РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
О выборах глав муниципальных образований
Принят
Читинской областной Думой
26 января 2000 года
_______________________________________________________________
Утратил силу с 29 июня 2003 года на основании Закона Читинской области
от 20 мая 2003 года № 477-ЗЧО
_______________________________________________________________
Настоящий Закон области устанавливает порядок подготовки и проведения выборов глав муниципальных образований, определения их результатов в пределах компетенции, установленной для субъектов Российской Федерации Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Статья 1. Правовая основа проведения выборов глав муниципальных образований
Выборы глав муниципальных образований проводится на основе Конституции Российской федерации, Федерального закона "Об ос-небных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), других федеральных законов, Устава - Основного Закона Читинской области, настоящего Закона и других законов Читинской области, а также уставов соответствующих муниципальных образований.
Статья 2. Выборы иных выборных должностных лиц местного самоуправления
Выборы иных выборных должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований, проводятся в соответствии с настоящим Законом.
Статья 3. Назначение выборов
Выборы главы муниципального образования назначаются представительным органом местного самоуправления в связи с истечением сроков полномочий главы муниципального образования, установленных уставом муниципального образования, а также в случае досрочного прекращения его полномочий по основаниям, предусмотренным федеральными и областными законами.
Статья 4. Избирательные права граждан
1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет и постоянно или преимущественно проживающий на территории муниципального образования, вправе избирать главу муниципального образования.
2. Главой муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся а местах лишения свободы по приговору суда.
Статья 5. Образование избирательных участков
Избирательные участки образуются для голосования и подсчета голосов избирателей. Избирательные участки образует глава муниципального образования (в случае, если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицо, уполномоченное на то органом местного самоуправления) по согласованию с избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня голосования, учитывая местные и другие условия в целях создания максимальных удобств для избирателей, в порядке, определяемом Федеральным законом.
Статья 6. Порядок составления списков избирателей
1. Списки избирателей составляются территориальными избирательными комиссиями на основе сведений, предоставляемых по установленной форме главой муниципального образования, осуществляющим регистрацию избирателей в соответствии с Федеральным законом. Списки избирателей-военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей в случае, если они проживают на территории расположения воинской части, составляются на основе сведений, предоставляемых командиром воинской части. Указанные сведения предоставляются в территориальные избирательные комиссии непосредственно после образования этих комиссий.
2. Списки тех избирателей, которые в день голосования будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, составляются на основании данных, предоставляемых руководителями таких учреждений. Территориальная избирательная комиссия, составившая списки избирателей по месту их временного пребывания, направляет информацию об избирателях, включенных в эти списки, в территориальную избирательную комиссию по месту постоянного или преимущественного проживания таких избирателей.
3. Список избирателей составляется отдельно по каждому избирательному участку.
4. При составлении списка избирателей может использоваться государственная автоматизированная информационная система.
5. После обобщения и проверки необходимых данных территориальная избирательная комиссия составляет список избирателей по форме, утвержденной избирательной комиссией Читинской области.
6. В списке избирателей сведения об избирателях располагаются в алфавитном или ином (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам) порядке. В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущественного проживания избирателя.
7. Список избирателей составляется в двух экземплярах, которые подписываются председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии. Первый экземпляр списка избирателей остается в территориальной избирательной комиссии, а второй передается по акту соответствующей участковой избирательной комиссии не позднее чем за 25 дней до дня голосования. После получения списка участковой избирательной комиссией его подписывают также председатель и секретарь участковой избирательной комиссии. Список избирателей заверяется печатями соответственно территориальной и участковой избирательных комиссий.
8. Участковая избирательная комиссия уточняет список избирателей в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия избирательных комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей.
9. Исключение гражданина из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии производится только на основании сведений, полученных от соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей. При этом в списке избирателей указывается дата исключения гражданина из списка избирателей и причина такого исключения. Данная запись заверяется подписью председателя и секретаря участковой избирательной комиссии.
10. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.
Статья 7. Система избирательных комиссий
Подготовку и проведение выборов главы муниципального образования, защиту избирательных прав граждан осуществляют:
избирательная комиссия муниципального образования;
территориальные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.
Статья 8. Сроки формирования, сроки полномочий и численный состав избирательной комиссии муниципального образования, территориальных и участковых избирательных комиссий
1. Избирательная комиссия муниципального образования формируется не позднее чем за 100 дней до дня голосования на очередных выборах глав муниципальных образований в составе 5-15 членов комиссии с правом решающего голоса.
2. Территориальные избирательные комиссии создаются на территории муниципального образования с числом избирателей более 50 тысяч человек по решению избирательной комиссии муниципального образования.
Территориальные избирательные комиссии формируются не позднее чем за 55 дней до дня голосования в составе 4-9 членов комиссии с правом решающего голоса.
