АДМИНИСТРАЦИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2002 года N 194-А/п
Об утверждении областной целевой программы "Плодородие" в Читинской области на период 2002 2005 годы
Опубликовано:
"Азия-Экспресс" (спецвыпуск) N 54 от 27.10.2002 г.
"Читинский областной Вестник" N 1 от 07.01.2003 г.
г. Чита
{Утратило силу:
по истечении срока действия}
{См. также:
действие частично приостановлено в 2003 году
Постановление Администрации Читинской области от 21.01.2003 года N 14-А/п НГР: ru75000200300016}
действие частично приостановлено в 2004 году
Постановление Администрации Читинской области N 1-А/п от 09.01.2004 г. НГР: ru75000200400001}
действие частично приостановлено в 2005 году
Постановление Администрации Читинской области от 15.02.2005 года N 37а-А/п НГР:ru75000200500071}
В соответствии со статьей 64 Устава - Основного Закона Читинской области, статьей 10 Закона Читинской области от 28.02.2002 N 349-ЗЧО "Об Администрации Читинской области" и Положением о разработке и реализации областных целевых программ и программ социально-экономического развития области, утвержденным постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 21.03.2002 N 91, в целях сохранения и воспроизводства почв области, Администрация Читинской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Плодородие" в Читинской области на период 2002-2005 годы.
2. Комитету экономики Читинской области (Т.И. Майзлингер) и Комитету по финансам Читинской области (Б.В. Аюшиев) при формировании бюджета на 2003-2007 годы включать Программу в перечень программ, подлежащих финансированию из средств областного бюджета в очередном финансовом году, с учетом прогноза поступления платежей за землю.
3. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований в развитие областной целевой программы разработать и утвердить соответствующие целевые программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) Читинской области - председателя Комитета сельского хозяйства и продовольствия Н.И. Гантимурова.
5. Настоящее постановление опубликовать в уполномоченных органах печати.
Глава администрации (Губернатор)
Р.Ф. Гениатулин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Администрации Читинской области
от 17.09.2002 г. N 194-А/п
ПАСПОРТ | |
Наименование Программы | Областная целевая программа "Плодородие" в Читинской области на период 2002-2005 годы (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы | Постановление Главы администрации Читинской области от 25.05.2001 N 351 "О разработке областной целевой программы "Плодородие" в Читинской области на период 2003 - 2005 годы". |
Дата утверждения Программы Заказчик Программы | Утверждена постановлением Администрации Читинской области "17" сентября 2002r N 194-А/п Комитет сельского хозяйства и продовольствия Читинской области |
Основные разработчики Программы | Комитет сельского хозяйства и продовольствия Читинской области; |
Цель и задачи Программы | Основной целью Программы является сохранение и воспроизводство плодородия почв, рациональное использование природных ресурсов, в том числе сельскохозяйственных угодий, и создание на этой основе условий роста сельскохозяйственной продукции. |
Задачи Программы: | |
Сроки реализации Программы | 2003 - 2005 годы. |
Перечень основных мероприятий Программы | Программа предусматривает: |
Исполнители основных мероприятий Программы | Водохозяйственные организации Читинской области (отобранные по конкурсу), Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Читинской области, Забайкальский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, ФГУ "Проектно-изыскательская станция агрохимической службы "Читинская", ФГУ "Читинское управление сельскими лесами", предприятия сельского хозяйства (отобранные по конкурсу). |
Объемы и источники финансирования Программы | Всего на реализацию Программы - 644700,0 тыс. рублей; |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Увеличение плодородия почв на сельскохозяйственных угодьях; |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за ходом исполнения мероприятий осуществляется Комитетом экономики Программы Читинской области, Комитетом сельского хозяйства и продовольствия Читинской области в установленном порядке |
Основным условием обеспечения стабильного развития агропромышленного комплекса области и важнейшим источником расширения сельскохозяйственного производства является сохранение, воспроизводство и рациональное использование плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Плодородие почвы во взаимодействии с другими природными факторами составляет основу производительной силы земли, влияющей на эффективность производства сельскохозяйственной продукции и ее себестоимости.
Сохранение почвенного плодородия земель и его рациональное использование при хозяйственной деятельности имеет огромное значение. Почвенное плодородие, являясь естественным условием интенсификации земледелия, способствует повышению урожайности и валовых сборов сельскохозяйственных культур, имеет важное природоохранное значение, увеличивая ценность земель сельскохозяйственного назначения не только как объектов производственной деятельности, но и как компонентов биосферы.
Экстенсивное использование плодородия почв уже вызвало снижение валовых сборов основных сельскохозяйственных культур и усилило зависимость сельского хозяйства от погодных условий.
В 2001 году завершилось действие мероприятий по реализации федеральной комплексной программы "Повышение плодородия почв России" в Читинской области на период 1996-2000 гг. Но цели, определенные этими мероприятиями, не были достигнуты (таблица 1). Главной причиной неудовлетворительного выполнения намеченных мероприятий являлось недостаточное и несвоевременное финансирование их из федерального, областного бюджетов, местных бюджетов и недостаточное участие хозяйств-землепользователей. Анализ современного состояния природной среды и сельскохозяйственного производства, оценка динамики изменения качественных показателей земель дают основание говорить о том, что тенденция снижения плодородия почв и ухудшения общей экологической обстановки в агропромышленном комплексе области сохраняется.
