Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

УЛЬЯНОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 9 августа 2006 г. N 123

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"

(с изменениями на 28 апреля 2010 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
     Решения Ульяновской Городской Думы от 13.12.2006 N 202
     Решения Ульяновской Городской Думы от 24.01.2007 N 4
     Решения Ульяновской Городской Думы от 26.03.2008 N 34
     Решения Ульяновской Городской Думы от 25.06.2008 N 110
     Решения Ульяновской Городской Думы от 17.12.2008 N 203
     Решения Ульяновской Городской Думы от 25.05.2009 N 54
     Решения Ульяновской Городской Думы от 25.05.2009 N 55
     Решения Ульяновской Городской Думы от 28.04.2010 N 41     
____________________________________________________________________     

 

Рассмотрев представленный Главой города Ульяновска (исх. N 3574-01 от 07.08.06) проект муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2006 - 2010 годы", руководствуясь Уставом муниципального образования "Город Ульяновск" и Бюджетным кодексом РФ, Ульяновская Городская Дума решила:

1. Утвердить муниципальную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей на 2006 - 2010 годы" (Приложение).

2. Мэрии города Ульяновска в срок до 15.10.2006 внести в Ульяновскую Городскую Думу проект решения о внесении соответствующих изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 28.12.05 N 214 "Об утверждении бюджета муниципального образования" "Город Ульяновск" на 2006 год".

3. Настоящее решение вступает в силу со дня вступления в силу решения о внесении изменений в бюджет, предусмотренного в п. 2 настоящего решения.


Глава города Ульяновска
С.Н.ЕРМАКОВ




Приложение
к решению
Ульяновской Городской Думы
от 9 августа 2006 г. N 123

     

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ
МОЛОДЫХ СЕМЕЙ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"

     

ПАСПОРТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"

Наименование         - Муниципальная целевая программа "Обеспечение жильем
программы              молодых семей" на 2006 - 2010 годы

Основание для        - Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей",
разработки             входящая в состав федеральной целевой программы
программы              "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденная
                       постановлением Правительства Российской Федерации от
                       31.12.2005 N 865 "О дополнительных мерах по реализации
                       федеральной целевой программы Жилище" на 2002 - 2010
                       годы";
                       приказ Министерства образования Российской Федерации
                       от 10.07.2003 N 2975 "О Правилах предоставления
                       субсидий за счет средств федерального
                       бюджета молодым семьям - участникам подпрограммы
                       "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав
                       федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010
                       годы, в случае рождения (усыновления) ребенка"

Заказчик             - мэрия города
Основные             - Комитет по строительству и территориальному развитию
разработчики           мэрии города Ульяновска
программы

Цели программы       - Муниципальная поддержка решения жилищной проблемы
                       молодых семей, признанных в установленном порядке
                       нуждающимися в улучшении жилищных условий

Задачи программы     - Предоставление молодым семьям - участникам программы
                       социальных выплат на приобретение жилья или
                       строительство индивидуального жилого дома
                     - создание условий для привлечения молодыми
                       семьями собственных средств, дополнительных финансовых
                       средств банков и других организаций, предоставляющих
                       ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения
                       жилья или строительства индивидуального жилья
Сроки                - 2006 - 2010 годы:
реализации             - первый этап - 2006 год;
программы              - второй этап - 2007 - 2010 годы

Исполнители          - Финансовое управление мэрии;
программы            - Комитет по делам молодежи, физической культуре и спорту
                       мэрии;
                     - Отдел по учету и распределению жилой площади мэрии

Предполагаемые       - Всего:
объемы и               124,75 млн. рублей,
источники              в том числе:
финансирования         - федеральный бюджет - 10,9 млн. рублей;
                       - областной бюджет - 33,0 млн. рублей;
                       - местный бюджет - 15 млн. рублей;
                       - собственные и заемные средства молодых семей - 65,85
                       млн. рублей

Ожидаемый и          - обеспечение жильем нуждающихся молодых семей;
конечный               привлечение финансовых средств молодых семей в
результат              жилищную сферу;
программы              укрепление института семьи;
                       развитие и закрепление положительных демографических
                       тенденций в обществе и семейных отношений в молодежной
                       среде;
                       усиление у молодежи мотивации к труду.

     

1. Основание для разработки программы


Муниципальная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2006 - 2010 годы" (далее - программа) как программа государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы" "Жилище" на 2002 - 2010 годы", областной целевой программой "Обеспечение жильем молодых семей на 2006 - 2010 годы", утвержденной Законом Ульяновской области от 05.04.2006 N 41-ЗО.

При разработке программы использованы статистические материалы Ульяновского областного комитета государственной статистики, опыт по решению жилищной проблемы в городе Ульяновске, регионах Российской Федерации, результаты социологических исследований.

2. Содержание проблемы и анализ ситуации


Россия - одна из немногих стран мира, где отмечается сокращение численности населения. Уменьшение населения страны, начавшееся в конце прошлого века, продолжается на фоне снижения рождаемости.

Масштабное реформирование социальной и экономической жизни российского общества в 90-х годах привело к социальному напряжению.

