РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе "Поддержка и развитие малого
предпринимательства в Читинской области на 2001-2002 годы"



Принят
Читинской областной Думой
20 декабря 2000 г.

 

Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Поддержка и развитие малого предпринимательства в Читинской области на 2001-2002 годы".

Статья 2. Администрации области для реализации областной целевой программы "Поддержка и развитие малого предпринимательства в Читинской области на 2001-2002 годы" предусматривать средст


     Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования

.

Председатель областной Думы
А.Ф.Эпов.


     № 239-340.
     г. Чита.



1.  ПАСПОРТ

Областной целевой программы "Поддержка и развитие малого
предпринимательства в Читинской области на 2001-2002 годы"


Наименование программы

Областная целевая программа "Поддержка и развитие малого предпринимательства в Читинской области на 2001- 2002 годы"

Дата принятия решения о разработке программы

Постановление Главы Администрации области от 13.04.2000 №298

Дата утверждения программы

Утверждена Законом Читинской области "Об областной целевой программе "Поддержка и развитие малого предпринимательства в Читинской области на 2001-2002 годы" от 20.12.2000 №239-ЗЧО

Заказчик программы

Фонд поддержки малого предпринимательства Читинской области.

Разработчики программы

Временный творческий коллектив, Фонд поддержки малого предпринимательства Читинской области, Комитет экономики Администрации области.

Цель и задачи программы

Повышение качества жизни и уровня занятости, рост реальных доходов и улучшения благосостояния населения за счет развития существующих и создания новых малых предприятий, последовательное расширение сферы деятельности малого бизнеса, привлечение дополнительных финансовых ресурсов для развития малого предпринимательства в Читинской области, обеспечение занятости граждан, расширение рынков сбыта продукции малых предприятий, увеличение налоговых поступлений.

Основные направления программы

Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства, финансово-кредитная поддержка, инновационная и производственная поддержка, формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства, формирование благоприятного общественного мнения о предпринимательской деятельности.

Сроки реализации программы

2001-2002 годы

Объемы средств и источники финансирования программы





2001 г.

2002 г.

  

Общий объем финансирования в том числе:

21500,0 тыс. руб.

27500,0 тыс. руб.

  

областной бюджет

8000,0 тыс. руб.

10000,0 тыс. руб.

  

средства Федерального Фонда

2000,0 тыс. руб.

2000.0 тыс. руб.

  

средства областного Фонда

8000,0 тыс. руб.

10000,0 тыс. руб.

  

привлеченные средства

3500,0 тыс. руб.

5500.0 тыс. руб.

Система управления и контроля

Комитет экономики Администрации области. Читинская областная Дума



2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ

2. 1. СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Постановлением Читинской областной Думы от 30. 09. 98 года №197 утверждена региональная программа "Поддержка и развитие малого предпринимательства в Читинской области на 1998-1999 годы". Для реализации мероприятий данной Программы из областного бюджета в 1998 году предусматривалось выделение 2 млн. рублей, в 1999 году - 4 млн. рублей. В 1998 году финансирование осуществлялось в полном объеме путем проведения взаимозачетов. В 1999 году в соответствии с Законом Читинской области "Об областном бюджете на 1999 год" на реализацию мероприятий Программы было предусмотрено лишь 2 млн. рублей вместо необходимых 4 млн. рублей.

Таким образом, в результате недофинансирования, что связано со сложными экономическими условиями и невозможностью извлечения "живых" денег из областного бюджета, Фонду поддержки малого предпринимательства Читинской области не удалось реализовать часть мероприятий, предусмотренных Программой "Поддержка и развитие малого предпринимательства в Читинской области на 1998-99 г. г." Поэтому решением Читинской областной Думы от 22. 12. 99 срок реализации программы был продлен на 2000 год.