Продолжают действовать следующие негативные процессы:
- дальнейшее сокращение общей площади сельскохозяйственных угодий;
- ухудшение мелиоративного состояния орошаемых и осушенных земель;
- нарастание отрицательного баланса гумуса на пашне;
- усиление процессов эрозии;
- увеличение площадей с кислыми почвами, на которых ограничивается сельскохозяйственное производство;
- интенсивное развитие заболачивания и подтопления земель, зарастание их древесно-кустарниковой растительностью, ухудшение естественных лугов и пастбищ.
Указанные негативные процессы приведут к резкому сокращению площади сельскохозяйственных угодий, к ухудшению водно-физических, физико-химических свойств почв и снижению их плодородия. В ближайшие 10-15 лет плодородие может снизиться до естественного.
Экологическая устойчивость природных систем в результате развития указанных процессов значительно понизится.
Исходя из социально-экономической политики страны на ближайший период, для преодоления критического комплекса области необходимо проведение мероприятий, обеспечивающих повышение плодородия земель. Проблема воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения имеет общегосударственное значение и требует комплексного решения.
Это возможно только на основе программного целевого метода, обеспечивающего внедрение передовых технологий, системного подхода к экономическому обоснованию и механизму реализации, увязку имеющихся ресурсов с организацией исполнения.
Для определения дальнейших действий в области плодородия земель сельскохозяйственного назначения разработана областная целевая программа "Плодородие" в Читинской области на период 2002-2005 годы.
Целью Программы является обеспечение сохранения и воспроизводства плодородия почв, рациональное использование природных ресурсов, в том числе сельскохозяйственных угодий, и создание на этой основе условий роста производства сельскохозяйственной продукции.
Это тесно увязывается с общим улучшением Экономической и экологической обстановки в агропромышленном комплексе.
Стабилизация почвенного плодородия позволит в значительной мере создать условия для интенсификации использования основного средства сельскохозяйственного производства - земли.
Исходя из цели Программы, определены следующие задачи:
- обеспечение условий для снижения интенсивности обработки, сохранения воспроизводства плодородия почв;
- предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота;
- повышение степени использования биоклиматического потенциала области и стабилизации сельскохозяйственного производства;
- формирование экономического и правового механизма повышения заинтересованности и ответственности за воспроизводство плодородия почв;
- увеличение количества рабочих мест в сельскохозяйственном производстве и повышение жизненного уровня населения.
В соответствии с основными направлениями агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы Программа предусматривает оказание государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям при проведении единой технологической политики в области мелиорации земель и выполнении агрохимических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, культуртехнических, организационно-хозяйственных мероприятий и других работ. В качестве первоочередных мер для преодоления спада производства в сельском хозяйстве намечается проведение комплекса агрохимических мероприятий и работ по реконструкции оросительных и осушительных систем. Только при комплексном осуществлении всех этих мероприятий и в увязке с землеустройством территории области можно обеспечить максимальный эффект.
Ресурсное обеспечение Программы включает финансовое, организационное, нормативно-правовое, научное, материально-техническое обеспечение.
Финансовое обеспечение программы.
Потребность в средствах и источниках финансирования для обеспечения объема работ, намеченных Программой, определена в соответствии с действующим законодательством. Основанием для расчетов являются федеральные законы "О мелиорации земель", "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", "О плате за землю", а также Бюджетный кодекс и Налоговый кодекс Российской Федерации. Удельные показатели стоимости объемов определены по нормативным и фактически сложившимся данным.
Общая стоимость комплекса работ по Программе составляет 644700,0 тыс. рублей, в том числе: противоэрозионные мероприятия и рекультивация нарушенных земель - 167500,0 тыс. рублей, агролесомелиоративные мероприятия - 10700,0 тыс. рублей, инвентаризация сельскохозяйственных угодий-10000,0 тыс. рублей, гидромелиоративные мероприятия и культуртехнические работы - 139700,0 тыс. рублей, научно-исследовательские работы - 4000,0 тыс. рублей, агрохимические мероприятия - 305800,0 тыс. рублей, многолетние насаждения -7000,0 тыс. рублей.
Источниками финансирования Программы являются федеральный бюджет, областной и местные бюджеты (средства, поступающие от платы за землю), а также внебюджетные источники (средства собственников, владельцев и пользователей земель).
