ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 февраля 2007 года N 72р-П

[О целевой программе "Активное вовлечение в топливно-энергетический
комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических
ресурсов на 2007-2010 годы"]


1. Одобрить региональную целевую программу "Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2007-2010 годы" (далее - Программа) и в установленном порядке представить ее на утверждение в Законодательное Собрание Республики Карелия.    

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия принять участие в финансировании мероприятий Программы за счет местных бюджетов и иных источников в соответствии с законодательством.                       

         

 Глава Республики Карелия
 С.Л. Катанандов

Одобрена распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 28 февраля 2007 года N 72р-П

 



Региональная целевая программа
"Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс
Республики Карелия местных топливно-энергетических
ресурсов на 2007-2010 годы"


Паспорт
региональной целевой программы
"Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс
Республики Карелия местных топливно-энергетических
ресурсов на 2007-2010 годы"

Наименование
Программы

- региональная целевая программа "Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2007-2010 годы"

Дата принятия
решения о разработке проекта Программы Правительством Республики Карелия и утверждение концепции региональной целевой программы

- распоряжение Правительства Республики Карелия
от 8 сентября 2006 года N 275р-П

Основание для разработки Программы

- Федеральный закон от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ "Об энергосбережении";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 года N 472 "Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года";     
постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 796 "О федеральной целевой программе "Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года";
Концепция развития теплоснабжения в России, включая коммунальную энергетику, на среднесрочную перспективу, принятая Департаментом энергетического надзора, лицензирования и энергоэффективности Минэнерго России в 2002 году;
республиканская целевая программа "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на 2004-2010 годы", одобренная распоряжением Правительства Республики Карелия от 18 августа 2004 года N 383р-П и утвержденная постановлением Законодательного Собрания Республики         Карелия от 21 октября 2004 года N 1420-III ЗС;     
республиканская целевая программа "Жилище на 2004-2010 годы", (в редакции постановления Законодательного Собрания Республики Карелия от 4 июля          2006 года N 2559-III ЗС);     
программные мероприятия по добыче и использованию торфа в Республике Карелия на период до 2010 года, утвержденные приказом Государственного комитета Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 9 ноября 2005 года   N 140

Государственный заказчик Программы

- Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Разработчик
Программы

- Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Организации, принимавшие участие в разработке Программы

- Карельский научно-исследовательский институт лесопромышленного комплекса Петрозаводского государственного университета (далее - КарНИИЛПК ПетрГУ)

Цели и задачи
Программы

- стратегической целью Программы является: максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора Республики Карелия для роста экономики, повышения качества жизни населения и обеспечения энергетической безопасности региона.
    Для достижения указанной цели Программы необходимо решить следующий комплекс задач:     
   создать надежную сырьевую базу и обеспечить устойчивое развитие топливно-энергетического комплекса региона в условиях формирования рыночных отношений;     
   повысить устойчивость теплоснабжения населения Республики Карелия, в том числе децентрализованных потребителей с дальним и сезонным завозом топлива за счет использования местных видов топлива;
   создать систему государственного регулирования и решения проблем использования местных топливно-энергетических ресурсов на среднесрочную перспективу;     
   повысить эффективность использования топливно-энергетических ресурсов и создать необходимые условия для перевода экономики республики на энергосберегающий путь развития с обеспечением разумных энергетических потребностей общества;     
   повысить эффективность деятельности топливно-энергетического комплекса и формирования рационального топливно-энергетического баланса Республики Карелия за счет взаимодействия с научно-техниче-скими организациями;     
   повысить эффективность использования котельно-печного оборудования путем их реконструкции и (или) технического перевооружения на новой технологической основе;     
   направить политику теплоснабжения жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на обеспечение энергетической безопасности региона;
снизить расходы на привозное топливо;     
   усилить переработку и комплексное использование местных топливно-энергетических ресурсов;     
   снизить негативное воздействие топливно-энергети-ческого комплекса Республики Карелия на окружающую среду за счет сокращения потребления невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов и снижения вредных выбросов от тепловых установок в городах и населенных пунктах;     
   усилить развитие экспортного потенциала топливно-энергетического комплекса Республики Карелия;     
   увеличить бюджетные поступления за счет привлечения региональных организаций по производству и использованию местных видов топлива;     
   улучшить инвестиционный климат в топливной отрасли республики, способствовать становлению конкурентных договорных взаимоотношений в области обеспечения топливом жилищно-коммунальной сферы и технического перевооружения коммунальных источников теплоснабжения

