№ 383-ЗЗК
ЗАКОН
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
О внесении изменений в краевую долгосрочную целевую программу
"Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра
и государственного учета объектов недвижимости (2009-2011 годы)",
утвержденную Законом Забайкальского края от 26 декабря 2008 года № 95-ЗЗК
Принят
Законодательным Собранием
Забайкальского края
26 мая 2010 года.
Статья 1
Внести в краевую долгосрочную целевую программу "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2009-2011 годы)", утвержденную Законом Забайкальского края от 26 декабря 2008 года № 95-ЗЗК ("Забайкальский рабочий", 30 декабря 2008 года, № 253; 6 июля 2009 года, № 123-124; 8 декабря 2009 года, № 227; 21 декабря 2009 года, № 239-242), следующие изменения:
1) в паспорте:
а) раздел "Государственный заказчик программы" дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, определяющий перспективные направления развития в сфере территориального развития края.";
б) раздел "Цели и задачи программы" дополнить новым абзацем восьмым следующего содержания:
"выделение земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в счет невостребованных земельных долей, с целью государственной регистрации права собственности граждан и признания права собственности муниципального образования на них соответственно.";
абзацы восьмой - восемнадцатый считать соответственно абзацами девятым - девятнадцатым;
дополнить абзацем следующего содержания:
"осуществление кадастрового учета земельных участков, выделенных в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в счет невостребованных земельных долей, с целью государственной регистрации права собственности граждан и признания права собственности муниципального образования на них соответственно.";
в) в разделе "Важнейшие целевые индикаторы и показатели":
в абзаце одиннадцатом слова "(40936 км)" заменить словами "(386 поселений)";
дополнить абзацем следующего содержания:
"Образование 631 земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, выделенного в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в счет невостребованных земельных долей, с целью государственной регистрации права собственности граждан и признания права собственности муниципального образования на них соответственно.";
г) в разделе "Объемы и источники финансирования программы":
цифры "119514" заменить цифрами "68962,95";
цифры "66077" заменить цифрами "15528,95";
цифры "36223" заменить цифрами "36220";
д) раздел "Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности" дополнить абзацем следующего содержания:
"образование земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, выделенных в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в счет невостребованных земельных долей, с целью государственной регистрации права собственности граждан и признания права собственности муниципального образования на них соответственно.";
2) разделы 1, 2 и 3 изложить в следующей редакции:
"Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Одной из важнейших стратегических целей государственной политики по созданию условий устойчивого экономического развития на территории Забайкальского края является решение следующих проблем, возникших в сфере регулирования имущественных и земельных отношений:
в системах учета имеют место дублирование функций и погрешности в сведениях об объектах недвижимости вследствие многократного ручного введения, различий в идентификации объектов и субъектов права, а также сложности проверки взаимного расположения объектов и противоречивости информации, содержащейся в разрозненных информационных системах;
на территории Забайкальского края переведено в электронный вид не более 0,1 процента дел от количества дел, находящихся в архивах организаций технической инвентаризации;
отсутствует современная цифровая (картографическая) основа проведения государственного кадастрового учета земельных участков;
отсутствует государственная регистрация права собственности публичных собственников на земельные участки в процессе разграничения государственной собственности на землю;
отсутствует факт кадастрового учета земельных участков, выделенных в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в счет невостребованных земельных долей.
Таким образом, возможность на практике внедрять эффективные экономические механизмы в сфере управления недвижимостью ограничена отсутствием современных автоматизированных систем и информационных технологий учета и оценки объектов недвижимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года № 560 утверждена подпрограмма "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)".
Для достижения целей, поставленных данной подпрограммой, на территории Забайкальского края необходимо проведение ряда мероприятий, требующих привлечения значительных финансовых средств. Масштабность и ресурсоемкость задач, связанных с созданием инфраструктуры пространственных данных на всей территории Забайкальского края, с актуализацией кадастровой стоимости земельных участков на основе усовершенствованной методической базы, с разграничением государственной собственности на землю, требуют четкой межведомственной координации и согласованного по времени и объемам привлечения средств федерального бюджета и бюджета края, что невозможно без применения программно-целевых методов.
В рамках системных мероприятий программы планируется продолжить работы по разграничению государственной собственности на землю и созданию автоматизированных систем управления недвижимостью на основе использования современных информационных технологий, обеспечивающих эффективное управление земельными и имущественными отношениями.
До 1 июля 2006 года существовала проблема разграничения государственной собственности на землю между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, обусловленная законодательно установленным усложненным механизмом разграничения государственной собственности на землю, что отрицательно сказалось на результатах разграничения и, соответственно, на эффективности использования и распоряжения земельными участками. Отсутствие соответствующего публичного собственника на земельные участки порождало неопределенность в реализации полномочий по распоряжению землями.
Программа будет способствовать реализации стратегических задач по проведению мероприятий по разграничению государственной собственности на землю в соответствии с нормами Федерального закона от 17 апреля 2006 года № 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации", Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, в отношении которых проведен государственный кадастровый учет, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. При этом формирование таких земельных участков осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Забайкальского края, а также земельными участками на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством осуществляется исполнительным органом государственной власти Забайкальского края. Формирование таких земельных участков, в том числе внесение соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, означает пополнение соответствующей информационной базы государственного кадастра недвижимости и создание новых объектов налогообложения.
На территории Забайкальского края отсутствуют описанные и утвержденные в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства границы муниципальных образований.