При реализации мероприятий областной Программы основное внимание уделялось созданию инфраструктуры и основ финансово-кредитной и инвестиционной поддержки и развития малого предпринимательства. За период 1998-1999 г. г. Фондом профинансировано 22 проекта на общую сумму 5 409 698 рублей, из них в 1999 году— 10 на сумму 2 609 320 рублей, создано и сохранено 400 рабочих мест. Структурное соотношение по сумме выданных кредитов по отраслям выглядит следующим образом: строительство и производство строительных материалов (18, 61%), лесозаготовка и лесопереработка (16, 39%), пищевая промышленность (17, 21%), фармацевтика (8, 46%), легкая промышленность (3, 37%), крестьянско-фермерские хозяйства (12, 59%), автоуслуги (10, 17%), торговля (6, 77%), услуги связи (6, 43%).

В рамках выполнения Программы с целью регулирования и стимулирования деятельности субъектов малого предпринимательства 26 мая 1999 года Читинской областной Думой был принят Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Читинской области". Принятый Закон устанавливает порядок регистрации, формы и методы поддержки и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Создана инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая в себя:

ЗАО "Читинское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса", оказывающее методическую и информационную помощь субъектам малого предпринимательства области;

Учебно-деловой центр Морозовского проекта, который проводит обучение и переподготовку предпринимателей;

Третейский суд, предоставляющий предпринимателям бесплатные юридические консультации.

Создан филиал Фонда поддержки малого предпринимательства Читинской области в г. Краснокаменске, основной целью которого является поддержка и развитие малого бизнеса на территории муниципального образования.

В рамках соглашения, подписанного Правительством Москвы и Администрацией Читинской области о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, создан "Межрегиональный Маркетинговый Центр Чита-Москва". Задача центра - создание и ведение баз данных по предприятиям региона, информационный обмен в рамках сети ММЦ.

В целях объединения, координации деятельности и защиты интересов предпринимательских структур области подписано соглашение о совместной деятельности между Фондом и некоммерческим партнерством по переработке сельскохозяйственной продукции и торговле "Союзом промышленников "Белее".

Заключено соглашение между Фондом, Комитетом общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации области и высшими учебными заведениями города по развитию малого предпринимательства среди молодежи в рамках областной программы "Молодёжь Забайкалья".

Издана научная работа "Развитие малого предпринимательства в Читинской области", где излагаются результаты проблемно-ориентированного анализа, проведенного в Читинской области, на основе которого выявлены наиболее важные проблемы результативности, структуры и потенциала малого бизнеса на территории области. В данной работе представлены методические рекомендации по разработке программы поддержки и развития малого предпринимательства на уровне муниципальных образований. Программа поддержки малого предпринимательства является средством, с помощью которого органы власти могут обеспечить целенаправленность, скоорди-нированность и эффективность действий, призванных улучшить условия развития этого сектора экономики.

В настоящее время структура и потенциал малого предпринимательства в Читинской области имеют недостаточный уровень развития с точки зрения требований рыночной экономики. Концентрация числа малых предприятий на территории Читинской области существенно ниже, чем требуется для оптимальной структуры рыночной экономики. По оценкам Министерства экономики РФ и экспертов Российской ассоциации развития малого предпринимательства численность малых предприятий для создания критической массы малого предпринимательства должна быть как минимум в 4-5 раз больше.

На территории Читинской области на 1.01.99 года было зарегистрировано 3451 малое предприятие, что составило от аналогичного показателя к 1998 году 93,7%. Значительное снижение числа малых предприятий произошло в промышленности на 16,4%, в строительстве на 22,0%, в сельском хозяйстве на 23,6%, в других видах сферы материального производства на 60,2%. Увеличение числа малых предприятий на 3,6% наблюдалось лишь в сфере торговли и общественного питания.

Наибольшая доля как из числа зарегистрированных, так и реально действующих малых предприятий приходится на г. Читу - 50,0% и 53,3% соответственно. Из числа зарегистрированных предприятий после г.Читы на втором месте находится Краснокаменский район (80>0%), на третьем месте Читинский (70,0%), на четвертом Борзинский (6,2%), затем Оловяннинский (3,2%), Нер-Заводский и Хилокский (2.9%)районы, по остальным районам удельный вес не превышает 2,0%. Эти показатели говорят о том, что наиболее развита среда предпринимательства в областном центре.                      

