РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе
"Молодежь Забайкалья (2001-2005 годы)"


Принят
Читинской областной Думой
20 декабря 2000 года


     Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Молодежь Забайкалья (2001-2005 годы)".

      Статья 2. Администрации области предусматривать средства для реализации областной целевой программы "Моло-цежь Забайкалья (2001-2005 годы)" при разработке проектов областного бюджета на 2001 и последующие годы.

     Статья 3.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель областной Думы
А.Ф.ЭПОВ

№ 243-ЗЧО
      г. Чита.


                                                                                            ПАСПОРТ
                        Областной целевой программы "Молодежь Забайкалья (2001-2005 годы)"

  Наименование программы

   — Областная целевая программа "Молодежь Забайкалья
_______________(2001-2005 годы)" (далее — программа)

  Дата принятия решения о
 разработке программы    

  Постановление Главы Администрации области "О разработке

 областной целевой программы "Молодежь Забайкалья

________________(2001-2005 годы)" от 08.06.2000 №445

  Дата утверждения программы

  — Утверждена Законом Читинской области "Об областной целевой программе "Молодежь Забайкалья (2001-2005 годы)" от _______________20.12.2000 №243-340_

   Государственный заказчик программы_

   — Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области

  Основной    разработчик
  программы   

  —Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области  

  Цель и задачи программы важнейшие целевые показатели

  — Цель: Формирование, развитие и укрепление правовых, эко номических и организационных условий для гражданского
ста новления , эффективной социализации молодых граждан в условиях демократического общества, рыночной экономики и правового государства, самореализации личности молодого человека.
    Задачи:
      —формирование законодательной базы;
     — разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм финансовой поддержки молодежи;
    —содействие развитию и поддержка органов, занимающихся                       вопросами занятости молодежи;
     —создание социальных служб и информационное обеспечение молодежи;
     — поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества, молодежи, молодежных и детских об-       щественных объединений.  
   Важнейшие целевые показатели:
—расширение практики социального партнерства с гражданскими, общественными и религиозными организациями, органами исполнительной власти
 — развитие системы клубов по интересам и центров социальной поддержки молодежи;
 —расширение форм отдыха, оздоровления и трудовой занятости молодежи;
— создание устойчивой системы органов по делам молодежи

  Сроки и этапы реализации
    программы  

  —Программа рассчитана на 2001 -2005 годы  I этап (2001-2002 годы):
   — формирование законодательной базы в области   государственной молодежной политики;  
  —усиление роли государственных органов исполнительной власти в реализации молодежной политики.
     II этап (2003-2005 годы):
 ---   реализация основных программных мероприятий   

 Перечень основных мероприятий

  1. Создание система молодежного законодательства, совершенствование нормативно-правовой базы в сфере государственной молодежной политики в Читинской области.
  2. Развитие правосознания молодежи
  3. Гражданско-патриотическое и нравственное становление молодежи, содействие ее самоопределению в жизни

  4. Эстетическое воспитание, интеллектуальное и физическое развитие молодежи.

 5. Социальная поддержка молодежи.

 6. Содействие решению социально-экономических проблем и предпринимательской активности молодежи.

 7. Обеспечение реализации программы.     

 Исполнители основных мероприятий программы

 Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации области, Комитет по труду и социальному развитию Администрации области, Комитет по физической культуре и спорту Администрации области, Комитет культуры Администрации области, Комитет здравоохранения Администрации области, Комитет социального обеспечения и поддержки населения Администрации области, Управление юстиции, администрации муниципальных образований, детские и молодежные общественные объединения

 

 Объемы и источники финансирования

  Общий объем необходимых финансовых средств для реализации программы на 2001-2005 годы—19600000 рублей, в том числе: из областного бюджета—15000000 рублей, местных бюджетов—3350000 рублей, внебюджетных источников— 1250000 рублей (федеральный бюджет—на основании учао-тия в конкурсе программ).

 Ожидаемые   результаты реализации программы  

  —Улучшение демографической ситуации в области, развитие системы отдыха, физической культуры молодежи.
— Повышение духовно-нравственного, интеллектуального, творческого потенциала молодежи.
— Правовое воспитание и социальная адаптация.
—Профилактика подростковой преступности, ее снижение, повышение правовой культуры.
— Повышение уровня образованности молодежи.
— Становление внутренней свободы и чувства собственного достоинства, формирование гражданско-патриотического отношения к Родине.
— Улучшение адаптации молодежи к условиям рыночной экономики, в том числе вовлечение в цивилизованное предпринимательство.
—Формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни региона.
—Создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в органы государственной власти на всех уровнях.

