Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 июля 2011 года N 155-П


О долгосрочной целевой программе "Развитие образования
в Республике Карелия в 2011-2015 годах"

(с изменениями на 5 августа 2013 года)

______________________________________________________________________

Утратило силу на основании Постановления Правительства Республики Карелия от 20 июня 2014 года N 196-П

 ______________________________________________________________________

_______________________________________

Постановление с изменениями и дополнениями, внесенными

Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.01.2012 N 22-П (Газета "Карелия" N 11(2264) 16.02.2012 г. С.30)

Постановлением Правительства Республики Карелия от 05 августа 2013 года N 243-П
_______________________________________

В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года N 93-П "О долгосрочных целевых программах Республики Карелия", распоряжением Правительства Республики Карелия от 6 декабря 2010 года N 564р-П Правительство Республики Карелия

Постановляет

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие образования в Республике Карелия в 2011-2015 годах" (далее - Программа).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Карелия при разработке мероприятий (программ) по развитию образования на соответствующих территориях учитывать положения Программы.

3. Контроль за выполнением Программы возложить на Министерство образования Республики Карелия.

    Глава Республики Карелия
     А.В. Нелидов

Утверждена постановлением
     Правительства Республики Карелия
      от 4 июля 2011 года N 155-П

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
В 2011-2015 ГОДАХ"


ПАСПОРТ

долгосрочной целевой программы
«Развитие образования в Республике Карелия в 2011-2015годах»

Наименование долгосрочной программы

- долгосрочная целевая программа «Развитие образования в Республике Карелия в 2011-2015 годах» (далее - Программа)

Решение о разработке проекта долгосрочной программы Правительством Республики Карелия и одобрении концеп-ции долгосрочной программы (номер и дата распоряжения)

- распоряжение Правительства Республики Карелия от 6 декабря 2010 года N 564р-П

Решение об утверждении долгосрочной программы (наименование, номер и дата нормативного правового акта)

- постановление Правительства Республики Карелия от 4 июля 2011 года

N 155-П

Государственные заказчики долгосрочной программы

- Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия;

Министерство Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями и средствами массовой информации

Государственный заказчик - координатор долгосрочной программы

- Министерство образования Республики Карелия

Цели долгосрочной программы

- обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям социально ориентированного инновационного развития Республики Карелия, в соответствии с приоритетными направлениями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

повышение роли образования в социальной консолидации российского общества

Задачи долгосрочной программы

- создание условий для достижения нового качества образования, соответствующего современным требованиям к качеству образовательных результатов и к качеству условий организации образовательного процесса, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

развитие современной системы непрерывного образования (от дошкольного до профессионального);

1. формирование эффективных механизмов управления, ориентированного на результат, оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей

Ожидаемые конечные результаты реализации долгосрочной программы и показатели эффективности

- уровень доступности качественного образования в соответствии с современными стандартами и требованиями инновационного социально-ориентированного развития Республики Карелия для всех категорий граждан независимо от места жительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья достигнет 75%;

удовлетворенность населения качеством образования на всех его уровнях достигнет 75%;

доля обучающихся, достигающих современных образовательных результатов в соответствии с требованиями качества образовательных результатов по новым государственным стандартам общего образования и требованиями к качеству условий организации образовательного процесса, достигнет 75 %;

доля детей, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей дошкольного возраста достигнет 90 %;

доля выпускников очной формы обучения государственных и негосударственных образовательных учреждений НПО/СПО/ВПО в Республике Карелия, трудоустроившихся не позднее 1 года после выпуска, достигнет 95 %;

доля аккредитационных процедур, осуществляемых с участием представителей общественности и потребителей от общего числа процедур по оценке качества общего образования достигнет 100 %;

доля общеобразовательных учреждений, осуществивших процедуру общественной аккредитации, достигнет 9 %

Сроки реализации долгосрочной программы

- период с 2011 по 2015 годы (включительно):

I этап: 2011 - 2012 годы - начальный этап;

II этап: 2013 год - основной этап;

III этап: 2014 - 2015 годы - завершающий этап

Источники финансирования долгосрочной программы

- реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Республики Карелия;

