РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Об областной целевой программе
"Молодежь Забайкалья (2001-2005 годы)"
Принят
Читинской областной Думой
20 декабря 2000 года
Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Молодежь Забайкалья (2001-2005 годы)".
Статья 2. Администрации области предусматривать средства для реализации областной целевой программы "Моло-цежь Забайкалья (2001-2005 годы)" при разработке проектов областного бюджета на 2001 и последующие годы.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель областной Думы
А.Ф.ЭПОВ
№ 243-ЗЧО
г. Чита.
ПАСПОРТ
Областной целевой программы "Молодежь Забайкалья (2001-2005 годы)"
Наименование программы | — Областная целевая программа "Молодежь Забайкалья | |||
Дата принятия решения о | Постановление Главы Администрации области "О разработке областной целевой программы "Молодежь Забайкалья ________________(2001-2005 годы)" от 08.06.2000 №445 | |||
Дата утверждения программы | — Утверждена Законом Читинской области "Об областной целевой программе "Молодежь Забайкалья (2001-2005 годы)" от _______________20.12.2000 №243-340_ | |||
Государственный заказчик программы_ | — Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области | |||
Основной разработчик | —Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области | |||
Цель и задачи программы важнейшие целевые показатели | — Цель: Формирование, развитие и укрепление правовых, эко номических и организационных условий для гражданского | |||
Сроки и этапы реализации | —Программа рассчитана на 2001 -2005 годы I этап (2001-2002 годы): | |||
Перечень основных мероприятий | 1. Создание система молодежного законодательства, совершенствование нормативно-правовой базы в сфере государственной молодежной политики в Читинской области. 4. Эстетическое воспитание, интеллектуальное и физическое развитие молодежи. 5. Социальная поддержка молодежи. 6. Содействие решению социально-экономических проблем и предпринимательской активности молодежи. 7. Обеспечение реализации программы. | |||
Исполнители основных мероприятий программы | Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации области, Комитет по труду и социальному развитию Администрации области, Комитет по физической культуре и спорту Администрации области, Комитет культуры Администрации области, Комитет здравоохранения Администрации области, Комитет социального обеспечения и поддержки населения Администрации области, Управление юстиции, администрации муниципальных образований, детские и молодежные общественные объединения
| |||
Объемы и источники финансирования | Общий объем необходимых финансовых средств для реализации программы на 2001-2005 годы—19600000 рублей, в том числе: из областного бюджета—15000000 рублей, местных бюджетов—3350000 рублей, внебюджетных источников— 1250000 рублей (федеральный бюджет—на основании учао-тия в конкурсе программ). | |||
Ожидаемые результаты реализации программы | —Улучшение демографической ситуации в области, развитие системы отдыха, физической культуры молодежи. | |||
Система организации контроля за исполнением программы
| —Контроль за исполнением программы осуществляет Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации области совместно с Комитетом по финансам Администрации области путем отчетности исполнителей за использование средств и за соблюдение сроков. Программа ежегодно конкретизируется и корректируется Комитетом общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации области с учетом рекомендаций Совета по молодежной политике |
По данным областного статистического /правления молодежи в возрасте от 14 до 30 пет в Читинской области проживает около 356 тысяч человек, что составляет треть грудоспособного потенциала, 80% ее демографического пополнения.
Проблемы социально-экономического положения в Читинской области влияют на форми-эование молодежной политики в регионе.
Демографическая ситуация в Забайкалье /|меет тенденцию к ухудшению. Снизилось :остояние здоровья значительной части мо-подых забайкальцев. С катастрофической скоростью в молодежной среде распространяется наркомания, токсикомания, алкоголизм. Наркотики становятся легкодоступными для подростков и молодежи и этим осложняется решение социальных проблем, приобретающих все более выраженный мо-подежный характер. Обесценились понятия, которые определяют духовную жизнь нации:
Родина, Россия, семья, родной язык, народ и его история, духовная культура. Снизилось национальное самосознание, интеллектуальный потенциал молодого поколения. Сознание молодежи ориентировано на индивидуализм, приобретательство, нетрудовое получение доходов.
В сфере образования молодежи наблюдаются противоречивые тенденции. Совершенствуется система среднего и высшего общего и профессионального образования. За последние три года в области появилось 4 новых учреждения среднего специального, высшего образования, количество студентов увеличилось на 7310 человек, значительно расширился перечень реализуемых образовательных программ. Вместе с тем стремление молодежи к образованию наталкивается на барьер социального порядка: расширяются слои молодежи (молодежь села, удаленных районов, дети, выросшие в неполных семьях), для которых недоступно не только высшее и среднее специальное, но и среднее образование.
Отмечается значительный рост безработицы среди молодежи (29% от общего числа безработных, состоящих на учете), кримина-лиэация молодежной среды (59,4% от общего числа лиц, совершивших преступления, составляют молодые люди в возрасте 14-30 лет), отсутствие материальной базы для организации занятости молодежи, устойчивой системы органов по делам молодежи в Администрации области и муниципальных образованиях, ограниченность средств областного бюджета, направляемых на финансирование мероприятий по реализации молодежной политики.
