Недействующий

 
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 22 марта 2012 года N 234

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫМИ ПРИРОДНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2013 - 2015 ГОДЫ

 (в ред. Постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.08.2014 N 630, от 24.11.2014 N 904)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 9 октября 2023 года N 1267

____________________________________________________________________

В целях повышения эффективности управления особо охраняемыми природными территориями Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития и управления особо охраняемыми природными территориями Республики Татарстан на 2013 - 2015 годы (далее - Стратегия).

2. Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан до 01.06.2012 разработать и внести в Кабинет Министров Республики Татарстан проект плана реализации первого этапа Стратегии, до 01.06.2013 - проект плана реализации второго этапа Стратегии.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на отдел по вопросам использования недр, природных ресурсов и охраны окружающей среды Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.

И.о. Премьер-министра
Республики Татарстан
Р.Ф.МУРАТОВ





Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 22 марта 2012 года N 234

     

 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫМИ ПРИРОДНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2013 - 2015 ГОДЫ

 (в ред. Постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.08.2014 N 630, от 24.11.2014 N 904)

Паспорт Стратегии развития и управления особо охраняемыми природными территориями Республики Татарстан на 2013 - 2015 годы

Наименование стратегии

Стратегия развития и управления особо охраняемыми природными территориями Республики Татарстан на 2013 - 2015 годы (далее - Стратегия)

Основание для разработки Стратегии

Программа социально-экономического развития Республики Татарстан, утвержденная Законом Республики Татарстан от 22.04.2011 N 13-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы"

Разработчик Стратегии

Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан

Цель Стратегии

Сохранение естественных экологических систем, ландшафтного и биологического разнообразия, повышение экологической безопасности Республики Татарстан

Задачи Стратегии

Обеспечение территориального развития системы особо охраняемых природных территорий, формирования региональной экологической сети

Повышение эффективности системы управления особо охраняемыми природными территориями

Обеспечение нормативного правового обеспечения и современной научной поддержки развития и функционирования системы особо охраняемых природных территорий

Создание условий для развития туристической деятельности на особо охраняемых природных территориях

Активизация и укрепление сотрудничества в области особо охраняемых природных территорий

Повышение уровня просвещения и информированности общественности, местных жителей в области особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан и обеспечение участия общественности, местных жителей в управлении данными территориями

Сроки и этапы реализации Стратегии

I этап: 2013 год
II этап: 2014 - 2015 годы

Ожидаемые результаты Стратегии

Увеличение доли земель, отведенных под особо охраняемые природные территории, от площади Республики Татарстан на 0,15 процента;

внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о границах всех особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан;

сокращение количества правонарушений на особо охраняемых природных территориях Республики Татарстан;

создание условий для познавательного туризма населения на объектах природно-заповедного фонда;

обустройство экскурсионных маршрутов на территориях государственных природных заказников для ознакомления жителей и гостей республики с природным и историческим наследием Республики Татарстан;

получение современных фундаментальных и прикладных научных знаний в области экологии, биологии, географии, экономики природопользования;

эффективное функционирование репрезентативной системы комплексного мониторинга экологических систем на особо охраняемых природных территориях;

повышение уровня просвещения и информированности общественности в области природоохранных территорий

     

1. Введение


Особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории обеспечивают существенный вклад в сохранение, восстановление и изучение экосистем, биологического и ландшафтного разнообразия, возобновляемых природных ресурсов, здоровой среды для жизни настоящего и будущего поколений людей, стабилизации экологической обстановки, экологическое просвещение населения, исследование природных процессов, выполнение международных обязательств Российской Федерации в сфере охраны природы.

В Республике Татарстан имеются 163 особо охраняемые природные территории различных категорий, статуса и режимов охраны, общая площадь которых 137,8 тыс. гектаров, что составляет около 2 процентов территории республики. Особо охраняемые природные территории федерального значения: федеральное государственное бюджетное учреждение "Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник" (10,09 тыс. гектаров) и федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Нижняя Кама" (26,6 тыс. гектаров), составляющие 26,6 процента от общей площади природно-заповедного фонда, расположенного в границах Республики Татарстан.

