ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2012 года N 234
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫМИ ПРИРОДНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2013 - 2015 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.08.2014 N 630, от 24.11.2014 N 904)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 9 октября 2023 года N 1267
____________________________________________________________________
В целях повышения эффективности управления особо охраняемыми природными территориями Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития и управления особо охраняемыми природными территориями Республики Татарстан на 2013 - 2015 годы (далее - Стратегия).
2. Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан до 01.06.2012 разработать и внести в Кабинет Министров Республики Татарстан проект плана реализации первого этапа Стратегии, до 01.06.2013 - проект плана реализации второго этапа Стратегии.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на отдел по вопросам использования недр, природных ресурсов и охраны окружающей среды Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.
И.о. Премьер-министра
Республики Татарстан
Р.Ф.МУРАТОВ
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫМИ ПРИРОДНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2013 - 2015 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.08.2014 N 630, от 24.11.2014 N 904)
Наименование стратегии | Стратегия развития и управления особо охраняемыми природными территориями Республики Татарстан на 2013 - 2015 годы (далее - Стратегия) |
Основание для разработки Стратегии | Программа социально-экономического развития Республики Татарстан, утвержденная Законом Республики Татарстан от 22.04.2011 N 13-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы" |
Разработчик Стратегии | Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан |
Цель Стратегии | Сохранение естественных экологических систем, ландшафтного и биологического разнообразия, повышение экологической безопасности Республики Татарстан |
Задачи Стратегии | Обеспечение территориального развития системы особо охраняемых природных территорий, формирования региональной экологической сети |
Повышение эффективности системы управления особо охраняемыми природными территориями | |
Обеспечение нормативного правового обеспечения и современной научной поддержки развития и функционирования системы особо охраняемых природных территорий | |
Создание условий для развития туристической деятельности на особо охраняемых природных территориях | |
Активизация и укрепление сотрудничества в области особо охраняемых природных территорий | |
Повышение уровня просвещения и информированности общественности, местных жителей в области особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан и обеспечение участия общественности, местных жителей в управлении данными территориями | |
Сроки и этапы реализации Стратегии | I этап: 2013 год |
Ожидаемые результаты Стратегии | Увеличение доли земель, отведенных под особо охраняемые природные территории, от площади Республики Татарстан на 0,15 процента; внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о границах всех особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан; сокращение количества правонарушений на особо охраняемых природных территориях Республики Татарстан; создание условий для познавательного туризма населения на объектах природно-заповедного фонда; обустройство экскурсионных маршрутов на территориях государственных природных заказников для ознакомления жителей и гостей республики с природным и историческим наследием Республики Татарстан; получение современных фундаментальных и прикладных научных знаний в области экологии, биологии, географии, экономики природопользования; эффективное функционирование репрезентативной системы комплексного мониторинга экологических систем на особо охраняемых природных территориях; повышение уровня просвещения и информированности общественности в области природоохранных территорий |
Особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории обеспечивают существенный вклад в сохранение, восстановление и изучение экосистем, биологического и ландшафтного разнообразия, возобновляемых природных ресурсов, здоровой среды для жизни настоящего и будущего поколений людей, стабилизации экологической обстановки, экологическое просвещение населения, исследование природных процессов, выполнение международных обязательств Российской Федерации в сфере охраны природы.
В Республике Татарстан имеются 163 особо охраняемые природные территории различных категорий, статуса и режимов охраны, общая площадь которых 137,8 тыс. гектаров, что составляет около 2 процентов территории республики. Особо охраняемые природные территории федерального значения: федеральное государственное бюджетное учреждение "Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник" (10,09 тыс. гектаров) и федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Нижняя Кама" (26,6 тыс. гектаров), составляющие 26,6 процента от общей площади природно-заповедного фонда, расположенного в границах Республики Татарстан.
Региональные особо охраняемые природные территории представлены 25 государственными природными заказниками (далее - заказники) и 135 памятниками природы. Данные объекты природно-заповедного фонда образованы решениями исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан.
