. человек, или на 0,6%. Демографическая ситуация характеризуется продолжающимся процессом естественной убыли населения, связанным с ростом уровня смертности. Число умерших превысило число родившихся на 22,6%.
Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого поколения, путем формирования соответствующей демографической политики в области.
В основе снижения рождаемости, особенно в прошедшем десятилетии, лежит ухудшение качества жизни большинства населения, в том числе условий проживания.
В результате проводимых социологических исследований были выявлены основные причины, по которым молодые семьи не желают иметь детей. В подавляющем большинстве случаев это отсутствие перспектив улучшения жилищных условий и низкий уровень доходов.
Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Установлено, что средний размер семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем семей, которые снимают комнату или проживают в общежитии.
В связи с этим для улучшения демографической ситуации в области необходимо будет в первую очередь обеспечить создание условий для решения жилищных проблем молодых семей.
Для решения жилищной проблемы нужны новые подходы, идеи, с одной стороны, отвечающие реальным экономическим условиям, а с другой - учитывающие социальное неравенство граждан. Несмотря на то, что реализация мероприятий областной целевой программы "Создание системы ипотечного жилищного кредитования в Читинской области в 2003-2005 годах" позволила заложить основы ипотечного жилищного кредитования и сформировать положительные тенденции в обеспечении жильем населения со средним уровнем доходов, ситуация по обеспечению жильем малообеспеченных слоев населения и иных категорий граждан Читинской области остается сложной.
На 01 января 2005 года Государственным фондом ипотечного жилищного кредитования Читинской области зарегистрировано около 3,0 тыс. заявлений от граждан, желающих приобрести жилье по схеме ипотечного кредитования, заключено около 250 предварительных договоров с претендентами на приобретение жилья на условиях ипотеки в строящихся жилых домах, что свидетельствует о возрастающей возможности населения области в приобретении квартир по схеме ипотечного кредитования.
Для решения проблем необходимо обеспечить приток новых финансовых ресурсов на рынок жилищного строительства и в сопряженные с ним секторы промышленности, создать новые рабочие места, вовлечь в реальный экономический оборот жилую недвижимость через механизм ипотеки, создать экономическую базу для привлечения в жилищную сферу сбережений граждан и других внебюджетных финансовых ресурсов, создать систему поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Для увеличения объемов жилищного строительства необходимо развитие базы стройиндустрии, в том числе повышение эффективности работы строительных организаций, снижение себестоимости строительной продукции, улучшение качества строительства, внедрение новейших технологий и эффективных строительных материалов. Все эти составляющие взаимосвязаны между собой и невозможны без создания в регионе производств по выпуску основных строительных материалов (керамический лицевой кирпич, цемент, кровельные материалы, керамическая и облицовочная плитка). Это позволит резко снизить затраты на транспортировку этих изделий из других регионов России, сократить вывоз капитала за пределы области, повысить налогооблагаемую базу и создать новые рабочие места.
Эффективное решение этих вопросов и создание условий для развития жилищного строительства в Читинской области требует объединенных усилий и взаимодействия государственных органов власти, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций, поэтому переход к созданию условий для устойчивого функционирования и развития жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода.
Целью программы является обеспечение роста темпов жилищного строительства, приведение его структуры и технических характеристик в соответствие со спросом и потребностями населения, повышение качества и эффективности жилищного строительства, развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, а также формирование рынка доступного жилья на территории Читинской области.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- совершенствование нормативной правовой базы, стимулирующей создание условий для развития жилищного строительства;
- реструктуризация базы стройиндустрии;
- внедрение современных финансово-кредитных механизмов на основе бюджетного и внебюджетного финансирования, способствующих обеспечению доступности строительства и приобретению жилья населением;
- использование в жилищном строительстве качественных, экологически чистых, современных по дизайну видов продукции и материалов, отвечающих по ассортименту и номенклатуре платежеспособному спросу различных слоев населения как на элитное жилье, так и на качественные жилые дома для граждан с невысокими доходами;
- создание условий для формирования рынков подрядных работ и стройматериалов.
Сроки реализации программы: 2006-2008 годы.
Для контроля программных мероприятий определены целевые индикаторы и конечные результаты, характеризующие прямой эффект от реализации программы.
Показатели | 2006 год | 2007 год | 2008 год |
Целевые индикаторы | |||
Вовлечение денежных средств населения в реальный сектор экономики области (тыс. рублей, в ценах 2005 года) | 55000 | 65000 | 75000 |
| |||
Увеличение объема ввода общей площади жилых домов в год (тыс. кв. м) | 130 | 190 | 230 |
Улучшение жилищных условий семей по схеме ипотечного жилищного кредитования (единиц) | 200 | 240 | 270 |
Обеспечение жильем молодых семей (единиц) | 70 | 96 | 108 |
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств областного, местных бюджетов и внебюджетных источников. Потребность в финансировании мероприятий программы приведена в прилагаемой таблице:
тыс. рублей в ценах 2005 года
Объемы финансирования программы из областного бюджета подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей областного бюджета.
Заказчику программы предоставляется право распределять бюджетные инвестиции данной программы по получателям бюджетных средств. Заказчик осуществляет координацию деятельности исполнителей в ходе реализации программы.
Механизм реализации программы предусматривает мероприятия по выделению денежных средств из областного бюджета на строительство жилых домов, в том числе и по договорам долевого участия. Условия предоставления бюджетных средств, сроки, порядок выдачи займа и условия его погашения, гарантии по возврату, а также размеры годовых процентных ставок по ипотеке регламентируются Положением об организации ипотечного жилищного кредитования в Читинской области за счет бюджетных и иных средств, утвержденным постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 18 апреля 2002 года № 137 (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Читинской области от 26 мая 2004 года № 106-А/п).