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

- увеличение к 2011 году (по сравнению с 2005 годом) доли использования местных видов топлива в общем балансе потребления топливно-энергетических ресурсов Республики Карелия для обеспечения муниципального теплоснабжения на 10 процентов.
Программные мероприятия нацелены на поэтапное увеличение объемов использования местных топливных ресурсов:
к 2009 году - до 223500 тонн условного топлива;
к 2011 году - до 262500 тонн условного топлива

Сроки реализации Программы

- 2007-2010 годы:
1 этап - 2007-2008 годы;
2 этап - 2009-2010 годы

Краткое изложение мероприятий Программы

- определение перспективных направлений развития производства местных топливных ресурсов с учетом реальных потребностей теплоснабжающих организаций;
определение необходимости и обоснованности пере-вода котельных на использование местных топливных ресурсов с учетом степени износа котельно-печного оборудования;
привлечение инвесторов для развития использования местного топлива в топливно-энергетическом комплексе Республики Карелия;
обеспечение благоприятных условий для улучшения инвестиционного климата в топливно-энергетическом комплексе Республики Карелия;
оказание методической, методологической и другой помощи предприятиям при разработке бизнес-планов и участии в конкурсах по получению бюджетных кредитов Республики Карелия, направленных на реализацию Программы;
организация подготовки площадок по добыче торфа;
организация закупок машин и механизмов для добычи торфа и получения щепы (5 штук комплексов торфяной техники и один комплекс щепорубительной техники);
организация добычи топливного торфа и щепы с постепенным увеличением объемов до 262500 тонн условного топлива;
организация реконструкции и модернизации существующего котельно-печного оборудования для использования местных видов топливных ресурсов;
создание условий для появления новых рабочих мест, прежде всего путем развития торфяной промышленности республики и ее инфраструктуры;
организация проведения научного мониторинга, семинаров и поездок по обмену опытом, разработки научно-технических решений, обучения специалистов;
 участие в развитии научно-исследовательских и опытно конструкторских работ в топливно-энергетическом комплексе Республики Карелия, создании благоприятного климата для инновационных разработок

Объем и источники финансирования
Программы

- суммарный объем финансирования Программы на 2007-2010 годы - 102,6 миллионов рублей, в том числе средства:

бюджетные кредиты Республики Карелия по результатам конкурса - 44,5 миллиона рублей;

внебюджетные источники - 58,1 миллиона рублей

Исполнители
Программы

- Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

органы местного самоуправления (по согласованию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- увеличение к 2011 году (по сравнению с 2005 годом) объемов использования местных видов топлива в общем балансе потребления топливно-энергетических ресурсов в Республике Карелия для обеспечения муниципального теплоснабжения:
к 2009 году - до 223500 тонн условного топлива;
к 2011 году - до 262500 тонн условного топлива;
снижение зависимости Республики Карелия от привозных видов топлива, потребляемого объектами коммунальной энергетики республики;
повышение эффективности жилищно-коммунального хозяйства республики и доступности коммунальных услуг для населения путем перевода его котельно-печного оборудования на расширенное использование местных топливно-энергетических ресурсов;
повышение заинтересованности лесопользователей в организации поставок дровяного сырья и отходов лесозаготовок для использования в качестве биологического топлива, а также соответствующее увеличение полноты использования заготовляемого древесного сырья;
годовой экономический эффект составит: за 2007 год 12830 тысяч рублей; за 2008 год - 15180 тысяч рублей; за 2009 год - 27110 тысяч рублей; за 2010 год - 40058 тысяч рублей, который достигается за счет: снижения в стоимостном выражении затрат на закупку местных видов топлива для объектов коммунальной энергетики вместо привозного топлива; направления финансовых потоков при производстве местных видов топлива и осуществлении финансовых расчетов за поставленное
топливо только в пределах внутреннего экономического пространства Республики Карелия; снижения экологических затрат; достижение расчетных экономических показателей возможно только при полном финансировании Программы

Период, основания и порядок корректировки Программы

- Программа корректируется по результатам фактического исполнения один раз в год по представлению органов исполнительной власти Республики Карелия, участвующих в ее реализации;

предложения по корректировке Программы вносятся государственным заказчиком Программы

Контроль за реализацией и отчетность об исполнении Программы

- контроль за целевым использованием бюджетных кредитов осуществляет государственный заказчик Программы;

государственный заказчик Программы при подготовке отчетности руководствуется постановлением Правительства Республики Карелии от 17 апреля 2006 года N 44-П "Об утверждении Порядка разработки и реализации бюджетных целевых программ Республики Карелия"


ВВЕДЕНИЕ


Стратегическими ориентирами энергетической политики Республики Карелия являются энергетическая и экологическая безопасность, а также энергетическая и бюджетная эффективность. Достижение указанных ориентиров, повышение управляемости процесса развития энергетики требуют формирования основных составляющих энергетической политики. К числу таких составляющих относятся, прежде всего, развитие внутренних топливно-энергетических рынков, формирование рационального топливно-энергетического баланса, региональная и внешняя энергетическая политика, социальная, научно-техническая и инновационная политика в энергетическом секторе.     

