Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 29 апреля 2011 г. N 355
"Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие
 лесного хозяйства Республики Татарстан на 2011-2014 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 30 июля 2013 года N 531

____________________________________________________________________


____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:      

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 2012 г. N 93

____________________________________________________________________


В целях реализации Стратегии развития лесного хозяйства Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.02.2010 N 61 "Об утверждении Стратегии развития лесного хозяйства Республики Татарстан на период до 2018 года" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие лесного хозяйства Республики Татарстан на 2011-2014 годы" (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан.

3. Министерству финансов Республики Татарстан предусмотреть финансирование мероприятий Программы, реализуемых за счет средств бюджета Республики Татарстан.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

     

Долгосрочная целевая программа
"Развитие лесного хозяйства Республики Татарстан на 2011-2014 годы"
(утв. постановлением КМ РТ от 29 апреля 2011 г. N 355)

     
Паспорт программы

Наименование программы

Долгосрочная целевая программа "Развитие лесного хозяйства Республики Татарстан на 2011-2014 годы" (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.02.2010 N 61 "Об утверждении Стратегии развития лесного хозяйства Республики Татарстан на период до 2018 года"

Государственный заказчик

Кабинет Министров Республики Татарстан

Государственный заказчик-координатор

Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан

Основной разработчик Программы

Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан

Цели Программы

Определение приоритетных направлений развития лесного хозяйства Республики Татарстан, сохранение и воспроизводство лесов как сырьевой базы, обеспечивающей потребности экономики и населения в древесной и недревесной продукции, и как важнейшего природоформирующего компонента окружающей природной среды на основе рационального и неистощительного лесопользования

Задачи Программы

1. Сохранение экологического и ресурсного потенциала лесов, их биологического разнообразия путем своевременного воспроизводства, поддержания состава и структуры лесного фонда, создания оптимальных экологических условий для сохранения жизнеспособности лесных популяций и видов растительного и животного мира;
2. Обеспечение охраны лесов от пожаров, защиты их от вредителей и болезней, поддержание санитарного состояния лесов, необходимого для их устойчивого развития;
3. Обеспечение устойчивого состояния лесных экосистем в условиях интенсивного антропогенного воздействия

Сроки и этапы реализации Программы

2011-2014 годы.
1 этап (2011-2012 гг.),
II этап (2013-2014 гг.)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (индикаторы оценки результатов) по годам и показатели бюджетной эффективности Программы

Сохранение покрытых лесом площадей:
(соотношение площадей лесов текущего года к предыдущему)
2011 год - 1,
2012 год - 1,
2013 год - 1,
2014 год - 1.
Сохранность лесов, выполняющих защитные функции, от общей площади лесов, процентов:
2011 год - 45,
2012 год - 45,
2013 год - 45,
2014 год - 45.
Освоение расчетной лесосеки, процентов:
2011 год - 28,
2012 год - 45,
2013 год - 70,
2014 год - 80.
Удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшая от пожаров, на территории Республики Татарстан, процентов:
2011 год - 0,006,
2012 год - 0,005,
2013 год - 0,004,
2014 год - 0,004

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы составляет 2316281,0 тыс.рублей с учетом прогноза цен на соответствующие годы, в том числе:
выделенные в установленном порядке средства федерального бюджета - 500800,0 тыс.рублей;
средства бюджета Республики Татарстан - 344000,0 тыс.рублей;
предполагаемые средства внебюджетных источников - 1471481,0 тыс.рублей

Год

Объем финансирования, тыс.рублей

Из бюджета Российской Федерации, тыс.рублей

Из бюджета Республики Татарстан, тыс.рублей

Из внебюджетных источников, тыс.рублей

2011

1206637

500800

344000

361837

2012

415841

-

-

415841

2013

374575

-

-

374575

2014

319228

-

-

319228

     
Введение


Введенный в действие с 1 января 2007 года Лесной кодекс Российской Федерации кардинальным образом изменил принципы ведения лесного хозяйства, разделил хозяйственные и контрольные функции управления лесным хозяйством, в связи с чем требуется изменение подходов к развитию лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса. Эти подходы являются комплексными, требующими межотраслевой координации, согласованного использования кадровых, финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов.

В своем Послании Государственному Совету Республики Татарстан в январе 2008 года Президент Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев поручил разработать четкую долгосрочную стратегию развития лесной отрасли в республике. Во исполнение указанного поручения Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан подготовлена и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.02.2010 N 61 утверждена Стратегия развития лесного хозяйства Республики Татарстан на период до 2018 года.