Одной из составляющих депопуляционных тенденций является снижение рождаемости. Для сохранения простого воспроизводства любого общества необходимо обеспечить коэффициент рождаемости в среднем 2,14. В России к настоящему времени, по данным Госкомстата России, он уменьшился до 1,17. По оценкам экспертов, при сохранении такой демографической тенденции население России может уменьшиться до 100 млн. человек к 2020 году и до 50 - 55 млн. человек к 2075 году.

Город Ульяновск также не остался в стороне от общих негативных демографических процессов, происходящих в России.

Несмотря на общее снижение рождаемости, молодежь до 30 лет, тем не менее, продолжает оставаться самой репродуктивной частью и городского, и сельского населения. В Российской Федерации 83 процента детей рождаются в молодых семьях, где возраст матери составляет до 30 лет. Поэтому при формировании демографической политики следует особое внимание уделять этой возрастной категории.

Как показали социологические исследования, в качестве основных причин, по которым молодые семьи не желали иметь детей, в подавляющем большинстве случаев назывались две причины: отсутствие перспектив получения (приобретения) жилья и низкий уровень доходов. Первая из указанных причин формулировалась не как собственно отсутствие жилья, а именно как отсутствие перспектив получения жилья. Следовательно, для изменения жизненной установки молодых семей необходимо найти решение вышеуказанных проблем.

Удельный вес молодежи в общей численности города Ульяновска составляет 33 процента от числа всей молодежи.     

ЧИСЛЕННОСТЬ МОЛОДЕЖИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА

                                               

(тыс. чел.)

Возраст  

На     
1 января  
1999 г.  

Прирост-
убыль   
1998 -  
1999 гг.  

На    
1 января
2000 г.  

Прирост-
убыль   
1999 -  
2000 гг.  

На    
1 января
2001 г.  

Прирост-
убыль  
2000 -  
2001 гг.

14 - 16 лет

36,8    

1,5    

37,7   

0,8    

38,1   

0,4   

17 - 19 лет

32,3    

0,4    

33,3   

0,9    

35,2   

1,5   

20 - 24 года

50,1    

0,8    

51,2   

0,6    

52,1   

0,9   

25 - 30 лет

59,1    

-0,5    

58,1   

-0,4    

58,2   

-0,3   

Все         
группы      
молодежи    
14 - 30 лет

179,0   

2,1    

181,0   

2     

183,7   

2,8   



Динамика статистических показателей позволяет говорить о тенденции роста доли молодежи среди населения города за последние пять лет. Таким образом, молодежь как потенциал привлечения финансовых ресурсов и возможного участия в строительстве составляет почти четверть населения и даже имеет тенденцию роста. С другой стороны, рост численности молодежи (как части населения с наименее удовлетворительными условиями проживания) усугубляет положение с  обеспеченностью жильем, что усиливает деструктивную роль молодежи в обществе.

Жилищная проблема была и остается одной из наиболее сложных и острых для населения города Ульяновска, особенно актуальной она является для молодых семей. Сегодня в очередях на улучшение жилищных условий находятся более 200 молодых семей.

Более трети молодых семей живут в служебных квартирах, общежитиях, арендуют жилую площадь, проживают в коммунальных квартирах. Но и у тех, кто имеет собственное жилье (66 процентов), жилищные условия  зачастую неудовлетворительны, поскольку 22 процента молодых семей обеспечены менее 7 кв. м жилой площади на одного проживающего, что ниже учетной нормы постановки в очередь на улучшение жилищных условий.

Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита.

Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства.

Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в стране. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан России позволит сформировать экономически активный слой населения.

3. Обоснование необходимости решения проблемы программными методами


Проблема обеспечения молодых семей жильем требует незамедлительного решения. В условиях ухудшения демографической ситуации нужна продуманная система стимулирования рождаемости и повышения продолжительности жизни.

Для решения данной проблемы требуются участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с другими организациями, работающими в области решения жилищных проблем, что обуславливает необходимость применения программных методов.

4. Основные цели и задачи программы


Основной целью программы является предоставление муниципальной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Основными задачами программы являются:

- предоставление молодым семьям - участникам программы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома;

- создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Основными принципами реализации программы являются:

- добровольность участия в программе молодых семей;

- признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета Ульяновской области и муниципального бюджета при улучшении жилищных условий в рамках программы только один раз.

5. Сроки и этапы реализации программы


Сроки реализации программы: 2006 - 2010 годы. Первый этап (2006 год) включает:

- разработку и принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих работу программы;

- формирование организационно-исполнительного механизма реализации программы, в том числе выбор и утверждение уполномоченных структур и организаций - исполнителей программы;

- формирование ресурсного обеспечения программы (объемы, источники финансирования);

- формирование финансовых механизмов государственной поддержки молодых семей в приобретении или строительстве жилья;

- обеспечение жильем молодых семей в соответствии с механизмом реализации программы;

- отработка форм взаимодействия участников и исполнителей программы в приобретении и строительстве жилья;

- определение объемов строительства жилья для молодых семей;

- создание системы мониторинга реализации программы, жилищных и социально-бытовых проблем молодой семьи.

Второй этап (2007 - 2010 годы) включает:

- совершенствование и развитие созданной на первом этапе нормативно-правовой базы и механизмов реализации программы с учетом хода и итогов ее реализации на практике;

- обеспечение программы ресурсами;

- отработка механизмов строительства (приобретения) жилья за счет привлечения ресурсов различных источников:

- продолжение реализации программы.