 Система организации контроля за исполнением программы

 

  —Контроль за исполнением программы осуществляет Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации области совместно с Комитетом по финансам Администрации области путем отчетности исполнителей за использование средств и за соблюдение сроков. Программа ежегодно конкретизируется и корректируется Комитетом общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации области с учетом рекомендаций Совета по молодежной политике




     1.Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


По данным областного статистического /правления молодежи в возрасте от 14 до 30 пет в Читинской области проживает около 356 тысяч человек, что составляет треть грудоспособного потенциала, 80% ее демографического пополнения.

Проблемы социально-экономического положения в Читинской области влияют на форми-эование молодежной политики в регионе.

Демографическая ситуация в Забайкалье /|меет тенденцию к ухудшению. Снизилось :остояние здоровья значительной части мо-подых забайкальцев. С катастрофической скоростью в молодежной среде распространяется наркомания, токсикомания, алкоголизм. Наркотики становятся легкодоступными для подростков и молодежи и этим осложняется решение социальных проблем, приобретающих все более выраженный мо-подежный характер. Обесценились понятия, которые определяют духовную жизнь нации:

Родина, Россия, семья, родной язык, народ и его история, духовная культура. Снизилось национальное самосознание, интеллектуальный потенциал молодого поколения. Сознание молодежи ориентировано на индивидуализм, приобретательство, нетрудовое получение доходов.

В сфере образования молодежи наблюдаются противоречивые тенденции. Совершенствуется система среднего и высшего общего и профессионального образования. За последние три года в области появилось 4 новых учреждения среднего специального, высшего образования, количество студентов увеличилось на 7310 человек, значительно расширился перечень реализуемых образовательных программ. Вместе с тем стремление молодежи к образованию наталкивается на барьер социального порядка: расширяются слои молодежи (молодежь села, удаленных районов, дети, выросшие в неполных семьях), для которых недоступно не только высшее и среднее специальное, но и среднее образование.

Отмечается значительный рост безработицы среди молодежи (29% от общего числа безработных, состоящих на учете), кримина-лиэация молодежной среды (59,4% от общего числа лиц, совершивших преступления, составляют молодые люди в возрасте 14-30 лет), отсутствие материальной базы для организации занятости молодежи, устойчивой системы органов по делам молодежи в Администрации области и муниципальных образованиях, ограниченность средств областного бюджета, направляемых на финансирование мероприятий по реализации молодежной политики.

Закон Читинской области "О молодежной политике в Читинской области", молодежные программы 1995-2000 годов явились важным положительным действием законодательной и исполнительной власти в направлении к более эффективной государственной молодежной политике в регионе.

Активизировалось молодежное общественное движение. В области зарегистрировано 38 молодежных общественных организаций, объединяющих около 30 000 человек- Ряд организаций являются исполнителями государственных — областных и федеральных молодежных программ, имеющих социально значимую направленность для региона. В 11 муниципальных образованиях приняты молодежные программы, созданы органы по делам молодежи, выделены ставки специалистов. Работает межведомственный Совет по молодежной политике под руководством председателя Комитета общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области.

Традиционными стали международные научные молодежные конференции, ярмарки учебных мест, фестивали, конкурсы, спартакиады. Поддерживаются районные молодежные программы и молодежные  организации. В рамках кадровых программ развиваются профильные лагеря: "Лидер" (для школьного актива среднего возраста), "Искра" (для актива старшеклассников), "Смена" (для студенческого актива), "Археолог" (лагерь добровольного труда по сохранению культурного наследия). Укрепляется взаимодействие области со Всероссийскими детскими центрами "Океан" и "Орленок". Реализуются региональные молодежные межведомственные проекты.

Создается система межрегиональных и межведомственных связей по реализации молодежной политики через заключение соглашений и договоров.

Формируется кадровый резерв специалистов по работе с молодежью, имеющий образование, опыт практической работы и теоретическую подготовку.

Вместе с тем недостаточно разработана региональная нормативно-правовая база государственной молодежной политики, отсутствует система органов по делам молодежи в области.

Фактическое финансирование областной целевой программы "Молодежь Забайкалья 1998-2000 г.г." составило на 1 июня 2000 г. 44,8 % от запланированных в программе.