Лесной фонд Республики Татарстан представлен двумя категориями лесов: защитные - 48,0 процента и эксплуатационные - 52,0 процента от общей площади лесов республики.

Леса, выполняющие водоохранные, рекреационные и защитные функции на площади 302,0 тыс.гектаров, исключены из расчета рубок спелых и перестойных насаждений, что составляет 26,5 процента от покрытой лесом площади.

Леса Республики Татарстан расположены в двух лесорастительных зонах: зоне хвойно-широколиственных лесов и лесостепной зоне. Поэтому для них характерны как таежные, так и степные виды растительности и животных. По республике проходит южная граница естественного распространения ели и пихты, северная граница дуба и северо-восточная граница ясеня. В ведении Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан находится 96,6 процента общей площади лесов республики.

К лесам, не входящим в лесной фонд, относятся леса на землях Министерства обороны Российской Федерации, леса на землях населенных пунктов, леса на землях иных категорий и леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий.

Ведомственная принадлежность лесов




       Из покрытой лесом площади хвойные насаждения занимают 23,9 процента, твердолиственные - 16,8 процента (из них дубовые высокоствольные - 9,0 процента), мягколиственные - 58,6 процента и кустарники - 0,7 процента. Породный состав лесных насаждений республики разнообразен и представлен сосной - 16,4 процента, елью - 6,9 процента, дубом (высокоствольным и низкоствольным) - 14,7 процента, березой - 17,5 процента, осиной - 20,8 процента, липой мелколистной - 17,9 процента, прочих пород - 5,8 процента.

Распределение лесного фонда по группам пород




Средний возраст лесных насаждений составляет 46 лет. На долю молодняков приходится 26,4 процента, средневозрастных - 35,1 процента, приспевающих - 15,6 процента, спелых и перестойных - 22,9 процента покрытой лесом площади.

Особо охраняемые территории выделены и взяты под охрану на площади 13,4 тыс.гектаров, в их числе 38 лесных памятников природы и природных заказников республиканского значения.

Зеленые зоны выделены вокруг 22 городских и сельских поселений на площади 132,9 тыс.гектаров. Эти леса выполняют рекреационные функции. В последние годы интенсивно осваиваются для рекреации леса Пригородного, Зеленодольского, Нижнекамского, Елабужского, Приволжского, Лаишевского, Альметьевского, Бугульминского, Лениногорского, Азнакаевского и других лесничеств.

В среднем по республике ежегодно с 1 гектара покрытых лесом земель вырубается лишь 0,76 куб.метра ликвидной древесины, в то время как средний прирост на 1 га составляет 4,29 куб.метра.

В основном Республика Татарстан ввозит продукцию лесопромышленного комплекса из других регионов, это косвенно свидетельствует о том, что существуют резервы по увеличению переработки древесных ресурсов внутри Республики Татарстан.

Республика Татарстан относится к малолесным регионам России. Лесистость по республике составляет 17,4 процента, по районам она распределена крайне неравномерно и колеблется от 2,8 до 41,1 процента. Общая площадь лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, на 1 января 2010 г. составляет 1271,1 тыс.гектаров. Леса республики имеют многоцелевое значение, и режим пользования ими требует высокого уровня ведения лесного хозяйства.

Запасы лесных ресурсов, исчисленные при составлении лесохозяйственных регламентов, составляют 189,8 млн.куб.метров. Общий годовой объем заготовки древесины при всех видах рубок составляет 2352,0 тыс.куб.метров, в том числе при рубках спелых и перестойных лесных насаждений (установленная расчетная годовая лесосека по рубкам главного пользования) - 1455,9 тыс.куб.метров. Использование расчетной лесосеки за 2004-2009 годы составляло 22-44 процента (2009 год - 27,3 процента).

В лесном хозяйстве Республики Татарстан накопились проблемы, от решения которых зависит эффективное и рациональное использование лесных ресурсов Республики Татарстан при безусловном сохранении глобальной экологической значимости леса.

В связи с упразднением государственной лесной охраны в органах управления лесным хозяйством возникла проблема по охране лесов от незаконных порубок, а в весенне-летний период по своевременному выявлению очагов возгораний и тушению лесных пожаров.

Недостаточное финансирование лесного хозяйства, охраны и защиты лесов от пожаров отрицательно сказалось не только на выполнении установленных показателей, но и на технологическом уровне проведения лесохозяйственных мероприятий и состоянии лесов, что привело к резкому истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесной отрасли. Имеющиеся технические средства представлены в недостаточном количестве и сильно изношены. Сократились исследования по созданию теоретической и практической базы в области управления лесами, информатизации, мониторинга состояния лесов, сертификации лесной продукции, лесоустройства, применения дистанционных методов оценки состояния лесов, подверженных естественному и антропогенному воздействию.