Срок полномочий территориальной избирательной комиссии истекает через 35 дней после официального опубликования результатов выборов главы муниципального образования. В случае обжалования или опротестования результатов выборов либо итогов голосования по одному из избирательных участков на соответствующей территории полномочия территориальной избирательной комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом.
3. Формирование участковых избирательных комиссий осуществляется не позднее трех дней после образования избирательного участка. Количество членов участковой избирательной комиссии устанавливается представительным органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, и может составлять:
5-7 членов комиссии с правом решающего голоса для избирательных участков с числом зарегистрированных избирателей до 500;
5-9 членов комиссии с правом решающего голоса для избирательных участков с числом зарегистрированных избирателей от 500 до 1500;
7-11 членов комиссии с правом решающего голоса для избирательных участков с числом зарегистрированных избирателей от 1500 до 2000;
7-15 членов комиссии с правом решающего голоса для избирательных участков с числом зарегистрированных избирателей более 2000.
4. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов в случае, если в адрес вышестоящей избирательной комиссии не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по этим фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом.
Статья 9. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования
Избирательная комиссия муниципального образования:
в случае, если представительный орган местного самоуправления не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования, назначает выборы главы муниципального образования;
осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан и настоящего Закона при проведении выборов;
руководит работой территориальных и участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) этих избирательных комиссий, принимает по ним решения;
обеспечивает всем кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам равные правовые условия для участия в предвыборной деятельности;
устанавливает единую нумерацию избирательных участков; регистрирует избирательные блоки; распределяет денежные средства, выделенные на организацию и проведение выборов, между территориальными (а в случае их отсутствия - между участковыми) избирательными комиссиями и обеспечивает контроль за целевым расходованием этих средств;
осуществляет контроль за поступлением и расходованием средств избирательных фондов;
регистрирует кандидатов и их доверенных лиц, выдает им удостоверение установленного образца;
утверждает текст избирательного бюллетеня;
устанавливает общее число избирательных бюллетеней, обеспечивает их изготовление и снабжение ими территориальных и участковых избирательных комиссий;
рассматривает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
устанавливает результаты выборов главы муниципального образования и сообщает их средствам массовой информации;
организует повторное голосование; организует повторные выборы; обеспечивает передачу в архив документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;
осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Статья 10. Полномочия территориальной избирательной комиссии
1. Территориальная избирательная комиссия:
осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан и настоящего Закона при проведении выборов на соответствующей территории;
координирует работу участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) этих избирательных комиссий, принимает по ним решения;
составляет отдельные по каждому избирательному участку списки избирателей на основании сведений, предоставляемых по установленной форме уполномоченными органами или должностными лицами местного самоуправления, командирами соответствующих воинских частей, и передает их по акту участковым избирательным комиссиям не позднее чем за 25 дней до дня голосования;
обеспечивает доставку избирательных бюллетеней и других избирательных документов участковым избирательным комиссиям;
организует досрочное голосование в помещении территориальной избирательной комиссии;
устанавливает на основе протоколов участковых избирательных комиссий итоги голосования на своей территории и сообщает их средствам массовой информации;
передает протоколы об итогах голосования в избирательную комиссию муниципального образования;
обеспечивает передачу в избирательную комиссию муниципального образования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
2. В случае, если на территории муниципального образования территориальные избирательные комиссии не созданы, их функции выполняет избирательная комиссия муниципального образования.
Статья 11. Полномочия участковой избирательной комиссии
Участковая избирательная комиссия:
информирует население об адресах и номерах телефонов участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне и месте голосования;
уточняет список избирателей, полученный от территориальной избирательной комиссии в соответствии с установленным порядком взаимодействия избирательных комиссий с органами местного самоуправления, организациями и учреждениями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей;
знакомит граждан со списками избирателей, принимает и рассматривает заявления об обнаруженных в них ошибках и неточностях и решает вопросы о внесении соответствующих изменений;
обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;
контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов;
организует на избирательном участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование;
производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке;
в пределах своих полномочий рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона и принимает по ним мотивированные решения;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Статья 12. Участие избирательной комиссии Читинской области в организации и проведении выборов глав муниципальных образований
Избирательная комиссия Читинской области в организации и проведении выборов глав муниципальных образований осуществляет полномочия, установленные Законом Читинской области "Об избирательной комиссии Читинской области", а также:
в случаях и порядке, установленных Федеральным законом, формирует избирательные комиссии муниципальных образований;
устанавливает форму избирательного бюллетеня, списка избирателей и других избирательных документов, образцы печатей избирательных комиссий.
Статья 13. Сроки публикации решений избирательных комиссий в средствах массовой информации
Решения избирательных комиссий публикуются в средствах массовой информации, указанных в пункте 1 статьи 39 Федерального закона, за счет средств текущего бюджетного финансирования этих средств массовой информации и передаются в иные средства массовой информации не позднее чем через 2 дня после их принятия.
Статья 14. Содействие в реализации полномочий избирательных комиссий
1. Государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за 5 дней до выборов и в день выборов - незамедлительно.