Научный и научно-технический потенциал Ульяновской области включает в себя 17 научных организаций, 167 докторов и 981 кандидат наук. Ведущие научные учреждения: Научно-исследовательский институт атомных реакторов (НИИАР) в г. Димитровграде, Ульяновский НИИ сельского хозяйства, Ульяновский филиал Института радио и электротехники РАН, Ульяновский государственный университет (УлГУ), Ульяновский государственный технический университет (УлГТУ), Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия (УГСХА).
Выполненный объем научно-технических работ вырос за четыре года в 2,4 раза (с 1,1 млрд. рублей в 2000 году до 2,6 млрд. рублей в 2003 году). При этом численность исследователей осталась на прежнем уровне (8,6 тыс. человек, из них 34 доктора наук и 154 кандидата наук).
Одной из проблем остается недостаточный уровень освоения новых видов наукоемкой конкурентоспособной продукции. Число инновационно-активных предприятий в промышленности составляет 29, или 1 % к общему числу промышленных предприятий. Число использованных в производстве передовых технологий в Ульяновской области в 2003 году составило лишь 650 ед. (по России -127 000 ед.).
В отраслях агропромышленного комплекса слабо применяются ресурсосберегающие технологии, при этом научная база имеется значительная. Многие научные разработки ученых Ульяновской области внедрены в соседних регионах, тогда как непосредственно в области внедрение затруднено в силу недостаточного финансирования.
Основными направлениями инновационных исследований ученых в области являются:
- экономия теплопотребления объектами различного назначения и регионом в целом;
- разработка и производство технологий на базе диатомита (в качестве кормовых добавок, в качестве фильтровального порошка и др.);
- производство эффективных теплоизоляционных и кровельных материалов;
- генетика;
- селекция и семеноводство;
- ресурсосберегающие технологии.
В сфере науки и инноваций основными проблемами являются:
- неразвитость инфраструктуры инновационной деятельности, как производства знаний, так и коммерциализации научно-технических результатов;
- недостаточная связь науки и производства, трансфера знаний, недофинансирование прикладной науки;
- отсутствие системы обеспечения воспроизводства кадрового потенциала и приборной базы научных школ.
- отсутствие системы координации научной деятельности в масштабах региона.
- недостаточный уровень освоения новых видов наукоемкой конкурентоспособной продукции, незначительная доля инновационно - активных предприятий.
Описание проблем в разделе I подраздел 2 "Наука и инновации" (п.п.1.2.1-1.2.4 табл. 1.25).
Молодежная политика
На 1 января 2005 года в Ульяновской области проживали 367,5 тысячи молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляло 26% от общей численности городского населения, в сельской местности - 23% от общего числа сельского населения.
В период выполнения областной целевой программы "Молодежь" (2001-2004 годы) муниципальными и областными органами исполнительной власти совместно с органами по делам молодежи были заложены организационные основы государственной молодежной политики в Ульяновской области, отработаны механизмы ее реализации. В целях создания единой системы управления процессом реализации молодежной политики, улучшения работы аппарата органов управления по делам молодежи, выявления поддержки и формирования резерва управленческих кадров, а также в связи с необходимостью апробации различных форм взаимодействия с местными органами самоуправления и в соответствии с Уставом Ульяновской области, Законом Ульяновской области от 18.09.1996 N 006-ЗО "Об организации местного самоуправления в Ульяновской области", постановлением Главы администрации области от 02.11.2001 N 164 "О некоторых мерах, направленных на повышение эффективности реализации молодежной политики в Ульяновской области" главам городов и районов области было рекомендовано заключить с комитетом по делам молодежи администрации области соглашение о совместной деятельности по реализации молодежной политики, что позволило выстроить систему взаимодействия органов по делам молодежи городов и районов области. 14 ноября 2002 года был принят Закон Ульяновской области "Об основах молодежной политики в Ульяновской области", что дало возможность определить общие принципы создания организационных и социально-экономических механизмов осуществления молодежной политики.