1. Характеристика проблемы


Среди проблем лесного хозяйства в настоящее время наиболее острыми являются:

несвоевременное обеспечение восстановления не покрытых лесом земель лесного фонда;

ненадлежащее обеспечение охраны, защиты лесов от пожаров и вредителей;

существенное недоиспользование основного лесного ресурса и запасов спелых и перестойных лесов;

недостаточная точность оценки ресурсного потенциала лесов;

низкий технический уровень лесохозяйственного производства;

высокий износ основных производственных фондов;

дефицит кадрового состава;

низкая инновационная активность и инвестиционная привлекательность и в связи с этим недостаточное использование расчетной лесосеки.

Решение этих проблем требует координации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления по выработке мер поддержки эффективных инвестиционных проектов, выделению лесных ресурсов, подбору промышленных площадок, содействию в формировании социально-производственной инфраструктуры, а также по другим направлениям; проведения мероприятий по интенсификации ведения лесного хозяйства, подъема его на более высокий современный уровень, нового подхода к организации непрерывного многоцелевого использования лесов, применения новых технологий и прогрессивных методов инвентаризации лесных ресурсов и управления хозяйством в лесах.

Для решения таких сложных многоуровневых проблем целесообразно применить программно-целевой метод, позволяющий консолидировать усилия всех заинтересованных сторон, исключить параллельное решение одних и тех же задач, аккумулировать финансовые вложения из различных источников на решение наиболее проблемных вопросов.

В целях реализации Стратегии развития лесного хозяйства Республики Татарстан на период до 2018 года разработана настоящая Программа.

Риски в реализации Программы связаны со следующими основными факторами:

заниженное финансирование Программы;

нарушение научно обоснованной системы проведения лесохозяйственных мероприятий в республике;

влияние природных факторов (засуха, подтопления и резкое изменение уровня подземных вод);

опустынивание земель, водная и ветровая эрозия;

ухудшение экологической обстановки в республике.

Одним из важных рисков является потеря насаждений в результате пожаров, заболеваний, засухи, уничтожения их насекомыми и фитопатогенами.

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения


Основные факторы, обусловившие появление системных проблем в развитии лесного комплекса:

1. Представленность эксплуатационных запасов древесины в основном мягколиственными, низкотоварными древостоями.

2. Низкая точность учета лесных ресурсов.

3. Недостаточная эффективность системы управления лесным хозяйством и осуществления государственного лесного контроля и надзора.

4. Негативное влияние нефтехимического и промышленного производства, а также антропогенных факторов (высокие рекреационные нагрузки, лесные пожары, очаги вредителей и болезней) на лесной фонд.

5. Низкий уровень технической оснащенности лесохозяйственных работ.

6. Слаборазвитая сеть лесных дорог.

7. Нарушение биологического разнообразия лесов. В результате интенсивного освоения лесов изменяется их ресурсный и экологический потенциал, видовое разнообразие.

8. Недостаток мощностей по глубокой переработке древесины, способных переработать в конкурентоспособную продукцию низкокачественную, мягколиственную и тонкомерную древесину, а также древесные отходы лесозаготовок и деревообработки.

9. Недостаточная инновационная активность и инвестиционная привлекательность лесного комплекса.

10. Снижение престижности специальностей по лесному хозяйству из-за невысокого уровня заработной платы и низкого уровня социальных гарантий. Средний возраст специалистов, работающих в отрасли, - 47,2 года.

11. Недостаточная учебно-образовательная база по подготовке специалистов высшего звена.

12. Неудовлетворительное научное обеспечение лесного хозяйства.

Разрушена действовавшая ранее система опытных и специализированных предприятий лесного хозяйства, в которых осуществлялись внедрение и опытно-производственная проверка научных рекомендаций.

13. Нерешенность вопроса по порядку финансирования лесоустройства. До 2007 года организация проведения лесоустройства на землях лесного фонда относилась к полномочиям Российской Федерации, и лесоустроительные работы финансировались за счет средств федерального бюджета. Согласно Лесному кодексу Российской Федерации система лесоустройства значительно преобразована. Источниками финансирования выполнения работ и оказания услуг по лесоустройству в зависимости от их вида теперь могут быть средства соответственно федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований, внебюджетные источники финансирования, а также средства отдельных лесопользователей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»