4. Тарифное регулирование
До проведения рыночных преобразований отрасль в основном финансировалась путем централизованного распределения бюджетных ресурсов. По мере углубления реформ финансовые возможности бюджетов (муниципальных и региональных) по финансированию ЖКХ резко снизились, потребности же самих коммунальных предприятий в финансировании в реальном выражении остались примерно такими же, а с учетом инфляции, то есть в номинальном исчислении, резко возросли. Данная ситуация увеличила значимость тарифной политики, проводимой органами местного самоуправления. В сложившихся экономических условиях одна из задач тарифной политики должна состоять в формировании эффективной финансовой базы предприятий жилищно-коммунального комплекса. Однако в реальности этого не происходит.
Основные недостатки существующей системы тарифного регулирования заключаются в следующем:
разбалансированность тарифного регулирования на разных уровнях, когда изменение стоимости газа или электроэнергии не сопровождается адекватным изменением тарифов на тепловую энергию и воду, тарифы на тепловую энергию, электроэнергию, газ, воду устанавливаются вне зависимости от платежеспособности
потребителей, в результате появляются неплатежи,- что приводит к прямым убыткам коммунальных предприятий;
у многих муниципальных предприятий отсутствуют целевые задачи, решение которых они должны обеспечить при заданном значении тарифа;
не определен срок действия тарифа, что не позволяет планировать в среднесрочной перспективе финансовую деятельность ресурсоснабжающих предприятий.
Решение вопросов тарифного регулирования получило свое отражение в реализуемой на территории республики в 2003 - 2004 годах реорганизации системы управления ЖКХ, одной из задач которой является проведение сбалансированной государственной ценовой (тарифной) политики на услуги ЖКХ. Целью тарифной политики в 2002 - 2003 годах явилось и остается в настоящее время приведение в соответствие уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг населением к федеральному стандарту, утвержденному в размере 90 процентов, а также прекращение перекрестного субсидирования потребителей коммунальных услуг и переход на самоокупаемость отрасли.
Одна из основных целей работы по реформе системы тарифного регулирования - привлечение инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры и создание мотивации снижения издержек, перехода к энерго-, ресурсосбережению. Система тарифного регулирования должна обеспечивать предприятию необходимый для реализации производственной и инвестиционной программы объем финансовых потребностей. Необходимо, чтобы тарифная политика реализовывала следующие принципы:
полное возмещение экономически обоснованных затрат всем участникам процесса предоставления жилищно-коммунальных услуг конечному потребителю;
принцип баланса интересов всех сторон, когда процесс формирования тарифа на жилищно-коммунальные услуги заключается в поиске компромисса между техническими задачами, финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособным спросом потребителей;
последовательность и прогнозируемость изменения тарифов, что способствует экономической определенности для потребителей коммунальных услуг;
принцип публичности и открытости для достижения доверия со стороны потребителей коммунальных услуг, а также достижения баланса интересов в процессе регулирования тарифов;
снижение политизированности ценообразования, что можно решить за счет принятия соответствующих принципов и процедур тарифного регулирования.
Эффективное регулирование предприятий ЖКХ должно основываться на системе, состоящей из трех частей:
определение целей деятельности предприятий, формирование их производственной и инвестиционной программ, разработка перспективных схем развития систем теплоснабжения и водоснабжения городов и населенных пунктов;
решение вопросов формирования и утверждения тарифов как средства финансового обеспечения указанных программ;
проведение экономического и технического мониторинга предприятий ЖКХ.
Эти три компонента в совокупности обеспечат органам местного самоуправления возможность реализовать свои обязанности по качественному обеспечению населения коммунальными услугами.
Согласно законодательству Российской Федерации регулирование тарифов для муниципальных предприятий и ставок оплаты для населения входит в компетенцию органов местного самоуправления. От величины и правил формирования тарифов напрямую зависит размер бюджетной потребности в финансировании ЖКХ; от конструкции системы тарифного регулирования - эффективность экономических стимулов к повышению эффективности ЖКХ. Тарифное регулирование должно быть выстроено таким образом, чтобы предприятия были заинтересованы в снижении издержек и повышении качества услуг, а потребители - в экономии ресурсов.
Порядок государственного регулирования цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию по представлению организаций, производящих продукцию и оказывающих услуги по государственным регулируемым ценам, определен Федеральным законом от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Предприятия ЖКХ, обеспечивающие тепло-, электро-, водоснабжение и водоотведение населенных пунктов по распределительным сетям, являются естественными локальными монополиями. Их деятельность подлежит регулированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887 "О совершенствовании оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 года N 522 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год" определено, что принятию решения по пересмотру тарифов на жилищно-коммунальные услуги должна предшествовать проводимая в обязательном порядке экспертиза экономической обоснованности затрат. В рамках структуры исполнительной власти Республики Карелия функции по регулированию и экспертизе энерготарифов возложены на Региональную энергетическую комиссию Республики Карелия. В органах местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен на услуги локальных монополий, необходимо создавать постоянно действующие комиссии (группы) с участием представителей различных структурных подразделений исполнительной и представительной власти. Комиссия принимает решение, которое затем представляется главе местного самоуправления для окончательного утверждения.
Важным фактором эффективного тарифного регулирования является профессиональная подготовленность регулирующих органов, комиссий. Мониторинг коммунальных предприятий даст возможность отслеживать результаты принятого решения, чтобы суметь вовремя отреагировать на происходящие изменения условий хозяйствования и постепенно накапливать базу статистической информации для повышения качества тарифного регулирования в будущем.