Объем произведенной продукции малыми предприятиями в 1998 году составил 752 278 тыс. рублей, что ниже на 25,5%, чем в 1997 году (с учетом индекса цен 165,8%).

В 1999 году доминирующее положение по числу малых предприятий Читинской области занимала торговля и общественное питание - 56,3% (к общему итогу), на долю промышленности пришлось 15,8%, на строительство 11,7%, на сельское хозяйство 2,3%. От общего объема производства по области на долю основных отраслей материального производства промышленности, строительства и сельского хозяйства пришлось 23,4%, 14,2% и 5,3% соответственно (от общего объема).

В отраслевой структуре предприятий Читинской области по сравнению с общероссийскими показателями на 0,1 пункта преобладает доля промышленных предприятий, между тем удельный вес малых предприятий, занятых научным обслуживанием, на 4,0 пункта ниже, чем в целом по Российской Федерации.

На несовершенство структуры малого предпринимательства Читинской области указывает преобладание в ней предприятий торговли и общественного питания, удельный вес которых на 11,8 пункта выше общероссийского показателя. Более того, наметилась тенденция сокращения числа промышленных малых предприятий. Доля малых предприятий строительства Читинской области на 4,8 пункта ниже общероссийского уровня.

В Восточно-Сибирском экономическом районе Читинская область занимает четвертое место по количеству малых предприятий, отставая от Красноярского края, Иркутской области, Бурятии. По численности занятых в малом бизнесе Читинская область занимает третье место после Красноярского края и Иркутской области.

Общая численность работающих на предприятиях области в 1998 году составила 33 180 человек, в том числе в промышленности 6 278 человек, в сельском хозяйстве 4 969 человек, в торговле и общественном питании 20 552 человек.

Отраслевая структура занятости отличается в целом от структуры занятых в малом предпринимательстве по Российской Федерации. Доля занятых в промышленности Читинской области составляет 17,9% против 21,9% в РФ, в строительстве 14,2% против 21,7%, в торговле и общественном питании 58,5% против 35,5%.

Инвестиционную активность малых предприятий характеризует показатель объема капитальных вложений, который на начало 1998 года составил 103 329 тыс. рублей, против 85 559 тыс. рублей на начало 1997 года. Наибольший объем инвестиции был направлен в строительство—40 436 тыс. рублей, в общую коммерческую деятельность —14 069 тыс. рублей, в торговлю и общественное питание—24 533 тыс. рублей, транспорт—6983 тыс. рублей, промышленность — 3 492 тыс. рублей.

Структура инвестиций по отраслям собственности следующая: частная собственность — 72 639 тыс. рублей (70,3%), смешанная российская собственность—10 690 тыс. рублей (29,7%). Источниками капитальных вложений являлись собственные средства предприятий, основная часть из которых приходилась на чистую прибыль.

Положение в сфере малого предпринимательства усугубляется отсутствием источников финансирования для обновления основных производственных фондов, износ которых составляет более 60%. Высокий процент износа объясняется тем, что оборудование приобреталось на вторичном рынке у предприятий, которые ликвидировались или сокращали производственную деятельность.

В связи со сложившейся инвестиционной политикой в настоящее время наиболее реальным направлением обновления основных фондов является развитие лизинговых операций.

Программа поддержки и развития малого предпринимательства в Читинской области является составной частью Программы социально-экономического развития Читинской области на 2000-2002 годы. Данная программа станет инструментом в решении конкретных проблем малого предпринимательства на территории области.

В настоящее время в той или иной степени в Читинской области реализуется часть мероприятий Федеральных программ, связанных с малым предпринимательством: "Подготовка фермеров в Российской Федерации (1993-2000Г.Г.)1'; "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на (1996-2000 г.г.)"; "Развитие индустрии детского питания (1996-2000 г.г.)"; "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года";

"Комплексное развитие приграничного поселка "Забайкальск" Читин

ской области (1998-2001 г.г.)"; "Структурная перестройка производственной базы жилищного строительства (1994-2000 г.г.)".

