РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
____________________________________________________________________
Действие подпунктов 5.1.1, 5.1.4, 5.1.5, 5.1.8, 5.1.9, 5.1.11, 5.1.12, 5.2.1, 5.2.3, 5.3.3-5.3.5, 5.3.7, 5.3.11, 5.3.13, 5.3.14, 5.3.16, 5.4.1, 5.4.3-5.4.5, частично 5.5.1-5.5.7, 5.6.1, 5.6.2 раздела 5 перечня мероприятий программы в части финансирования из областного бюджета в 2006 году на сумму 2814,7тыс рублей приостанавливается в 2006 году на основании Закона Читинской области "О внесении изменений в Закон Читинской области "Об областном бюджете на 2006 год" от 19 апреля 2006 года № 788-ЗЧО (Приложение № 38)
____________________________________________________________________
Принят
Читинской областной Думой
19 сентября 2001 года.
Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Неотложные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Читинской области" на 2002-2006 годы.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель областной Думы
А.Ф.Эпов.
г. Чита
19 сентября 2001 года
№ 309-ЗЧО
Приложение
к Закону Читинской области "Об областной целевой программе
"Неотложные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия населения Читинской области" на 2002-2006 годы"
от 19.09.2001 № 309-ЗЧО
ПАСПОРТ
областной целевой программы "Неотложные меры по
обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия
населения Читинской области" на 2002-2006 годы
Наименование программы | Областная целевая программа "Неотложные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Читинской области" на 2002-2006 годы (далее - программа). |
Дата принятия решения о разработке программы | |
Дата утверждения программы | Утверждена Законом Читинской области "Об областной целевой программе "Неотложные меры по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения Читинской области" на |
Государственный заказчик программы | Комитет экономики Администрации Читинской области. |
Основной разработчик программы | Федеральное государственное учреждение (ФГУ) "Центр государственного |
Цель и задачи программы, важнейшие целевые показатели | Цель: |
Сроки реализации программы | 2002-2006 годы. |
Перечень основных мероприятий | Мероприятия по предупреждению инфекционной заболеваемости. |
Исполнители основных мероприятий | ФГУ "Центр государственного санитарно- эпидемиологического надзора в Читинской области" |
Объемы и источники финансирования | 22405,8 тысяч рублей из средств областного бюджета, собственные средства лечебно- профилактических учреждений (по договорам). |
Ожидаемые конечные результаты | Разработка и внедрение комплекса эффективных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); |
Система организации контроля за исполнением программы | Ежегодное рассмотрение вопросов по реализации программы на коллегиях ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Читинской области" и Комитета здравоохранения Администрации Читинской области. |
Утвержденная постановлением Читинской областной Думы от 05.02.98 № 28 целевая программа "Первоочередные мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Читинской области на 1998-2000 годы" не выполнена в полном объеме из-за крайне недостаточного финансирования. Финансирование программы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения составило за 3 года 4,4 % от утвержденной суммы. Несмотря на отсутствие финансовых средств, на базе ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Читинской области" созданы и эксплуатируются элементы информационной системы управления санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, ведется мониторинг инфекционной заболеваемости, качества питьевой воды и молочной продукции. С 1999 года начаты работы по сбору и обработке показателей II этапа системы социально-гигиенического мониторинга. Издается ежегодный Государственный доклад "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Читинской области". Выпускается ежеквартальный информационный бюллетень "Среда обитания и здоровье населения Читинской области". За счет сил и средств ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Читинской области" проводились комплексные эпидемиологические, санитарно-микробиологические и санитарно-гигиенические исследования питьевой воды, воды открытых водоемов. Внедрены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.4.559-96 "Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения".
С целью совершенствования системы гигиенической оценки продукции, товаров и производств в ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Читинской области" разработано и внедрено в эксплуатацию программное средство "Автоматизированный программно-аппаратный комплекс по гигиенической оценке продукции".
Начаты работы по изучению фтор-йод-селено-дефицитных состояний населения области.
Проводилось изучение эпизоотической активности и эпидемиологической значимости природных очагов инфекционных заболеваний. Осуществлялся лабораторный контроль воды открытых водоемов на наличие холерного вибриона.
На автопереходах через государственную границу и в аэропорту г.Читы продолжали функционировать 4 санитарно-карантинных пункта (СКП). Материально-техническое обеспечение СКП, как и предусмотренные программой мероприятия по профилактике природно-очаговых, зооантропонозных инфекций из областного бюджета не финансировалось, что не позволило провести профилактическую работу в необходимых объемах.
Прогноз по природно-очаговым инфекциям на предстоящий период неблагоприятный. В области зафиксирован рост заболеваемости клещевым энцефалитом, боррелиозом, клещевым сыпным тифом, зарегистрированы случаи заболеваний геморрагической лихорадкой с почечным синдромом, имели место групповые заболевания иерсиниозами.
На протяжение 90-х годов в Читинской области продолжалось обострение медико-демографической ситуации. Численность населения области сокращается и на 1 января 2001 года она составила 1249,5 тыс. человек. Естественные потери населения в 2000 г. составили 3208 человек. Число умерших превысило число родившихся на 23 %.