Особо охраняемые природные территории местного значения представлены городским лесом "Лебяжье", территориями Парка Победы и Центрального парка культуры и отдыха им. М.Горького общей площадью 3,5 тыс. гектаров.
Федеральная и региональные сети особо охраняемых природных территорий обеспечивают сохранение ресурсов, в том числе уникальных и невосполнимых, ценность которых в современном мире постоянно возрастает:
биосферный ресурс: сохранившиеся естественные экосистемы на территориях большого масштаба как важнейший механизм поддержания устойчивости биосферы всей планеты, стабилизации климата, обеспечения экологического баланса в регионах;
научный ресурс: разнообразие экосистем и их компонентов как объектов фундаментальных исследований и мониторинга, многолетние ряды наблюдений, труды ученых, получивших всероссийское признание;
эколого-просветительский ресурс: информация о природе, природопользовании, природных и культурных ландшафтах, оказавших влияние на формирование народов, проживающих на территории Татарстана, опыт успешной работы по экологическому просвещению и патриотическому воспитанию, а также в реализации моделей устойчивого жизнеобеспечения местного сельского населения;
рекреационный и туристический ресурс: наличие привлекательных природных и историко-культурных объектов, определенный опыт в развитии познавательного туризма, организованных зон отдыха населения без ущерба для охраняемых экосистем и ландшафтов;
эстетический и духовный ресурс: красота первозданной природы, культурных ландшафтов и возможность приобщения к ним граждан страны, что особенно важно в условиях роста урбанизации и возрастающего дефицита общения человека с природой.
Современная сеть особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан сохраняет более 70 процентов видов животных и растений, составляющих основу биологического разнообразия республики. Сохраняемые на них экосистемы обеспечивают окружающие пространства чистым, обогащенным кислородом воздухом, чистой водой, воспроизводят запасы охотничье-промысловых видов животных, полезных птиц и насекомых, ценных видов растений, которые распространяются на окружающие территории и тем предоставляют обществу "экосистемные услуги". Волжско-Камский заповедник и национальный парк "Нижняя Кама" вносят существенный вклад в социально-экономическое развитие муниципальных районов Татарстана, повышение уровня жизни сельского населения, в частности, через развитие познавательного туризма, содействие новым устойчивым формам природопользования и создание новых рабочих мест в сельской местности.
Особо охраняемые природные территории имеют особое значение для повышения уровня духовности и культуры нации, удовлетворения эстетических потребностей общества, воспитания патриотизма.
Теория и практика формирования объектов природно-заповедного фонда составляют специфическую природоохранную отрасль - заповедное дело, имеющее научные основы, федеральное и региональное правовое регулирование, свою структуру.
С учетом возрастания угроз природных катаклизмов, интенсивного освоения природных ресурсов и иных современных тенденций в экономике особо охраняемые природные территории и оказываемые ими экосистемные услуги будут все более востребованы обществом. Эффективное функционирование сети природно-заповедного фонда различных категорий - необходимое условие обеспечения устойчивого развития Татарстана в 3-м тысячелетии.
50-летняя история заповедного дела в Татарстане неразрывно вплетена в историю заповедного дела России и связана с именами ученых, имеющих мировую известность.
В настоящее время существует необходимость совершенствования системы особо охраняемых природных территорий для обеспечения их эффективного функционирования и развития в современных условиях. В число ключевых проблем, требующих незамедлительного решения, в сфере создания, развития и функционирования современной сети особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан входят:
недостаточность имеющихся материально-технических и финансовых ресурсов для обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий;
несовершенная правовая база управления системой особо охраняемых природных территорий, наличие противоречий в действующем законодательстве;
разграничение сфер ответственности за управление особо охраняемыми природными территориями между ведомствами и структурами разных уровней, отсутствие межведомственного и межсекторного взаимодействия в этой области.