Разработаны и реализуются ряд областных целевых программ, в которых представлены интересы малого предпринимательства, в том числе: "Свой дом (1998-2001)"; "Молодежь Забайкалья"; "Программа содействия занятости населения Читинской области на 1999-2001 г.г.".

Следует отметить разобщенность реализации представленных программ, что без обеспечения комплексности использования финансовых ресурсов снижает эффективность государственной поддержки малого предпринимательства. В дальнейшем необходимо предпринять меры по координации проводимых мероприятий в рамках реализуемых программ. Приоритет необходимо отдать мероприятиям, направленным на поддержку промышленных предприятий малого бизнеса.

    

 Согласно исследованию, сделанному в результате выполнения научной работы "Развитие малого предпринимательства в Читинской области", выявлено, что в организации своего бизнеса предприниматели сталкиваются с рядом проблем. Это проблемы налогового регулирования, отсутствие надежных правовых гарантий со стороны государственных структур, давление криминальны элементов, сложности получения производственных помещений и имущества, неразвитость рынка лизинговых услуг, нехватка квалифицированных кадров в структурах оказания поддержки, отсутствие доступных каналов оперативного получения деловой информации. Реально действующее на подзаконном уровне нормативно-правовое поле не обеспечивает условия, декларированные государством для ускоренного развития малого предпринимательства. В итоге предприниматель не ощущает себя полноправным гражданином демократического общества, находящимся под защитой правового государства.

Для устранения этих проблем необходим комплекс мер по усилению государственной поддержки малого предпринимательства, в том числе и на региональном уровне.

2.2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Основные проблемы малых предприятий, характерные для России в целом, остаются и в Читинской области:

отсутствие стартового капитала и знаний для успешного начала предпринимательской деятельности;

большие и нестабильные налоги;

нехватка денежных оборотных средств;

дефицит средств на развитие;

сложности получения производственных помещений и оборудования;

нормативно-правовые и административные барьеры, в том числе, не действующее на подзаконном уровне нормативно-правовое поле, не обеспечивающее нормальные условия хозяйствования;

отсутствие каналов оперативного получения деловой информации;

давление криминальных структур;

отсутствие надежных правовых гарантий со стороны государственных структур.

Малые предприятия предлагают максимально упростить систему налогообложения и создать разумную нормативно-правовую базу для формирования кредитных и страховых союзов, кооперативов как основы взаимного финансирования и кредитования субъектов малого предпринимательства. В случае успеха, "задолженность" перед бюджетом по налогам возвращается сторицей за счет расширения налогооблагаемой базы, повышения товарооборота.

Усложненная административно-разрешительная практика в предпринимательской сфере, отсутствие анализа состояния нормативно-правового обеспечения и состояния в сфере имущественной поддержки являются серьезным фактором, препятствующим развитию малого предпринимательства в Читинской области. Не обеспечивается привлечение малых предприятий к поставкам продукции и услуг для областных, муниципальных нужд, пока не работает механизм проведения конкурсов инвестиционных проектов, не используются возможности межрегиональных связей.

Должна быть иной структура распределения малых предприятий по отраслям и видам деятельности. Например, требуется значительно большее число малых предприятий по переработке сельхозпродукции, в сфере бытового обслуживания населения, по обслуживанию жилищно-коммунального хозяйства, в производстве продукции на нужды здравоохранения и др. От численности малых предприятий и их распределения по отраслям напрямую зависит объем товаров и услуг, производимых ими для нужд населения, численность рабочих мест.

Опыт реализации областной Программы «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Читинской области на 1998-1999 г.г.» и объем ее финансирования, как из федерального бюджета, так и из областного бюджета, показывает необходимость повышения инвестиционной привлекательности проектов малых предприятий путем:

привлечения потенциальных инвесторов;

создания финансовых структур по привлечению средств малых предпринимателей и населения области (общества взаимного кредитования);

ускорения процесса формирования и развития объектов инфраструктуры (Фонда поддержки малого предпринимательства Читинской области, общественных объединений малых предприятий, Учебно-делового центра Морозовского проекта, Регионального агентства поддержки малого и среднего бизнеса, "Межрегионального Маркетингового центра Москва-Чита", филиалов Фонда);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»