2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы

Основной целью программы является дальнейшее формирование, развитие и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления, эффективной социализации молодых граждан в условиях демократического общества, рыночной экономики и правового государства, самореализации личности молодого человека.

В основных положениях программа на период 2001-2005 годы носит преемственный характер по отношению к программе предыдущего этапа.

В этой связи предусматривается решение следующих задач:

—участие в формировании нормативно-правовой базы, разработке и поэтапном внедрении системы долгосрочного кредитования и иных форм финансовой поддержки молодежи;

— содействие развитию и поддержка органов, занимающихся вопросами занятости молодежи;

—создание социальных служб и информационное обеспечение молодежи;

— поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества молодежи, молодежных и детских общественных объединений.

Программа рассчитана на 2001-2005 годы.

I этап (2001-2002 годы):

— формирование  нормативно-правовой базы в области государственной молодежной политики;

—усиление роли государственных органов исполнительной власти в реализации молодежной политики.

II этап (2003-2005 годы):

— реализация основных программных мероприятий.         

3. Ресурсное обеспечение программы

Общий объем финансирования программы —19600000 рублей, в том числе: из областного бюджета — 15000000 рублей, местных бюджетов — 3350000 рублей, внебюджетных источников—1250000 рублей, из федерального бюджета — на основании участия в конкурсе программ.

разование. Диспропорции, сложившиеся между потребностями рынка труда и структурой специальности, по которой ведется подготовка в системе профессионального образования, дисбаланс в оплате труда специалистов создают преграды для реализации образовательного потенциала молодежи. Молодежь, получившая профессиональное образование, оказывается не у дел.    

В соответствии с действующим законодательством ежегодные объемы финансирования программы из областного бюджета определяются по результатам защиты бюджетных заявок Комитета общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации области и утверждения областного бюджета.

Размер расходуемых средств может уточняться, исходя из возможностей областного бюджета.

    


4. Механизм реализации программы и контроль за ходом ее исполнения


Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области осуществляет организацию, координацию и контроль работ по реализации программы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, обеспечивает контроль за целевым использованием средств.

Оказание муниципальным органам по делам молодежи финансовой поддержки из областного бюджета планируется осуществлять только при наличии у них утвержденных проектов, программ и выделения из соответствующих бюджетов средств на их реализацию, договора о сотрудничестве между Комитетом общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации области и муниципальным образованием по реализации государственной молодежной политики.

Решения о финансировании конкретных проектов и мероприятий за счет средств областного бюджета принимаются на конкурсной основе с учетом рекомендаций экспертного Совета, Совета по молодежной политике, созданных при Комитете общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации области.

Взаимодействие Комитета общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации области с исполнителями мероприятий программы осуществляется на основе договоров, контрактов и соглашений, определяющих права и обязанности государственного заказчика и соисполнителей и регулирующих их взаимоотношения.

5. Оценка эффективности реализации программы Реализация  мероприятий программы

обеспечит поэтапное решение следующих проблем:
     —улучшение демографической ситуации в области, профилактика наркомании, развитие системы отдыха и оздоровления;
     —духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное, творческое и физическое развитие молодежи;
     — правовая защита и социальная адаптация, профилактика подростковой преступности;
     — содействие получению качественного профессионального образования;
     — становление внутренней свободы и чувства собственного достоинства;
     — воспитание гражданско-патриотическо-го отношения к Родине;
     — адаптация к современным условиям развития рыночной экономики, в том числе вовлечение в цивилизованное предпринимательство;
     —формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни региона;
     — создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в органы государственной власти всех уровней.

№№п/п

Мероприятия

Срок испол нения

Исполнители

Стоимость тысяч рублей

Источники

  

  

По годам

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

финансирование

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


6.1. Создание системы молодежного законодательства, совершенствование нормативно-правовой базы  в сфере государственной молодежной политики в Читинской области.

6.1.1.

Подготовка и совершенствование нормативно-правовых актов, регулирующих основные механизмы реализации молодежной политики, закрепляющих гарантированный уровень получения молодыми гражданами социальных услуг, предоставления долгосрочных кредитов по целевому назначению, определяющих порядок, условия и формы оплаты обучения в негосударственных учреждениях образования, статус молодежного предприятия, квотирование рабочих мест на предприятиях Государственной. собственности,организации трудовой занятости,молодежи,(слривлеченцеад,независи.мых,аксперт и молодежи).

Весь период

КОПОН и МП

30

10

5

5

5

5

Областной бюджет

  

  

  




  

  

  

  

6.1.2.