объем бюджетных расходов Республики Карелия по мероприятиям Программы: 720 миллионов рублей;

привлечение внебюджетных источников финансирования отдельных мероприятий осуществляется на основе предложений исполнителей Программы в соответствии с законодательством и соглашениями

Система организации контроля за реализацией долгосрочной программы

- ежеквартальный и ежегодный мониторинг за выполнением Программы;

ежеквартальный отчет о результатах реализации программных мероприятий;

ежегодная оценка эффективности реализации программы;

ежегодный доклад о выполнении программы (государственные заказчики программы);

ежегодный сводный доклад о выполнении программы (государственный заказчик-координатор программы)


(Паспорт Программы в редакции Постановления Правительства Республики Карелия от 26.01.2012 N 22-П  - см. предыдущую редакцию).    

(Паспорт Программы в редакции Постановления Правительства Республики Карелия от 05 августа 2013 года N 243-П - см. предыдущую редакцию)

Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

 

       Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Карелия и полномочиям, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, целесообразности решения проблемы программно-целевым методом.

       Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере при отсутствии введения программно-целевых методов.

       Современная система образования Республики Карелия, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия. Уровни системы образования не согласованы между собой, эффективные связи между ними либо отсутствуют, либо выражены крайне слабо. Нуждается в совершенствовании новый финансово-экономический механизм обеспечения развития, перехода к новым образовательным результатам, к региональной системе оценки качества образования, к эффективности использования ресурсов.

        У органов управления образованием всех уровней и у образовательного сообщества в целом есть понимание того, что образование должно быть непрерывным. Но при этом сама система непрерывного образования не сформирована, а понимание ее структуры и инструментов реализации иногда различается даже на профессиональном уровне.

       Актуальным, особенно в дошкольном образовании, остается  неравный доступ к качественному образованию, являющийся одним из факторов, усугубляющих складывающееся социальное неравенство.

       Результаты исследований (включая международные сравнительные исследования) свидетельствуют о наличии определенных проблем в достижении качества общего и дополнительного образования.

       Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

       Несмотря на определенные положительные результаты отдельных мероприятий по работе  с одаренными детьми и талантливой молодежью, следует отметить, что целостная система целенаправленной работы не сформирована.

        Для всего современного российского образования характерно рассогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда. Наиболее явно это выражено в профессиональном и непрерывном образовании.

        Начальное профессиональное образование продолжает оставаться наиболее проблемным. Попытки реформирования начального профессионального образования через интеграцию его программ с программами среднего профессионального образования, нацеленные на усиление его социальной направленности,  не дают пока должного эффекта.

       Для средней профессиональной школы характерен ряд проблем, без преодоления которых будет серьезным образом затруднено ее инновационное развитие. Одной из проблем является противоречие между ростом потребности в специалистах и отсутствием ее объективного прогноза по отраслям экономики, нерациональным использованием специалистов со средним профессиональным образованием, низкой ценой труда молодого специалиста. У большинства выпускников общеобразовательных школ начальное и среднее профессиональное образование по-прежнему остается не престижным.

       К общесистемным проблемам относится недостаточная эффективность использования бюджетных расходов на образование.

       Другой общесистемной проблемой является сложная кадровая ситуация в образовании. В системе образования Республики Карелия сохраняется большая численность преподавателей пенсионного возраста (28%). Практически на всех уровнях образовательной системы мало молодых учителей и преподавателей, а среди преподавателей преобладают женщины, при этом российский показатель доли женщин в численности преподавательского персонала образовательных учреждений является одним из самых высоких в мире.

Сложной остается ситуация с материально-технической базой системы образования, включая все ее составляющие. Предпринятые меры по обновлению и развитию материально-технической базы не позволили преодолеть ее общее моральное и физическое старение. Остается проблема сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников, формирования современных условий организации образовательного процесса, полноценного  школьного питания. Не смотря на успешные процессы информатизации системы образования, внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс в предыдущие годы, ускорение темпов модернизации компьютерных технологий требует сегодня технического и технологического обновления.

        При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина(1).

_________________________

(1) Распоряжение Правительства Российской Федерации  "О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации  на период до 2020 года" от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.


Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач(2):

_________________________

(2)  Распоряжение Правительства Российской Федерации  "О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации  на период до 2020 года" от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.

- обеспечение инновационного характера базового образования;

- модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;

- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

- формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года(3) приоритетными направлениями в  сфере образования определены приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг.

_________________________

(3) Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» от 17 ноября 2008 г. N 1663-р.

Существующие проблемы российского образования требуют комплексного решения. Это решение будет достигнуто с использованием  программно-целевого метода, обеспечивающего взаимосвязь целей и задач, комплексный характер и единые подходы к решению имеющихся проблем.   

Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, направленных на  достижение конкретной цели и решение задач, стоящих перед российским образованием в 2011-2015 годы.

Прогноз развития сложившихся проблемных ситуаций без использования программно-целевого метода их решения


Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:

1) отсутствие государственной поддержки доступа к программам дошкольного образования, особенно предшкольной подготовки для всех жителей республики.

Инерционный вариант решения проблемы доступности дошкольного образования предшкольной подготовки в среднесрочной перспективе будет соответствовать приросту показателя «доля детей, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей дошкольного возраста» не более 2-3 % в год, т.е. 2011 год - 72,1%; 2012 год - 75%; 2013 год - 77%; 2014 год - 80%; 2015 год - 82%, что значительно ниже прогнозируемого среднероссийского показателя;

2) замедление перехода к образовательному стандарту нового поколения в общем образовании.

Замедление введения к 2015 году профильного обучения из-за недостаточного материального, кадрового и организационно- методического обеспечения, особенно в сельских общеобразовательных учреждениях.

Инерционный вариант решения проблемы введения профильного обучения в старшей школе сохранит существующий показатель «доля старшеклассников, охваченных программами профильного обучения в старшей школе» на уровне 27% в городских общеобразовательных учреждениях и на уровне 5% в сельских общеобразовательных учреждениях;

3) перенос срока полномасштабного выпуска школьников, обучавшихся по новым образовательным стандартам, на 2022 год и последующие годы, что негативно повлияет на качественную структуру трудовых ресурсов страны и уменьшит ее конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность;

4) сохранение перегрузки детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, что крайне отрицательно повлияет на физическое и психологическое здоровье нации.

       Инерционный вариант решения проблемы перегрузки детей сохранит на прежнем уровне или снизит показатель «доля обучающихся общеобразовательных учреждений, имеющих 1 и 2 группы здоровья» с 72% до 70%;

5) перенос сроков реализации  проекта модернизации профессионального образования, сроков создания системы непрерывного профессионального образования в республике создаст напряженность на рынке труда.

Инерционный вариант решения проблемы комплексной модернизации профессионального образования, ориентированного на потребности регионального рынка труда, снизит показатель «доля выпускников очной формы обучения государственных и негосударственных образовательных  учреждений НПО/СПО/ВПО в Республике Карелия, трудоустроившихся не позднее 1 года после выпуска» на уровне 2010 года;

6) рост социальной напряженности, обусловленной сохранением неравной доступности образования и дифференциацией качества образования для различных муниципальных образований, территорий  и групп населения.

Инерционный вариант решения проблемы доступности качественного образования, современных условий организации образовательного процесса показатель «доля общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям к качеству условий организации образовательного процесса» сохранит на уровне 70% или снизит до 60%;

7) усиление тенденции «старения» педагогических кадров, дефицит педагогических кадров и управленцев нового поколения.

       Инерционный вариант решения проблемы обновления педагогических кадров увеличит показатель доли педагогических работников пенсионного возраста с 28% до 30-35% к 2015 году;

8) износ материальной инфраструктуры образования, что к 2020 году может потребовать принятия экстренных мер по ее воссозданию.

Отдельные мероприятия, направленные на решение этих проблем, реализовывались в предшествующий период в рамках программы «Развитие образования в Республике Карелия в 2008-2010 гг.».

       В ходе выполнения целевой республиканской программы «Развития образования в 2008-2010 годах» и реализации комплексного проекта модернизации образования на территории республики были заложены основы и реализованы мероприятия и проекты:

- модернизированы структура и содержание общего и профессионального образования;