Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫМИ ПРИРОДНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2013 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 24.11.2014) (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.10.2023 N 1267)

1. Введение


Особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории обеспечивают существенный вклад в сохранение, восстановление и изучение экосистем, биологического и ландшафтного разнообразия, возобновляемых природных ресурсов, здоровой среды для жизни настоящего и будущего поколений людей, стабилизации экологической обстановки, экологическое просвещение населения, исследование природных процессов, выполнение международных обязательств Российской Федерации в сфере охраны природы.

В Республике Татарстан имеются 163 особо охраняемые природные территории различных категорий, статуса и режимов охраны, общая площадь которых 137,8 тыс. гектаров, что составляет около 2 процентов территории республики. Особо охраняемые природные территории федерального значения: федеральное государственное бюджетное учреждение "Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник" (10,09 тыс. гектаров) и федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Нижняя Кама" (26,6 тыс. гектаров), составляющие 26,6 процента от общей площади природно-заповедного фонда, расположенного в границах Республики Татарстан.

Региональные особо охраняемые природные территории представлены 25 государственными природными заказниками (далее - заказники) и 135 памятниками природы. Данные объекты природно-заповедного фонда образованы решениями исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан.

Особо охраняемые природные территории местного значения представлены городским лесом "Лебяжье", территориями Парка Победы и Центрального парка культуры и отдыха им. М.Горького общей площадью 3,5 тыс. гектаров.

Федеральная и региональные сети особо охраняемых природных территорий обеспечивают сохранение ресурсов, в том числе уникальных и невосполнимых, ценность которых в современном мире постоянно возрастает:

биосферный ресурс: сохранившиеся естественные экосистемы на территориях большого масштаба как важнейший механизм поддержания устойчивости биосферы всей планеты, стабилизации климата, обеспечения экологического баланса в регионах;

научный ресурс: разнообразие экосистем и их компонентов как объектов фундаментальных исследований и мониторинга, многолетние ряды наблюдений, труды ученых, получивших всероссийское признание;

эколого-просветительский ресурс: информация о природе, природопользовании, природных и культурных ландшафтах, оказавших влияние на формирование народов, проживающих на территории Татарстана, опыт успешной работы по экологическому просвещению и патриотическому воспитанию, а также в реализации моделей устойчивого жизнеобеспечения местного сельского населения;

рекреационный и туристический ресурс: наличие привлекательных природных и историко-культурных объектов, определенный опыт в развитии познавательного туризма, организованных зон отдыха населения без ущерба для охраняемых экосистем и ландшафтов;

эстетический и духовный ресурс: красота первозданной природы, культурных ландшафтов и возможность приобщения к ним граждан страны, что особенно важно в условиях роста урбанизации и возрастающего дефицита общения человека с природой.

Современная сеть особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан сохраняет более 70 процентов видов животных и растений, составляющих основу биологического разнообразия республики. Сохраняемые на них экосистемы обеспечивают окружающие пространства чистым, обогащенным кислородом воздухом, чистой водой, воспроизводят запасы охотничье-промысловых видов животных, полезных птиц и насекомых, ценных видов растений, которые распространяются на окружающие территории и тем предоставляют обществу "экосистемные услуги". Волжско-Камский заповедник и национальный парк "Нижняя Кама" вносят существенный вклад в социально-экономическое развитие муниципальных районов Татарстана, повышение уровня жизни сельского населения, в частности, через развитие познавательного туризма, содействие новым устойчивым формам природопользования и создание новых рабочих мест в сельской местности.

Особо охраняемые природные территории имеют особое значение для повышения уровня духовности и культуры нации, удовлетворения эстетических потребностей общества, воспитания патриотизма.

Теория и практика формирования объектов природно-заповедного фонда составляют специфическую природоохранную отрасль - заповедное дело, имеющее научные основы, федеральное и региональное правовое регулирование, свою структуру.

С учетом возрастания угроз природных катаклизмов, интенсивного освоения природных ресурсов и иных современных тенденций в экономике особо охраняемые природные территории и оказываемые ими экосистемные услуги будут все более востребованы обществом. Эффективное функционирование сети природно-заповедного фонда различных категорий - необходимое условие обеспечения устойчивого развития Татарстана в 3-м тысячелетии.

50-летняя история заповедного дела в Татарстане неразрывно вплетена в историю заповедного дела России и связана с именами ученых, имеющих мировую известность.

В настоящее время существует необходимость совершенствования системы особо охраняемых природных территорий для обеспечения их эффективного функционирования и развития в современных условиях. В число ключевых проблем, требующих незамедлительного решения, в сфере создания, развития и функционирования современной сети особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан входят:

недостаточность имеющихся материально-технических и финансовых ресурсов для обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий;

несовершенная правовая база управления системой особо охраняемых природных территорий, наличие противоречий в действующем законодательстве;

разграничение сфер ответственности за управление особо охраняемыми природными территориями между ведомствами и структурами разных уровней, отсутствие межведомственного и межсекторного взаимодействия в этой области.

Стратегия развития системы особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан разработана в соответствии с Законом Республики Татарстан от 22.04.2011 N 13-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы" и направлена на повышение эффективности функционирования системы природно-заповедного фонда Республики Татарстан. В документе учтены рекомендации Стратегии развития лесного хозяйства Республики Татарстан на период до 2018 года, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.02.2010 N 61 "Об утверждении Стратегии развития лесного хозяйства Республики Татарстан на период до 2018 года", Долгосрочной целевой программы "Развитие лесного хозяйства Республики Татарстан на 2011 - 2014 годы", утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.04.2011 N 355 "Об утверждении Долгосрочной целевой программы "Развитие лесного хозяйства Республики Татарстан на 2011 - 2014 годы".

Правовую основу Стратегии составляют Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Конституция Республики Татарстан, Экологический кодекс Республики Татарстан, акты Кабинета Министров Республики Татарстан.