Основой любого развитого правового демократического государства является разветвленная система институтов гражданского общества - семьи, предпринимательства, некоммерческих и других организаций. В настоящее время на федеральном уровне особое внимание уделяется проблемам развития института семьи и института предпринимательства. Приоритетом политики органов государственной власти Ульяновской области также является содействие развитию этих институтов, что отражается в реализации соответствующих областных законов и программ. В то же время в Ульяновской области ведется последовательная работа по содействию развитию и других институтов гражданского общества. Особое место в этом процессе занимает работа по содействию развитию некоммерческого сектора Ульяновской области, являющегося организационной основой для реализации многих гражданских инициатив жителей Ульяновской области.
На современной стадии формирования институтов гражданского общества во многих субъектах Российской Федерации, в том числе и в Ульяновской области, немаловажным и объективно необходимым условием создания прочной основы их будущего сбалансированного функционирования является государственное содействие. Создание базовых правовых и экономических условий для успешного эволюционного развития институтов гражданского общества является чрезвычайно важной задачей государственных органов. Поэтому одной из важнейших проблем, стоящих в настоящее время перед органами государственной власти Ульяновской области, является проблема оказания содействия формированию и развитию институтов гражданского общества в Ульяновской области. Особое внимание решению этой проблемы в Ульяновской области стало уделяться лишь с 2005 года.
Одной из последовательных мер, предпринимаемых в рамках содействия развитию гражданской активности и формированию институтов гражданского общества, является создание профильных общественных консультативных органов: совета при Губернаторе Ульяновской области по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Совета национальностей при Губернаторе Ульяновской области, Совета по делам религий при Губернаторе Ульяновской области, Совета отцов при Губернаторе Ульяновской области, общественно-политического консультативного совета при Губернаторе Ульяновской области, Общественной палаты Ульяновской области и многих других. В целях содействия развитию национальных традиций и культур оказана организационная помощь в создании и функционировании ряда общественных объединений народов, проживающих на территории Ульяновской области. Осуществляется тесное взаимодействие с общественными объединениями ветеранов и участников войн и локальных конфликтов по реализации мероприятий патриотической направленности. В целях развития гражданской культуры и правового просвещения населения в образовательных учреждениях в Ульяновской области реализуется проект введения должности общественного уполномоченного по правам ребенка.
За короткое время была сформирована нормативная правовая база, регламентирующая сферу взаимоотношений органов государственной власти Ульяновской области и институтов гражданского общества. Наиболее значимыми актами являются Закон Ульяновской области от 06.05.2006 N 48-ЗО "Об Общественной палате Ульяновской области", Закон Ульяновской области от 09.07.2007 N 93-ЗО "О взаимодействии органов государственной власти Ульяновской области с негосударственными некоммерческими организациями", Закон Ульяновской области от 04.05.2008 N 63-ЗО "Об Уполномоченном по правам человека в Ульяновской области". Подготовлен проект закона Ульяновской области "О государственной поддержке благотворительной деятельности в Ульяновской области".
В целях государственной финансовой поддержки реализации социальных программ и проектов некоммерческих организаций, зарегистрированных в Ульяновской области (далее - некоммерческие организации), Правительством Ульяновской области в 2007 году был проведен конкурс на выделение государственного гранта Ульяновской области.
Исходя из общей оценки состояния и уровня развития институтов гражданского общества в Ульяновской области, можно сделать вывод о целесообразности использования потенциала некоммерческих организаций как неотъемлемой и наиболее структурированной части гражданского общества в работе по развитию институтов гражданского общества в Ульяновской области.
Принципы, направления и формы совместной деятельности органов государственной власти Ульяновской области и негосударственных некоммерческих организаций определены Законом Ульяновской области от 09.07.2007 N 93-ЗО "О взаимодействии органов государственной власти Ульяновской области с негосударственными некоммерческими организациями". Этим законом предусмотрена возможность привлечения некоммерческих организаций к реализации государственной политики в Ульяновской области, к разработке областных целевых программ и участию в них посредством размещения среди некоммерческих организаций государственных социальных заказов.
Приоритетные направления привлечения некоммерческих организаций к реализации социально значимых задач на территории Ульяновской области указаны в Законе Ульяновской области от 05.05.2005 N 030-ЗО "Об утверждении комплексной программы экономического и социального развития Ульяновской области на 2005 - 2010 годы".
В соответствии с комплексной программой экономического и социального развития Ульяновской области на 2005 - 2010 годы важнейшими приоритетами политики Правительства Ульяновской области в социальной сфере являются увеличение инвестиций в человеческий капитал, обеспечение эффективной защиты граждан старшего поколения, инвалидов, а также семей и детей, не обладающих возможностями самостоятельно решать социальные проблемы, поддержка детских и молодежных общественных объединений, укрепление межнациональных связей, патриотическое воспитание.
Приоритет необходимости развития институтов гражданского общества был обозначен Губернатором Ульяновской области С.И. Морозовым и на расширенном заседании Губернаторского совета 27 февраля 2008 года в выступлении "О стратегии развития Ульяновской области до 2012 года".
