ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 февраля 2007 года N 72р-П
[О целевой программе "Активное вовлечение в топливно-энергетический
комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических
ресурсов на 2007-2010 годы"]
1. Одобрить региональную целевую программу "Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2007-2010 годы" (далее - Программа) и в установленном порядке представить ее на утверждение в Законодательное Собрание Республики Карелия.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия принять участие в финансировании мероприятий Программы за счет местных бюджетов и иных источников в соответствии с законодательством.
Глава Республики Карелия
С.Л. Катанандов
Региональная целевая программа
"Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс
Республики Карелия местных топливно-энергетических
ресурсов на 2007-2010 годы"
Паспорт
региональной целевой программы
"Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс
Республики Карелия местных топливно-энергетических
ресурсов на 2007-2010 годы"
Наименование | - региональная целевая программа "Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2007-2010 годы" |
Дата принятия | - распоряжение Правительства Республики Карелия |
Основание для разработки Программы | - Федеральный закон от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ "Об энергосбережении"; |
Государственный заказчик Программы | - Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства |
Разработчик | - Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства |
Организации, принимавшие участие в разработке Программы | - Карельский научно-исследовательский институт лесопромышленного комплекса Петрозаводского государственного университета (далее - КарНИИЛПК ПетрГУ) |
Цели и задачи | - стратегической целью Программы является: максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора Республики Карелия для роста экономики, повышения качества жизни населения и обеспечения энергетической безопасности региона. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - увеличение к 2011 году (по сравнению с 2005 годом) доли использования местных видов топлива в общем балансе потребления топливно-энергетических ресурсов Республики Карелия для обеспечения муниципального теплоснабжения на 10 процентов. |
Сроки реализации Программы | - 2007-2010 годы: |
Краткое изложение мероприятий Программы | - определение перспективных направлений развития производства местных топливных ресурсов с учетом реальных потребностей теплоснабжающих организаций; |
Объем и источники финансирования | - суммарный объем финансирования Программы на 2007-2010 годы - 102,6 миллионов рублей, в том числе средства: бюджетные кредиты Республики Карелия по результатам конкурса - 44,5 миллиона рублей; внебюджетные источники - 58,1 миллиона рублей |
Исполнители | - Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства; органы местного самоуправления (по согласованию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - увеличение к 2011 году (по сравнению с 2005 годом) объемов использования местных видов топлива в общем балансе потребления топливно-энергетических ресурсов в Республике Карелия для обеспечения муниципального теплоснабжения: |
Период, основания и порядок корректировки Программы | - Программа корректируется по результатам фактического исполнения один раз в год по представлению органов исполнительной власти Республики Карелия, участвующих в ее реализации; предложения по корректировке Программы вносятся государственным заказчиком Программы |
Контроль за реализацией и отчетность об исполнении Программы | - контроль за целевым использованием бюджетных кредитов осуществляет государственный заказчик Программы; государственный заказчик Программы при подготовке отчетности руководствуется постановлением Правительства Республики Карелии от 17 апреля 2006 года N 44-П "Об утверждении Порядка разработки и реализации бюджетных целевых программ Республики Карелия" |
Стратегическими ориентирами энергетической политики Республики Карелия являются энергетическая и экологическая безопасность, а также энергетическая и бюджетная эффективность. Достижение указанных ориентиров, повышение управляемости процесса развития энергетики требуют формирования основных составляющих энергетической политики. К числу таких составляющих относятся, прежде всего, развитие внутренних топливно-энергетических рынков, формирование рационального топливно-энергетического баланса, региональная и внешняя энергетическая политика, социальная, научно-техническая и инновационная политика в энергетическом секторе.
Целью республиканской энергетической стратегии является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения республики.
Энергетическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности России и Республики Карелия, в частности. Энергетическая безопасность регионального уровня - это состояние защищенности республики, ее населения, экономики от возможных сбоев и срывов в топливном и энергетическом обеспечении, которые определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием топливно-энергетического комплекса региона.