Региональные особо охраняемые природные территории представлены 25 государственными природными заказниками (далее - заказники) и 135 памятниками природы. Данные объекты природно-заповедного фонда образованы решениями исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан.

Особо охраняемые природные территории местного значения представлены городским лесом "Лебяжье", территориями Парка Победы и Центрального парка культуры и отдыха им. М.Горького общей площадью 3,5 тыс. гектаров.

Федеральная и региональные сети особо охраняемых природных территорий обеспечивают сохранение ресурсов, в том числе уникальных и невосполнимых, ценность которых в современном мире постоянно возрастает:

биосферный ресурс: сохранившиеся естественные экосистемы на территориях большого масштаба как важнейший механизм поддержания устойчивости биосферы всей планеты, стабилизации климата, обеспечения экологического баланса в регионах;

научный ресурс: разнообразие экосистем и их компонентов как объектов фундаментальных исследований и мониторинга, многолетние ряды наблюдений, труды ученых, получивших всероссийское признание;

эколого-просветительский ресурс: информация о природе, природопользовании, природных и культурных ландшафтах, оказавших влияние на формирование народов, проживающих на территории Татарстана, опыт успешной работы по экологическому просвещению и патриотическому воспитанию, а также в реализации моделей устойчивого жизнеобеспечения местного сельского населения;

рекреационный и туристический ресурс: наличие привлекательных природных и историко-культурных объектов, определенный опыт в развитии познавательного туризма, организованных зон отдыха населения без ущерба для охраняемых экосистем и ландшафтов;

эстетический и духовный ресурс: красота первозданной природы, культурных ландшафтов и возможность приобщения к ним граждан страны, что особенно важно в условиях роста урбанизации и возрастающего дефицита общения человека с природой.

Современная сеть особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан сохраняет более 70 процентов видов животных и растений, составляющих основу биологического разнообразия республики. Сохраняемые на них экосистемы обеспечивают окружающие пространства чистым, обогащенным кислородом воздухом, чистой водой, воспроизводят запасы охотничье-промысловых видов животных, полезных птиц и насекомых, ценных видов растений, которые распространяются на окружающие территории и тем предоставляют обществу "экосистемные услуги". Волжско-Камский заповедник и национальный парк "Нижняя Кама" вносят существенный вклад в социально-экономическое развитие муниципальных районов Татарстана, повышение уровня жизни сельского населения, в частности, через развитие познавательного туризма, содействие новым устойчивым формам природопользования и создание новых рабочих мест в сельской местности.

Особо охраняемые природные территории имеют особое значение для повышения уровня духовности и культуры нации, удовлетворения эстетических потребностей общества, воспитания патриотизма.

Теория и практика формирования объектов природно-заповедного фонда составляют специфическую природоохранную отрасль - заповедное дело, имеющее научные основы, федеральное и региональное правовое регулирование, свою структуру.

С учетом возрастания угроз природных катаклизмов, интенсивного освоения природных ресурсов и иных современных тенденций в экономике особо охраняемые природные территории и оказываемые ими экосистемные услуги будут все более востребованы обществом. Эффективное функционирование сети природно-заповедного фонда различных категорий - необходимое условие обеспечения устойчивого развития Татарстана в 3-м тысячелетии.

50-летняя история заповедного дела в Татарстане неразрывно вплетена в историю заповедного дела России и связана с именами ученых, имеющих мировую известность.

В настоящее время существует необходимость совершенствования системы особо охраняемых природных территорий для обеспечения их эффективного функционирования и развития в современных условиях. В число ключевых проблем, требующих незамедлительного решения, в сфере создания, развития и функционирования современной сети особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан входят:

недостаточность имеющихся материально-технических и финансовых ресурсов для обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий;

несовершенная правовая база управления системой особо охраняемых природных территорий, наличие противоречий в действующем законодательстве;

разграничение сфер ответственности за управление особо охраняемыми природными территориями между ведомствами и структурами разных уровней, отсутствие межведомственного и межсекторного взаимодействия в этой области.

