ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2011 ГОДУ
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" и мер по модернизации системы общего образования:
1. Утвердить Комплекс мер по модернизации системы общего образования в Ульяновской области в 2011 году.
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Девяткину Т.В.
Губернатор - Председатель
Правительства
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ
КОМПЛЕКС МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2011 ГОДУ
Комплекс мер по модернизации системы общего образования в Ульяновской области в 2011 году (далее - Комплекс мер) обеспечивает реализацию ряда направлений модернизации и развития системы общего образования, дополняющих и углубляющих стратегические направления, указанные в приоритетном национальном проекте "Образование", национальной инициативе "Наша новая школа", областной целевой программе "Развитие и модернизация образования в Ульяновской области" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 06.04.2011 N 13/143-П "Об утверждении областной целевой программы "Развитие и модернизация образования в Ульяновской области" на 2011 - 2015 годы".
1.1. Основными направлениями модернизации системы общего образования в Ульяновской области являются:
1) создание условий в общеобразовательных учреждениях для реализации основной образовательной программы федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:
приобретение оборудования (учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное, компьютерное);
пополнение фондов библиотек общеобразовательных учреждений;
2) совершенствование учительского корпуса:
повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей;
повышение заработной платы учителей;
3) изменение школьной инфраструктуры;
4) изменение сети общеобразовательных учреждений, создание базовых общеобразовательных учреждений;
5) развитие нормативного подушевого финансирования на основе разработки механизма определения регионального норматива финансирования с учетом соблюдения требований к условиям реализации основной образовательной программы федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
6) модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся (увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика, обновление программного обеспечения и приобретение программных ресурсов);
7) осуществление мер, направленных на ресурсосбережение в системе общего образования.
В 2011 году модернизация системы общего образования в Ульяновской области осуществлялась по всем вышеуказанным направлениям с целью достижения индикативных показателей, характеризующих развитие системы общего образования в Ульяновской области.
1.2. Во всех общеобразовательных учреждениях созданы условия для реализации основной образовательной программы федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
В рамках перехода на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (далее - ФГОС НОО) в целях предварительного выявления проблем с 1 сентября 2010 года на территории Ульяновской области проходила апробация ФГОС НОО в пилотных общеобразовательных учреждениях.
В 2010/2011 учебном году на ФГОС НОО перешли 1305 обучающихся в 20 общеобразовательных учреждениях, что составляет 30,4% от числа обучающихся на ступени начального общего образования. Внесены изменения в законодательные акты Ульяновской области по регламентации норматива финансирования на одного обучающегося согласно ФГОС НОО.
Уровень готовности общеобразовательных учреждений к переходу на ФГОС НОО определяется следующими показателями:
наличие образовательных программ - 100% общеобразовательных учреждений;
соответствие образовательных программ требованиям ФГОС НОО - 88,9%;
наличие учебного плана, соответствующего требованиям ФГОС НОО - 93,7%;
наличие программы отдельных учебных предметов, курсов в рамках ФГОС НОО - 79,9%;
наличие программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования - 83,9%;
наличие программ формирования культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования - 89,9%;
повышение квалификации педагогических работников 1 ступени - начального общего образования общеобразовательных учреждений - 97,2%;
наличие команды тьюторов - 41,5%.
С целью обеспечения условий в общеобразовательных учреждениях, соответствующих современным требованиям, в 2011 году для общеобразовательных учреждений Ульяновской области приобретено 289 компьютеров и 18 мультимедийных комплексов, в результате чего количество обучающихся на 1 компьютер сократилось с 14,8 до 14,1 человека.
2.1. Основной акцент в кадровой политике в сфере образования в 2011 году в Ульяновской области сделан на материальном поощрении и социальной поддержке учительства, поощрении лучших учителей, привлечении молодых специалистов в общеобразовательные учреждения. В рамках мероприятий по поддержке молодых специалистов на региональном уровне 502 молодых специалиста получали ежемесячные выплаты в размере одной тысячи рублей, 436 педагогических работников - молодых специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, получили единовременную выплату за каждый отработанный год (из расчета за первый год - 20 тыс. рублей, второй год - 40 тыс. рублей, за третий год - 60 тыс. рублей).