Разработка рекомендаций по организационному и методическому обеспечению взаимодействия органов по делам молодежи с детскими и молодежными общественными объединениями, средствами массовой информации и образовательными учоежпениями.

2001 год

КОПОН и МП

20


5

5

5

5

Областной │бюджет

ВСЕГО
ИТОГО:     
 —из областного бюджета

50

50

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10


6.2. Развитие правосознания молодежи

6.2.1.

Поддержка инновационных учебно-просветительных программ в области права.

Весь период

КОПОН и МП

62

10

15

17

20

Областной бюджет

6.2.2.

Подготовка и переподготовка кадров, владеющих специальными познаниями в области права, для работы с молодежью на курсах в Институте молодежи (г. Москва), факультетах государственного и муниципального управления в вузах г.Читы.

Весь период

КОПОН и МП

125

15

20

25

30

35

Областной бюджет

6.2.3.

Создание экспериментального молодежного учебно-научного центра права с целью объединения усилий учебных заведений, учреждений дополнительного образования в вопросах нравственно-правового воспитания молодежи и защиты ее прав.

2002- 2003 годы

КОПОНиМП Управление юстиции

65

    -

15

20

15

15

Областной бюджет

6.2.4.

Разработка и подготовка к изданию печатных аудиовизуальных материалов справочно-консульта-ционного характера по правовым вопросам.

Еже- годно

КОПОНиМП ;

103

15

20

20

23

25

Областной бюджет

6.2.5.

Организация и проведение молодежных научно-практических конференций, олимпиад, семинаров по вопросам права.

Еже- годно

КОПОН и МП

75

10

15

15

15

20

Областной бюджет

6.2.6.

Проведение акций по профилактике десоциализа-ции и маргинализации молодежи (месячники правовых знаний, виктооины. агитпообеги- осйды и т.п.).

Весь период

КОПОН и МП УВД

70

10

10

15

15

20

Областной бюджет

ВСЕГО
ИТОГО:
— из областного бюджета

500
500

50
50

90
90

110
110

115
115

135
135


6.3. Гражданско-патриотическое и нравственное становление молодежи, содействие ее самоопределению в жизни

6.3.1.

Развитие всех форм и методов приобщения молодежи к нравственным ценностям: а) через поддержку национальных традиций и самобытных праздников: — Рождество; —День славянской письменности;  Татьянин день
—Сагаалган;
 — Курбан-байрам;
— Фестиваль молодежи Забайкалья.
б) через разработку и внедрение проектов на конкурсной основе по следующим направлениям:
     —формирование национального самосознания и толерантности; —социализация молодежи, обретение ею полноценного социального статуса в обществе (на конкурсной основе).

Еже- годно 2001 год

КОПОН и МП

360 200

40   30  

50 35

65 40

110 45

95
50

Областной бюджет
Областной бюджет

6.3.2.

Организация в средствах массовой информации разных форм собственности специальных программ, выпусков, показывающих участие молодежи в социально-экономической и политической жизни страны и области, создающих образ положительного молодого человека в сознании общества (на договорной основе).

Весь период

КОПОН и МП

660

80

100

130

160

190

Областной бюджет

6.3.3.


Пропаганда отечественной истории (в т.ч. военной) и культуры через организацию и проведение молодежных творческих конкурсов, циклов передач с привлечением военнослужащих, ветеранов войны и труда.

Весь период

КОПОН и МП

150

20

25

30

35

40

Областной бюджет

6.3.4.

Развитие различных форм гражданско-патриотического воспитания в системе летних лагерей отдыха И функционирования молодежных клубов по месту жительства (в рамках ежегодного конкурса [программ), проведение областных военно-спортивных
  игр для детей и подростков, спартакиад допризывной молодежи.   

Весь период

КОПОН и МП, Комитет по физической культуре и спорту

960

500

90
     100

150
     100

200
     100

250
     100

270
     100

Областной бюджет

Внебюджетные
источники

6.3.5.

Создание условий для подготовки молодежи к участию в политической и государственной деятельности:
  — организация и проведение учебы актива;
 — организация сети общественных приемных в высших и средних специальных учебных заведениях;
 — привлечение молодежи к обсуждению разрабатыва емых программ и нормативно-правовых документов;  
 —создание и поддеожка клуба молодых политиков

Весь период

КОПОН и МП

125

15

20

25

30

35

Областной
бюджет

          

ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2000 года № 48


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»