Закон Читинской области "О молодежной политике в Читинской области", молодежные программы 1995-2000 годов явились важным положительным действием законодательной и исполнительной власти в направлении к более эффективной государственной молодежной политике в регионе.
Активизировалось молодежное общественное движение. В области зарегистрировано 38 молодежных общественных организаций, объединяющих около 30 000 человек- Ряд организаций являются исполнителями государственных — областных и федеральных молодежных программ, имеющих социально значимую направленность для региона. В 11 муниципальных образованиях приняты молодежные программы, созданы органы по делам молодежи, выделены ставки специалистов. Работает межведомственный Совет по молодежной политике под руководством председателя Комитета общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области.
Традиционными стали международные научные молодежные конференции, ярмарки учебных мест, фестивали, конкурсы, спартакиады. Поддерживаются районные молодежные программы и молодежные организации. В рамках кадровых программ развиваются профильные лагеря: "Лидер" (для школьного актива среднего возраста), "Искра" (для актива старшеклассников), "Смена" (для студенческого актива), "Археолог" (лагерь добровольного труда по сохранению культурного наследия). Укрепляется взаимодействие области со Всероссийскими детскими центрами "Океан" и "Орленок". Реализуются региональные молодежные межведомственные проекты.
Создается система межрегиональных и межведомственных связей по реализации молодежной политики через заключение соглашений и договоров.
Формируется кадровый резерв специалистов по работе с молодежью, имеющий образование, опыт практической работы и теоретическую подготовку.
Вместе с тем недостаточно разработана региональная нормативно-правовая база государственной молодежной политики, отсутствует система органов по делам молодежи в области.
Фактическое финансирование областной целевой программы "Молодежь Забайкалья 1998-2000 г.г." составило на 1 июня 2000 г. 44,8 % от запланированных в программе.
Основной целью программы является дальнейшее формирование, развитие и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления, эффективной социализации молодых граждан в условиях демократического общества, рыночной экономики и правового государства, самореализации личности молодого человека.
В основных положениях программа на период 2001-2005 годы носит преемственный характер по отношению к программе предыдущего этапа.
В этой связи предусматривается решение следующих задач:
—участие в формировании нормативно-правовой базы, разработке и поэтапном внедрении системы долгосрочного кредитования и иных форм финансовой поддержки молодежи;
— содействие развитию и поддержка органов, занимающихся вопросами занятости молодежи;
—создание социальных служб и информационное обеспечение молодежи;
— поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества молодежи, молодежных и детских общественных объединений.
Программа рассчитана на 2001-2005 годы.
I этап (2001-2002 годы):
— формирование нормативно-правовой базы в области государственной молодежной политики;
—усиление роли государственных органов исполнительной власти в реализации молодежной политики.
II этап (2003-2005 годы):
— реализация основных программных мероприятий.
Общий объем финансирования программы —19600000 рублей, в том числе: из областного бюджета — 15000000 рублей, местных бюджетов — 3350000 рублей, внебюджетных источников—1250000 рублей, из федерального бюджета — на основании участия в конкурсе программ.
разование. Диспропорции, сложившиеся между потребностями рынка труда и структурой специальности, по которой ведется подготовка в системе профессионального образования, дисбаланс в оплате труда специалистов создают преграды для реализации образовательного потенциала молодежи. Молодежь, получившая профессиональное образование, оказывается не у дел.
В соответствии с действующим законодательством ежегодные объемы финансирования программы из областного бюджета определяются по результатам защиты бюджетных заявок Комитета общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации области и утверждения областного бюджета.
Размер расходуемых средств может уточняться, исходя из возможностей областного бюджета.
4. Механизм реализации программы и контроль за ходом ее исполнения
Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области осуществляет организацию, координацию и контроль работ по реализации программы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, обеспечивает контроль за целевым использованием средств.
Оказание муниципальным органам по делам молодежи финансовой поддержки из областного бюджета планируется осуществлять только при наличии у них утвержденных проектов, программ и выделения из соответствующих бюджетов средств на их реализацию, договора о сотрудничестве между Комитетом общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации области и муниципальным образованием по реализации государственной молодежной политики.
Решения о финансировании конкретных проектов и мероприятий за счет средств областного бюджета принимаются на конкурсной основе с учетом рекомендаций экспертного Совета, Совета по молодежной политике, созданных при Комитете общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации области.
Взаимодействие Комитета общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации области с исполнителями мероприятий программы осуществляется на основе договоров, контрактов и соглашений, определяющих права и обязанности государственного заказчика и соисполнителей и регулирующих их взаимоотношения.
обеспечит поэтапное решение следующих проблем:
—улучшение демографической ситуации в области, профилактика наркомании, развитие системы отдыха и оздоровления;
—духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное, творческое и физическое развитие молодежи;
— правовая защита и социальная адаптация, профилактика подростковой преступности;
— содействие получению качественного профессионального образования;
— становление внутренней свободы и чувства собственного достоинства;
— воспитание гражданско-патриотическо-го отношения к Родине;
— адаптация к современным условиям развития рыночной экономики, в том числе вовлечение в цивилизованное предпринимательство;
—формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни региона;
— создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в органы государственной власти всех уровней.