Стратегия развития системы особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан разработана в соответствии с Законом Республики Татарстан от 22.04.2011 N 13-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы" и направлена на повышение эффективности функционирования системы природно-заповедного фонда Республики Татарстан. В документе учтены рекомендации Стратегии развития лесного хозяйства Республики Татарстан на период до 2018 года, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.02.2010 N 61 "Об утверждении Стратегии развития лесного хозяйства Республики Татарстан на период до 2018 года", Долгосрочной целевой программы "Развитие лесного хозяйства Республики Татарстан на 2011 - 2014 годы", утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.04.2011 N 355 "Об утверждении Долгосрочной целевой программы "Развитие лесного хозяйства Республики Татарстан на 2011 - 2014 годы".

Правовую основу Стратегии составляют Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Конституция Республики Татарстан, Экологический кодекс Республики Татарстан, акты Кабинета Министров Республики Татарстан.

2. Анализ состояния системы особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан

     

На современном этапе развитие и совершенствование сети особо охраняемых природных территорий является одной из приоритетных задач. Развитию и формированию природно-заповедного фонда на научной основе и законодательной базе послужило создание в 1960 году Волжско-Камского заповедника.

Географическое положение, природные условия и особенности экономического развития Республики Татарстан способствовали активному освоению ее ресурсов и трансформации природно-территориальных комплексов. Татарстан как индустриальный, агропромышленный и культурный регион одним из первых субъектов Российской Федерации избрал ключевым элементом природоохранной политики сохранение национального ландшафта, заняв активную позицию в совершенствовании системы природно-заповедного фонда и формировании эколого-обеспечивающего каркаса. Исследования в области экологии ландшафтов и биоразнообразия позволили сделать вывод, что обеспечить надежное будущее уязвимых экосистем республики возможно путем объединения территорий, обладающих высокой ценностью с природоохранной точки зрения, в единую устойчивую экологическую сеть. Такая концепция природоохранных служб нашла серьезную поддержку со стороны всех ветвей власти в республике. В течение последнего десятилетия вопросам формирования природоохранной политики Президентом Республике Татарстан и Правительством республики уделяется большое внимание.

В настоящее время в Республике Татарстан два объекта занимают верхнюю строку в иерархии различных категорий особо охраняемых природных территорий в Республике Татарстан. Это федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Нижняя Кама" и федеральное государственное бюджетное учреждение "Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник", являющиеся примерами пересечения федерального и регионального интересов в сфере охраны окружающей природной среды.

Основоположники заповедного дела России считали, что наиболее эффективными охраняемыми природными территориями могут быть крупные по площади участки (Г.А.Кожевников, 1924). Зарубежные исследователи в этой сфере полагают, что в перспективе лучшей стратегией охраны природы будет сохранение целых экосистем значительного размера и разнообразных местообитаний, чтобы поддерживать репрезентативность биоты и трофической структуры (Е.Д.Соколов, 1997). Однако это не означает, что маленькие резерваты не представляют интереса и бесполезны для специфических целей, как, например, сохранение местообитаний некоторых эндемиков или мест гнездования колониальных птиц. В республике целый ряд памятников природы служат примерами этого:

Корсинская колония серой цапли - 0,5 гектара;

Утинская сурковая колония - 50 гектаров;

Казанкинский ботанический (видовой) заказник по сохранению адониса весеннего - 5 гектаров.

В таблице 1 отражено распределение особо охраняемых природных территорий в Республике Татарстан по размерным группам.

Таблица 1

     

Распределение особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан по размерным группам <*>

Максимальная площадь, га

Памятники природы

Природные заказники

Количество

%

Количество

%

1

9

8,5

-

-

10

33

31,1

3

12,0

100

39

36,8

2

8,0

1000

20

18,9

8

32,0

2000

4

3,8

2

8,0

3000

-

-

1

4,0

4000

1

0,9

-

-

5000

-

-

1

4,0

6000

-

-

2

8,0

7000

-

-

1

4,0

10000

-

-

3

12,0

15000

-

-

1

4,0

18000

-

-

1

4,0

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»