Важнейшими принципами обеспечения энергетической безопасности Республики Карелия являются:
надежность энергообеспечения потребителей в полном объеме в нормальных условиях и в гарантированном объеме при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера;
контроль со стороны Правительства Республики Карелия, исполнительной власти и местных органов управления за надежным энергоснабжением объектов;
диверсификация используемых видов топлива и энергии;
учет требований экологической безопасности - развитие энергетики должно соответствовать возрастающим требованиям охраны окружающей среды (отрицательное влияние топливно-энергетического комплекса на окружающую среду остается высоким);
предотвращение нерационального использования энергоресурсов (взаимосвязь с политикой энергетической эффективности).
Для усиления энергетической и экологической безопасности Республики Карелия необходимо осуществление постепенного перевода котельно-печного оборудования на местные виды топливно-энергетических ресурсов и в первую очередь этот перевод необходим для системы жилищно-коммунального хозяйства.
Мировые тенденции в целом и, в частности, опыт Европы показывают, что при развитии энергетики согласно Киотскому протоколу и соответствующим решениям Европейского Союза наряду с газом и атомной энергетикой биотопливо из числа потенциальных топливно-энергетических ресурсов уже стало реально используемым ресурсом.
Такое явление в значительной мере определено тем, что биомасса лесов и болот фактически является возобновляемой, что позволяет при соблюдении баланса образования и потребления биомассы организовать ее неистощительное использование. При использовании древесного топлива не происходит выброса в атмосферу двуокиси углерода или других так называемых "парниковых газов", приводящих к изменениям климата и не происходит никаких нарушений естественных непрерывных процессов роста и разрушения. А при использовании биологической массы болот в качестве топлива выбросы в атмосферу парниковых газов значительно ниже, чем при использовании традиционно используемого мазута и дизельного топлива. Кроме экологических преимуществ, использование возобновляемых источников энергии позволит уменьшить экономическую зависимость от растущих цен на нефть и газ, ресурсы которых по многим прогнозам весьма ограничены.
В настоящее время только около 6 процентов энергии в Европейском Союзе производится из возобновляемых энергоресурсов, однако страны Европейского Союза наметили удвоение такого производства к 2010 году.
Традиционно биомасса широко использовалась в Финляндии и Швеции. В Финляндии биомасса дает почти пятую часть - 19,6 процента, в Швеции - 16,1 процента от полного потребления энергии. В Латвии доля использования биомассы самая высокая и составляет 30,3 процента.
Британское правительство намерено к 2012 году вырабатывать 10 процентов энергии в стране из возобновляемых ресурсов. Энергетические станции Голландии, Бельгии, Дании готовы потреблять значительные ресурсы биотоплива.
В результате выборов в Конгресс и Сенат США, представители демократической партии теперь будут контролировать обе палаты и возглавят ведущие комитеты. Одним из главных пунктов их программы обозначено снижение зависимости страны от нефти, развитие энергоэффективных технологий и возобновляемых источников энергии. В результате предполагается рост инвестиций в возобновляемую энергетику. Будет принят федеральный закон или стандарт об обязательной доле биомассы и других возобновляемых ресурсов в производстве энергии. Каждая крупная электроэнергетическая компания в обязательном порядке должна будет использовать возобновляемые ресурсы. В частности, во время прошедших выборов в богатом лесом штате Вашингтон был принят закон об обязательном применении 15 процентов доли возобновляемых источников.
Вышеизложенное определяет для Республики Карелия необходимость включить в число первоочередных задачу ускоренного освоения возобновляемых местных древесных и торфяных источников энергии.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
Региональная целевая программа "Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2007-2010 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Республики Карелия "О бюджетных целевых программах Республики Карелия" от 6 октября 2005 года N 909-ЗРК и Концепцией региональной целевой программы "Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2006-2010 годы", одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 8 сентября 2006 года N 275р-П.
Перспективы усиления энергетической и экологической безопасности и увеличения доли использования местных топливно-энергетических ресурсов определены:
Федеральным законом от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ "Об энергосбережении";
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 года N 472 "Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года";
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 796 "О федеральной целевой программе "Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года";
Концепцией развития теплоснабжения в России, включая коммунальную энергетику, на среднесрочную перспективу, принятой Департаментом энергетического надзора, лицензирования и энергоэффективности Минэнерго России в 2002 году;
республиканской целевой программой "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на 2004-2010 годы", одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 18 августа 2004 года N 383р-П и утвержденной Законодательным Собранием Республики Карелия от 21 октября 2004 года N 1420-III ЗС;
региональной целевой программой "Жилище на 2004-2010 годы", подпрограммой "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры", одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 28 июня 2006 года N 177р-П и утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 4 июля 2006 года N 2559-III ЗС.