В муниципальных образованиях Ульяновской области принимались меры социальной поддержки молодых специалистов в виде осуществления единовременных выплат или ежемесячных доплат.
На территории Ульяновской области реализуются также меры моральной поддержки педагогических работников. В 2007 году учреждено почетное звание "Заслуженный работник образования Ульяновской области", которое дает право получившему это звание стать ветераном труда Ульяновской области и воспользоваться предусмотренными для ветеранов труда льготами.
2.2. С 2010 года в Ульяновской области был осуществлен переход на новые вариативные формы проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (творческий отчет, публичная защита проекта или предоставление портфолио мастера).
С 2011 года в Ульяновской области был осуществлен переход на новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в соответствии с действующим законодательством. Утверждено Положение об организации аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Ульяновской области, состав и Положение о главной аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников образовательных учреждений Ульяновской области.
В настоящее время возрастают требования к системе повышения квалификации педагогических кадров общеобразовательных учреждений. Среднее значение удельного веса численности педагогических работников Ульяновской области, в 2010/2011 учебном году прошедших курсы повышения квалификации, от общей численности педагогических работников Ульяновской области составляет 30,3%. Средний удельный вес численности педагогических работников, прошедших курсы по персонифицированной модели повышения квалификации, от общей численности педагогических работников Ульяновской области составляет 3,4%.
С 2011 года в Ульяновской области апробируется переход на новую систему повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений Ульяновской области согласно распоряжению Правительства Ульяновской области от 02.02.2011 N 59-пр "О введении новой системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений на территории Ульяновской области".
В целях развития региональной системы общего образования, повышения профессиональной компетентности педагогических работников, продвижения опыта народных учителей в педагогическую практику в 2010 году при кафедре педагогики и психологии областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования создана авторская научно-методическая школа народного учителя СССР П.П. Головина и авторская школа педагогического мастерства народного учителя России Ю.А. Латышева.
3.1. Введение нормативного подушевого финансирования системы общего образования и новой системы оплаты труда на территории Ульяновской области стало действенным механизмом, повышающим качество образовательных услуг и эффективность использования школьной инфраструктуры. Использование конкурсного механизма распределения средств на школьную инфраструктуру позволило поддержать инновационные проекты и финансировать общеобразовательные учреждения по уровню их вклада в развитие системы общего образования региона. В 2011 году в конкурсах общеобразовательных учреждений приняло участие 303 общеобразовательных учреждения (62,6% от общего числа общеобразовательных учреждений Ульяновской области).
Эффективность проводимой работы по модернизации школьной инфраструктуры подтверждается увеличением доли обучающихся, которым предоставлено профильное обучение, до 58%.
В качестве ключевого эффекта, на достижение которого ориентирована Ульяновская область, определено увеличение количества обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться в современных условиях. В Ульяновской области современные условия созданы для 63% обучающихся общеобразовательных учреждений.
В 2010/2011 учебном году в Ульяновской области завершено создание дистанционного центра для обучения детей-инвалидов на базе областного государственного образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) школа-интернат N 1 VI вида "Улыбка". Доля детей-инвалидов, получающих общее образование в форме дистанционного обучения, от общего количества детей, которые имеют на то медицинские показания, достигла 36,9%.
3.2. Вместе с тем в системе общего образования в Ульяновской области существует ряд проблем, которые будут решены в ходе реализации мероприятий Комплекса мер:
разрыв между ростом требований к современным условиям обучения и темпами обновления школьной инфраструктуры;
разрыв между требованиями ФГОС НОО и возможностями их реализации в зданиях общеобразовательных учреждений;
недостаточность ресурсов для обеспечения доступа общеобразовательных учреждений к широкополосной сети Интернет;
недостаточное количество молодых специалистов в общеобразовательных учреждениях.