Целью республиканской энергетической стратегии является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения республики.     

Энергетическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности России и Республики Карелия, в частности. Энергетическая безопасность регионального уровня - это состояние защищенности республики, ее населения, экономики от возможных сбоев и срывов в топливном и энергетическом обеспечении, которые определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием топливно-энергетического комплекса региона.

Важнейшими принципами обеспечения энергетической безопасности Республики Карелия являются:

надежность энергообеспечения потребителей в полном объеме в нормальных условиях и в гарантированном объеме при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера;

контроль со стороны Правительства Республики Карелия, исполнительной власти и местных органов управления за надежным энергоснабжением объектов;

       диверсификация используемых видов топлива и энергии;

       учет требований экологической безопасности - развитие энергетики должно соответствовать возрастающим требованиям охраны окружающей среды (отрицательное влияние топливно-энергетического комплекса на окружающую среду остается высоким);

предотвращение нерационального использования энергоресурсов (взаимосвязь с политикой энергетической эффективности).

Для усиления энергетической и экологической безопасности Республики Карелия необходимо осуществление постепенного перевода котельно-печного оборудования на местные виды топливно-энергетических ресурсов и в первую очередь этот перевод необходим для системы жилищно-коммунального хозяйства.

Мировые тенденции в целом и, в частности, опыт Европы показывают, что при развитии энергетики согласно Киотскому протоколу и соответствующим решениям Европейского Союза наряду с газом и атомной энергетикой биотопливо из числа потенциальных топливно-энергетических ресурсов уже стало реально используемым ресурсом.

Такое явление в значительной мере определено тем, что биомасса лесов и болот фактически является возобновляемой, что позволяет при соблюдении баланса образования и потребления биомассы организовать ее неистощительное использование. При использовании древесного топлива не происходит выброса в атмосферу двуокиси углерода или других так называемых "парниковых газов", приводящих к изменениям климата и не происходит никаких нарушений естественных непрерывных процессов роста и разрушения. А при использовании биологической массы болот в качестве топлива выбросы в атмосферу парниковых газов значительно ниже, чем при использовании традиционно используемого мазута и дизельного топлива. Кроме экологических преимуществ, использование возобновляемых источников энергии позволит уменьшить экономическую зависимость от растущих цен на нефть и газ, ресурсы которых по многим прогнозам весьма ограничены.

В настоящее время только около 6 процентов энергии в Европейском Союзе производится из возобновляемых энергоресурсов, однако страны Европейского Союза наметили удвоение такого производства к 2010 году.

Традиционно биомасса широко использовалась в Финляндии и Швеции. В Финляндии биомасса дает почти пятую часть - 19,6 процента, в Швеции - 16,1 процента от полного потребления энергии. В Латвии доля использования биомассы самая высокая и составляет 30,3 процента.

Британское правительство намерено к 2012 году вырабатывать 10 процентов энергии в стране из возобновляемых ресурсов. Энергетические станции Голландии, Бельгии, Дании готовы потреблять значительные ресурсы биотоплива.

В результате выборов в Конгресс и Сенат США, представители демократической партии теперь будут контролировать обе палаты и возглавят ведущие комитеты. Одним из главных пунктов их программы обозначено снижение зависимости страны от нефти, развитие энергоэффективных технологий и возобновляемых источников энергии. В результате предполагается рост инвестиций в возобновляемую энергетику. Будет принят федеральный закон или стандарт об обязательной доле биомассы и других возобновляемых ресурсов в производстве энергии. Каждая крупная электроэнергетическая компания в обязательном порядке должна будет использовать возобновляемые ресурсы. В частности, во время прошедших выборов в богатом лесом штате Вашингтон был принят закон об обязательном применении 15 процентов доли возобновляемых источников.

Вышеизложенное определяет для Республики Карелия необходимость включить в число первоочередных задачу ускоренного освоения возобновляемых местных древесных и торфяных источников энергии.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА


Региональная целевая программа "Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2007-2010 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Республики Карелия "О бюджетных целевых программах Республики Карелия" от 6 октября 2005 года N 909-ЗРК и Концепцией региональной целевой программы "Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2006-2010 годы", одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 8 сентября 2006 года N 275р-П.