На основании Концепции областной целевой программы "Содействие развитию институтов гражданского общества в Ульяновской области" на 2009 - 2011 годы, утвержденной распоряжением Правительства Ульяновской области от 08.07.2008 N 356-пр, с участием представителей некоммерческих организаций, Общественной палаты Ульяновской области был разработан перечень мероприятий, реализация которых станет основой для поддержки в Ульяновской области институтов гражданского общества.
Таким образом, главными задачами, стоящими перед органами государственной власти Ульяновской области, являются необходимость содействия развитию институтов гражданского общества и формирование системы социального партнерства государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций по решению социально значимых проблем жителей Ульяновской области.
В развитии гражданского общества в Ульяновской области имеется целый комплекс структурных проблем, требующих немедленного разрешения:
1) неравномерность развития различных институтов гражданского общества;
2) сохранение тенденции к индифферентному отношению людей к происходящим в области и в стране социально значимым событиям, несмотря на предпринимаемые меры по развитию гражданской активности жителей области;
3) относительно слабое, зачастую поверхностное и одностороннее освещение проблем гражданского общества в средствах массовой информации в Ульяновской области;
4) слабое развитие благотворительного движения, являющегося основой функционирования некоммерческого сектора в ряде развитых демократических государств;
5) необходимость преодоления формализма в процессе гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения, формирования гражданской культуры.
Потенциальной проблемой и тормозом успешного развития такого многонационального субъекта Российской Федерации, каковым является Ульяновская область, могут стать локальные конфликты на этноконфессиональной почве, которые необходимо предотвращать путем развития основ гражданского согласия, толерантности к носителям иных культур и укрепления межэтнических и межконфессиональных связей.
Эти и многие другие сопутствующие проблемы, зачастую тесно взаимосвязанные, необходимо решать комплексно после системного изучения гражданского общества в Ульяновской области на основе принципа взаимовыгодного партнерского сотрудничества органов государственной власти Ульяновской области и институтов гражданского общества с обязательным вовлечением в этот процесс представителей общественности.
Исходя из вышеизложенного, в Ульяновской области имеется необходимость разработки и принятия настоящей Программы как наиболее оптимального варианта решения указанных проблем.
Актуальность Программы объясняется чрезвычайной важностью имеющихся проблем и необходимостью их своевременного, комплексного и планомерного решения; целевой направленностью Программы на оказание содействия развитию институтов гражданского общества через развитие системы государственного социального заказа; целями и задачами реализации в Ульяновской области государственной политики развития институтов гражданского общества.
Отдельным направлением Программы станет содействие разработке и реализации на конкурсной основе программ и проектов негосударственных некоммерческих организаций, в том числе по разрешению ряда специфических социально значимых проблем Ульяновской области, не решаемых действующими в настоящее время программами. Это позволит использовать богатый потенциал некоммерческого сектора и привлечь его к решению многих важных социальных вопросов.
Лишь комплексный и системный подход к решению указанных выше проблем при активной государственной поддержке позволит наиболее эффективно содействовать развитию институтов гражданского общества в Ульяновской области, формировать гражданскую культуру населения и гражданское согласие, решать социально значимые проблемы и задачи Ульяновской области.
Сложность и масштабность поставленных выше проблем в развитии институтов гражданского общества требуют использования комплексного системного целевого подхода, поэтому разработка Программы является эффективным способом решения существующих в данной сфере проблем в условиях реформирования бюджетного процесса и перехода преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.
Целесообразность и преимущество использования программно-целевого метода обусловлены необходимостью достижения наиболее оптимальных качественных и количественных результатов в ходе реализации Программы при сохранении эффективности в выборе способов решения социально значимых проблем, а также применением механизма государственного социального заказа по решению названных проблем.
Эффективность использования программно-целевого метода продемонстрирована в ходе реализации постановления Правительства Ульяновской области от 16.08.2007 N 273 "О проведении конкурса на выделение государственного гранта Ульяновской области в 2007 году". По итогам проведенного конкурсного отбора из областного бюджета Ульяновской области были выделены субсидии на реализацию 62 целевых социальных программ негосударственных некоммерческих организаций в общей сложности на сумму 4,0 млн. рублей. Программы некоммерческих организаций успешно реализованы в течение 2007 года.
В соответствии с вступившими в силу с 1 января 2008 года изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации выделение субсидий некоммерческим организациям, не являющимся автономными или бюджетными учреждениями, из бюджетов субъектов Российской Федерации стало возможным лишь в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. В то же время проводимые ежегодные грантовые конкурсы, направленные на финансовую поддержку проектов российских некоммерческих организаций, финансируемые из федерального бюджета, зачастую далеко не в полной мере учитывают все многообразие форм и направлений развития институтов гражданского общества, особенно на уровне субъектов Российской Федерации. По итогам проведенного в 2007 году конкурса в 2008 году из федерального бюджета финансовую поддержку получат проекты лишь десяти некоммерческих организаций в Ульяновской области.