Стратегия развития системы особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан разработана в соответствии с Законом Республики Татарстан от 22.04.2011 N 13-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы" и направлена на повышение эффективности функционирования системы природно-заповедного фонда Республики Татарстан. В документе учтены рекомендации Стратегии развития лесного хозяйства Республики Татарстан на период до 2018 года, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.02.2010 N 61 "Об утверждении Стратегии развития лесного хозяйства Республики Татарстан на период до 2018 года", Долгосрочной целевой программы "Развитие лесного хозяйства Республики Татарстан на 2011 - 2014 годы", утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.04.2011 N 355 "Об утверждении Долгосрочной целевой программы "Развитие лесного хозяйства Республики Татарстан на 2011 - 2014 годы".
Правовую основу Стратегии составляют Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Конституция Республики Татарстан, Экологический кодекс Республики Татарстан, акты Кабинета Министров Республики Татарстан.
На современном этапе развитие и совершенствование сети особо охраняемых природных территорий является одной из приоритетных задач. Развитию и формированию природно-заповедного фонда на научной основе и законодательной базе послужило создание в 1960 году Волжско-Камского заповедника.
Географическое положение, природные условия и особенности экономического развития Республики Татарстан способствовали активному освоению ее ресурсов и трансформации природно-территориальных комплексов. Татарстан как индустриальный, агропромышленный и культурный регион одним из первых субъектов Российской Федерации избрал ключевым элементом природоохранной политики сохранение национального ландшафта, заняв активную позицию в совершенствовании системы природно-заповедного фонда и формировании эколого-обеспечивающего каркаса. Исследования в области экологии ландшафтов и биоразнообразия позволили сделать вывод, что обеспечить надежное будущее уязвимых экосистем республики возможно путем объединения территорий, обладающих высокой ценностью с природоохранной точки зрения, в единую устойчивую экологическую сеть. Такая концепция природоохранных служб нашла серьезную поддержку со стороны всех ветвей власти в республике. В течение последнего десятилетия вопросам формирования природоохранной политики Президентом Республике Татарстан и Правительством республики уделяется большое внимание.
В настоящее время в Республике Татарстан два объекта занимают верхнюю строку в иерархии различных категорий особо охраняемых природных территорий в Республике Татарстан. Это федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Нижняя Кама" и федеральное государственное бюджетное учреждение "Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник", являющиеся примерами пересечения федерального и регионального интересов в сфере охраны окружающей природной среды.
Основоположники заповедного дела России считали, что наиболее эффективными охраняемыми природными территориями могут быть крупные по площади участки (Г.А.Кожевников, 1924). Зарубежные исследователи в этой сфере полагают, что в перспективе лучшей стратегией охраны природы будет сохранение целых экосистем значительного размера и разнообразных местообитаний, чтобы поддерживать репрезентативность биоты и трофической структуры (Е.Д.Соколов, 1997). Однако это не означает, что маленькие резерваты не представляют интереса и бесполезны для специфических целей, как, например, сохранение местообитаний некоторых эндемиков или мест гнездования колониальных птиц. В республике целый ряд памятников природы служат примерами этого:
Корсинская колония серой цапли - 0,5 гектара;
Утинская сурковая колония - 50 гектаров;
Казанкинский ботанический (видовой) заказник по сохранению адониса весеннего - 5 гектаров.
В таблице 1 отражено распределение особо охраняемых природных территорий в Республике Татарстан по размерным группам.
Максимальная площадь, га | Памятники природы | Природные заказники | ||
Количество | % | Количество | % | |
1 | 9 | 8,5 | - | - |
10 | 33 | 31,1 | 3 | 12,0 |
100 | 39 | 36,8 | 2 | 8,0 |
1000 | 20 | 18,9 | 8 | 32,0 |
2000 | 4 | 3,8 | 2 | 8,0 |
3000 | - | - | 1 | 4,0 |
4000 | 1 | 0,9 | - | - |
5000 | - | - | 1 | 4,0 |
6000 | - | - | 2 | 8,0 |
7000 | - | - | 1 | 4,0 |
10000 | - | - | 3 | 12,0 |
15000 | - | - | 1 | 4,0 |
18000 | - | - | 1 | 4,0 |