Остается крайне напряженной ситуация по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой. Удельный вес источников централизованного водоснабжения, не отвечающих санитарным нормам, составляет 34,3 %, в т.ч. по источникам коммунальных водопроводов - 31,25 %, по источникам ведомственных водопроводов - 15 %. По данным лабораторных исследований, проведенных центрами госсанэпиднадзора в районах области и в г. Чите, 13,75 % проб воды из разводящей сети не отвечали гигиеническим нормам по микробиологическим показателям, 31 % - по санитарно-химическим показателям. Произошло значительное, в сравнении с 1999 годом, ухудшение качества питьевой воды.
Высокая степень эпидопасности систематически регистрируется на 9 водопроводах, что составляет 20% от общего количества водопроводов. Особенно неудовлетворительное положение складывается в Оловяннинском, Забайкальском, Сретенском, Балейском и Хилокском районах, где ситуация по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой неоднократно приобретала чрезвычайный характер.
В области продолжает оставаться высоким уровень загрязнения открытых водоемов. В результате хозяйственной деятельности в реки и озера области было сброшено 486,3 млн.м
По-прежнему большинство эксплуатирующихся очистных сооружений не обеспечивает нормативную очистку загрязненных стоков, что объясняется как недостаточным финансированием мероприятий для поддержания очистных сооружений в рабочем состоянии и отсутствием в ряде случаев производственных ведомственных лабораторий. В связи с этим центры госсанэпиднадзора вынуждены брать на себя еще и функции производственных лабораторий со всеми необходимыми финансовыми затратами.
Отсутствие системы мониторинга земель не позволяет представить в целом картину состояния деградированных, загрязненных земель и земель, требующих консервации или ограниченного использования. В соответствии с постановлением Главы Администрации Читинской области от 05.03.98 № 189 "О мерах по улучшению безопасности и экологической обстановки на бывшем Шерловогорском ГОКе, на территории расположения других горнодобывающих предприятий" ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Читинской области" проводит изучение загрязнения питьевой воды, воды открытых водоемов, пищевых продуктов и овощей, выращенных в зоне влияния горнодобывающих и теплоэнергетических объектов. Для выявления зон техногенного загрязнения объектов окружающей среды, оценки транслокационного переноса солей тяжелых металлов и токсических химических веществ в растениеводческую и животноводческую продукцию разработана и реализуется программа лабораторных исследований. В мониторинг включены 24 населенных пункта в 16 районах области. Анализ проб воды, образцов почвы, овощей, животноводческой продукции показывает, что содержание в объектах внешней среды свинца, кадмия, меди, цинка, мышьяка значительно превышает предельно допустимые концентрации.
Загрязнение атмосферного воздуха селитебных территорий является одним из факторов риска для здоровья населения. Оценивая в целом санитарное состояние воздушного бассейна населенных мест в Читинской области следует отметить, что оно не сопровождается стабилизацией. Проводимые ФГУ "Центром госсанэпиднадзора в Читинской области" исследования показывают, что отсутствует динамика снижения уровня загрязнения воздушного бассейна г.Читы взвешенными веществами, диоксидом серы, диоксидом азота, сероводородом, фенолом, сажей, формальдегидом.
Несмотря на систематический надзор и контроль за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов со стороны госсанэпидслужбы и других контролирующих органов, не удалось добиться улучшения их качества.
На протяжение последних пяти лет отмечается увеличение удельного веса нестандартных проб пищевых продуктов по санитарно-химическим показателям с 9,4 % (1996 г.) до 10,3% (2000 г.). Лидирующее место занимает алкогольная продукция - 33,0 %.
В пищевых продуктах обнаруживаются токсичные элементы: мышьяк - 0,9 %, кадмий - 0,7 %, свинец - 0,9 % и нитраты - 1,7 %.
В 2000 году органами Госсанэпиднадзора забраковано 1507 партий некачественного и опасного для здоровья продовольственного сырья и пищевых продуктов в объеме 108,9 тонн, в том числе импортируемых - 177 партий в объеме 7,4 тонны.
Ухудшилось качество и структура питания населения. По сравнению с 1996 годом в 2000 году снизилось потребление биологически ценных продуктов питания, таких как молоко и молочные продукты на 26,2 кг в год, мясо и мясопродукты - на 5,6 кг, в то же время возросло потребление хлеба и хлебобулочных изделий на 30,2 кг, сахара и кондитерских изделий - на 8,2 кг. Более 20% населения испытывает дефицит энергии и белка. Дефицит витамина "С" составляет 60-70%. Наблюдается недостаток минеральных веществ, особенно йода и селена. Область относится к гиперйоддефицитной провинции. Постоянный дефицит йода в объектах окружающей среды при несбалансированности питания приводит к широкому распространению среди населения эндемического зоба, который регистрируется во всех районах области. Показатели заболеваемости эндемическим зобом среди подростков составляют 13,0%, взрослых- 7,8%, детей- 3,8%.