(тыс. руб) | ||||||
Наименование мероприятий и источников финансирования | Объем работ | Стоимость, всего | В том числе по годам: | |||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Строительство противоэрозионных гидротехнических сооружений, всего | 14700,0 | 2300, | 3100,0 | 4100, | 5200,0 | |
Федеральный бюджет | 8700,0 | 800,0 | 1600,0 | 2600,0 | 3700,0 | |
Областной бюджет | 6000,0 | 1500,0 | 1500,0 | 1500,0 | 1500,0 | |
2.Рекультивация нарушенных земель, всего | 5,4 тыс. га | 152800,0 | 34900,0 | 37200,0 | 39500,0 | 41200,0 |
Внебюджетные источники | 152800,0 | 34900,0 | 37200,0 | 39500,0 | 41200,0 | |
3.Агролесомелиоративные мероприятия: | ||||||
3.1.Противоэрозионные лесные насаждения, всего | 0,38 тыс. га | 7900,0 | 1700,0 | 1900,0 | 2000,0 | 2300,0 |
Федеральный бюджет | 1500,0 | 300,0 | 400,0 | 400,0 | 400,0 | |
Областной бюджет | 6400,0 | 1400,0 | 1500,0 | 1600,0 | 1900,0 | |
3.2.Полезащитные полосы, всего | 0,34 тыс. га | 2800,0 | 400,0 | 700,0 | 800,0 | 900,0 |
Областной бюджет | 2100,0 | 300,0 | 500,0 | 600,0 | 700,0 | |
Местные бюджеты | 700,0 | 100, | 200, | 200,0 | 200,0 | |
4. Агрохимическое обследование земель сельскохозяйственного назначения, всего | 627 тыс. га | 18700,0 | 4600,0 | 4600,0 | 4800,0 | 4700,0 |
федеральный бюджет | 12700,0 | 3100,0 | 3100,0 | 3300,0 | 3200,0 | |
местные бюджеты | 3000,0 | 700,0 | 700,0 | 800,0 | 800,0 | |
Внебюджетные источники | ||||||
5. Известкование, всего | 2 тыс. га | 3500,0 | 600,0 | 700,0 | 1000,0 | 1200,0 |
федеральный бюджет | 200,0 | 100,0 | 100,0 | |||
областной бюджет | 2500,0 | 400,0 | 500,0 | 700,0 | 900,0 | |
Внебюджетные источники | 800,0 | 200,0 | 200,0 | 200,0 | 200,0 | |
6. Фосфоритован ие, всего | 3,6 тыс. га | 5000,0 | 1000,0 | 1000,0 | 1400,0 | 1600,0 |
федеральный бюджет | 300,0 | - | 100,0 | 100,0 | 100,0 | |
областной бюджет | 3500,0 | 700,0 | 700,0 | 100,0 | 1100,0 | |
Внебюджетные источники | 1200,0 | 300,0 | 200,0 | 300,0 | 400,0 | |
7. Внесение минеральных удобрений, всего | 87,0 тыс. тонн действующего вещества | 278600,0 | 42100,0 | 62400,0 | 83600,0 | 90500,0 |
федеральный бюджет | 38600,0 | 6100,0 | 8400,0 | 11600,0 | 12500,0 | |
областной бюджет | 120000,0 | 18000,0 | 27000,0 | 36000,0 | 39000,0 | |
Внебюджетные источники | 120000,0 | 18000,0 | 27000,0 | 36000,0 | 39000,0 | |
8. Инвентаризация сельскохозяйственных угодий, всего | 1100 тыс. га | 10000,0 | 2500,0 | 2500,0 | 2500,0 | 2500,0 |
местные бюджеты | 10000,0 | 2500,0 | 2500,0 | 2500,0 | 2500,0 | |
9. Гидромелиоративные работы | ||||||
9.1. Комплексная реконструкция оросительных систем, всего | 1 тыс. га | 23100,0 | 5000,0 | 5600,0 | 6200,0 | 6300,0 |
федеральный бюджет | 3900,0 | 800,0 | 1000,0 | 1000,0 | 1100,0 | |
областной бюджет | 16600,0 | 3600,0 | 4000,0 | 4500,0 | 4500,0 | |
Местные бюджеты | 2600,0 | 600,0 | 600,0 | 700,0 | 700,0 | |
9.2.Орошение земель, всего | 0,2 тыс. га | 6000,0 | - | 1500,0 | 1500,0 | 3000,0 |
Федеральный бюджет | 1100,0 | - | 200,0 | 200,0 | 700,0 | |
Областной бюджет | 3700,0 | - | 200,0 | 1000,0 | 1700,0 | |
Местные бюджеты | 1200,0 | - | 300,0 | 300,0 | 600,0 | |
9.3. Реконструкция и восстановление осушительных систем, всего | 2 тыс. га | 11000,0 | 2800,0 | 2800,0 | 2700,0 | 2700,0 |
Федеральный бюджет | 2100,0 | 600,0 | 500,0 | 500,0 | 500,0 | |
Областной бюджет | 7900,0 | 200,0 | 2100,0 | 1900,0 | 1900,0 | |
Местные бюджеты | 1000,0 | 2000,0 | 200,0 | 300,0 | 300,0 | |
9.4.Осушение земель, всего | 1 тыс. га | 5000,0 | 200,0 | 700,0 | 1800,0 | 2300,0 |
Федеральный бюджет | 2900,0 | 100,0 | 400,0 | 1100,0 | 1300,0 | |
Областной бюджет | 1300,0 | 100,0 | 200,0 | 400,0 | 600,0 |