ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2006 г. N 240

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И
НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(с изменениями на 8 сентября 2009 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
     Постановления Правительства Ульяновской области от 08.09.2009 N 328-П
____________________________________________________________________


Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" и от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Правительство Ульяновской области постановляет:

1. Утвердить Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ульяновской области (прилагаются).

2. В целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти, защиты населения и окружающей среды от вредного воздействия разливов нефтепродуктов рекомендовать:

2.1. Органам местного самоуправления, органам, осуществляющим надзор, и организациям, осуществляющим разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, независимо от форм собственности, при разработке планов мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов строго руководствоваться постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613, от 15.04.2002 N 240, от 30.12.2003 N 794, приказом МЧС России от 28.12.2004 N 621 и Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ульяновской области, утвержденными настоящим постановлением.

2.2. Организациям, осуществляющим разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировки, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, независимо от форм собственности, привести в соответствие с настоящим постановлением планы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министра строительства Ульяновской области Никитина С.В.

Исполняющий обязанности
Губернатора - Председателя
Правительства
Ульяновской области
В.П.КОЗИН




Утверждены
постановлением
Правительства
Ульяновской области
от 26 июля 2006 г. N 240

     

ПРАВИЛА
ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ
РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРАВИЛАХ


Водный объект - поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта). (Водный кодекс Российской Федерации, ст. 7).

ГСМ - горюче-смазочные материалы.

ГУ МЧС России по Ульяновской области - Главное управление МЧС России по Ульяновской области. Постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территории Ульяновской области от чрезвычайных ситуаций.

ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба.

Зоны особой значимости - объекты повышенного риска; объекты систем жизнеобеспечения населения, объекты, представляющие культурную и историческую ценность, особо охраняемые природные территории, объекты особой чувствительности к воздействию нефтяных разливов.

ЛРН - локализация и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов.

Координатор работ по ЛРН - полномочный представитель владельца объекта, назначаемый заранее, способный и обязанный руководить работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

КЧС и ОПБ - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Постоянно действующий орган, координирующий мероприятия по защите, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (имеет три уровня - территориальный, местный, объектовый).

Ликвидация последствий разлива - действия, обеспечивающие восстановление аварийного объекта и объектов жизнеобеспечения населения до рабочего состояния; восстановление окружающей  среды до состояния, исключающего неблагоприятное воздействие на здоровье граждан, животный и растительный мир.

Ликвидация разлива - действия, обеспечивающие сбор и утилизацию разлившейся нефти и нефтепродуктов.

Локализация разлива - действия, обеспечивающие предотвращение дальнейшего растекания нефти и нефтепродуктов по земле и (или) водной поверхности.

Нефтесодержащая смесь - смесь с любым содержанием нефти.

Нефть - любая стойкая углеводородная минеральная нефть, в частности сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочное масло.

Объекты особой чувствительности к воздействию нефтяных разливов - экологически чувствительные территории к воздействию нефтяных разливов, которые будут испытывать долговременные значительные негативные последствия при разливе нефти; территории и акватории обитания редких и охраняемых видов млекопитающих и птиц, занесенных в Международную Красную книгу и Красные книги Российской Федерации и Ульяновской области; водоохранные зоны; водные объекты высшей и первой рыбохозяйственной ценности; леса I и II группы защитности и особо защитных участков, санитарно-защитные зоны источников водоснабжения; территории традиционного природопользования; места рыбного промысла; другие места по согласованию с соответствующими органами власти территории.

Объекты повышенного риска - взрывоопасные, пожароопасные; химически опасные, радиационно опасные объекты, объекты гидродинамической опасности.

Объекты систем жизнеобеспечения населения - объекты водоснабжения и канализации, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, медицинского обслуживания, транспортных систем, связи, продовольственного обеспечения (фермы и объекты пищевой промышленности; рыборазводные хозяйства; сельскохозяйственные угодья).

Объекты, представляющие культурную и историческую ценность - археологические объекты, объекты религиозного значения, зоны отдыха и пешеходного туризма, пляжи, курортные зоны и термальные источники, районы, населяемые малыми этническими группами.

Организации, осуществляющие операции с нефтью - организации, имеющие опасные объекты, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов.

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Профессиональные аварийно-спасательные формирования (организации) - организации (формирования), аттестованные в соответствии с нормативными актами Российской Федерации для ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и имеющие необходимые лицензии природоохранных органов.

Разлив нефти - сброс нефти и нефтепродуктов в водный объект, на земли или подземные воды, независимо от причин и обстоятельств, вызвавших такой сброс.

РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

РЦ ГО ЧС - Региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Сельскохозяйственные угодья - земли, используемые для воспроизводства сельхозпродукции или пригодные для этого.

Территориальная подсистема РСЧС - подсистема, объединяющая органы управления, силы и средства органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций Ульяновской области в части ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. В подсистему входят все профессиональные формирования как существующие, так и вновь создаваемые, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, имеющие соответствующие лицензии и аттестованные в установленном порядке.