Сложная ситуация по обеспечению теплом в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ) Республики Карелия в значительной мере обусловлена постоянным непредсказуемым ростом цен на топливно-энергетические ресурсы, ввозимые в Республику Карелия (каменный уголь, мазут, дизельное топливо).
Однако именно проблема обеспечения надежного и устойчивого теплоснабжения потребителей и, прежде всего, населения при прохождении каждого осенне-зимнего периода имеет ярко выраженную социальную направленность и предопределяет рассмотрение при её решении взаимодействия секторов теплоснабжения и топливно-энергетического комплекса Республики Карелия.
В Карелии, как и в России в целом, основными энергоносителями в коммунально-жилищной сфере, являются продукты переработки нефти и уголь, а в последнее время, и природный газ (приложение N 1). При этом предприятия и службы жилищно-коммунального хозяйства республики базируются в основном на привозном топливе. Поэтому они постоянно испытывают негативные внутренние и внешние воздействия (внезапные скачки цен, диктат поставщиков, срывы сроков поставки и других), которые не поддаются прогнозированию и лихорадят топливную отрасль республики и это притом, что объёмы производства тепловой энергии имеют тенденцию к росту примерно на 2,5-3,0 процента в год.
Эта ситуация препятствует стабильности обеспечения теплом населения, объектов социальной сферы и эффективности жилищно-коммунального хозяйства республики, что особенно обостряется в условиях низких температур в зимний и в переходные периоды (осенне-зимний и зимне-весенний).
Скачки цен в Республике Карелия за каждый отопительный период на привозные виды топлива, закупаемые теплоснабжающими предприятиями республики, изменялись в следующих пределах (за 1 тонну с учетом транспортировки):
Отопительный период | Каменный уголь | Мазут | |||
2000-2001 год | в 1,82 раза | в 1,44 раза | |||
2001-2002 год | в 1,31 раза | в 1,65 раза | |||
2002-2003 год | в 1,10 раза | в 1,18 раза | |||
2003-2004 год | в 1,21 раза | в 1,53 раза | |||
2004-2005 год | в 1,41 раза | в 2,13 раза | |||
Всего за 2000-2005 год | в 3,42 раза | в 4,14 раза |
Рисунок 1. Изменение уровня цены на мазут по отопительным периодам
Рисунок 2. Изменение уровня цены на каменный уголь по отопительным
периодам
Диаграммы, приведенные на рисунках 1-2, наглядно демонстрируют изменение непосредственно цен на нефтепродукты и каменный уголь на внутреннем топливном рынке в ходе прохождения каждого отопительного сезона.
Характерные изменения (скачки) цен носят непредсказуемый и трудно прогнозируемый характер.
В качестве основного фактора нестабильности цен на внутреннем топливном рынке и ограниченности предложения топлива можно выделить постоянное увеличение доли экспорта нефтепродуктов и каменного угля. При этом экспортные цены на топливо в разы превышают цены на внутреннем рынке.
Рост цен на нефть на мировом рынке связан не только с различными конъюнктурными факторами, но и с риском возникновения масштабного энергетического кризиса, который будет носить системный характер. В случае возникновения дефицита нефти в 2008-2015 годах во всем энергетическом комплексе могут начаться кризисные явления.
Значительное повышение цен на нефть в условиях ее дефицита окажет прямое воздействие на стоимость природного газа и каменного угля. При этом необходимо учитывать, что ресурсы природного газа в случае большого спроса будут исчерпаны более быстрыми темпами, чем нефтяные ресурсы.
Для нормализации ситуации и снижения зависимости теплоэнергетики от роста цен на нефть, природный газ и каменный уголь необходимо осуществлять развитие использования местных топливно-энергетических ресурсов. К местным видам топлива относятся в первую очередь торф и дрова, а потребление древесины в качестве топлива удовлетворяет требованиям Киотского протокола. Неистощаемость и экологическая чистота этих ресурсов обуславливают необходимость их интенсивного использования.