Перспективы усиления энергетической и экологической безопасности и увеличения доли использования местных топливно-энергетических ресурсов определены:    

Федеральным законом от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ "Об энергосбережении";

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 года N 472 "Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года";    

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 796 "О федеральной целевой программе "Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года";     

Концепцией развития теплоснабжения в России, включая коммунальную энергетику, на среднесрочную перспективу, принятой Департаментом энергетического надзора, лицензирования и энергоэффективности Минэнерго России в 2002 году;

республиканской целевой программой "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на 2004-2010 годы", одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 18 августа 2004 года N 383р-П и утвержденной Законодательным Собранием Республики Карелия от 21 октября 2004 года N 1420-III ЗС;

региональной целевой программой "Жилище на 2004-2010 годы", подпрограммой "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры", одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 28 июня 2006 года N 177р-П и утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 4 июля 2006 года N 2559-III ЗС.

Сложная ситуация по обеспечению теплом в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ) Республики Карелия в значительной мере обусловлена постоянным непредсказуемым ростом цен на топливно-энергетические ресурсы, ввозимые в Республику Карелия (каменный уголь, мазут, дизельное топливо).

Однако именно проблема обеспечения надежного и устойчивого теплоснабжения потребителей и, прежде всего, населения при прохождении каждого осенне-зимнего периода имеет ярко выраженную социальную направленность и предопределяет рассмотрение при её решении взаимодействия секторов теплоснабжения и топливно-энергетического комплекса Республики Карелия.

В Карелии, как и в России в целом, основными энергоносителями в коммунально-жилищной сфере, являются продукты переработки нефти и уголь, а в последнее время, и природный газ (приложение N 1). При этом предприятия и службы жилищно-коммунального хозяйства республики базируются в основном на привозном топливе. Поэтому они постоянно испытывают негативные внутренние и внешние воздействия (внезапные скачки цен, диктат поставщиков, срывы сроков поставки и других), которые не поддаются прогнозированию и лихорадят топливную отрасль республики и это притом, что объёмы производства тепловой энергии имеют тенденцию к росту примерно на 2,5-3,0 процента в год.

Эта ситуация препятствует стабильности обеспечения теплом населения, объектов социальной сферы и эффективности жилищно-коммунального хозяйства республики, что особенно обостряется в условиях низких температур в зимний и в переходные периоды (осенне-зимний и зимне-весенний).

Скачки цен в Республике Карелия за каждый отопительный период на привозные виды топлива, закупаемые теплоснабжающими предприятиями республики, изменялись в следующих пределах (за 1 тонну с учетом транспортировки):

Отопительный период

Каменный уголь

Мазут

2000-2001 год

в 1,82 раза

в 1,44 раза

2001-2002 год

в 1,31 раза

в 1,65 раза

2002-2003 год

в 1,10 раза

в 1,18 раза

2003-2004 год

в 1,21 раза

в 1,53 раза

2004-2005 год

в 1,41 раза

в 2,13 раза

Всего за 2000-2005 год

в 3,42 раза

в 4,14 раза



Рисунок 1. Изменение уровня цены на мазут по отопительным периодам


Рисунок 2. Изменение уровня цены на каменный уголь по отопительным

периодам


Диаграммы, приведенные на рисунках 1-2, наглядно демонстрируют изменение непосредственно цен на нефтепродукты и каменный уголь на внутреннем топливном рынке в ходе прохождения каждого отопительного сезона.

Характерные изменения (скачки) цен носят непредсказуемый и трудно прогнозируемый характер.

В качестве основного фактора нестабильности цен на внутреннем топливном рынке и ограниченности предложения топлива можно выделить постоянное увеличение доли экспорта нефтепродуктов и каменного угля. При этом экспортные цены на топливо в разы превышают цены на внутреннем рынке.

Рост цен на нефть на мировом рынке связан не только с различными конъюнктурными факторами, но и с риском возникновения масштабного энергетического кризиса, который будет носить системный характер. В случае возникновения дефицита нефти в 2008-2015 годах во всем энергетическом комплексе могут начаться кризисные явления.    

Значительное повышение цен на нефть в условиях ее дефицита окажет прямое воздействие на стоимость природного газа и каменного угля. При этом необходимо учитывать, что ресурсы природного газа в случае большого спроса будут исчерпаны более быстрыми темпами, чем нефтяные ресурсы.

Для нормализации ситуации и снижения зависимости теплоэнергетики от роста цен на нефть, природный газ и каменный уголь необходимо осуществлять развитие использования местных топливно-энергетических ресурсов. К местным видам топлива относятся в первую очередь торф и дрова, а потребление древесины в качестве топлива удовлетворяет требованиям Киотского протокола. Неистощаемость и экологическая чистота этих ресурсов обуславливают необходимость их интенсивного использования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»