УГМС - территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу Ульяновской области.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ульяновской области (далее - Правила) разработаны в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказом МЧС России от 28.12.2004 N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте 14.04.2005 N 6514).

Целью данных Правил является выработка единых подходов к организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и создание единой системы реагирования на разливы нефти и нефтепродуктов.

Правила определяют классификацию разливов нефти и нефтепродуктов, основные требования к системе управления, организации работ по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ЛРН), а также требования к технологиям и программам выполнения этих работ.

В Правилах изложены требования к планам ЛРН и организациям, осуществляющим разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов - ответственным за предупреждение, локализацию и ликвидацию разливов нефти.

Действие данных Правил распространяется на территорию Ульяновской области.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ,
УРОВНЕЙ РЕАГИРОВАНИЯ НА РАЗЛИВ


Разливы нефти и нефтепродуктов, повлекшие за собой негативное воздействие на окружающую среду и нарушение условий жизнедеятельности населения, рассматриваются как чрезвычайные ситуации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации".

3.1. Классификация разливов нефти и нефтепродуктов


Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

локального значения - разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;

муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;

территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;

регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;

федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).

3.2. Классификация уровней реагирования на разлив нефти


Уровневый подход позволяет обеспечить управление мероприятиями по ЛРН наиболее экономичным и эффективным способом.

Уровень 1. Локальный.

Первый уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации локального значения на местности, при попадании нефти в водные объекты Ульяновской области.

На первом уровне реагирования локализация и ликвидация разлива нефти проводится силами и техническими средствами организации, на объекте которой произошел разлив.

При недостатке указанных сил и специальных технических средств к работам по ЛРН на договорной основе привлекаются профессиональные аварийно-спасательные формирования (службы), а также силы подрядных организаций по ЛРН, имеющих соответствующие лицензии.

Разлив нефти, соответствующий первому уровню реагирования, может быть признан руководителем работ и (или) органами местного самоуправления разливом более высокого уровня реагирования, исходя из его местоположения, гидрометеоусловий, влияния на окружающую среду и население. В этом случае руководство работами по ЛРН переходит на следующий уровень с привлечением соответствующих сил и средств.

Уровень 2. Муниципальный.

Второй уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации муниципального значения на местности, во внутренних пресноводных водоемах.

На втором уровне реагирования локализация и ликвидация разлива нефти проводится силами и техническими средствами организации, на объекте которой произошел разлив, с привлечением профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб) муниципального образования, сил подрядных организаций по ЛРН, имеющих соответствующие лицензии.

Разлив нефти, соответствующий второму уровню реагирования, может быть признан руководителем работ и (или) органами местного самоуправления разливом более высокого уровня реагирования, исходя из его местоположения, гидрометеоусловий, влияния на окружающую среду и население. В этом случае руководство работами по ЛРН переходит на следующий уровень с привлечением соответствующих сил и средств.

Уровень 3. Территориальный.

Третий уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации территориального значения на местности, во внутренних пресноводных водоемах.

На третьем уровне реагирования для локализации и ликвидации разливов нефти, кроме сил и средств второго уровня, в установленном порядке привлекаются силы и средства территориальной подсистемы РСЧС, силы и средства организаций, имеющих аттестованные АСФ(Н) и (или) соответствующие лицензии.

Уровень 4. Региональный.

Четвертый уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации регионального значения на местности, во внутренних пресноводных водоемах Ульяновской области.

На четвертом уровне реагирования для локализации и ликвидации разливов нефти, кроме сил и средств третьего уровня, в установленном порядке привлекаются силы и средства региональной подсистемы РСЧС, силы и средства организаций, имеющих аттестованные АСФ(Н) и (или) соответствующие лицензии.

Уровень 5. Федеральный.

Пятый уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации федерального значения на местности, во внутренних пресноводных водоемах Ульяновской области.

На пятом уровне реагирования, кроме сил и средств, указанных выше, для локализации и ликвидации разливов нефти привлекаются силы и средства РСЧС, силы и средства МЧС России, а также ресурсы зарубежных компаний по согласованию с уполномоченными органами Правительства Российской Федерации.

4. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РАЗЛИВЕ НЕФТИ И
НЕФТЕПРОДУКТОВ

4.1. Порядок оповещения при разливе нефти и
нефтепродуктов

     

Информация о разливе нефти и нефтепродуктов доводится до руководителя объекта, организации, в ведении которой находится объект, аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований объекта (организации), органов местного самоуправления, территориальных контролирующих органов.

Организация передает информацию о разливе нефти и нефтепродуктов (при попадании в водные объекты, независимо от количества - немедленно; при разливе на местности: до 0,2 т - один раз в месяц, свыше 0,2 т - немедленно) Главному управлению МЧС России по Ульяновской области.

Главное управление МЧС России по Ульяновской области оповещает следующие контролирующие и надзорные органы:

управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области;

управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ульяновской области;

государственное учреждение "Ульяновский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды";

территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области;

Государственную инспекцию по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (при разливах нефти на водных объектах и водоохранных зонах) по Ульяновской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»