№№п/п | Мероприятия | Срок испол нения | Исполнители | Стоимость тысяч рублей | Источники | |||||||||||||
|
| По годам | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | финансирование | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||||||||
6.1. Создание системы молодежного законодательства, совершенствование нормативно-правовой базы в сфере государственной молодежной политики в Читинской области. | ||||||||||||||||||
6.1.1. | Подготовка и совершенствование нормативно-правовых актов, регулирующих основные механизмы реализации молодежной политики, закрепляющих гарантированный уровень получения молодыми гражданами социальных услуг, предоставления долгосрочных кредитов по целевому назначению, определяющих порядок, условия и формы оплаты обучения в негосударственных учреждениях образования, статус молодежного предприятия, квотирование рабочих мест на предприятиях Государственной. собственности,организации трудовой занятости,молодежи,(слривлеченцеад,независи.мых,аксперт и молодежи). | Весь период | КОПОН и МП | 30 | 10 | 5 | 5 | 5 | 5 | Областной бюджет | ||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
6.1.2. | Разработка рекомендаций по организационному и методическому обеспечению взаимодействия органов по делам молодежи с детскими и молодежными общественными объединениями, средствами массовой информации и образовательными учоежпениями. | 2001 год | КОПОН и МП | 20 | 5 | 5 | 5 | 5 | Областной │бюджет | |||||||||
ВСЕГО | 50 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | ||||||||||||
6.2. Развитие правосознания молодежи | ||||||||||||||||||
6.2.1. | Поддержка инновационных учебно-просветительных программ в области права. | Весь период | КОПОН и МП | 62 | — | 10 | 15 | 17 | 20 | Областной бюджет | ||||||||
6.2.2. | Подготовка и переподготовка кадров, владеющих специальными познаниями в области права, для работы с молодежью на курсах в Институте молодежи (г. Москва), факультетах государственного и муниципального управления в вузах г.Читы. | Весь период | КОПОН и МП | 125 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | Областной бюджет | ||||||||
6.2.3. | Создание экспериментального молодежного учебно-научного центра права с целью объединения усилий учебных заведений, учреждений дополнительного образования в вопросах нравственно-правового воспитания молодежи и защиты ее прав. | 2002- 2003 годы | КОПОНиМП Управление юстиции | 65 | - | 15 | 20 | 15 | 15 | Областной бюджет | ||||||||
6.2.4. | Разработка и подготовка к изданию печатных аудиовизуальных материалов справочно-консульта-ционного характера по правовым вопросам. | Еже- годно | КОПОНиМП ; | 103 | 15 | 20 | 20 | 23 | 25 | Областной бюджет | ||||||||
6.2.5. | Организация и проведение молодежных научно-практических конференций, олимпиад, семинаров по вопросам права. | Еже- годно | КОПОН и МП | 75 | 10 | 15 | 15 | 15 | 20 | Областной бюджет | ||||||||
6.2.6. | Проведение акций по профилактике десоциализа-ции и маргинализации молодежи (месячники правовых знаний, виктооины. агитпообеги- осйды и т.п.). | Весь период | КОПОН и МП УВД | 70 | 10 | 10 | 15 | 15 | 20 | Областной бюджет | ||||||||
ВСЕГО | 500 | 50 | 90 | 110 | 115 | 135 | ||||||||||||
6.3. Гражданско-патриотическое и нравственное становление молодежи, содействие ее самоопределению в жизни | ||||||||||||||||||
6.3.1. | Развитие всех форм и методов приобщения молодежи к нравственным ценностям: а) через поддержку национальных традиций и самобытных праздников: — Рождество; —День славянской письменности; —Татьянин день | Еже- годно 2001 год | КОПОН и МП | 360 200 | 40 30 | 50 35 | 65 40 | 110 45 | 95 | Областной бюджет | ||||||||
6.3.2. | Организация в средствах массовой информации разных форм собственности специальных программ, выпусков, показывающих участие молодежи в социально-экономической и политической жизни страны и области, создающих образ положительного молодого человека в сознании общества (на договорной основе). | Весь период | КОПОН и МП | 660 | 80 | 100 | 130 | 160 | 190 | Областной бюджет | ||||||||
6.3.3. | Пропаганда отечественной истории (в т.ч. военной) и культуры через организацию и проведение молодежных творческих конкурсов, циклов передач с привлечением военнослужащих, ветеранов войны и труда. | Весь период | КОПОН и МП | 150 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | Областной бюджет | ||||||||
6.3.4. | Развитие различных форм гражданско-патриотического воспитания в системе летних лагерей отдыха И функционирования молодежных клубов по месту жительства (в рамках ежегодного конкурса [программ), проведение областных военно-спортивных | Весь период | КОПОН и МП, Комитет по физической культуре и спорту | 960 | 90 | 150 | 200 | 250 | 270 | Областной бюджет Внебюджетные | ||||||||
6.3.5. | Создание условий для подготовки молодежи к участию в политической и государственной деятельности: | Весь период | КОПОН и МП | 125 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | Областной |
ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2000 года № 48