В последние 20 лет в области свернуто производство биологически ценных пищевых продуктов, обогащенных витаминами и микроэлементами. Для того, чтобы преодолеть дефицит микронутриентов, необходимо наладить в области производство обогащенных продуктов питания.
Проблемой для области является радиационная и экологическая обстановка. Она крайне специфична и в ряде районов оценивается как неблагополучная. Это связано как с высоким естественным радиационным фоном за счет выхода на поверхность земли урановых рудопроявлений, ураново-ториевых минерализаций, которых насчитывается более трехсот, так и с техногенным загрязнением от рудодобывающих и рудоперерабатывающих предприятий. Радиационное облучение населения происходит от естественных (природных) источников ионизирующего излучения, особенно радона и его дочерних продуктов распада. Вклад его составляет до 80% от общей дозы облучения. При обследовании объектов социально-бытового назначения в г. Балее выявлено 18 объектов с мощностью экспозиционной дозы 170-800 мкр/час., в санитарно-защитной зоне Приаргунского горно-химического объединения находится пос. Октябрьский Краснокаменского района, население которого подлежит отселению из радиационно опасного жилья.
В области сохраняется напряженная эпидемиологическая обстановка. Ежегодно регистрируется более 165 тыс. инфекционных заболеваний, экономический ущерб от которых составил только в 2000 году около 150 млн. рублей.
В 2000 году произошел рост заболеваемости вирусным гепатитом А - в 4,8 раза. На 15,4 % выше среднего уровня остается заболеваемость острыми кишечными инфекциями. Зарегистрировано 17 вспышек этих болезней среди населения, в детских, образовательных и медицинских учреждениях с общим числом пострадавших 545 человек, 80% вспышек связано с водным характером передачи инфекции.
Сохраняется угроза завоза на территорию области особо опасных заболеваний из неблагополучных по чуме и холере Монголии и Китая.
Продолжает оставаться неблагополучной эпидемиологическая обстановка в лечебно-профилактических учреждениях области.
Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ и с учетом неудовлетворительного выполнения мероприятий областной целевой программы "Первоочередные мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Читинской области на 1998-2000 годы".
2. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель: стабилизация санитарно-эпидемиологической обстановки, в том числе:
- снижение групповых инфекционных заболеваний (вспышек) и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
- предупреждение завоза и распространения на территории области особо опасных инфекционных заболеваний;
- снижение влияния неблагоприятных факторов среды обитания на состояние здоровья населения, предусматривающее:
обеспечение безопасности продовольственного сырья и продуктов питания, предупреждение алиментарно-зависимых заболеваний;
обеспечение безопасности питьевой воды;
снижение уровня облучения населения и производственного персонала от природных и техногенных источников ионизирующего излучения.
Задачи:
- создание и развитие системы информирования населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и проводимых санитарно-противоэпидемиологических мероприятиях;
- развитие государственной системы социально-гигиенического мониторинга;
- совершенствование системы организационного построения и сети учреждений госсанэпидслужбы;
- реализация современной кадровой политики.
Реализация мероприятий программы рассчитана на 2002 - 2006 годы.
3. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ, МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
Основными источниками ресурсного обеспечения программы являются областное бюджетное финансирование, собственные средства лечебно-профилактических учреждений (по договорам).
На реализацию программы предусматривается из средств областного бюджета -22405,8 тыс. рублей.
Текущее управление и контроль реализации программы осуществляется Координационным советом по социальному развитию Администрации Читинской области и Комитетом экономики Администрации Читинской области.
Заказчиком ежегодно, с учетом выделенных на реализацию программы бюджетных средств, уточняются затраты на программные мероприятия, при необходимости вносятся в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий.
В соответствии с уточненными объемами финансирования программы ежегодно рабочей группой разрабатывается план мероприятий по реализации программы и распределению финансовых средств. Указанный план утверждается председателем Комитета экономики Администрации Читинской области.
Контроль ведется на основании государственной статистической отчетности, заключенных договоров (контрактов, соглашений) и включает:
- контроль за целевым и эффективным использованием выделенных средств;
- контроль за соблюдением сроков и качества выполнения запланированных мероприятий.
Исполнители программы представляют в Администрацию Читинской области ежеквартально статистическую и аналитическую информацию о ходе работ по программе и использованию финансовых средств.
4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Выполнение намеченных мероприятий позволит:
- разработать и внедрить комплекс эффективных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в результате чего предупредить и снизить инфекционную заболеваемость и массовые неинфекционные заболевания (отравления);
- обеспечить своевременно и в полном объеме мероприятия по локализации и ликвидации групповых инфекционных заболеваний (вспышек);
- снизить уровень заболеваний, связанных с дефицитом важнейших микронутриентов;
- разработать мероприятия по снижению частоты и уровня загрязнения продовольственного сырья и пищевых продуктов;
- снизить лучевую нагрузку на человека;
- обеспечить население области доброкачественной питьевой водой;
- усовершенствовать базу автоматизированной информационной системы управления санитарно-эпидемиологическим благополучием населения;
- реализовать программу второго этапа социально-гигиенического мониторинга.
Предполагаемый экономический эффект от реализации программы за 5 лет составит 172 млн. 935 тысяч рублей.