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты по улучшению положения молодежи в области, в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности молодых людей сохраняется много вопросов, требующих решения на государственном уровне. Особенности социально-психологического самочувствия и поведения современной молодежи обуславливают необходимость организации всестороннего и поэтапного исследования молодежных проблем и дальнейшего развития сети служб социальной помощи подросткам и молодежи в их социализации. Требуют совершенствования и развития система нравственного воспитания молодежи и организация досуговых мероприятий, а с учетом потребностей современного общества - развитие молодежных центров.
Экологические и социально-психологические факторы, интенсивность которых в последние годы не снижается, отрицательно сказываются на здоровье молодых людей и подростков. Одной из причин снижения показателей их здоровья является неэффективность проводимых профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья подростков и молодежи, адаптацию к изменениям социальной, экономической, экологической, образовательной среде. Распространение наркомании, токсикомании, курения и алкоголизма среди подростков и молодежи требует принятия экстренных мер по противодействию потреблению наркотических средств и асоциальному поведению.
Особо нуждаются в поддержке молодые семьи. Как показывают результаты социологических опросов, среди причин, по которым молодые семьи не желают иметь детей, на первом месте стоит отсутствие перспектив на приобретение жилья. Так, из общего числа молодых семей, 800 состоят на учете в местных муниципалитетах и нуждаются в улучшении жилищных условий, из них 228 проживают в городе и 572 в сельской местности. Особенно актуален данный вопрос для молодых семей и молодых граждан, не имеющих значительных накоплений для приобретения нового жилья, но имеющих устойчивый, в потенциале растущий доход и которые не выйдут из трудоспособного возраста до окончания выплат по кредиту. В связи с этим разработан проект областной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2005-2010 годы, в рамках которой предусматривается формирование финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
На особом контроле органов занятости находится вопрос о трудоустройстве незащищенных слоев населения, куда входит и молодежь. Главой администрации области ежегодно принимается решение об установлении квот на предприятиях, в учреждениях и организациях Ульяновской области. За счет установленных квот только в 2004 году были трудоустроены 1211 молодых граждан в возрасте от 18 лет, 900 выпускников общеобразовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Всего же содействие в трудоустройстве всеми ведомствами по трудоустройству Ульяновской области оказано 4156 выпускникам различных образовательных учреждений. Организация студенческих отрядов - одна из оптимальных форм молодежной занятости, поскольку система эта самоорганизующаяся, самостабилизирующаяся. Государственным учреждением "Областной молодежный центр занятости" (ОМЦЗ), являющимся структурным подразделением комитета по делам молодежи администрации Ульяновской области, за лето 2004 года были трудоустроены более 900 человек. Из них 550 работали вожатыми, 250 - в сервисных отрядах, 40 - на стройплощадках, 70 - в сельхозотрядах.
Следует отметить и тот факт, что существует острая необходимость развития системы информирования молодежи о своих правах и возможностях. Необходима также информация широкой общественности о реализации молодежной политики в Ульяновской области. Для обеспечения доступной актуальной информации целесообразно развитие информационных центров. При участии комитета по делам молодежи администрации области создано государственное учреждение "Информационно-аналитический центр "Выбор".
В соответствии с основной целью государственной молодежной политики - создание социально-экономических, организационных правовых условий и гарантий для социального становления молодых граждан, их наиболее полной самореализации - возникает необходимость поэтапной корректировки существующей нормативной базы ее дополнения и обновления.
Динамика статистических показателей позволяет говорить о тенденции роста доли молодежи среди населения области за последние пять лет. Таким образом, молодежь как потенциал привлечения финансовых ресурсов и возможного участия в строительстве, составляет почти четверть населения и даже имеет тенденцию роста. С другой стороны, рост численности молодежи (как часть населения с наименее удовлетворительными условиями проживания) усугубляет положение с обеспеченностью жильем, что усиливает деструктивную роль молодежи в обществе.