Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 28 июня 2012 г. N 566
"О Концепции разработки геоинформационного ресурса
 (геоинформационной системы) Республики Татарстан
 по всем видам чрезвычайных ситуаций"

(с изменениями на 30 сентября 2013 года)

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:   

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 сентября 2013 г. N 701

____________________________________________________________________



Во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера", Основ государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 15 ноября 2011 года N Пр-3400, а также в целях повышения эффективности системы комплексного обеспечения безопасности территории Республики Татарстан, качества предупреждения и управления в кризисных и чрезвычайных ситуациях, обеспечения безопасности объектов XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию разработки геоинформационного ресурса (геоинформационной системы) Республики Татарстан по всем видам чрезвычайных ситуаций (далее - Концепция).

2. Определить Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан ответственным за координацию работ по реализации Концепции.

3. Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан:

совместно с Министерством информатизации и связи Республики Татарстан и заинтересованными органами исполнительной власти Республики Татарстан до 15 июля 2012 года внести в Кабинет Министров Республики Татарстан проект плана мероприятий по реализации Концепции;

совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан до 1 августа 2012 года разработать и внести в Кабинет Министров Республики Татарстан проект технического задания на разработку геоинформационного ресурса (геоинформационной системы) Республики Татарстан по всем видам чрезвычайных ситуаций.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - министра информатизации и связи Республики Татарстан Р.А. Шайхутдинова.

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

          

Концепция
разработки геоинформационного Ресурса (геоинформационной системы) Республики Татарстан по всем видам чрезвычайных ситуаций
(утв. постановлением КМ РТ от 28 июня 2012 г. N 566)

     
I. Введение


Геоинформационный ресурс (геоинформационная система) Республики Татарстан по всем видам чрезвычайных ситуаций (далее - ГИС ЧС РТ) разрабатывается как территориально распределенная автоматизированная информационно-управляющая система, предназначенная для сбора, хранения и представления оперативной и текущей информации, реализованная как единое информационное пространство, обеспечивающее логическую согласованность, полноту, позиционную и временную точность, достоверность всех видов пространственных данных.

Настоящая Концепция определяет цели, задачи, состав, структуру, основные принципы и направления работ по созданию и развитию геоинформационных технологий в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) в Республике Татарстан.

Концепция разработана во исполнение пункта 2.1 протокола совместного заседания Координационного совещания по обеспечению правопорядка в Республике Татарстан и Антитеррористической комиссии в Республике Татарстан от 19.10.2011 N 5/26АК "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности на опасных производственных объектах г. Казани при подготовке к XXVII Всемирной летней универсиаде 2013 года".

Концепция разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

Федеральный закон от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне";

Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ;

Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

Федеральный закон от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности";

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 4-ФЗ "О полиции";

Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне";

Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации от 9 сентября 2000 года N Пр-1895;

Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 года N 1244-р;

Концепция Федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 года N 1314-р;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 года N 1815-р "О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)";

приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 августа 2009 года N 496 "Об утверждении Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.05.2009 N 361 "Об обеспечении безопасности объектов XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани в период их строительства, реконструкции и эксплуатации";

постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.03.2010 N 166 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по телефонному номеру "112" на территории Республики Татарстан на основе единой государственной информационной системы "ГЛОНАСС+112";

постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.06.2011 N 530 "О порядке сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обмена и оповещения органов государственной власти и организаций, расположенных на территории Республики Татарстан".

II. Краткая характеристика рисков возникновения ЧС, присущих территории Республики Татарстан


Республика Татарстан расположена в центре Российской Федерации на Восточно-Европейской равнине, в месте слияния двух крупнейших рек - Волги и Камы, входит в Приволжский федеральный округ. Республика граничит: на севере - с Кировской областью и Удмуртской Республикой, на северо-западе - с Республикой Марий Эл, на западе - с Чувашской Республикой, на юге - с Ульяновской, Самарской и Оренбургской областями, на востоке - с Республикой Башкортостан.

Общая площадь республики составляет 67836,2 кв. км. Протяженность территории - 290 км с севера на юг и 460 км с запада на восток.

Республика Татарстан состоит из 43 муниципальных районов и 2 городских округов. Столица республики - г. Казань. К группам по гражданской обороне отнесены 9 городов: Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Бугульма, Зеленодольск, Лениногорск, Нижнекамск, Чистополь, Елабуга.