4.1. Реализация Комплекса мер направлена на решение следующих задач:
4.1.1. Увеличение численности обучающихся, имеющих доступ к современным условиям, в том числе соответствующим требованиям ФГОС НОО.
4.1.2. Улучшение материально-технической базы общеобразовательных учреждений.
4.1.3. Усиление кадрового потенциала отрасли, в том числе через повышение заработной платы педагогических работников.
4.1.4. Социально-педагогическая поддержка молодых специалистов.
4.1.5. Модернизация региональной системы повышения квалификации педагогических работников.
4.1.6. Модернизация базовых общеобразовательных учреждений и создание центров дистанционного образования, в том числе через развитие сети Интернет и улучшение условий доступа к широкополосной сети Интернет.
5.1. Показатель 1. Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в регионе за IV квартал текущего года и среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике региона за I квартал текущего года по данным Федеральной службы государственной статистики.
Индикаторы:
средняя заработная плата учителей за IV квартал текущего года на 30% превышает среднюю заработную плату учителей за I квартал текущего года;
средняя заработная плата учителей за IV квартал текущего года больше или равна средней заработной плате работников в целом по экономике Ульяновской области за I квартал текущего года.
Показатель считается достигнутым, если реализован хотя бы один из индикаторов.
5.2. Показатель 2. Доля школьников (по ступеням общего образования), обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, от общей численности школьников (по ступеням общего образования).
Индикаторы:
доля первоклассников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам с 1 сентября 2011 года, - 100%;
доля второклассников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам с 1 сентября 2011 года, - не менее 1%.
Показатель считается достигнутым, если достигнуты значения по индикаторам.
5.3. Показатель 3. Доля педагогических работников, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, от общей численности педагогических работников.
Индикаторы:
региональный порядок аттестации педагогических работников соответствует Порядку аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года N 209;
доля педагогических работников, у которых закончился срок аттестации, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение занимаемой должности, составляет не менее 20% от общей численности учителей.
Показатель считается достигнутым, если достигнуты значения по индикаторам.
5.4. Показатель 4. Доля учителей начальных классов и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, от общей численности всех учителей.
Индикаторы:
доля общеобразовательных учреждений, в которых руководитель прошел повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС НОО, составляет не менее 80%;
доля учителей начальных классов, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС НОО, составляет не менее 80%.
Показатель считается достигнутым, если достигнуты значения по индикаторам.
5.5. Показатель 5. Доля общеобразовательных учреждений, использующих дистанционные образовательные технологии, от общей численности общеобразовательных учреждений.
Индикаторы:
доля общеобразовательных учреждений, имеющих доступ к сети Интернет со скоростью не ниже 256 Кб/с, составляет не менее 10%;
доля общеобразовательных учреждений, реализующих в соответствии с утвержденным учебным планом образовательные программы с использованием дистанционных технологий, составляет не менее 3%.
Показатель считается достигнутым, если достигнуты значения по индикаторам.
5.6. Показатель 6. Динамика снижения потребления топливно-энергетических ресурсов (по всем видам).
Индикаторы:
доля общеобразовательных учреждений, производящих оплату за потребленные энергоресурсы по приборам учета, - больше или равна 60%;
доля общеобразовательных учреждений, прошедших обязательное энергетическое обследование и имеющих зарегистрированный энергетический паспорт, - больше или равна 30%;
доля общеобразовательных учреждений, разработавших программу энергосбережения и повышения эффективности использования энергетических ресурсов, - больше или равна 20%;
количество общеобразовательных учреждений, заключивших энергосервисные контракты, составляет не менее 3 учреждений;
доля общеобразовательных учреждений, в которых назначены ответственные за энергосбережение, - больше или равна 80%;
доля общеобразовательных учреждений, проводящих обучение и разъяснительную работу среди обучающихся по вопросам энергосбережения и энергетической эффективности, - больше или равна 5%.
Показатель считается достигнутым, если достигнуты значения по индикаторам.
Текст документа сверен по:
рассылка
по состоянию на 08.08.2011