В настоящее время в Забайкальском крае из-за несовершенства действующего земельного законодательства остается сложной ситуация по упорядочению оборота земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности. В ряде поселений Забайкальского края по-прежнему общими собраниями дольщиков не утверждены местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей, схемы массивов невостребованных земельных долей для последующего признания права собственности муниципальных образований на земельные участки. Выдел земельных участков в счет земельных долей производится бессистемно и не соответствует требованиям рационального землепользования. Все это мешает процессу перераспределения земель сельскохозяйственного назначения между эффективно хозяйствующими субъектами и вовлечению их в хозяйственный оборот.
Разработка программы обусловлена также необходимостью координации мероприятий правового, организационного, производственного, технологического и образовательного характера. Выполнение программных мероприятий возможно при осуществлении межведомственной координации, проводимой специально уполномоченным представителем федеральных органов в Забайкальском крае. Это связано также с необходимостью создания и внедрения специального программного обеспечения по управлению земельными участками и иной недвижимостью, масштабностью и ресурсоемкостью решаемых в рамках программы задач, связанных с разграничением государственной собственности на землю.
За период реализации аналогичной областной целевой программы, действовавшей в 2003-2007 годах:
сформировано 2812 земельных участков, из них 2229 земельных участков фонда перераспределения земель в составе категории земель сельскохозяйственного назначения;
проведена инвентаризация сведений о 52021 ранее учтенном земельном участке, проинвентаризированы земли населенных пунктов на площади более 10 тыс. га;
проведены работы по государственной кадастровой оценке всех категорий земель, подготовлены сведения для исчисления земельного налога от кадастровой стоимости на 314396 земельных участков;
созданы и обновлены картографические материалы (цифровые ортофотопланы и топопланы) на 478 населенных пунктов.
Раздел 2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
Основными целями программы являются:
создание автоматизированной системы эффективного управления недвижимостью, находящейся в собственности Забайкальского края, переход к единой системе государственного кадастрового учета объектов недвижимости, обеспечивающей индивидуализацию и идентификацию объектов недвижимости;
совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям, гражданам, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления;
разграничение государственной собственности на землю;
повышение эффективности управления недвижимостью;
обеспечение проведения работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома;
описание границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства;
выделение земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в счет невостребованных земельных долей, с целью государственной регистрации права собственности граждан и признания права собственности муниципального образования на них соответственно.
Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:
создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости;
создание с использованием единых методологических и программно-технических принципов государственных автоматизированных баз данных, обеспечивающих ведение государственного земельного кадастра и государственный учет объектов недвижимости, содержащих перечни учтенных объектов недвижимости, а также сведения о данных объектах, и подлежащих учету в Государственном регистре баз и банков данных;
обеспечение информационного наполнения государственного кадастра недвижимости за счет получения и ввода в автоматизированные базы данных актуальной информации о земельных участках и прочно связанных с ними объектах недвижимого имущества как объектах права и налогообложения, полученных в результате разграничения государственной собственности на землю, межевания и государственной кадастровой оценки земельных участков;
подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров в системе государственного управления землей и иной недвижимостью, а также кадров, обеспечивающих проведение работ по созданию инфраструктуры пространственных данных, по государственной кадастровой оценке земель, массовой оценке объектов недвижимости;
освоение и внедрение нормативно-методической базы, обеспечивающей реализацию государственной политики в области управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений;
развертывание программно-технических комплексов, поддерживающих информационные базы данных:
по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Забайкальского края, и прочно связанными с ними объектами недвижимости;
по контролю за использованием земель, находящихся в собственности Забайкальского края;
по обеспечению поступления платежей за землю в бюджеты всех уровней;
вовлечение объектов недвижимости в гражданский оборот и стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан;
освоение и внедрение автоматизированной системы учета объектов недвижимости, обеспечивающей информационную поддержку управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений;
осуществление кадастрового учета земельных участков, выделенных в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в счет невостребованных земельных долей, с целью государственной регистрации права собственности граждан и признания права собственности муниципального образования на них соответственно.
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями эффективности реализации программных мероприятий являются:
рост совокупных поступлений в консолидированный бюджет Забайкальского края, получаемых от сбора земельного налога и налогов на имущество за счет более полного учета объектов недвижимости и проведения работ по актуализации кадастровой стоимости земельных участков, увеличится к 2011 году в среднем в 1,2 раза, в том числе:
Показатели | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |
Поступление земельного налога |
|
|
|
|
| |
Поступление налогов на имущество |
|
|
|
|
| |
Всего поступление налогов |
|
|
|
|
|
|
увеличение количества земельных участков, находящихся в собственности Забайкальского края:
в 2009 году - на 30 земельных участков;
в 2010 году - на 30 земельных участков;
в 2011 году - на 30 земельных участков;
вовлечение в хозяйственный оборот:
в 2009 году - 5 земельных участков;
в 2010 году - 5 земельных участков;
в 2011 году - 5 земельных участков;
описание границ муниципальных образований (386 поселений).
Образование 631 земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, выделенного в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в счет невостребованных земельных долей, с целью государственной регистрации права собственности граждан и признания права собственности муниципального образования на них соответственно.
Срок реализации программы:
2009-2011 годы. Программа реализуется в один этап.
Условиями досрочного прекращения реализации программы может быть досрочное достижение целей и выполнение задач программы, а также недостижение установленных значений целевых индикаторов программы по годам при условии ее полного финансирования.
Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края и составляет 68962,95 тыс. рублей, в том числе по годам:
2009 год - 17214 тыс. рублей;