Республика Татарстан занимает уникальное транспортно-географическое положение в европейской части России: по ее территории проходят ключевые магистральные железнодорожные и водные пути, автомобильные дороги и воздушные трассы, обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров во всех направлениях.

Транспортный комплекс Республики Татарстан объединяет 6 видов транспорта (автомобильный, городской электрический, внутренний водный, воздушный, трубопроводный, железнодорожный) и дорожное хозяйство.

Промышленный профиль республики определяют топливная и нефтехимическая отрасли промышленности (добыча нефти, производство синтетического каучука, шин, полиэтилена и широкого спектра продуктов переработки нефти), крупные машиностроительные предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию (вертолеты, самолеты и авиадвигатели, тяжелые грузовики, компрессоры, нефте- и газоперекачивающее оборудование), развитое электро- и радиоприборостроение.

Обеспечение энергией и теплоснабжение объектов экономики и населения республики осуществляет ОАО "Татэнерго". В состав энергосистемы республики входят 10 действующих электростанций, совокупная электрическая мощность которых составляет 6836 МВт, тепловая - 14655 Гкал/час. В Республике Татарстан ежегодно производится порядка 23 млрд. кВтч электрической и 30 млрд. Гкал тепловой энергии.

Газоснабжение отраслей экономики и населения республики обеспечивает ООО "Газпром трансгаз Казань", которое эксплуатирует 5100 км магистральных газопроводов, в том числе 400 км продуктопроводов, 180 газораспределительных станций и 1 компрессорную станцию.

Количество потенциально опасных объектов:

радиационно опасные - 1;

химически опасные - 57;

взрывоопасные - 209;

пожароопасные - 621;

биологически опасные - 1;

взрывопожароопасные - 1153;

гидротехнические сооружения (пруды с объемом свыше 1,0 млн. куб. метров) - 91.

Количество критически важных объектов федерального уровня - 68.

Количество критически важных объектов республиканского уровня - 192.

По территории республики проходит 8422 км трубопроводов.

Наиболее вероятными ЧС техногенного характера являются пожары, дорожно-транспортные происшествия, происшествия на речном, железнодорожном и авиационном транспорте, взрывы зданий и сооружений, утечка химически опасных веществ, ядохимикатов и нефтепродуктов, аварии на трубопроводах, аварии на объектах жилищно-коммунального комплекса и энергетики, аварии на гидротехнических сооружениях, совершение террористического акта.

Для населения республики магистральные трубопроводы наиболее опасны в местах и на участках их пересечения с транспортными магистралями, для природы - в местах перехода трубопроводов через водные преграды.

Наиболее вероятными ЧС природного характера являются сильные паводки, природные пожары, ураганные ветры, град, заморозки, засухи, сильные снегопады, ледяной дождь. Вследствие этих ЧС может быть нанесен значительный ущерб населению, сельскому хозяйству, жилым и производственным зданиям, природной среде.

В зоны возможных лесных и торфяных пожаров попадают 92 населенных пункта, 34 садоводческих объединения, 64 объекта отдыха населения, потенциально опасных объектов нет.

При неблагоприятных условиях прохождения паводка в зону возможных подтоплений попадают 235 населенных пунктов, в которых проживают 18806 человек, 6960 жилых домов, 25 объектов экономики, 8 больниц, 32 детских дошкольных учреждения, 54 объекта социально-бытового значения, 109,91 км автодорог, 59 мостов и мостовых переходов, 192,5 км линий электропередач и 141,6 км линий связи.

Сильные снегопады, ледяные дожди могут вызвать массовые аварии на трансформаторных подстанциях и линиях электропередач сельских потребителей, увеличение количества ДТП и прочих аварий.

В результате воздействия различных сезонных циклических явлений (сильные паводки, лесные пожары, ураганные ветры, град, мокрый снег) на территории Республики Татарстан могут возникнуть ЧС, связанные с прекращением энергообеспечения потребителей вследствие аварий на линиях электропередач и трансформаторных подстанциях. В результате этого может быть нарушено устойчивое функционирование объектов производственной и социальной сферы, нанесен значительный ущерб населению и сельскому хозяйству. При сильных морозах наиболее часто подвержены авариям системы жизнеобеспечения населения.

Перечень рисков, присущих территории Республики Татарстан


Риски возникновения ЧС техногенного характера:

риски возникновения ЧС на объектах автомобильного, железнодорожного, воздушного и речного транспорта;

риски возникновения ЧС на потенциально опасных объектах (пожаро-, взрывоопасных, химически, радиационно и биологически опасных объектах);

риски возникновения аварий на системах жилищно-коммунального хозяйства, газопроводах, нефтепроводах, объектах энергоснабжения, водообеспечения, гидродинамических аварий, обрушения зданий (сооружений), совершения террористических актов, техногенных пожаров.

риски возникновения ЧС на складах Министерства обороны Российской Федерации.

Риски возникновения ЧС природного характера:

риски возникновения природных (лесных, торфяных, ландшафтных) пожаров, подтопления (затопления), ураганов, землетрясений, геологически опасных явлений, ледовых заторов на водных объектах, на акваториях в местах массового пребывания рыболовов.

Риски возникновения ЧС биолого-социального характера:

риски возникновения эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.

Риски возникновения ЧС и происшествий на туристических и экскурсионных маршрутах.

III. Существующая информационно-аналитическая система управления ЧС Республики Татарстан


Существующая информационно-аналитическая система управления ЧС (далее - Система), сложившаяся в Республике Татарстан, объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС.

Задача обеспечения условий для безопасной жизнедеятельности населения, предотвращения экологических бедствий и техногенных катастроф, предупреждения возникновения ЧС носит комплексный характер. Ее реализация требует системно увязанной координации действий органов, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС.

В основу повышения эффективности существующей Системы заложен принцип перехода от ликвидации последствий ЧС к предупреждению их возникновения путем применения информационных технологий мониторинга и прогнозирования ЧС, проведения превентивных мероприятий, оперативного оповещения населения о ЧС и эвакуации населения из опасных зон.

Технологическое оснащение Системы возможно путем создания и развития ГИС ЧС РТ с включением в нее всех расчетных задач по химически опасным, взрыво-, пожароопасным объектам и гидротехническим сооружениям.

Создание ГИС ЧС РТ обусловлено следующими факторами:

процесс управления ЧС требует качественного (с привлечением к работе узкопрофильных специалистов) и количественного обоснования принимаемых управленческих решений и визуального отображения ситуационной и динамической картины;

количественные методы обоснования решений и их визуализация требуют четко выстроенной системы получения информации, отображающей весь спектр рисков и опасностей, присущих территории Республики Татарстан и сопредельных субъектов Российской Федерации, как оперативного, так и планового характера;

легитимность результатов автоматизации процесса управления безопасностью населения и территорий должна быть официально подтверждена сертифицированными методиками расчетов;

оперативность получения расчетов обеспечивается техническим оснащением системы управления ЧС;

координация действий экстренных служб и ведомств, в полномочия которых входит обеспечение безопасности, обеспечивается созданием телекоммуникационной сети.

ГИС-технология объединяет традиционные операции при работе с базами данных, такими как запрос и статистический анализ, с преимуществами полноценной визуализации и пространственного анализа, что обеспечивает решение широкого круга задач. Эти задачи связаны с анализом, прогнозом и моделированием явлений и событий окружающего мира, с выявлением главных факторов и причин их возникновения, а также возможных последствий, с планированием стратегических решений и текущих последствий предпринимаемых действий.

Эффективное функционирование оперативного управления и координации действий в системе обеспечения безопасности возможно при наличии единой информационно-управляющей системы в данной сфере, деятельность которой подкреплена наличием необходимых законодательных и нормативных документов, предотвращающих торможение информационных потоков и потерю управления.

IV. Цели, задачи и основные принципы создания ГИС ЧС РТ


Цели создания ГИС ЧС РТ - снижение до минимального уровня риска воздействия на человека и территории факторов техногенного и природного характера, минимизация ущерба от кризисных ситуаций для населения страны и окружающей среды.

Основные задачи ГИС ЧС РТ:

обеспечение межведомственного взаимодействия и информационно-аналитической поддержки принятия решений для предупреждения, снижения рисков возникновения и ликвидации ЧС на основе сбора информации, моделирования развития ЧС и прогнозирования их последствий;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»